12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена33
Учитель начальных классов МБОУ "СОШ №31" г. Ангарска. Стаж педагогической деятельности 27 лет.
Россия, Иркутская обл., Ангарск

Чернявская Елена Петровна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №31»,

г. Ангарск

Я знаю и люблю свой край!

Аннотация

Краеведение является актуальным направлением внеурочной деятельности в начальной школе. Ученик начальной школы должен знать особенности своего региона, что является требованием ФГОС НОО. Для реализации данного направления активно использую программу «Я-юный краевед», которую составила для учеников 1-4-х классов.

Краеведение является актуальным направлением внеурочной деятельности в начальной школе. В данной статье я постараюсь это доказать . Мы, педагоги обнаруживаем, что ученики мало знают о родном крае на уроках, при подготовке к олимпиадам, при выполнении Всероссийских проверочных работ по окружающему миру. А ведь в ВПР вопрос 10.2 проверяет у обучающихся знания о родном крае: о его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы.

Обратимся к официальным документам, которые указывают на то, что ученик должен знать особенности своего региона:

Закон об образовании РФ

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей….

Национальная доктрина образования

Система образования призвана обеспечить:
-историческую преемственность поколений,
сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан, способных к социализации в условиях гражданского общества…

ФГОС , ПООП НОО

2.3. Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования

Задачи в области формирования социальной культуры: формирование основ российской культурной и гражданской идентичности ; воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; формирование патриотизма и гражданской солидарности;

Организация духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся осуществляется по направлениям: 1. Гражданско-патриотическое воспитание.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; гражданское общество;

1.2.7. Окружающий мир Выпускник научится: – узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

Если такие требования введены, то следовательно четвероклассники должны очень хорошо владеть информацией о своём регионе. А статистика результатов ВПР показывает обратное: 45% обучающихся Иркутской области , 48% обучающихся России хорошо выполняют вопрос 10.2. в ВПР о своём регионе.

В чём же тогда причина? Нет предмета по изучению края, в УМК нет системы изучения вопросов о родном крае. А реализовывать данное направление необходимо. Вот здесь на помощь учителю и приходит внеурочная деятельность. Для того, чтобы привести работу по краеведению в систему создала программу «Я - юный краевед» для обучающихся 1-4-х классов. Данная программа имеет блоки: я, моя семья, мой город, моя область, мой регион, моя страна. В каждом блоке нашли отражение следующие разделы: «Ты член семьи и общества», «Ангарск - город Иркутской области», «Природа нашего региона», «Культура нашего региона». Для того, чтобы детям было интересно заниматься краеведением, необходимо было продумать формы работы, через - деятельность обучающихся:

-экскурсии по г. Ангарску с посещением достопримечательностей города; в музеи г. Иркутска, на озеро Байкал, в Тальцы ;

-сотрудничество с музеями г. Ангарска; с зоопарком г. Ангарска;

- проектная и исследовательская деятельность, например: «Историю развития дзюдо в области надо знать», «Вода Чебогорская - источник здоровья», «Как снизить количество нарушений ПДД около школы»;

-викторины, конкурсы, квест –игры с заданиями по краеведению;

-вступление в ряды волонтерского движения «Зелёные пионеры» ДТДиМ г. Ангарска с проведением акций «Посади дерево», «Очистим берег реки Китой», «Береги лес от пожара», «Подкормите птиц зимой»;

Работая в данном направлении обучающиеся имеют высокие результаты ВПР по окружающему миру, призовые места в муниципальном конкурсе «Крылатая ангарская строка», «Юные поэты Ангарска», в муниципальной интеллектуальной игре «Береги Байкал!», в муниципальном конкурсе плакатов «Экологический колокол», во всероссийской НПК «Неоткрытые тайны», в муниципальном марафоне «80-летию Иркутской области посвящается» и др.

Что же даёт краеведение:

-помогает ребятам понять свою связь с окружающим миром;

-учит интересоваться, разбираться в проблемах окружающего мира;

-играет большую роль в нравственном становлении личности ребёнка;

-способствует воспитанию в ребёнке гордости за свой край, свою страну;

-ученик открывает для себя новые неизвестные стороны в историческом развитии малой родины.

И незаметно для себя начинает расти как гражданин.

Поэтому я призываю учителей к введению данного курса, чтобы каждый ученик мог сказать: «Я знаю и люблю свой край!»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.