12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бухальцева Валентина Николаевна99
Россия, Иркутская обл., Усолье-Сибирское







III Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей

на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

«Классный руководитель XXI Beкa»









Приобщение к культурному наследию

Тематическое направление

«Ёхор – танец, объединяющий сердца людей»

Тема методической разработки





Бухальцева Валентина Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Гимназия №9»,

г. Усолье- Сибирское

2022 год

Пояснительная записка

Россия является многонациональным государством, очень важно с детских лет научить ребенка уважительно относиться к обычаям и традициям не только своего народа, но и народа, который живет рядом. Поэтому внеклассные мероприятия данного направления очень важны, так как воспитывают уважение, приобщают детей к культурному наследию страны и малой родины.

Данная методическая разработка знакомит детей с круговым танцем бурятского народа «Ёхор», а так же о роли танца в духовной культуре бурятского народа.

Игровой материал представлен в разнообразных формах: викторина «Мозговой штурм», разучивание элементов танца, сам танец.

Подобранный материал развивает интерес к занятию, а также способствует формированию гражданской позиции.

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Ёхор – танец, объединяющий сердца людей» может быть полезна при проведении внеклассных мероприятий, как для учащихся младших, так и старших классов. Данное мероприятие проводилось в сельской «русско-бурятской» школе.

1.1.Тематическое направление:

Приобщение к культурному наследию.

1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность) «Ёхор – танец, объединяющий сердца людей».

Актуальность выбранной темы: изучение обычаев и традиций народов, живущих рядом много лет, обогащает представления детей о малой родине, расширяет интерес и уважение не только к своим обычаям и традициям, но и традициям и обычаям народа, живущего рядом.



1.3.Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)

Целевая аудитория – учащиеся 9-13 лет, 4-6 классы.

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Идея данного мероприятия возникла в ходе бесед с детьми, с родителями. Выяснилось, что дети мало знают свои традиции, обычаи, порой испытывают стеснения от своей национальности. А ведь очень важно передавать сведения из поколения в поколение, чтобы не утратились традиции народа, испытывать гордость к принадлежности к тому или иному народу.

Воспитательное мероприятие проводится в соответствии с годовым планом работы классных руководителей по направлению «Воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения». Связано с тематикой других классных часов.

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель: Познакомить учащихся с круговым танцем бурятского народа. Вызвать интерес и уважение к традициям и культуре бурятского народа.

Задачи:

Обучающая: сформировать у учащихся представление о роли танца в духовной культуре бурятского народа;

Развивающая: развивать познавательные способности учащихся через культуру и традиции бурятского народа;

Воспитательная: воспитывать чувство уважения к традициям и культуре своего народа, и народа, проживающего рядом.



Планируемые результаты:

- изучение национальных традиций своего народа;

- формирование чувства гордости за свой народ, её историю;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей;

- формирование уважительного отношения к истории и культуре своего народа;

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора.

Мероприятие проводилось в форме обучающего занятия с элементами викторины «Мозговой штурм», устного журнала.

Такая форма проведения занятия с использованием музыки, видео- и фотоматериалов, презентации, позволило усилить эмоциональное воздействие материала занятия на детей.

1.7. Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения результатов:

Игровая технология, технология групповой деятельности;

Методы: словесный, наглядный, практический.

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, информационные и др.)

При подготовке и проведении мероприятия используются следующие ресурсы:

- материально-технические: компьютер, проектор, музыкальные колонки, костюм для ведущей.

- кадровые: ведущий - классный руководитель.

- информационные: художественная литература, презентация, видео танца «Ёхор»;

1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Данная методическая разработка считается продуктивной в рамках внутришкольного использования при проведении внеклассных мероприятий, на предмет знакомства с обычаями и традициями народа, проживающие в данной местности.

2. Основная часть

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия: сбор материала, создание презентации, подготовка сообщений обучающимися, изготовление сигнальных карточек.

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)

Ход проведения мероприятия:

Учитель в бурятском национальном костюме

Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята!

- У вас хорошее настроение? (да)

- Вы готовы к началу мероприятия? (да)

- Я, надеюсь, что вы будите сегодня активно принимать участие в мероприятии!

Я предлагаю просмотреть видео, материал поможет понять, чему будет посвящено мероприятие?

Кто знает, как называется этот танец? Варианты ответов детей.

t1664193225aa.jpg

Тема нашего занятия «Ёхор – танец, объединяющий сердца людей». Ни один праздник бурятского народа не обходится без самого любимого, кругового танца «Ёхор».

Сегодня я познакомлю вас с бурятским танцем «Ёхор». Вы узнаете, как и когда танцевали этот танец.

Для начала проведем Мозговой штурм, заодно проверим, как вы знаете традиции и обычаи бурятского народа. Ведь мы должны знать, уважительно относиться к обычаям и традициям не только своего народа, но и народа, который живет рядом с нами. У вас карточки с вариантами ответов.

Проводится Мозговой штурм с демонстрацией слайдов.

Назовите традиционное жилище бурят? (юрта, изба)

Буряты вели кочевой образ жизни, они часто кочевали с одного места на другое, им было легко перевозить с собой свой дом-юрту, она у них складывалась, легко разбиралась и собиралась. Обтягивали юрту кожей или войлоком, а в середине отверстие для выхода дыма, так как очаг располагался посередине юрты.

А как называлось поселение, где жили буряты(улус, деревня)

Каждый улус состоял из нескольких юрт. В одном улусе жили одни родственники, один род. Все вместе занимались хозяйством, дружно жили. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались - зимниками.

Назовите, пожалуйста, национальное блюдо бурят? (пельмени, (позы) бууза)

Какие национальные бурятские блюда вы знаете?

Народный праздник бурят? (Сурхарбан, Масленица )

Проходит Сухарбан летом. К нему готовятся с большим старанием, чтобы показать свою силу, ловкость и меткость. Назовите праздники бурятского народа?

Головной убор бурят. (малгай, тюбетейка)

Буряты очень бережно относились к головным уборам:  шапку нельзя было бросать на землю, перешагивать через неё, нельзя было надевать шапку с кривыми швами,  никогда не дарили шапку на праздники, что означало пустоту, бедность; 

Столица Бурятии (Улан - Уде, Алма-Ата)

Священное животное бурят? (лошадь, корова).

Конь для бурят – это друг, богатство, оружие, радость и гордость

Если вы хотите больше узнать о традициях, обычаях бурятского народа, возьмите в библиотеке эти книги. Внимание на выставку книг.

Итак, вернемся к теме нашего занятия.

Круговые танцы существуют у многих народов мира. Они возникали стихийно, могли быть приурочены к разным временам и событиям года – когда сеяли или собирали урожай, так люди обращались к духам солнца и дождя. Это был особый язык общения с природой. Привлекали танцем счастье, достаток и мир. В современном бурятско-русском словаре слово «Ёхор» означает «бурятский хоровод. Песни, под которые исполняют Ёхор, имеют различное содержание и тематику. В них отражены темы воспевания природы, труд, любовь. Более подробно об этом танце расскажут Ульяна и Светланы.

Сообщения Ульяны и Светланы

Буряты исполняли круговые танцы вокруг какого-либо предмета или природного объекта: костра, столба-сэргэ, дерева, а также вокруг горы. Ёхор исполнялся во время празднования Сагаалгана, на свадьбе, в ритуале посвящения в шаманы, по случаю приезда молодого гостя и гостьи.

Большей частью Ёхор исполняли весной и летом, как правило, на природе, на открытом воздухе. Костер, вокруг которого образовывали круг, разжигали после захода солнца. Если число участников было много, то образовывали двойной круг. Здесь можно было не только танцевать, но встретиться со знакомыми. Парни приглядывали себе невест, а девушки присматривались к будущим мужьям, которые старались им понравиться.

В каждом улусе был свой ведущий запевала, мастер ведения Ёхора. Как правило, это были люди, наделенные хорошим голосом, артистическими способностями. Они становились главными заводилами, давали ритм запева и слова песни. Иногда устраивали турниры-состязания. Опытные запевалы могли выдумывать новые слова к старой песне, добавляя, что новое так эти песни становились народными.

Высоко ценился тот запевала, который дольше других умел по ходу танца сочинять куплеты на злобу дня, импровизировать. Высоко ценился тот запевала, который дольше других умел по ходу танца сочинять куплеты на злобу дня, импровизировать.

В древности танцевали «Ёхор» только по кругу слева направо, то если за направлением движения солнца. Танцевать наоборот строго запрещалось, так как существовало поверье, что против Солнца движутся злые духи. И в настоящее время буряты, чтя традиции предков, танцуют «Ёхор», образовав круг.

Танец разделяется на три периода. Первый – когда танцующие, образовав круг, держат друг друга за руки, опущенные вниз, и в это время медленно передвигаются по солнцу, делая круг, и поют протяжные песни разного содержания. Рассказывают о рассвете, о рождение нового дня, призывают встать в круг.

Второй период – когда танцующие подвигаются друг другу поплотнее, полуподнимают руки и слегка машут друг другу ими вверх и вниз, наклонившись немного вперед. Изображают птиц. В это время песня делается менее протяжной и поется громче.

Третий период – когда танцующие совсем плотно придвигаются друг к другу, руки держат в локтях почти под прямым углом и дружно, как один человек, скачут вверх, изображая скачки на конях, так как конь является одним из главных животных этого народа. В это время песня делается совсем отрывистой. Так танцуют некоторое время, продолжая делать круг по солнцу. Когда танцующие устают, то перестают прыгать, опять начинают медленно двигаться по солнцу.

Сегодня этот танец не менее популярен у бурятского народа, чем в древности, хотя и не имеет уже религиозного значения. Его по-прежнему танцуют на крупных праздниках,  свадьбах, застольях и юбилеях, многие называют «Ёхор» даже брендом Бурятии. В республике есть даже специальное событие – «Ночь Ёхора» Есть и еще одно громкое событие, связанное с Ёхором, но уже на уровне флеш-моба. Каждый год, в первый день Сагаалгана, в любой точке земного шара выходцы из Бурятии и все люди, которые в какой- то степени причастны к бурятской культуре, собираются в единый круг, берутся за руки и танцуют Ёхор. Таким образом, весь бурятский народ объединяется с помощью танца.

Закрепление знаний учащихся

Когда исполняли танец «Ёхор»?

Как танцевали «Ёхор»?

В каком направлении?

Сколько периодов у этого танца?

Сегодня я покажу несколько движений этого танца, мы попробуем станцевать этот танец.

Учитель показывает 4 движения, учащиеся повторяют. Затем все движения соединяют вместе.

t1664193225ab.jpg

Все танцуют «Ёхор»

t1664193225ac.jpgt1664193225ad.jpg

Рефлексия:

Продолжите одно из предложений.

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

меня удивило…

мне захотелось…

Спасибо за работу!







Ссылки на интерактивный ресурс:

https://www.youtube.com/watch?v=pSI1RzR9ESk

http://baikal-tales.ru/traditions/30513/

https://www.youtube.com/watch?v=tjLGFLaLUuQ

https://muzofond.fm/search/%D0%B5%D1%85%D0%BE%D1%80

https://agamuzey.ru/novosti/solnechnyj-tanets-buryatskogo-naroda/

http://www.microarticles.ru/article/tanets-byrjatii.html

https://vk.com/topic-17793183_22981609




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.