Классный час «Чтобы бороться за свои права, нужно их знать…»
Классный час
«Чтобы бороться за свои права, нужно их знать…»
Оборудование: Конституция России, солнце с лучиками, высказывания о праве, контур кирпичного дома на ватмане на доске, кирпичики-права, рисунки с цветами и валунами
Вступительное слово учителя
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Тема нашего классного часа закрыта, но чтобы вам было лучше понять, о чем же пойдет сегодня речь, я расскажу вам притчу
— Мастер, ты говорил, что если я познаю кто я, то стану мудрым, но как это сделать?
— Для начала забери у людей право решать кто ты.
— Как это, Мастер?
— Один тебе скажет, что ты плохой, ты поверишь ему и расстроишься. Другой тебе скажет, что ты хороший, ты обрадуешься. Тебя хвалят или ругают, верят тебе или предают. Пока у них есть право решать кто ты, или какой ты, тебе не найти себя. Забери у них это право. И у меня тоже забери
Кто догадался, о чем пойдет речь? Правильно, о правах. И чтобы убедить вас, что разговор будет серьезным, я предлагаю вам ознакомиться с двумя высказываниями:
«Для меня не важно, на чьей стороне сила, важно то, на чьей стороне право.»
Виктор Мари Гюго и «Чтобы бороться за свои права, нужно их знать…» Галина Суховерх
Эти слова позволяют сформулировать задачу нашего классного часа – познакомиться со своими правами и расширить общее понятие права, которым обладает каждый человек. Я уверена, что вам уже знакомо понятие права из курса обществознания, и вы можете поделиться своими знаниями со всеми присутствующими.
Установление доброжелательных отношений в группе
Но прежде, чем мы начнём серьёзный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу в группе и создать друг другу хорошее настроение. (Проводится упражнение «Радуга» - ребята вытягивают листочки с цветами радуги и распределяются по кругу от классного руководителя по цветам радуги)
Мозговой штурм «Право»
Вопросы:
- Что такое право? (Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе)
- В каком документе оговорены все права все права граждан РФ? (В Конституции РФ)
- Какие основные признаки прав вам известны? (1.Нормативность. 2.Общеобязательность. 3.Охраняется государством 4.Является регулятором общественных отношений)
- На какие две группы можно подразделить все права человека? (Естественные и гражданские)
- Какие статьи Конституции РФ описывают права человека? (Глава 2 Конституции РФ (статья 17-64)
- Воспользуйтесь Конституцией и зачитайте самые известные статьи:
Статья 20: каждый имеет право на жизнь
Статья 22: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность
Статья 26: каждый имеет право указывать свою национальную принадлежность
Статья 27: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место проживания
Статья 31: граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия. Проводить собрания и митинги
Статья 34: каждый имеет право на свободное использование своих возможностей
Статья 40: каждый имеет право на жилище
Статья 41: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Статья 43: каждый имеет право на образование
Кроме Конституции существует Декларация прав ребёнка, которая поясняет ваши права. Потому что Конвенцией о правах ребёнка определено, что «Ребёнком считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста».
Каждый из вас имеет право на: (учитель открывает на доске лучики солнца, в центре которого написано «Я имею право на…»)
- Имя
- Гражданство
- Надлежащее питание
- Жилище
- Медицинское обслуживание
- Здоровый рост и развитие
- Защиту от жестокости
- Выражение своих мыслей и др.
Декларация прав 7 класса
Рассмотрев все официальные документы о правах человека, мы можем приступить к творческому заданию, которое заключается в том, что вам нужно будет составить декларацию прав 7 класса.
Примеры прав:
- Учащиеся 7 класса имеют право получать хорошие и отличные оценки
- Учащиеся 7 класса имеют право просить помощи у своих одноклассников и т.д
Но учтите:
- Непременным условием реализации прав является то, что эти права не должны нарушать прав других людей
- Осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от самого себя
(в течении 5 минут дети придумывают свои права как учащихся класса, записывают их на листочках, затем происходит обсуждение – зачитывают вслух придуманные права и решают – включать их в декларацию или нет – проводится голосование.)
Минута психолога
А теперь настала очередь поговорить о естественных правах каждого из нас. Прошу вас прислушаться к словам известного психолога К.Заслоффа. «У детей с момента рождения, как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмами защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и на свои собственные возможности. Но для этого нужно знать на что ты имеешь право!»
Давайте построим домик своих прав. Каждый из вас получает по кирпичику- праву, зачитывает его и прикрепляет на домик Вы имеете право:
- Иногда ставить себя на первое место
- Просить о помощи и поддержке
- Протестовать против несправедливого обвинения
- Иметь собственное мнение
- Говорить «нет»
- Побыть одному
- На свои чувства- независимо от того, понимают ли их окружающие
- Добиваться изменения договорённости, которая вас не устраивает
А на крышу домика прикрепим то, что вы не обязаны:
- Быть безупречной(ым) на все 100%
- Следовать за толпой
- Любить людей, приносящих вам вред
- Мириться с неприятной ситуацией
- Сохранять отношения, ставшие унизительными
Но помните! (выложить на дорожке к домику)
- Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных людей.
- Нужно учиться уважать личные права других так же. Как вы хотите, чтобы уважали ваши!
Посмотрите, как мы все с вами систематизировали (разложили по полочкам). Наше солнце «Я имею право на..» освещает наш дом прав с указанием дорожки к нему.
Упражнение «Я и окружающие»
А теперь давайте рассмотрим все эти советы на практике. Попрошу одного из вас рассадить всех детей по дате рождения
Рассадите по цвету глаз от голубых=зеленых=синих=карих до черных
Хочет ли кто-то поменять посадку? Вы можете это сделать
Вывод: Каждый имеет право чувствовать, видеть и слышать, думать по-своему и каждый обязан признавать это право за окружающими!
Рефлексия
А сейчас мы проведем самооценку нашей работы – кто остался удовлетворенным – прикрепите на поле у домика цветы, а кому наш классный час не понравился – прикрепите валуны
А окончить наш классный час я предлагаю передачей рукопожатия от меня по кругу. Я желаю вам, чтобы ваши права чаще исполнялись и соблюдались. Всего вам самого доброго!
Источники:
https://postaless.livejournal.com/297874.html
Леухина Н. И. «Ваши права и права других людей»