Внеклассное мероприятие «Язык — ключ души человека»
Сахалинское государственное казенное специальное
учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа
для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением
«ЯЗЫК – КЛЮЧ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА»
(открытие декады русского языка и литературы)
Составила:
Кузнецова Елена
Валерьевна,
учитель русского языка
и литературы
с. Костромское,
2018
Открытие декады
Тема: «ЯЗЫК – КЛЮЧ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА»
Цель: формирование интереса учащихся к предмету.
Задачи: закрепить знания, полученные на уроках русского языка; формировать умение публичного выступления, повышать творческую активность, через театрализованные миниатюры; умение работать в команде.
воспитательные: воспитывать любовь, уважение и интерес к языку.
Оформление сцены: трон царя, путешествие по стране Русскоград.
Действующие лица: ведущий, 2 гонца, царь, Белоснежка, 7 гномов, знаки препинания
(все действующие лица одеты в костюмы в русском народном стиле, в соответствии с ролью)
Ведущий
Дорогие ребята, уважаемые учителя! Разрешите приветствовать вас и поздравить с праздником открытия декады русского языка и литературы в нашей школе!
Ведущий
Язык – это общественное явление, которое действует на протяжении всего существования человечества. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно. Человек живет в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством общения служит язык. При помощи языка люди передают свои мысли, желания, чувства
Ведущий
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой.
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной.
Ведущий
«Выучи русский язык»
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
(Песня «Если с другом вышел в путь»)
Ведущий
Сегодня мы отправляемся в «Путешествие по стране Русскоград».
( оформлена сцена – на троне сидит царь)
Ведущий
В русской речи, в русской речи
Есть волшебная страна,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
В ней учиться каждый рад,
А страна та – Русскоград
Звучит музыка
Ведущий
– В некотором царстве,
В русском государстве,
Жил-был славный мудрый царь,
Справедливый государь.
Долго он страною правил,
Всех учиться он заставил
И однажды захотел
Подвести итог всех дел.
(входят гонцы и царь раздаёт указы)
И во все страны концы
Были посланы гонцы
Разузнать и доложить
Хорошо в стране той жить?
( гонцы расходятся в разные стороны)
Ведущий
– Много времени проходит,
С грамотой гонец приходит.
Царь
– Ладно ль в волости иль худо?
И какое там есть чудо?
Ведущий
– И гонец ему в ответ.
1 гонец
- Что я видел, царь-отец!
В море знаний остров есть,
А чудес на нём не счесть,
Русским остров тот зовут,
Грамотеи там живут,
Все слова писать умеют,
Посмотри на них скорее!
(входят Белоснежка и 7 гномов, в руках свитки с заданиями)
Белоснежка
– Чтобы грамотными стать,
Нужно правил много знать.
Выучить их все непросто.
Гномы, стройтесь все по росту!
Чтоб о каждом рассказать,
Свои знания показать.
1 гном
- Безударный – хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный стал под ударение,
Чтоб рассеять все сомненья!
(Задания на безударную гласную: выберите проверочное слово и вставьте безударную гласную)
2 гном
- Если слышим парный звук,
Будь внимательнее друг!
Первый сразу проверяй,
Слово смело изменяй,
Зуб – на зубы, лёд на – льды,
Будешь грамотным и ты!
(Задание на парные согласные)
3 гном
– Мягкий знак – хитрый знак,
Не назвать его никак,
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
(Какое слово получится, если добавить ь?)
4 гном
- Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него сказать не можем:
Съезд, съедобный, объяснение,
И подъезд, и объявление.
(Игра «Замени одним словом»)
5 гном
- С сочетанием ЖИ-ШИ
Только «и» всегда пиши!
В сочетании ЧА-ЩА
Пишем только букву «а»!
В сочетании ЧУ-ЩУ
Пишут только букву «у»!
(Разгадывание ребусов)
6 гном
– Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились,
Ест Алёнушка ирис,
А вышивает ирис.
(Расставьте ударение так, чтобы получились разные слова)
7 гном
– Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь,
Будь внимательным! Тогда
Всё запомнишь, всё поймёшь!
Ведущий
– Царь опять дивиться чуду.
Царь
– Я гордиться вами буду.
(гномы уходят)
Ведущий
– Прибежал второй гонец.
2 гонец
- Я объехал целый свет,
И в стране житьё не худо,
Есть там вот такое чудо:
Волость за рекой лежит,
Град на берегу стоит,
Все в том городе умны.
( жители уходят, входят участники сценки: у обучающихся на груди прикреплены плакаты с нарисованными знаками препинания).
Ведущий
К трону русского царя, Чтоб не ездил гонец зря
Собралась компания, Знаков препинания.
Прибежал чудак – Восклицательный знак.
(Вбегает восклицательный знак)
Никогда он не молчит, оглушительно кричит.
Восклицательный знак.
- Ура! Долой! Караул! Разбой!
Ведущий
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
(Входит вопросительный знак.)
Задаёт он всем вопросы:
Вопросительный знак.
- Кто? Кого? Откуда? Как?
Ведущий
Явились запятые, Девицы завитые.
(Входят запятые).
Живут они в диктовке на каждой остановке.
Запятые.
- Мы особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
(Входит точка с запятой).
Точка с запятой.
- Если нет над вами точки,
Запятая - знак пустой.
Ведущий
Прискакало двоеточие, Прикатило многоточие…
(Появляются двоеточие и многоточие).
Двоеточие.
- Нет, постой!
Я важней, чем запятая, Или точка с запятой,
Потому что я в два раза, Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу.
Ведущий
Но сказало многоточие, еле глазками ворочая.
Многоточие.
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…
Ведущий
Вопросительный знак удивился.
Вопросительный знак.
- То есть как?
Ведущий
Восклицательный знак возмутился.
Восклицательный знак.
- То есть как!
Ведущий
И сказала точка, Точка – одиночка.
Точка.
Мной кончается рассказ, Значит, я важнее вас.
Ведущий
– Царь опять дивиться чуду.
Царь
- Я гордиться вами буду.
Получить, надеюсь, рады
От меня вы все награды.
(все участники выходят на сцену)
Царь
- Что ж, гонцы, спасибо вам,
Быстроногим мастерам.
Чтоб исполнить мой приказ,
Царство обежали враз,
Обо всём мне рассказали,
Чудеса мне показали.
Ведущий
- Все гонцы явились с честью,
И хорошему известью
Рад великий мудрый царь,
Русскограда государь.
Ведь могуча та страна,
Что и грамотна, и умна.
Вот и сказочке конец,
А кто слушал молодец!
Всем очевидно, что владение русским языком – это историческое преимущество нашей нации.
Спасибо всем за участие.