ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК
«РОДНОЙ КРАЙ – ЗНАЙ, ЛЮБИ И ОХРАНЯЙ!»
/СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ/
Подготовили:
Рыжая Раиса Николаевна, воспитатель
/высшая квалификационная категория/
Чернявская Оксана Михайловна, музыкальный руководитель
/высшая квалификационная категория/
Охранять природу – значит охранять Родину.
М.Пришвин
Цель: Воспитание экологической культуры дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
-
формировать основы экологической
-
формировать знания о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
Развивающие:
-
развивать умение наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
-
формировать навыки рационального природоиспользования;
Воспитательные:
-
воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы;
-
воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
В МБДОУ ЦРР детский сад №51 «Родничок» был проведен праздник «Край донской, край родной - знай, люби и охраняй!»
Организаторы: Рыжая Раиса Николаевна, воспитатель, Чернявская Оксана Михайловна, музыкальный руководитель
Форма работы: экологический праздник
Введение
Проведение массовых экологических мероприятий играет большую роль в экологическом образовании и воспитании, так как через непосредственное участие в такой деятельности ребенок лучше и глубже может понять и запомнить изучаемый материал. Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Наша работа с детьми в рамках этого проекта как раз и помогла углубить, расширить, закрепить знания ребёнка о родном крае, его обитателям, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. Инициаторы и организаторы данного мероприятия: воспитатель Рыжая Р.Н., музыкальный руководитель Чернявская О.М.. Результатом этой деятельности стало то, что дети проявили активность и творчество в проведении различных мероприятий. Интерес возник уже на подготовительном этапе, так как ребята изучали интересные загадки, стихи, вопросы о природе, сказки, рисовали рисунки, делали поделки, писали письма (эссе) вместе с родителями Природе, готовили и шили костюмы к театрализованному представлению, высаживали деревья. Предельное внимание и живой интерес, проявленные в ходе мероприятия, позволяют сделать вывод о том, что содержание праздника опирается на интересы ребят.
Таким образом, цели и задачи, поставленные при проведении данного экологического праздника, были достигнуты.
Актуальность: Дети дошкольного возраста не достаточно владеют знаниями по экологии, не всегда умеют применять их на практике. Они слабо осознают последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой. Но дети – это неутомимые исследователи, которые хотят все знать, все понять, во всем разобраться, они смотрят на происходящее с восторгом и удивлением. Поэтому активность детей является основной формой их жизнедеятельности, необходимым условием развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста творческого потенциала.
Новизна: Введение в праздник новых героев – «Эколят» - друзей и защитников Природы, которые помогают детворе подружиться с Природой, понять и полюбить её; которые своим примером мотивируют ребят на бережное отношение к природе.
Значимость: Данное мероприятие позволяет на практике применить полученные ранее знания, позволяет детям более полно раскрепоститься, реализовать свои умственные и творческие способности, проявить активность; это мероприятие вызывает интерес у ребят к родному краю, желание больше узнать об особенностях того места, где дети живут, вызывает желание оберегать хрупкую природу своей малой Родины; а так же повысить экологическую культуру не только детей, но и взрослых.
Действующие лица:
Фея Природы.
Шалун
Тихоня
Ёлочка
Умница
Речка
Ход мероприятия:
Голос: Здравствуйте, ребята! Я - Фея Природы. Я приглашаю вас праздник – «Край родной - знай, люби и охраняй!». Хотите там побывать? Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу попадёте на праздник.
Приготовились. Встали. …
На праздник попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закройте глаза и сделайте шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Раз, хлопок, два, хлопок,
И вот уж виден зелёный лужок,
Шумит, шумит в реке вода,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
(Открывается занавес)
Фея Природы. Наш праздник «Край родной - знай, люби и охраняй!» начинается! Сегодня у вас в гостях «Эколята» – друзья и защитники Природы. Встречайте!
Под музыку появляются сказочные герои: «Эколята» – друзья и защитники Природы» Все:Здравствуйте, друзья!
Шалун. Меня называют Шалуном. Я люблю веселые игры, которых сам знаю много, а еще люблю узнавать все новое и неизвестное.
Тихоня. Меня зовут Тихоня. Я тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает мне поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. Я очень люблю красоту, особенно цветы!
Елочка. Я – Елочка. Я весёлая и общительная. Люблю поговорить о том, о сём. Все вы меня, наверно, помните, когда я приходила к вам перед Новым годом на проект, где мы защищали живые елочки. Как вы уже поняли, я очень люблю деревья.
Умница. Я – Умница. Называют меня так потому, что я самая серьезная, много чего знаю, люблю рассказывать разные интересные истории, потому что люблю читать; из всех своих друзей я самая старшая.
Вместе: Мы – эколята, молодые защитники природы!
Елочка. А вы хотите пополнить ряды эколят?
(Ответы детей)
Умница. Чтобы стать эколятами нужно:
Шалун: Знать и любить родной край;
Тихоня: Беречь и охранять Природу;
Елочка: Заботиться о ее обитателях.
Умница: Мы хотим узнать о вашей малой Родине: о природе, о животных вашего края, о том, как вы помогаете охранять природу.
Ребёнок. Вы на карту посмотрите, Кагальник на ней найдите, потому что здесь наш дом. Мы в Донском краю живем!
Умница. Дорогие ребята, расскажите нам «Эколятам» о своем родном Донском крае, нам будет очень интересно?
(Рассказ детей о родном крае.)
Шалун. Сейчас мы проверим, знаете ли вы рыб, которые водятся в Дону.
Игра «Поймай в Дону рыбу»
Фея Природы. Молодцы, ребята знают и умеют ловить рыб, которые водятся на Дону, а когда запрещается рыбу ловить? Чем можно ловить рыбу?
Ответы детей: (Рыбу нельзя ловить в период нереста, разрешено удочкой, запрещено спиннингом, сетью)
Тихоня. Какие птицы и животные живут в Донском краю, знаете?
Презентация «Птицы и животные Донского края»
(Ответы детей)
Тихоня. Молодцы, ребята! Знаете птиц и животных, а как вы заботитесь о них?
(Рассказы детей)
Ёлочка. Как приятно, что есть такие заботливые ребята! А я предлагаю поиграть в игру.
Игра «Кем (чем) был, кем (чем) стал».
Детям раздаются карточки. Обратная сторона карточек определенного цвета. Дети объединяются в группы по цвету карточек. На обратной стороне картинка. Вы должны посовещаться и выложить цепочку. Чем был и чем стал.
Икринка – малёк – рыба.
Яйцо – Цыплёнок – курица.
Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – растение (одуванчик).
Жёлудь – росток – дуб.
Ёлочка. И здесь вы справились с заданием.
Ребёнок. Мы приглашаем вас на лужок.
Сценка «Цветы и Бабочки»
Цветок. Цветы лесные, полевые,
Прекрасны мы, когда живые
Но если нас сорвать, то ясно
Завянем мы, краса угаснет.
Ромашка: Я белая ромашка
Скромный беленький цветок,
Что из жёлтого кармашка
Уронила лепесток.
Василек: Я, красавец василёк,
Гордый полевой цветок!
С голубой резной короной,
Как король, но нет там трона
Я цвету, все лето
Ярким цветом, синим цветом.
Знает каждый из ребят:
Я — реки и неба брат
Одуванчик: Я ароматный одуванчик —
Золотисто-жёлтый мальчик,
На высокой тонкой ножке,
Встал у краешка дорожки.
Отражаю солнца свет.
И киваю всем: «Привет!»
Вместе: Не рвите цветы, не рвите –
Пусть будет нарядной земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, одуванчиковые,
И ромашковые поля!
Ребенок. Мы цветы не губим, нет, не собираем их в букет. Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты,
(все) Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
(все) И не будет красоты!
(вылетают бабочки)
Бабочки: Мы каждый день вокруг порхаем
В работе устали не знаем:
Бабочка 1. Пыльцу цветков мы переносим,
А вас мы очень-очень просим
Нас не пугать и не ловить,
Чтоб мы могли спокойно жить!
Бабочка 2. Мы привлекательны, красивы,
Но просим помнить, что должны вы
На нас лишь издали смотреть.
Ах, как нам нравится лететь
К цветам, на речку и на луг,
И, сделав там над ними круг,
Припав к цветку, нектар попить.
Цветы мы можем сохранить:
У одного пыльцу возьмем
И на другой перенесем
Умница: Все цветные бабочки полезны как опылители. Некоторые растения опыляются только бабочками. Не разрешайте ловить цветных бабочек для забавы.
Тихоня. Ребята, посмотрите историю «Приключение на речке» и оцените поступки героев.
Ведущий: Жила-была речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселая, любила, когда к ней приходили гости.
Речка: Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: рыбы, раки, птицы, и жуки, а сколько цветов на лугу! Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада!
Ведущий: И вот однажды к реке в гости пришла семья мама, папа, мальчик Ваня и девочка Маша. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, загорать и купаться.
Папа: Сначала надо развести костер, потом закину сеть, буду ловить рыбу.
Мама: А я пойду, нарву букет цветов, правда, они быстро вянут, ну ничего потом выбросим.
Маша. А я возьму сачок, и буду ловить разноцветных бабочек.
Ваня: А я буду вытаскивать из реки улиток и ракушек.
- Мама, я разбил улиток камнем, чтобы посмотреть, что там внутри.
- Мама, я поймал лягушку и убил ее, потому что я не люблю лягушек.
-А большого черного жука я раздавил.
(Семья собирается домой)
Папа: Выброшу пустые банки в речку.
Мама: А я выброшу в кусты грязные пакеты и цветы, они совсем завяли.
Ведущий: Когда отдыхающие ушли, голубая Речка стала грустной и больше не звала к себе гостей.
Речка: Текла, извивалась, блестела
Я меж зеленых лугов.
А стала мутной и грязной
От мусора, банок и дров.
Слили заводы отходы.
Погибли лягушки и рыбы.
Не выпить воды ключевой,
Не искупаться в воде речной.
Обсуждение по вопросам:
– Какой была речка до прихода Вани, Маши и их родителей? (Речка была чистой и прозрачной.)
– Почему речка стала грустной?
– Как обидели Речку и ее жителей? (Они загрязнили речку, вытащили из нее много ракушек, разбили их, убили лягушку и т. д.)
– Как бы поступили вы?
– Куда надо было деть мусор? (Весь мусор надо было унести домой или закопать у дороги.)
Умница. Давайте, ребята, поможем Реке, уберём мусор и расставим на берегу природоохранные знаки, на которых указано, что запрещается делать во время отдыха на реке.(Дети убирают мусор, расставляют знаки по берегам реки.)
Ребёнок. Речка, мы приготовили тебе подарок, наш танец!
Танец «Реченька»
Река. Спасибо, ребята! Я думала, мне придется погибнуть среди мусора, а вы спасли меня и развеселили! Теперь все, кто придет ко мне в гости, будут знать, как себя вести, и я останусь чистой и прозрачной! Вы мне очень помогли, давайте будем друзьями! Я угощаю вас чистой, целебной водой. (Река приносит поднос со стаканами с чистой водой и раздает детям).
Ведущий. Ребята, давайте поблагодарим Реку за чистую, целебную воду. К сожалению, на Земле остается все меньше и меньше пресной воды. Мы должны беречь наши реки, чтобы они всегда были прозрачными и чистыми. Спасибо, Река!
Фея Природа. Нет, нет, в природе не может быть разрушительных действий. Человек несёт ответственность за свои поступки, иначе может случиться то, о чём донской писатель А.Скрипов поведал в сказке «Поречни и жемчуг».
Шалун, Тихоня, Ёлочка, Умница. Ребята, давайте вместе послушаем, как интересно!
Фея Природа. Когда-то на Дону жили такие сказочные животные – поречни, похожие на сусликов. Давным-давно казаки нарушили зароки данные поречням ?
- жемчуг брать только для украшений;
- третью часть добытого жемчуга отдавать в казну на прокормление сирот, слабых стариков и голодающих людей;
- нас, поречней, не обижать;
И поречни ушли с Дона туда, где людям ещё незнакома жадность. Вот и собралась тогда казачья дружина на круг и порешила охранять животных, птиц, рыб, насекомых. Для того, чтобы сохранить природу для грядущих поколений.
Умница: В Донском крае проводится большая работа по охране растительного и животного мира. На территории Ростовской области созданы заповедники, заказники. Многие животные, птицы, рыбы, насекомые охраняются особо, потому что их на земле осталось очень мало, они занесены в Красную книгу.
Я приглашаю вас в виртуальное путешествие по заповедным местам Ростовской области.
(Презентация «Заповедные места Донского края)
Тихоня: Как интересно! А вам, ребята, понравилось виртуальное путешествие?
Ёлочка. Ребята, проверим, как вы знаете правила поведения в природе? Давайте поиграем в игру: «Если я приду на лужок». Я буду называть вам действия, а вы отвечайте. Если буду говорить о хороших поступках, говорим «ДА», если о плохих, то говорим «НЕТ».
Игра «Если я приду на лужок»
Если я приду на лужок и сорву ромашку? (нет)
Если я конфету съем и выброшу бумажку? (нет)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Шалун. Игра «Кто как кричит? Я вызову одного из группы, назову ему на ухо какое-нибудь животное. Вы должны будете вслух озвучить это животное, то есть сказать, как это животное кричит. Остальные отгадывают.
Тихоня: Игра «Пантомима». А сейчас вы будете не говорить, а показывать животное. Ну, кто смелый? (Животные: заяц, лягушка, кошка, птичка). Ну, здорово вы умеете показывать животных. У меня так никогда не получится.
Умница. Получится, получится! Игра «Летает – не летает». Умница называет животных. Если летает – дети машут руками, как крыльями. Умница старается запутать детей. Животные: бабочка, пчела, комар, медведь, воробей, ворона, корова, ласточка, таракан, стрекоза.
Ведущий: Видите, Эколята, как много животных и насекомых живет в нашем Донском краю. А на всей планете Земля их гораздо больше.
Ребенок:
Планета Земля щедра и богата,
Горы, леса и поля - дом наш, ребята!
Развеем над ним и тучи, и дым,
В обиду его никому не дадим.
Беречь надо птиц, насекомых, зверей,
Давайте будем добрей!
Украсим всю Землю садами, цветами –
Такая планета нужна нам с вами.
Ребенок: Деревья, трава, цветок и птица, Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они - На планете мы останемся одни. Мы, люди, порой не храним, что имеем, Не щадим, уничтожаем, не жалеем!
Эколята призывают ребят к созданию тематического стенда «Природа - это сказка!». (Приложение 2) Выставка рисунков, поделок, композиций.
Тихоня: Дети, вы все – молодцы, и я очень горжусь вами.
Умница. Молодцы, вы все показали, что хорошо знаете природу своего Донского края, любите и умеете ее беречь.
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать,
И относиться бережно, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая! (Елена Смирнова)
(Мы пишем письмо Природе с детьми и родителями, приложение 7)
1 ребенок: Рыбы, птицы, звери в душу людям смотрят.
И как будто просят: пожалейте нас!
2 ребенок: Ведь море без рыб - не море,
3 ребенок: Ведь небо без птиц - не небо,
4 ребенок: Земля без зверей не земля,
Все вместе: А нам без земли нельзя.
Эколята. Люди! Оглянитесь вокруг.
Как природа истинно прекрасна.
Ей нужна забота ваших рук
Чтобы красота её не гасла!
Умница. Вы настоящие эколята-дошколята!
Клятва "Эколят - дошколят"
Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.
Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев
наших меньших!
Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения,
высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор
всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все
возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Исполнение «Гимна Эколят – Молодых защитников Природы».
Была проведена вместе с родителями экскурсия в музей дельты Дона – музей казачества, этнографии и культуры Приазовья ЮНЦ РАН
Наши дошкольники совершили увлекательное путешествие в мир науки, посетив береговую научно-экспедиционную базу ЮНЦ РАН. Посетили аквакомплекса для выращивания рыб, В аквариальном комплексе нас ждала встреча с живой легендой – осетровыми рыбами. Экскурсоводы рассказали нам о том, как когда-то неисчислимые косяки осетров, белуг и севрюг принесли мировую славу Приазовью. Теперь эти мощные представители донской фауны стали исчезающими видами и как это случилось, а также о том, что можно сделать и что уже делается учеными Южного научного центра для возрождения сокровищ донской дельты.
В ДОУ ЦРР детский сад №51 «Родничок» был проведен экологический праздник "Край родной, знай, люби и охраняй», в котором участвовали дети старшей и подготовительной группы.
Дети попали в увлекательное путешествие вместе с героями эколятами: Тихоней, Елочкой, Шалуном, Умницей, которые решили выяснить их знания о родном крае, отношение к родному краю и поведении на природе. Дети побывали в на экологической полянке, где увидели сценку, «Цветы и бабочки». Ребята проследили эволюционные цепочки лягушки, рыбы, растений. В увлекательной игре «Если я приду на лужок» ребята закрепили правила поведения в природе. Расставили экологические предупреждающие знаки. В течение всего праздника звучала музыка, ребята исполнили песни «Мы хотим, чтоб птицы пели», «Экологи», подарили речке танец «Речка. Результатом проведенного мероприятия стало: проявление эмоциональной отзывчивости на происходящее (негативные эмоции на разбросанный мусор, уничтоженных бабочек, улиток, жуков, лягушек), выработали практический навык правильного и безопасного поведения на лугу, возле речки, (убрали мусор на берегу речки), дети научились креативно подходить к решению проблемных ситуаций. Самым интересным было произнесение торжественной клятвы Эколят, посвящение в «Эколята-дошколята» и торжественное награждение медалями-эмблемами эколят, так сказочные герои Шалун, Тихоня, Ёлочка,Умница приняли всех ребят в ряды эколят-дошколят.
Праздник прошел весело, дети показали свои знания о родном крае, его обитателях,
Литература
Интернет-ресурсы:
1.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения – 6.11.2016).
4.Дорошина И.Г. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС [Электронный ресурс] / И.Г.Дорошина //Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/02/17/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v-povsednevnoy (дата обращения – 6.11.2016).
http://эколята.рф/obrazy-skazochnykh-geroev-yekolyat/(дата обращения – 6.11.2016)
.http://эколята.рф/proekt-molodye-zashhitniki-prirody/klyatva/(дата обращения – 6.11.2016)
Голубчикова Светлана Сергеевна
Рыжая Марина Владимировна
Мастина Ольга Валерьевна
Мастина Ольга Валерьевна