Цели: обобщить и проверить знания детей по изученному разделу;
Развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности,
умение работать с дополнительной литературой;
Воспитывать любовь родному краю, к природе и развивать чувство ответственности.
Вступительная беседа.
Сегодня мы с вами на уроке повторим полученные знания по разделу «Мой родной край».
Урок проведем в виде игры: заочное путешествие по родному краю. Будем путешествовать под девизом: (Слайд 2)
«Наблюдай и восхищайся,
Изучай и береги!»
Интересная игра сегодня у нас,
К ней готовился каждый из вас.
Чтоб победить, надо много знать,
Уметь думать, логически рассуждать.
Я надеюсь, что все ваши знания по окружающему миру, по математике, по чтению понадобятся во время путешествия.
1.Как называется наша страна? На экране слайд Россия
Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
- Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!
2. Кто президент нашей страны? Слайд Портрет президента.
1.Главный город нашей страны? Слайд г. Москвы
2. Какие крупные реки протекают в нашей стране? (Волга, Лена, Енисей, Обь.)
1.Главные символы нашей страны? Слайд герб, флаг, гимн.
Ребята у каждой страны есть гимн, а гимн это торжественная песня, она звучит на праздниках, открытии спортивных соревнований, и его слушают стоя в знак уважения к своей Родине. Прошу встать (звучит гимн России)
а) Мой край расположен на ...
б) Наши соседи ...
в) На территории края текут реки ...
г) У нас есть города ... Главный город края ...
д) Добывают полезные ископаемые ...
е) Почвы ...
ж) Развиты отрасли растениеводства ...
з) Отрасли животноводства ....
и) Мой край дает стране .
« Викторина»
Всего представлено 5 тем, в каждой по 6 вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос даётся 1 балл. Темы:
1.Водоёмы:
1.Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой. (озеро, море, пруд) 2.Какие водоёмы относятся к естественным? (Канал, озеро, водохранилище). 3.На каком водохранилище построена самая мощная в Иркутской области ГЭС? 4.Какая река протекает в нашем крае? 5.Куда впадает река Ангара? 6.Какое значение имеют водоёмы в природе и жизни людей?
2. Почвы.
1. Слой земли, на котором растут растения? 2.Какие почвы самые плодородные? 3.Какие почвы преобладают в нашем крае? 4.Что делают для охраны почв? 5.Как правильно распахивать поля? 6. Как называют горы, которых не должно быть?
3. Полезные ископаемые.
1.Какое полезное ископаемое добывают в Иркутской области? 2. Какое полезное ископаемое состоит из зёрен полевого шпата, кварца и слюды? 3. Какие строительные материалы добывают в нашем крае? 4. Почему подземные богатства надо охранять? 5. Самое ценное полезное ископаемое, добываемое в нашем крае? 6.Густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом. Хорошо горит.
4. Отрасли растениеводства.
1. Какая отрасль не относится к растениеводству? 2.Что такое плодоводство? 3. Какая культура из перечисленных относится и к полеводству, и к овощеводству? 4. Какие культуры выращивают у нас на полях? 5. Полевое растение, из зёрен которого получают муку и пекут чёрный хлеб? 6. Кругла, как шар; красна, как кровь; вкусна, как мёд. Это плодовое растение есть в саду у каждого из нас.
5. Отрасли животноводства.
1. Какая отрасль животноводства не развита в нашем посёлке? 2. Какая порода свиней самая распространённая в нашем крае? 3. Какое животное относится к крупному рогатому скоту? 4. Каких животных разводят ради тёплого, красивого меха, лёгкого пуха и вкусного мяса? 5. Каких птиц разводят в подворьях жители нашей области? 6. Какая отрасль животноводства развивается на пасеках?
Физкультминутка.
Станция "Экологическая".
- Придумай и нарисуй условные знаки:
а) Нельзя распахивать склоны вдоль.
б) Умеренно использовать удобрения и ядохимикаты.
в) Нельзя ловить бабочек и стрекоз.
г) Нельзя мыть в водоёмах транспортные средства.
д) Нельзя ловить раков, прудовиков, двустворчатых моллюсков.
Подведение итогов урока. Блиц-игра. (Проводится во время подсчёта набранных баллов.)
– «Живые фильтры» водоема –
– Детеныши лягушки –
– Санитары водоема –
– Враги колорадского жука –
– Овраги, заросшие травой –
– Из чего сделана Александровская колонна? –
– Свойство глины –
– Самые плодородные почвы –
– Перечислите ярусы леса –
– Основные обитатели луга –
– Растение, плавающее на поверхности воды –
– Водяной строитель –
– Целебная ягода болота –
– Из какого растения ткут полотно? –
– Где разводят крошечных лошадей? –
Учащиеся проверяют выполненные задания с помощью презентации. Награждаются победители. Выставляются оценки.
Итог урока.
Молодцы ребята, вы очень хорошо справились со всеми конкурсами и заданиями.
Елена Осмоловская
Князева Наталья Борисовна
Абраменко Елена Владимировна
Ирина