Классный час на тему «Я отвечаю за свои поступки»

1
0
Материал опубликован 20 March 2019

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственная организация образования

«Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»

(ГОО «Кузбасский РЦППМС»)

«Я отвечаю за свои поступки»

(классный час)
 

Соснова Елена Николаевна

педагог-организатор Отделения

по профилактике правонарушений

среди несовершеннолетних

Кемерово, 2019 г.

Введение

Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. Когда начинать знакомить человека с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Скорее всего, с малых лет.

Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна.

Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

Правовое воспитание в школе предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества. Среди различных видов социальных норм (право, мораль, политические, эстетические, религиозные) наибольшее значение для регуляции общественно адекватного поведения личности имеют мораль и право.

Особо следует сказать о вовлечении детей в работу по самовоспитанию. При этом ставятся максимально конкретные и реально достижимые цели, и обеспечивается постоянный контроль над этим процессом.

Полезно предлагать для анализа различные типы конкретных ситуаций-рассказов с нравственным или правовым содержанием. При этом выбор темы и материала, раскрывающего ее, должен соответствовать уровню нравственной или правовой информированности учащихся, тематика должна динамично отражать реальные события жизни, в том числе жизни ученического коллектива, поведение отдельных учащихся.


 

Цель: формирование законопослушного поведения, профилактика совершения преступлений и правонарушений.

Задачи:

- формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;

- способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога;

- развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды;

- формирование социально-нравственного поведения детей;

- содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;

- способствовать развитию у школьников чувства ответственности;

- воспитывать стремление совершать добрые дела.

Оборудование:

Конституция РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ.


 

Ход классного часа:


 

Педагог: - Здравствуйте! В нашем государстве, как и в любом государстве, существует основной закон – Конституция РФ.

Кроме Конституции РФ существует: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс РФ», «Уголовный кодекс РФ», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс».

В конституции РФ определены права гражданина. В «Конвенции о правах ребенка» определены права детей. Давайте вспомним, какие права имеют дети. ( просмотр презентации)

Когда мы говорим о правах, нельзя забывать о своих обязанностях. Вы учитесь в школе. Расскажите о своих обязанностях. ( дети перечисляют свои обязанности)

- (обязаны соблюдать правила поведения в школе, старательно учиться, уважать старших, не обижать младших, быть вежливыми, соблюдать санитарно-гигиенические нормы, и т.д.)

Педагог: Вся наша жизнь это череда поступков – хороших и плохих.

На доске даны три определения, к которым вам необходимо подобрать правильные таблички с понятиями, лежащие у вас на столе.

Поступок. Проступок. Правонарушение.


 

Поступок – это совершенное кем-нибудь действие с определенной целью. Проступок - это поступок, нарушающий правил поведения, провинность.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

За любой совершенный поступок человек несет ответственность. Подростки также несут ответственность за свои поступки.

 

Тема нашего классного часа – "Я отвечаю за свои поступки". Как, вы понимаете эти слова? (Дети высказывают свое мнение по данному вопросу).

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. За хорошие поступки вас хвалят, ставят в пример другим, выносят благодарность родителям. А что вы получаете за плохие поступки? Вас ругают и наказывают. Перед тем, как подробнее поговорить на эту тему, попробуем почувствовать ответственность друг за друга.

Игра «Паровозик» (фонограмма песни паровозика )

Выйдите к доске и встаньте в пары. Вперед выйдет «паровозик», сзади стоит «вагончик». «Вагончик» цепляется к «паровозику» (кладет руки на плечи) и закрывает глаза. Задача «паровозика» – доставить «вагончик» до места назначения без аварий. Поменяйтесь ролями. Ну как вам в роли «паровозика»? Почувствовали ответственность за своего товарища? Вы старались, чтобы ваш товарищ не ударился, не споткнулся. Вы думали о последствиях своих действий? Если бы вы спешили, неаккуратно вели своего товарища, то он мог бы пострадать.

Давайте разберем некоторые проступки и правонарушения. Давайте разделимся на две группы. Каждой группе дана своя ситуация, необходимо правильно определить, что это – проступок или правонарушение и грамотно обосновать свой ответ.

Слово предоставляется ребятам из группы №1.

Ученик зачитывает ситуацию и дает ответ: Шестиклассник Владимир не посещал школу после каникул, говорит, что не хочет посещать школу. Как можно расценивать поведение Владимира, как проступок или правонарушение? (дети высказывают свое мнение).

Педагог: Владимир совершил проступок, нарушил устав школы, в котором прописаны права и обязанности обучающихся школы, которые обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме урока; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия, бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и педагогов школы.

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь; о проступке или правонарушении. Слово предоставляется ребятам из группы №2.

Ученик: Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

Педагог: Так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры. Это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20. 20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Предоставим слово ребятам из 1 группы. И рассмотрим их ситуацию.

Ученик: 15-летний Максим, управляя мопедом, совершил наезд на пешехода, который в тяжелом состоянии был отправлен в больницу. Как вы оцениваете действия подростка, правонарушение или преступление?

Педагог: Тяжелая травма, нанесенная пешеходу транспортным средством, классифицируется как преступление, предусмотренное ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). (Учитель показывает Уголовный Кодекс Российской Федерации)

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем дать оценку действиям подростков. Слово предоставляется ребятам из группы №2.

Ученик: Игорь 17 лет вместе с другом он совершил разбойное нападение и был задержан полицией. Как можно классифицировать действия подростков, как правонарушение или преступление?

Педагог: Да, действительно эти подростки совершили уголовное преступление, т.е. преступление, предусмотренное ст.162 УК РФ (разбой).

- В Уголовном Кодексе Российской Федерации описаны все виды преступлений, за которые предусмотрены уголовная ответственность и возраст, с которого она наступает уголовная ответственность, а также виды наказаний.

- Уголовная ответственность — наиболее строгий вид юридической ответственности. 
Лица, достигшие 14 лет, привлекаются к уголовной ответственности:

1. За убийство;

2. Умышленное причинение вреда здоровью;

3. Кражу;

4.Грабеж;
5. Разбой,

6. Вымогательство,

- Цель наказания: восстановление справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений.

Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные проступки. правонарушения, преступления существует юридическая ответственность, которая предусматривает определенные меры государственного воздействия по отношению к правонарушителю. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений и преступлений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у нас в жизни не будет проблем.

В конце нашего занятия предлагаю вам памятки.


 

Список литературы

Конституция РФ.

Конвенция о правах ребенка.

Рылеева А.А. Как помочь школьнику найти свое место в мире. М.;» Ангстрем», 1993

Соловьева Е.В., Данилина Т.А. Практическое пособие для работников ОУ – знакомим школьников с конвенцией о правах ребенка.

Шабельник Е.С., КаширцеваЕ.Г. Ваши права! –М.: «Вита-Пресс», 1997

ШорыгинаТ.А. Беседы о правах ребенка. М.:ТЦ Сфера, 2009

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.