Юные герои Великой отечественной войны
Технологическая карта урока
Разработчик: Ополева Юлия Эдуардовна, МБОУ «Сосновская СОШ», учитель истории и обществознания, Гурьевский р-н, п. Сосновка
Общая часть
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||
1. Организационный | - Добрый день, ребята! Сегодня наш урок мы начнем с небольших презентов. Я предлагаю вам выбрать конвертик любого цвета, но попрошу заранее их не открывать. А теперь присядьте за стол, на котором стоит карточка такого же цвета, как и ваш конвертик. | Учащиеся включаются в работу, разделяются на группы. | Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией - настраивать себя на продуктивную работу - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Личностные УУД: - самоопределение - смыслообразование | ||||
2. Создание проблемной ситуации | (слайд, на котором изображены различные супергерои) - Друзья, буквально вчера в интернете я наткнулась на картинки и у меня возникла проблема: я не знаю кто это? - Может вы знаете? - Чем же они так популярны? - Скажите, способны ли обычные люди, не имеющие супер способностей совершать героические поступки? - Что же должен сделать человек в наше время, чтобы его прозвали таким гордым званием – герой? | Учащиеся отвечают на вопросы, аргументируя свои ответы: - Здесь изображены супергерои - Они спасали мир от злодеев. - Способны. - Учащиеся приводят пример | Познавательные УУД: - устанавливать закономерности, строить рассуждения - анализировать, сравнивать, Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя - слушать и понимать речь других - формулировать свое мнение в устной форме - высказывать свое предположение - сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение Регулятивные УУД: - высказывать свое предположение, прогнозировать предстоящую работу Личностные УУД - смыслообразование | ||||
3. Актуализация знаний. Целеполагание | - Знаете ли вы лично людей, которых можно назвать героями? - Только ли взрослый может быть героем? - Как вы думаете, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? | Отвечают на вопросы, аргументируя свои ответы | Познавательные УУД: - самостоятельно формулировать тему - планировать свою деятельность - определять последовательность действий - принимать и сохранять цель и задачи - организовать выполнение заданий учителя | ||||
4. Открытие новых знаний | - Какие трагические события вынуждают детей совершать героические поступки? - Ребята, сегодня мы познакомимся с судьбами тех, кто, как и вы были детьми, бегали, играли в прятки, но в их жизнь пришло событие с совсем недетским лицом – война. - Но наряду со взрослыми ковали нашу победу обычные мальчишки и девчонки, терпели лишения, не боялись встретиться с врагом лицом к лицу, смотрели смерти в глаза, выполняли секретные задания, не сдавали своих даже под страшными пытками. У них не было времени на детство, но зато они рано почувствовали ответственность за судьбу своей Родины. О некоторых из них, детях – героях войны, сегодня и пойдет речь. - Кто-нибудь знает, какую дату со дна Победы отмечала наша страна в этом году? - Великая Отечественная война длилась 4 года, 1418 дней. Эти годы были тяжелыми для каждого человека, в том числе и для детей. В годы войны каждый ребенок совершал свой подвиг. Не смотря на голод и страх дети: продолжали учиться, работали на полях, заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину. - Сейчас я предлагаю вам создать доску памяти детей – героев Великой Отечественной войны и поближе познакомиться с их судьбами. - Для этого вы будет работать в группах. Откройте конверты с цифрой 1, которые лежат на ваших партах, в них вы найдет портрет того героя, информацию о котором вы будете собирать, и карту-представление, в которой есть информацию, какие сведения вам нужно найти (дату рождения и смерти, подвиг и чем награжден). В конвертах с цифрой 2 вы найдете материалы для сбора информации о ваших героях (статьи газет, материалы из архивов). - После того как вы соберете всю необходимую информацию, мы повесим портреты этих отважных детей на доску памяти и каждая группа представит классу небольшой рассказ о герое, сведения о котором она собирала. -На выполнение работы вам дается 10 минут. - Давайте послушаем, о ком вы узнали. - Я надеюсь, что эти несколько историй о детях войны станут для вас настоящим примером мужества и отваги! - Они совершали подвиг не за награды, просто они очень хорошо знали цену таким словам, как патриотизм, подвиг, доблесть, самопожертвование, честь, Родина. В советское время о детях героях писали, книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы. - Сейчас я предлагаю вам посмотреть социальный видеоролик «Дети войны». (https://www.youtube.com/watch?v=qYKYOC8a1iY) -Какие чувства вызвал у вас видеоролик? - О чем он заставил вас задуматься? - Ребята, но для того, чтобы быть героем, не обязательно нужно жить в военное время или совершать смертельный подвиг. В наше время достаточно просто помнить о таких качествах человека, как честь и достоинство. (слайд с заданием) - Посмотрите на слайд. Здесь вы можете увидеть список ситуаций, которые нам с вами нужно распределить в колонки таблицы достойные и недостойные поступки.
Ситуации: А) обидели малыша, подставив подножку; Б) маленькая девочка не дала убить жука старшекласснику; В) у первоклассника отобрали понравившуюся ручку; Г) в гостях присвоили себе чужую вещь; Д) старший брат защитил сестру от хулигана; Е) юноша спас девочку, вынеся её из горящего дома; Ж) не сохранили чужой секрет, тайну; З) мальчик спасает малышку, вытащив её из пруда. | - Война. Учащиеся слушают рассказ учителя. -75 лет Победы. Учащиеся слушают рассказ учителя. Прослушивание инструктажа. Учащиеся выполняют задание. Представляют рассказ о герое. Учащиеся просматривают видеоролик. Беседа после просмотра видеоролика. Выполняют задание. | Познавательные УУД: - умение анализировать; -выделять основную мысль из полученной информации; - осознанное и произвольное построение речевого высказывание. Регулятивные УУД: - умение самостоятельно организовывать собственную деятельность; - оценивать качество выполненной работы. Коммуникативные УУД: - формирование и аргументация своего мнения в коммуникации; - формирование коммуникативных действий, ведение диалога. | ||||
5. Подведение итогов | - Сегодня вы познакомились с подвигами детей героев Великой Отечественной войны. Я предлагаю вам поделиться информацией, полученной на уроке с вашими друзьями и родными, чтобы как можно больше детей узнали об этом. - Я попрошу вас открыть конверт с цифрой 3, лежащий на вашем столе. Вы видите несколько карточек, на которых записаны качества человека. Выберите для себя те качества, которыми вы бы хотели обладать. | Называют качества, которые выбрали. | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщить изученное, делать выводы Коммуникативные УУД: -строить монологическое высказывание -оформлять мысли в устной форме Регулятивные УУД: -осуществлять самоконтроль Личностные УУД -самоопределение -смыслообразование -нравственно-этические | ||||
6. Рефлексия | - Сегодня на занятии вы испытали множество чувств. Сейчас я буду произносить утверждения, если утверждение к вам подходит, то вы поднимаете палец вверх, если нет, то палец вниз. - Вы прониклись судьбами этих детей. - Вы испытываете чувство гордости за ваших сверстников-героев. - Вы хотите рассказать о сегодняшнем занятии, о том, что узнали. - Вы знаете какие поступки считаются достойными. - На этом наше занятие заканчивается, я желаю вам стать настоящими героями! | По итогам урока выбирают верные для себя утверждения. | Познавательные УУД: -систематизировать, обобщить изученное Коммуникативные УУД: -строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме Регулятивные УУД: -контролировать время и управлять им -организовать выполнение заданий учителя -анализировать и оценивать результаты своей деятельности Личностные УУД -самоопределение -нравственно-этические |