Календарно-тематическое планирование «Люби и знай родной край»

4
0
Материал опубликован 4 March 2017 в группе

Люби и знай родной край

Пояснительная записка.

   Изучению экологии своего края, особо охраняемых природных территорий, уделяется незаслуженно мало внимания. Что собой представляет Орловская область? Какое влияние оказывает окружающая среда на живые организмы? Каково экологическое состояние Орловской области? Каковы особо охраняемые природные территории нашего региона? Эти и другие вопросы недостаточно представлены в содержании школьного образования, что определяет актуальность изучения природы своего края в виде учебной программы кружка «Юный натуралист». К тому же, в рамках урочной учебной программы недостаточно времени для осуществления более широкой и разнообразной практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.

Программа реализуется в кружке «Юный натуралист», который посещают обучающиеся 6 класса.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности.

Дата проведения план/факт

Тема занятия

Тип занятия

Кол.

часов

Деятельность обучающихся

Введение- - 1 ч.

1

   

Введение (1 ч)

Вводный

1

Изучают правила поведения на занятиях кружка в кабинете, на экскурсиях, при проведении практических работ. Участвуют в игре «Выборы» (распределение поручений). Участвуют в игре «Пойдем в мой край»

Тема 1. «Общая характеристика Царства Растений» - 7 ч.

2

   

Особенности строения растительного организма.

Обычный

1

Изучают по комнатным растениям, гербарным экземплярам строение растений. Закладывают опыты к урокам биологии по изучению всхожести семян и условий прорастания семян

3

   

Экскурсия 1. Разнообразие растений в окрестностях школы

Экскурсия

1

Изучают разнообразие жизненных форм растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы; учатся вести полевой дневник и проводить фенологические наблюдения

4

   

Практическая работа 1 «Сбор семян дикорастущих растений»

Практическая работа

1

Собирают семена дикорастущих растений для подкормки зимующих птиц; собирают поврежденные листья и другие органы растений.

5

   

Изготовление коллекции «Типы повреждений растений»

Проектная деятельность

1

Участвуют в коллективной работе по изготовлению коллекции. Закладка опытов к урокам биологии по теме «Корень» (изучение геотропизма и пикировки, 6 кл.). Закладка опыта по выращиванию плесневых грибов (5 кл.)

6

   

Изготовление поделок из природного материала «Прекрасная пора – очей очарованье».

Проектная деятельность

1

Проект. Делают поделки из природного материала к празднику «Золотая осень».

Закладывают опыты по изучению фотосинтеза, дыхания, испарения воды листьями

7

   

Подготовка к празднику «Золотая осень»

Обычный

1

Участвуют в репетиции. Закладывают опыты по изучению передвижения веществ по стеблю

8

   

Осенние явления в жизни природы

Экскурсия

1

Участвуют в экскурсии, проводят фенологические наблюдения, выполняют задания в парах.

 

Тема 2. «Растения нашего края и их охрана» - 16 ч.

9

   

Водоросли. Мхи. Хвощи. Плауны.

Практическая работа

1

Изучают гербарий, заслушивают сообщения обучающихся «Значение водорослей», «Значение мхов». «Хвощи», «Плауны» Практическая работа 2. «Организация и проведение мониторинга с помощью мхов на территории села» (групповое задание). Изучают растения Красной Книги Орловской области. Использование презентации и гербария.

Участвуют в командной игре (узнать растение по описанию, назвать растение по гербарию и рисунку, распределить растения по отделам)

10

   

Папоротники Орловской области.

Обычный

1

Изучение папоротников по гербарию, чтение дополнительной литературы о древних папоротниках, ознакомление с растениями Красной Книги Орловской области, просмотр презентации, изучение коллекции «Каменный уголь»

11

   

Голосеменные растения.

Экскурсия

1

Экскурсия 3 в окрестности школы «Голосеменные растения». Проводят фенологические наблюдения.

Практическая работа 3. «Изучение состояния хвои древесных

растений как одного из показателей чистоты воздуха».

12

   

Хвойные растения нашей местности.

Обычный

1

Изучение хвойных растений Мещерской ЛООС и Шатиловского леса, заслушивание сообщений об их истории, рассматривание коллекций «Шишки и хвоя голосеменных растений». Участвуют в командной игре (отгадывании загадок, кроссворда, ребусов и т.д. об изученных растениях).

13

   

Покрытосеменные растения Орловской области.

Лабораторная работа

1

Выступление кружковцев с сообщениями о растениях, охране природы. Выставка научно-популярной литературы.

Лабораторная работа «Определение и описание растений по определительным карточкам»

14

   

Культурные растения

Обычный

1

Выступают с сообщениями о культурных растениях сада, поля, огорода. Смотрят презентацию «Работы селекционеров Орловской области по выведению новых сортов». Изучают коллекции семян культурных растений и коллекции «Сорта томатов» и др.

15

   

Дикорастущие растения

Обычный

1

Изучают презентацию о растениях национального парка «Орловское Полесье». Сообщение обучающихся «О чем говорят названия растений». Слушают рассказ учителя и рассматривают альбом «Национальный парк «Орловское Полесье». Решают познавательные задачи.

16

   

Ядовитые растения

Обычный

1

Изучение растений данной группы по открыткам, литературным источникам, просмотр презентации «Будьте с ними осторожны!». Игра «Узнай растение по описанию»

17

   

Лекарственные растения

Обычный

1

Изучение растений данной группы по открыткам, литературным источникам, просмотр презентации. Изучение рецептов для оказания первой помощи пострадавшим. Создание коллективного проекта «Аптека на подоконнике»

18

   

Растения Красной книги Орловской области.

Обычный

1

Сообщение школьников об одном растении Красной книги Орловской области. Демонстрация презентаций выпускницы школы Измалковой Елены о растениях д. Пасынки, и Серкерова Расула ,обучающегося 7 класса, «Растения Красной книги д. Благодать» Викторина «Знаете ли вы?»

19

   

Цветочно-декоративные растения

Обычный

1

Слушают рассказ учителя о роли цветочно-декоративных растений в оформлении территорий. Смотрят презентацию о видах оформлений, о разбивке клумб, «альпийских горок». Рассматривают экологический проект выполненный обучающимися школы «Альпийская горка» Выступают с сообщениями о любимом растении.

20

   

Луговые растения

Обычный

1

Изучают луговые растения по различным источникам: гербарию, атласам, научно-популярным книгам. Решают познавательные задачи

21

   

Растения леса

Игра

1

Участвуют в заочном путешествии в лес (командная игра)

22

   

Значение зеленых насаждений

Экскурсия

1

Экскурсия 4. «Значение парков в жизни человека, их роль в создании комфортной для человека среды, в решении экологических проблем». Проводят наблюдения и выполняют задания в парах.

23

   

Национальный парк «Орловское полесье»

Игра

1

Участвуют в интеллектуально- познавательной игре.

24

   

Шатиловский лес –памятник природы

Игра

1

Участвуют в интерактивной игре «Поймай свою звезду»

 

Тема 3. «Комнатные растения»- 4 ч.

25

   

Родина комнатных растений, условия произрастания.

Проект

1

Участвуют в проектной деятельности (паспортизация комнатных растений). Коллективные проекты: «Растения пустынь», «Растения влажных тропиков»

26

   

Лекарственные растения и ядовитые комнатные растения

Практическая работа

1

Изучают лекарственные и комнатные растения по определителям и исследовательским работам школьников (Горбуновой Е.лены и Чурбаковой Светланы).

Выполняют практическую работу 5 «Формирование кроны растения» (на комнатных растениях)

27

   

Операция «Зелёный дом»

Практическая работа

1

Демонстрация презентации «Комнатные растения» Практическая работа 6 «Размножение и пересадка комнатных растений, обмен посадочным материалом».

28

   

Путешествие с комнатными растениями

Урок-путешествие

1

Участвуют в часе занимательной ботаники

 

Тема 4. «Охранять природу – значит охранять Родину» - 6 ч.

29

   

Экскурсии в парк.

Экскурсия

1

Проводят фенологические наблюдения. Участвуют в игре – путешествии «К тайнам живой природы»

30

   

Чистота спасет мир

Практическая работа

1

Участвуют в экологической операции по очистке школьного парка от мусора

31

   

Чистой речке- чистые берега

Практическая работа

1

Участвуют в экологической операции по очистке берегов реки Гоголь от мусора

32

   

Практическая работа «Посадка деревьев и кустарников»

Практическая работа

1

Сажают деревья и кустарники

33

   

Проектная деятельность «Экологический мусор на службе у человека»

Проектная деятельность

1

Готовят поделку. Участвуют в конкурсе на лучшую поделку.

34

   

День Земли

Праздник

1

Проведение праздника «День Земли». Подведение итогов работы кружка.

 Учебно-методическое и материально техническое оснащение образовательного процесса.

Оборудование: ноутбук, проектор мультимедийный, экран, презентации, учебное оборудование кабинета биологии, фломастеры, краски, ножницы, альбомы для рисования, тетради, природные материалы.

Литература для учителя.

1.Алексеев С.А Практикум по Экологии, М. Просвещение. 1999 г.

2.Внеклассные занятия по биологии. Необычные формы и методы активизации познания. .М. ,Школа-Пресс, 1998.158 с.

3.Демьянков Е.Н. Познавательные задачи по биологии и природоведению. Орел,1993 г.

4.Евдокимова Р.М. Внеклассная работа по биологии М.,Просвещение,1987г.

5..Журналы: «Юный натуралист», «Биология в школе», «Биология» еженедельное приложение к газете «Первое сентября».

6..Злобин А. С. Россия в одном районе, Орел, издательство Орловской государственной телерадиовещательной компании, 1996 г., 280 с.

7.Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы):Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.:2011г.- /Мастерскаяучителя.

8.Кенеман А.В., Осокина Т.И., сост. Детские народные подвижные игры, М.,Просвещение ВЛАДОС,1995 г.222 с.

9..Орлова Л.Н., Крючкова Г.М. Последние новости (Юннатские праздники), выпуски 1-9 Орел ,отдел оперативной полиграфии Орловского областного управления статистики, 1993-1995 г.г.

10. Пасечник В. «Экология» (экологический мониторинг окружающей среды) 11. Патрикеева А.Ю. Подвижные игры. 1-4 класса. М.: Вако, 2011. -176 с.-/ Мозаика детского отдыха. 12..Трайтак Д.И.. «Как сделать интересной внеклассную работу по биологии»

Интернет Ресурсы

Название

Электронный адрес

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

http://school-collection.edu.ru/.

www.fcior.edu.ru

Газета «Биология» «Первое сентября»

www.bio.1 september. ru

Научные новости биологии

www.nature.ru

Ботанический сервер МГУ

www.herba.msu.ru

Литература для родителей.

1.Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение,1985.

2.Антонова Т.В. Как помочь ребенку войти в современный мир? М., 1999

3.Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Найди себя. М.: Народное образование, 1997 .

6.Юзерович Г.Я., Соколова В.Н. Трудные дети: беседы для родителей. Хабаровск, 1999

Литература для обучающихся.

1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.,224 с. 2.Верзилин И.В. Растения в жизни человека, М. Просвещение, 1988 г.,128 с. 3.Дулин И.В., Пирогов В.А., Природные богатства Орловского края, Орелиздат,1997 г.,344 с. 4..Захлебный Книга для чтения по охране природы.Просвещение,1989,212с. 5...Журналы: «Юный натуралист»». 6.Круглов Русские народные загадки, пословицы, поговорки, 7.Кострица А.Ф. Край наш Орловский 8..Ярошенко Н., -под ред. Удивительная планета Земля. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",1999.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.