Статья на тему «Языковое путешествие. Как обучить ребенка иностранному языку»
Языковое путешествие. Как обучить ребенка иностранному языку.
Язык является важнейшим средством человеческого общения. Без общения нет общества, а без языка нет мышления. Чтобы начать говорить, необходимо овладеть языком, как устройством, которое обеспечивает восприятие и создание речи. Язык состоит из совокупности языковых единиц (звук, морфема, слово, предложение). Речевая деятельность это совокупность следующих действий: 1) перевод содержания в текст – речь (говорящий)
2) извлечение содержания (слушающий)
Чтобы начать говорить на определенном языке, нужно овладеть языковыми единицами и усвоить правила их использования в речевой деятельности, т.е. грамматикой. Таким образом, мы видим, что на первом этапе происходит усвоение языковых единиц (звук, морфема, слово).
«Детский лепет»
Первые звуки появляются с первого дня жизни – крик новорожденного, не зависящий от пола, или особенностей языка. Уже позже этот крик можно различить, крик голода или боли у малыша. Следующая ступень – крик привлечения внимания. Позже появляются первые артикуляционные звуки. Следующая стадия передачи этих звуков – лепет. Это уже далеко не отдельные звуки, а звукосочетания. Далее появляются слоги, далеко напоминающие подобие слов, затем формирование слов. Особое место в общении с ребенком принадлежит взрослым, особенно матерям. Мать часто использует вопросы в общении с детьми. Уже с первых дней жизни, мать задает вопросы малышу, делая паузы, чтобы дать время осмыслить, а потом сама на них отвечает. Самые частые вопросы: Где глазки, носик, ротик и т.п.? Значимую роль здесь играет тактильный контакт и язык жестов.
У взрослого язык жестов сопровождает звучащую речь, т.к. они сокращают число употребляемых словесных единиц, а в некоторых случаях выражают некий дополнительный смысл. У ребенка, который не овладел вербальным языком, язык жестов – главное средство коммуникации: указание на предмет, указание на размеры предмета и т.д. Постепенно невербальный язык переходит во вспомогательный.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что ребенок овладевает речью с помощью обращенной к нему речи взрослых, а потом уже начинает говорить сам. Внимание, память, мышление – основы на которых строится речь. Для появления первых фраз, ребенку нужно слушать и смотреть на движение артикуляционного аппарата взрослого минимум 3 года. Посредством игр, развитие речи происходит быстрее. Встречая в играх, заданиях знакомые предметы, ребенок с помощью взрослого устанавливает взаимосвязь между ними, старается передать увиденное словами. Тем самым у ребенка растет словарный запас.
Что касается обучению детей иностранному языку в возрасте от 5 лет и старше, нужен такой же подход, как и к новорожденным детям, несмотря на их уже большой возраст. Становление артикуляционного аппарата, повторение звуков, которые не существуют в русском языке, за учителем: [ æ ], [ ɜ: ], [ θ, ð ], [ ŋ ], [ r ], [ h ]. Затем, построение и повторение односложных слов: hat [hæt], car [kɑː], the [ðə] и т.д. Следующим этапом является формирование навыков запоминания и понимания слов. Например, учитель показывая картинку (машина), произносит слово (car). Таким образом, у детей формируется взаимосвязь слова с предметом. Подключение языка жестов к вербальному языку является вспомогательным средством. Описывая предметы в комнате или за окном, учитель использует указательный жест и произносит фразы по типу, this car, these desks и т.д. Формируется грамматический навык на данном этапе развития речи.
Например, на этапе обучению цветам, можно формировать грамматический навык, составляя простые предложения: The car is black и т.п.
Интересный факт, что согласно исследованиям в отолингвистике, немецкие дети, усваивая родной язык, проходят больший интеллектуальный тренинг, чем русские или английские дети. Причина тому: использование в своей речи лингвистических структур. Немецкому ребенку нужно выполнить сознательные мыслительные операции, например, правила вспомогательного глагола sein, haben; изменение глагола по родам; множественно число существительных.
Представьте какие сложности приходится преодолевать ребенку, который изучает язык не из своей родственной группы языков. Ребенку нужно осознавать правила фонетики, грамматики, лексикологии, чем же он не новорожденный малыш.
В заключении, хотелось бы сделать вывод о том, что прежде, чем начать обучение иностранному языку, нужно посвятить время становлению артикуляционного аппарата, освоению языковым единицам. Обязательное использование наглядных пособий, картинок, для установления связей между предметом и словом, а так же не забывать про тактильный контакт и язык жестов, которые сопровождают вербальную речь.