Доклад «Я знаю и люблю свой край!»
Чернявская Елена Петровна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №31»,
г. Ангарск
Я знаю и люблю свой край!
Аннотация
Краеведение является актуальным направлением внеурочной деятельности в начальной школе. Ученик начальной школы должен знать особенности своего региона, что является требованием ФГОС НОО. Для реализации данного направления активно использую программу «Я-юный краевед», которую составила для учеников 1-4-х классов.
Краеведение является актуальным направлением внеурочной деятельности в начальной школе. В данной статье я постараюсь это доказать . Мы, педагоги обнаруживаем, что ученики мало знают о родном крае на уроках, при подготовке к олимпиадам, при выполнении Всероссийских проверочных работ по окружающему миру. А ведь в ВПР вопрос 10.2 проверяет у обучающихся знания о родном крае: о его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы.
Обратимся к официальным документам, которые указывают на то, что ученик должен знать особенности своего региона:
Закон об образовании РФ
Статья 2. Принципы государственной политики в области образования
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей….
Национальная доктрина образования
Система образования призвана обеспечить:
-историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан, способных к социализации в условиях гражданского общества…
ФГОС , ПООП НОО
2.3. Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования
Задачи в области формирования социальной культуры: формирование основ российской культурной и гражданской идентичности ; воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; формирование патриотизма и гражданской солидарности;
Организация духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся осуществляется по направлениям: 1. Гражданско-патриотическое воспитание.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; гражданское общество;
1.2.7. Окружающий мир Выпускник научится: – узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
Если такие требования введены, то следовательно четвероклассники должны очень хорошо владеть информацией о своём регионе. А статистика результатов ВПР показывает обратное: 45% обучающихся Иркутской области , 48% обучающихся России хорошо выполняют вопрос 10.2. в ВПР о своём регионе.
В чём же тогда причина? Нет предмета по изучению края, в УМК нет системы изучения вопросов о родном крае. А реализовывать данное направление необходимо. Вот здесь на помощь учителю и приходит внеурочная деятельность. Для того, чтобы привести работу по краеведению в систему создала программу «Я - юный краевед» для обучающихся 1-4-х классов. Данная программа имеет блоки: я, моя семья, мой город, моя область, мой регион, моя страна. В каждом блоке нашли отражение следующие разделы: «Ты член семьи и общества», «Ангарск - город Иркутской области», «Природа нашего региона», «Культура нашего региона». Для того, чтобы детям было интересно заниматься краеведением, необходимо было продумать формы работы, через - деятельность обучающихся:
-экскурсии по г. Ангарску с посещением достопримечательностей города; в музеи г. Иркутска, на озеро Байкал, в Тальцы ;
-сотрудничество с музеями г. Ангарска; с зоопарком г. Ангарска;
- проектная и исследовательская деятельность, например: «Историю развития дзюдо в области надо знать», «Вода Чебогорская - источник здоровья», «Как снизить количество нарушений ПДД около школы»;
-викторины, конкурсы, квест –игры с заданиями по краеведению;
-вступление в ряды волонтерского движения «Зелёные пионеры» ДТДиМ г. Ангарска с проведением акций «Посади дерево», «Очистим берег реки Китой», «Береги лес от пожара», «Подкормите птиц зимой»;
Работая в данном направлении обучающиеся имеют высокие результаты ВПР по окружающему миру, призовые места в муниципальном конкурсе «Крылатая ангарская строка», «Юные поэты Ангарска», в муниципальной интеллектуальной игре «Береги Байкал!», в муниципальном конкурсе плакатов «Экологический колокол», во всероссийской НПК «Неоткрытые тайны», в муниципальном марафоне «80-летию Иркутской области посвящается» и др.
Что же даёт краеведение:
-помогает ребятам понять свою связь с окружающим миром;
-учит интересоваться, разбираться в проблемах окружающего мира;
-играет большую роль в нравственном становлении личности ребёнка;
-способствует воспитанию в ребёнке гордости за свой край, свою страну;
-ученик открывает для себя новые неизвестные стороны в историческом развитии малой родины.
И незаметно для себя начинает расти как гражданин.
Поэтому я призываю учителей к введению данного курса, чтобы каждый ученик мог сказать: «Я знаю и люблю свой край!»