Дополнительная программа социально-гуманитарной направленности по патриотическому воспитанию «Юные кадеты»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 4
«Детский сад комбинированного вида г. Тосно»
ПРИНЯТО На заседании Педагогического совета МБДОУ № 4 г. Тосно Протокол №________ от «___» ________2022 г. | | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ № 4 г. Тосно ________________Чистотина О.А. Приказ №____________ От «___» _________ 2022 г. М.П. |
Дополнительная
общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по патриотическому воспитанию
«Юные кадеты» (срок реализации – 2 года)
Срок реализации: 2 года
Образовательную программу разработали:
Воспитатель I квалификационной категории:
Соловьева М.С.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………................... 3
1.1. Пояснительная записка………………………………………….............. 3
1.2. Цель и задачи реализации Программы………………………................ 5
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…………............. 6
1.4. Возрастные особенности развития дошкольников …………………… 9
1.5. Предполагаемый результат обучения…………………………………..15
1.6. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности
по Программе ……………………………………….………………….......... 16
2. Содержательный отдел…………………………………………….......... 19
2.1. Учебно – тематический план старшей группы………........................... 19
2.2. Содержание дополнительной образовательной программы …............ 19
2.3. Перспективно-тематический план…………………...………………… 20
2.4. Календарно – тематическое планирование……………………………. 24
2.1.1.Учебно – тематический план подготовительной группы…………… 30
2.2.1. Содержание дополнительной образовательной программы ………. 30
2.3.1. Перспективно-тематический план…………………...………………. 31
2.4.1. Календарно – тематическое планирование ……………….………… 35
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………….…….. 40
3.1. Организация предметно-пространственной-развивающей среды по патриотическому воспитанию…………………………………………....................................... 40
Список литературы……………………………………………………...........41
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент - патриотизм. От того, как сегодня мы воспитываем молодежь, зависит будущее России как современного эффективного государства» (Владимир Путин).
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1493 от 30 декабря 2015 года, сказано следующее: «Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
В системе дошкольного образования ведется целенаправленная работа, регулируемая ФГОС, по воспитанию чувства патриотизма у дошкольников.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в Программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Естественно развивающие чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.
Глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России, ориентированном на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности обусловили формирование социального заказа на возрождение Кадетского образования. В традиционном русском понимании слово "кадет" трактуется намного шире - это не чин, не звание, а состояние души, воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества.
Основными целями деятельности кадетского объединения являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие воспитанников, их социализация в обществе. Растущий интерес к кадетству объясняется тем, что многие родители заранее задумываются о будущем своих детей, хотят видеть их здоровыми, образованными, талантливыми.
Основными же задачами кадетского обучения является развитие патриотизма, физических и творческих способностей, формирование личностной культуры ребенка, что достигается через организацию дополнительного образования.
Обучение кадет организуется и проводится в соответствии с положением о кадетской группе и настоящей программой.
Программа «Юные кадеты» - один из путей совершенствования воспитательной работы в детском саду, усиление ее нравственно - патриотической направленности с учетом возможности всестороннего развития детей. Программа «Юные кадеты» представляет собой попытку обеспечить обновление содержания воспитательной работы с дошкольниками, исходя из особенностей их развития
Программа реализуется через интеграцию образовательных областей и направлена на личностно - ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО.
Актуальность программы
Формирование социального заказа на возрождение Кадетского образования обусловили глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России, ориентированном на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности. В традиционном русском понимании слово «кадет» трактуется намного шире – это не чин, не звание, а состояние души, воспитанной и взращенной на лучших традициях. Растущий интерес к кадетству объясняется тем, что многие родители заранее задумываются о будущем своих детей, хотят видеть их здоровыми, образованными, талантливыми, привязанными к родной земле, языку, культуре, традициям своей страны.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. В понятие гражданско-патриотического воспитания и формирования основ гражданственности детей дошкольного возраста мы вкладываем следующее: – центральным звеном гражданственности является воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, людям, которые сопровождают ребенка в первые годы его жизни, к родному месту где он вырос, и безусловно к Родине. В этот период начинают формироваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с народом, существенно влияют на его дальнейшее мировоззрение; – в гражданско-патриотическое воспитание дошкольника входит формирование его как личности, именно направленность личности определяет жизненную позицию, характер воздействия на сферу интересов, желаний, стремлении, идеалов, и убеждения ребенка. Для общества, нашего края, города, детского сада гражданско-патриотическое воспитание с кадетским компонентом – это фундамент, для дальнейшего гражданского воспитания ребенка, как активного члена общества, готового участвовать в управлении этим обществом. Создание кадетской группы обеспечит формирование такого «фундамента» героической истории нашего Отечества.
Новизна
Уникальность проекта «Юные кадеты» состоит в том, что система гражданско-патриотического воспитания детей, отвечающая требованиям ФГОС ДО по «приобщению к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, будет усовершенствована посредством создания кадетского движения в ДОО. Интеграция образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников кадетских групп в Образовательную программу включена не только в непосредственно-образовательную деятельность, но и в разные виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы:
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, привитие высоких моральных и волевых качеств, достойных Гражданина своей Родины, развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории и культуры России; формирование позитивных установок в воспитании нравственности, патриотизма.
Задачи программы:
Подготовка дошкольников к сознательному стремлению стать настоящим кадетом.
Формирование личности кадета через усвоение этических и нравственных норм, развитие определенного уровня эрудиции, активизации интереса к истории Отечества.
Воспитание гордости и безусловной любви к своей Родине; бережное отношение к природным богатствам и людям, населяющим страну; поддерживание связей поколений;
Воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
Закрепление знания о праздниках России, о русских народных праздниках;
Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
Формирование толерантного отношения, чувства уважения к другим народам, их традициям;
Расширение представлений о городах России, знакомство детей с символами государства, республики, города (герб, флаг, гимн);
Воспитание уважения к Российской Армии, чувства гордости за мужество и героизм наших воинов, чтить память погибших в Великой Отечественной войне;
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Воспитание уважения к защитникам Родины, их подвигам во имя России.
Физическое развитие воспитанников, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях
Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма;
Формирование развития желания у детей и родителей принимать участие в мероприятиях патриотического воспитания.
1.3. Планирование и принципы образовательной деятельности
Программа предполагает работу с детьми 5-7 лет с письменного согласия родителей (законных представителей). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий с детьми старшей группы – 25 мин., подготовительной группы – 30 мин., что соответствует требованиям СанПиН 2.4.3648-20.
Cроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения по 36 часов в год. Большую часть Программы составляют практические занятия
Формы организации деятельности кадетов на занятиях:
- теоретические занятия проводятся преимущественно в форме рассказа и беседы с использованием дидактического материала и технических средств обучения. На этих занятиях рассматриваются понятия, определения, основные положения темы и даются рекомендации, как использовать полученные знания на практике;
- практические занятия включают изучение и закрепление техники выполнения приемов, действий и нормативов;
- комплексные занятия включают выполнение приемов, действий, нормативов задач или их комбинаций нескольких разделов программы. Они проводятся в целях закрепления и совершенствования умений и навыков, практических действий, развития смекалки и инициативы, приобретения моральной и психологической устойчивости в условиях повышенной физической нагрузки. Комплексные занятия проводятся в форме игр, эстафет, соревнований;
- индивидуальные консультации проводятся педагогом по мере необходимости при рассмотрении наиболее сложных тем обучения.
Обучение и воспитание осуществляется по следующим направлениям:
- духовно-нравственное и патриотическое воспитание;
- изучение истории кадетского движения в России;
- художественно-эстетическое воспитание;
- физическое развитие и спортивно - оздоровительная работа;
- освоение хореографии, этики и психологии общения.
Методы и приемы реализации Программы
Наглядные методы:
экскурсии, целевые прогулки, походы; наблюдения;
демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы)
Словесные методы:
чтение литературных произведений;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
игровое сюжетно-событийное развёртывание, игровые проблемно-практические ситуации, игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, имитационно-моделирующие игры, ролевые обучающие игры, дидактические игры
загадывание загадок;
проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы:
организация продуктивной деятельности детей;
Проведение кадетского бала;
Проведение игр спортивной направленности «Зарница»;
постановка сказок, отрывков литературных произведений;
изготовление с детьми наглядных пособий.
В основу работы по программе положены следующие принципы:
1. Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;
2. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам;
3. Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: дидактические пособия (иллюстрации, картинки, фотографии, схемы, карточки и т.д.);
4. Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
5. Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
6. Принцип системности -принцип системного подхода предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;
7. Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества;
8. Принцип учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и условий жизни;
9. Принцип непрерывности призван сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств;
10. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
11. Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности.
Программа нацелена на воспитание любви и уважения к Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Программа кружка нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю. Программа позволяет воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Настоящая программа учитывает возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, построена на материале близком и знакомом детям, затрагивает актуальные проблемы современности. Она направлена на формирование знаний о родном крае и городе, природе и экологии Тосненского края и предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.
Программа составлена для воспитанников кадетской группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 4 «Детский сад комбинированного вида г. Тосно».
Для отслеживания динамики достижений детей педагогический анализ проводится 2 раза в год. Первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре (начало месяца); итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае (в конце месяца).
Возрастные особенности развития дошкольников
Возрастные особенности детей шестого года жизни
На шестом году жизни совершенствуется физическое развитие детей: стабилизируются физиологические функции и процессы, укрепляется нервная система.
Детям 5–6 лет свойственна высокая потребность в движениях. Дети овладевают сложными видами движений и различными способами их выполнения, а также некоторыми элементами техники. Значительно улучшаются показатели ловкости.
Общение ребенка с взрослым становится все более разнообразным, постепенно оно все более приобретает черты личностного — взрослый выступает для ребенка источником социальных познаний, эталоном поведения в различных ситуациях. В этот период ребенок в общении со взрослым особенно нуждается в уважении, дети становятся особенно обидчивыми, если к ним не прислушиваются. В поведении это может проявляться в феномене большого количества жалоб: ребенок жалуется, указывая на сверстника — нарушителя требований взрослого.
Постепенно к 6 годам начинает формироваться круг друзей. Для общения важными становятся личностные качества сверстника: внимательность, отзывчивость, уравновешенность, а также объективные условия: частота встреч, одна группа детского сада, одинаковые спортивные занятия и т.д.
Продолжает совершенствоваться сюжетно-ролевая игра. В игре дети начинают создавать модели разнообразных отношений между людьми. Плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией, наблюдается длительная перспектива игры — дети могут возвращаться к неоконченной игре. Постепенно можно видеть, как ролевая игра начинает соединяться с игрой по правилам.
Сюжеты игр совместно строятся и творчески развиваются, большое место начинают занимать игры с общественно значимыми сюжетами. Игра может длиться от 2–3 часов до нескольких дней. Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны средства, в игровых действиях используются предметы-заместители, природные материалы, самодельные игрушки.
Активное развитие ребенка происходит и в других видах продуктивной деятельности.
Начинает развиваться способность к общему коллективному труду, дети могут согласовывать и планировать свои действия.
Наблюдается переход от непроизвольного и непосредственного запоминания к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. В 5–6 лет ребенок может использовать повторение как прием запоминания. По-прежнему легко запоминает эмоционально насыщенные события, которые могут оставаться в долговременной памяти длительное время.
Продолжается сенсорное развитие, совершенствуются различные виды ощущения, восприятия, наглядных представлений. Повышается острота зрения и точность цветовосприятия, развивается фонематический слух, возрастает точность оценки веса предметов.
Существенные изменения происходят в умении ориентироваться в пространстве — ребенок выделяет собственное тело, ведущую руку, ориентируется в плане комнаты.
Пока с трудом формируется ориентировка во времени: от восприятия режимных моментов ребенок переходит к восприятию дней недели, сезонов, лучше представляет настоящее.
Наглядно-образное мышление является ведущим в возрасте 5–6 лет, однако именно в этом возрасте закладываются основы словесно-логического мышления, дети начинают понимать позицию другого человека в знакомых для себя ситуациях.
Формируются действия моделирования: ребенок способен разложить предмет на эталоны — форму, цвет, величину.
В воображении ребенок этого возраста начинает использовать символы, то есть замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми. Воображение оказывает влияние на все виды деятельности старшего дошкольника, особенно на рисование, конструирование, игру.
Внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Повышается объем внимания, оно становится более опосредованным.
Эмоциональная сфера ребенка становится более устойчивой, он постепенно осмысливает значение норм в поведении и способен соотносить свое поведение и эмоции с принятыми нормами и правилами; ему свойственны открытость, искренность, впечатлительность, избирательность отношений.
Формируется его самооценка, она становится устойчивой и начинает определять поступки ребенка.
Чрезвычайно важно вырабатывать у детей правильные мотивы поведения — например, сделать хорошо не для того, чтобы тебя не ругали, а чтобы можно было узнать что-то новое, «открыть» новый способ действия, чтобы лучше пользоваться вещью, и др.
У детей шестого года жизни отмечается усиление проявления целеустремленности поведения при постановке цели, а также при планировании деятельности, реализации принятой цели.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.
У ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком). Особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения.
Некоторые дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, словообразование). Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. В развитии связной речи основные недостатки относятся к неумению построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединить части высказывания различными способами цепной и параллельной связи.
Возрастные особенности детей седьмого года жизни
На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие детского организма: стабилизируются все физиологические функции и процессы, совершенствуется нервная система, повышается двигательная культура. Движения детей 6–7 лет становятся все более осмысленными, мотивированными и целенаправленными.
В процессе выполнения двигательных заданий проявляют скоростные, скоростно-силовые качества, гибкость, ловкость и выносливость.
Общение с взрослым приобретает черты внеситуативно-личностного: взрослый начинает восприниматься ребенком как особая, целостная личность, источник социальных познаний, эталон поведения.
Общение со сверстниками также приобретает личностные черты — дети становятся избирательны в общении, выбирают друзей, которых бывает трудно заменить, даже если они не устраивают взрослого. Социальные роли в группе становятся устойчивыми, формируется внутренняя позиция ребенка в социальном взаимодействии, он начинает осознавать себя субъектом в системе социальных отношений. Появляется эмоциональное отношение к нормам поведения, ребенок начинает оценивать себя и других с точки зрения норм, критиковать поступки сверстников и взрослых.
Сюжетно-ролевая игра достигает пика своего развития. Ролевые взаимодействия детей содержательны и разнообразны, дети легко используют предметы-заместители, могут играть несколько ролей одновременно. Сюжеты строятся в совместном со сверстниками обсуждении, могут творчески развиваться. Моделируют отношения между различными людьми, плановость и согласованность игры сочетается с импровизацией, ролевая игра смыкается с играми по правилам.
Более совершенными становятся результаты продуктивных видов деятельности: в изобразительной деятельности усиливается ориентация на зрительные впечатления, попытки воспроизвести действительный вид предметов; в конструировании дети начинают планировать замысел, совместно обсуждать и подчинять ему свои желания.
Трудовая деятельность также совершенствуется, дети становятся способны к коллективному труду, понимают план работы, могут его обсудить, способны подчинить свои интересы интересам группы.
Память становится произвольной, ребенок в состоянии при запоминании использовать различные специальные приемы: группировка материала, смысловое соотношение запоминаемого, повторение и т.д. По-прежнему эмоционально насыщенный материал запоминается лучше и легче включается в долговременную память.
Наряду с механической памятью развивается смысловая, функционирует и эйдетическая память, то есть вычленяет из объектов наиболее характерные свойства и к 7 годам полностью усваивает сенсорные эталоны — образцы чувственных свойств и отношений: геометрические формы, цвета спектра, музыкальные звуки, фонемы языка.
Усложняется ориентировка в пространстве и времени; развитие восприятия все более связывается с развитием речи и наглядно-образного мышления, с совершенствованием продуктивной деятельности.
Воображение становится произвольным. На развитие воображения оказывают влияние все виды детской деятельности, в особенности изобразительная, конструирование, игра, восприятие художественных произведений, просмотр мультфильмов и непосредственный жизненный опыт ребенка, особенно впечатлительные дети в этом возрасте могут погружаться в воображаемый мир.
Внимание к 7 годам становится произвольным, что является непременным условием организации учебной деятельности в школе. Повышается объем внимания, оно становится более опосредованным.
Игра начинает вытесняться на второй план. У ребенка формируется объективное желание стать школьником.
В этот период ребенок постепенно теряет непосредственность: он освоил нормы общественного поведения и пытается им соответствовать. Ведущими становятся моральные, общественные мотивы, ребенок может отказаться от интересного ему дела в пользу важного. Основы самооценки в основном сформированы.
В различных видах деятельности развивается личность ребенка и формируются его познавательные процессы, появляется самокритичность, внутренняя позиция в общении и деятельности — новообразования возраста. Умение подчинять свои действия заранее поставленной цели, преодолевать препятствия, возникающие на пути к ее выполнению, в том числе отказываться от непосредственно возникающих желаний, — всеми этими качествами характеризуется волевое поведение как важнейшее условие готовности ребенка к обучению в школе.
У детей подготовительной к школе группы развитие речи достигает довольно высокого уровня. Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов и действий. Дети свободно используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Дети начинают задавать вопросы о значении разных слов, понимают переносное значение слов разных частей речи. Закрепляется умение согласовывать существительные с другими частями речи. Дети образуют однокоренные слова, превосходную степень прилагательных.
Многие дети седьмого года жизни овладевают умением строить разнообразные сложные предложения. Идет становление объяснительной речи: ребенок последовательно и логично излагает события, соблюдая при этом структуру текста (начало, середина, конец). Дети обычно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения, с помощью выразительных средств передают содержание литературных текстов. Совершенствуется умение составлять рассказы по картине, из личного опыта, рассказы творческого характера; дети сочиняют небольшие сказки и истории.
Дети приобретают широкую ориентировку в звуковой стороне речи, овладевают умениями звукового анализа и синтеза, развивается фонематическое восприятие. Формирование речевой рефлексии произвольности речи составляет подготовку детей к письму.
1.5 Предполагаемый результат обучения
5–6 лет.
Знает свой домашний адрес, название города, области.
Имеет представление о символике города, района, области.
Знает название близлежащих улиц.
Имеет представление о жизни и быте народа населивших город Тосно и район.
Узнаёт на фотографиях достопримечательности города, умеет рассказывать о них.
Знает профессии своих родителей.
Знает правила поведения в природе.
Умеет рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Различает некоторые рода войск.
Выполняет основные элементы строевой подготовки.
6–7 лет.
Знает краткие сведения об истории города, района.
Знает дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Знает герб, флаг Тосно.
Имеет представление о Президенте, Правительстве России; о воинах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Имеет представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
Имеет представление о стихах, произведениях искусства местных поэтов и художников.
Знает правила безопасности поведения в природе и на улице города.
Имеет элементарные представления об охране природы, о заповедниках города Тосно.
Понимает сопричастность к социальной и окружающей среде, осознает себя полноправным членом общества.
Выполняет основные элементы строевой подготовки, знает правила оказания первой медицинской помощи.
Умеет действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдает воинскую вежливость. Правильно выполняет команды в строю. Определяет свое местонахождение.
1.6. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Оценивание качества образовательной деятельности представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.
Для динамики достижений детей два раза в год проводится диагностика: первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре, итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае. Знания детей прослеживаются в форме итоговых занятий предусматривающих ответы на вопросы и выполнение практических заданий.
1. Малая Родина. Название города, домашний адрес, название достопримечательностей города, название зеленых зон, название улиц, площадей.
2. Символика. Флаг России, герб России, гимн России, герб города Тосно.
3. История народной культуры и традиций. Народные игрушки, народные праздники, народные сказки, жилище человека, предметы быта.
4. Исторический, географический и природный компоненты. Природные богатства района: животный и растительный мир
5. Личностный компонент. Отношение к окружающей среде, забота о близких, проявление дружелюбия, умение управлять своими чувствами, договориться. Умение анализировать свои поступки и поступки других.
6. Практические умения. Кораблик сна, мой шкафчик, вещи в порядке.
Строевая подготовка.
Оценка:
5 баллов - Знает свое имя, фамилию, название города, области, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4 - 5 улиц; знает и узнает флаг, герб, гимн России; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, города Тосно; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках. Умеет правильно застелить постель, следит за правильным распределением вещей в своем шкафчике, аккуратно раскладывает свои вещи на стульчике при подготовке ко сну. Выполняет основные элементы строевой подготовки.
4 балла - Знает свое имя, фамилию, название города, республики, страны, свой адрес; флаг, герб, гимн России; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. Умеет правильно застелить постель, не всегда следит за правильным распределением вещей в своем шкафчике, аккуратно раскладывает свои вещи на стульчике при подготовке ко сну. Выполняет основные элементы строевой подготовки.
3 балла - Затрудняется назвать страну, город. С трудом называет свой адрес, но узнает флаг, герб, гимн России; отсутствуют знания о достопримечательностях родного поселка; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, края; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки. Не всегда умеет правильно застелить постель, не всегда следит за правильным распределением вещей в своем шкафчике, аккуратно раскладывает свои вещи на стульчике при подготовке ко сну. Выполняет не все основные элементы строевой подготовки.
2 балла - С помощью взрослого называет свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России; с подсказкой называет достопримечательности, зеленые зоны, улицы города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. Только с помощью взрослого может правильно застелить постель, следить за правильным распределением вещей в своем шкафчике, аккуратно раскладывает свои вещи на стульчике при подготовке ко сну. Затрудняется при выполнении основных элементов строевой подготовки.
1 балл – Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного поселка; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки. Не умеет правильно застелить постель, не следит за правильным распределением вещей в своем шкафчике, не аккуратно раскладывает свои вещи на стульчике при подготовке ко сну. Не выполняет большую часть основных элементов строевой подготовки.
Работа по патриотическому воспитанию в старшей группе организована по пяти направлениям (блокам): 1. Кто такой кадет? 2. Строевая подготовка 3. Этика и психология общения 4. Практические умения кадетов 5. Родной край
Работа по патриотическому воспитанию в подготовительной группе организована по шести направлениям (блокам): 1. Правила жизни настоящего кадета 2. Строевая подготовка 3. Этика и психология общения 4. Родной край 5. Военно-медицинская подготовка 6. Страницы ратной славы
2.1. Учебно-тематический план для старшей группы I год обучения (дети 5-6 лет)
№ п/п | Тема занятий | Теория | Практика | Всего |
1 | Кадет - это звучит гордо | 9 | 2 | 11 |
2 | Строевая подготовка | - | 16 | 16 |
3 | Этика и психология общения | 2 | - | 2 |
4 | Практические умения кадетов | - | 3 | 3 |
5 | Родной край | 2 | - | 2 |
| Диагностика | 2 | | 2 |
| Итого часов | 15 | 21 | 36 |
2.2. Содержание дополнительной образовательной программы «Юные кадеты» I год обучения для детей старшего возраста (дети 5-6 лет)
1. Кто такой кадет?
Тема 1. Кадет – это звучит гордо.
Тема 2. Обязанности и правила проведения кадет.
Тема 3. «История кадетского движения в России»
Тема 4. Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ. Правила поведения во время исполнения гимна.
Тема 5. Ритуалы в жизни кадета. Флаг и герб РФ. Правила поведения во время выноса флага.
Тема 6. Ритуалы в жизни кадета. Клятва.
2. Строевая подготовка
Тема 1. Строевая стойка. Повороты на месте.
Порядок выполнения команд: «Становись» или «Смирно». Действия по команде «Вольно», «Заправиться», «Отставить. Повороты на месте: « Напра – ВО», «Нале - ВО», «Кру – ГОМ».
Перестроение из одной шеренги в две и обратно.
Тема 2. Строевой шаг.
Движение шагом. Строевой шаг. Выход из строя и возвращение в строй. Строевой шаг в колонне по 2
Тема 3. Выполнение воинского приветствия
Выполнение воинского приветствия, исполнение песни в движении.
3. Этика и психология общения
Тема 1. Культура поведения в общественных местах
Тема 2. Как кадет относится к старшим?
4. Практические умения кадетов
Тема 1.Кораблик сна
Тема 2.Вещи в порядке
Тема 3.Мой шкафчик
5. Родной край
Тема 1. Ратные подвиги нашего народа.
Тема 2. Мой город – Тосно
2.3 Календарно - тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Юные кадеты» I год обучения для детей старшего возраста (дети 5-6 лет)
№ Заня тия | Тема занятия | Элементы содержания занятия | Вид деятельности. Формы и методы контроля. | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | Комплектование группы, диагностика | Определение уровня патриотического воспитания детей в начале учебного года. | | | |
Тема №1. Кадет – это звучит гордо (11часов) | | ||||
1 | Кадет – это звучит гордо. Кто такой кадет? | Задачи и цели кадетской группы. Организация обучения и воспитания кадет. | Теоретическое занятие | | |
2 | |
Разговор о дружбе | Теоретическое занятие | | |
3 | Обман и его последствия | Опасность обмануть и быть обманутым |
Теоретическое занятие | | |
4 | Всякая вещь трудом создана | Создание любой вещи требует труда, поэтому каждую вещь надо беречь | Теоретическое занятие | | |
5 | Обязанности и правила поведения кадет | Обязанности и правила поведения кадет | Теоретическое занятие | | |
6 | «История кадетского движения в России» | Кадеты России. Зарождение кадетских корпусов | Теоретическое занятие | | |
7 | Кто такие суворовцы | Атрибуты формы кадета Жизнь Суворовского военного училища | Теоретическое занятие | | |
8 | Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ. Правила поведения во время исполнения гимна. | Знакомство с Гимном РФ Правила поведения во время исполнения гимна. | Теоретическое занятие Практические занятия. | | |
9 | Ритуалы в жизни кадета. Флаг и герб РФ | Флаг и герб РФ. | Теоретическое занятие | | |
10 | Ритуалы в жизни кадета. Клятва | Клятва. | Теоретическое занятие | | |
11 | Посвящение в кадеты | Торжественное посвящение в кадеты с участием кадетов Новолисинской школы и их командира | Практические занятия | | |
12 | Кадетский бал | Постановка вальса кадетов. Праздник | Практическое занятие | | |
Тема №2. Строевая подготовка (16 часов) | |||||
1 | Строевая стойка и выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Равнение на середину» «Вольно», «Заправиться». «Отставить». | Предварительные и исполнительные команды, порядок их подачи. Строевая стойка и выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Равнение на середину» «Вольно», «Заправиться». «Отставить». | Практические занятия. | | |
2 | Порядок выполнения команд: повороты на месте «Напра-во». «Нале-во», «Кру-гом» | Порядок выполнения команд: повороты на месте «Напра-во». «Нале-во», «Кру-гом» | Практические занятия | | |
3 | Порядок выполнения команд: повороты на месте «Напра-во». «Нале-во», «Кру-гом» | Порядок выполнения команд: повороты на месте «Напра-во». «Нале-во», «Кру-гом» | Практические занятия | | |
4
| Порядок выполнения команд: перестроение из одной шеренги в две и обратно. | Порядок выполнения команд: перестроение из одной шеренги в две и обратно. | Практические занятия | | |
5 | Порядок выполнения команд: перестроение из одной шеренги в две и обратно. | Порядок выполнения команд: перестроение из одной шеренги в две и обратно. | Практические занятия | | |
6 | Повторение строевых приёмов | Повторение строевых приёмов | Практические занятия | | |
7 | Повторение строевых приёмов | Повторение строевых приёмов | Практические занятия | | |
8 | Повторение строевых приёмов | Повторение строевых приёмов | Практические занятия | | |
9 | Повторение строевых приёмов | Повторение строевых приёмов | Практические занятия | | |
10 | Движение строевым шагом | Отработка движения строевым шагом | Практические занятия | | |
11 | Движение строевым шагом в колонне по 2. | Отработка движения строевым шагом в колонне по 2 | Практические занятия | | |
12 | Движение строевым шагом в колонне по 2. | Отработка движения строевым шагом в колонне по 2 | Практические занятия | | |
13 | Выполнение воинского приветствия | Отработка выполнение воинского приветствия | Практические занятия | | |
14 | Исполнение песни в движении в колонне по 2 | Исполнение песни в движении в колонне по 2 | Практические занятия | | |
15 | Повторение приветствия, строевых приёмов, строевого шага, исполнения песни в движении | Повторение приветствия, строевых приёмов, строевого шага, исполнения песни в движении | Практические занятия | | |
16 | Повторение приветствия, строевых приёмов, строевого шага, исполнения песни в движении | Повторение приветствия, строевых приёмов, строевого шага, исполнения песни в движении | Практические занятия | | |
Тема №4. Этика и психология общения (2 часа) | |||||
1 | Культура поведения в общественных местах | Беседа «Правила поведения в общественных местах» | Теоретическое занятие | | |
2 | Как кадет относится к старшим? | Уважительное отношение к старшим | Теоретическое занятие | | |
Тема №5 Практические умения кадетов (3 часа) | |||||
1 | Кораблик сна | Аккуратно заправить кровать | Практические занятия | | |
2 | Вещи в порядке | Аккуратно сложить вещи на стул при подготовке ко сну | Практические занятия | | |
3 | Мой шкафчик | Аккуратность и правильность расположения вещей в детском шкафчике | Практические занятия | | |
Тема №6 Родной край (2 часа) | |||||
1 | Ратные подвиги нашего народа | Жизнь героя | Теоретическое занятие | | |
2 | Мой город - Тосно | Разговор о городе, его достопримечательностях, об истории возникновения | Теоретическое занятие | | |
3 | Диагностика | Определение уровня патриотического воспитания в конце учебного года. | Комплексное занятие | | |
2.4. Перспективно-тематический планирование дополнительной образовательной программы «Юные кадеты» I год обучения для детей старшего возраста (дети 5-6 лет) (36час)
Тема | Цели и содержание | Материалы |
| Сентябрь | |
Кадет – это звучит гордо. Кто такой кадет? | Познакомить детей со значением слова «кадет». Беседа-рассказ «Кто такой кадет?». | Иллюстрации с изображением кадет. |
Строевая стойка и выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Равнение на середину», «Вольно», «Заправиться», «Отставить». | Познакомить с основными строевыми приемами. Научить выполнению строевых приемов: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Равнение на середину», «Вольно», «Заправиться». Выполнение строевых приемов в составе отделения. Предварительные и исполнительные команды, порядок их подачи. | |
Что значит «дружить». | Актуализировать и дополнить знания детей о дружбе. Прослушивание песни «Если с другом вышел в путь». Опрос: «Что я мог бы сделать для друга». | Аудиозапись песни «Если с другом вышел в путь». |
| Октябрь | |
Порядок выполнения команд: повороты на месте «Напра-во», «Нале-во», «Кру-гом». | Познакомить с основными строевыми приемами. Научить выполнению поворотов на месте: «Напра-во», «Нале-во», «Кру-гом». Выполнение поворотов. | |
Всякая вещь трудом создана. | Воспитывать уважение к труду взрослых. Разговор с детьми о бережном отношении к окружающим предметам. Рассказ о том как появился деревянный стол в детском саду. | |
Международный День пожилых людей | Совместная работа по изготовлению открыток для пожилых людей. | |
| Ноябрь | |
Обязанности и правила поведения кадет. | Познакомить детей с обязанностями и правилами поведения кадет. Разработка детьми вместе с воспитателем обязанностей и правил поведения юных кадет. | |
День Народного единства | Наш гимн, герб, флаг. | |
Всемирный день доброты. | Добрые дела для нашего детского сада. | |
Порядок выполнения команд: перестроение из одной шеренги в две и обратно. | Познакомить с основными построениями и перестроениями. Научить выполнению перестроения из одной шеренги в две и обратно. | |
«История кадетского движения в России» | Приобщение детей к национальной истории и духовной культуре через изучение истории кадетского движения. Рассказ о кадетах России, о зарождении кадетских корпусов. | Иллюстрации с изображением кадет разных времён. |
Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ. Правила поведения во время исполнения гимна. | Познакомить с Государственным гимном России рассказать о его происхождении, назначении. Воспитывать уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину. Познакомить детей с правилами поведения во время исполнения гимна. Выполнение правил. | Аудиозапись Гимна РФ. |
Осенний кадетский бал | Формирование музыкальной и общей культуры детей дошкольного возраста | Музыкальный репертуар: А.К. Глазунов «Полонез», муз. Я.Пригожин и М.Шишкин «Венский вальс» «Кадетский бал» |
«День здоровья» | спартакиада по игровым видам спорта; спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья» | |
| Декабрь | |
Ритуалы в жизни кадета. Флаг и герб РФ. Правила поведения во время выноса флага. | Познакомить с Государственным флагом РФ, дать представление о его происхождении, назначении, символике цветов и их взаиморасположении. Познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем. Познакомить с правилами поведения во время выноса флага. Выполнение правила. | Иллюстрации флага и герба РФ. Флаг РФ. |
Порядок выполнения команд: перестроение из одной шеренги в две и обратно. | Закрепить выполнение перестроения из одной шеренги в две и обратно. | |
Ритуалы в жизни кадета. Клятва. | Познакомить детей с понятием «клятва». Беседа «Что такое клятва». Моделирование воспитателем совместно с детьми клятвы «Юный кадет». | Иллюстрации с изображением кадет во время клятвы. |
Спортивный праздник ГТО. | День спасателя РФ 27.12 – Спортивный праздник «ГТО», с приглашением представителей аварийно – спасательной службы ГКУ ЛО «Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты ЛО» поисково – спасательного отряда г.Тосно | |
Повторение строевых приёмов. | Совершенствовать физические качества детей, закрепить навыки строевых упражнений. | |
Повторение строевых приёмов. | Совершенствовать физические качества детей, закрепить навыки строевых упражнений. | |
| Январь | |
Движение шагом | Познакомить с основными способами ходьбы при передвижении. Научить выполнению строевого шага и движений руками на 2-счёта. | |
Движение строевым шагом в колонне по 2. | Научить выполнению движения строевым шагом в колонне по 2. | |
Движение строевым шагом в колонне по 2. | Закрепить выполнение движения строевым шагом в колонне по 2. | |
День снятия блокады Ленинграда | Освобождение Тосненского района от немецко-фашистских захватчиков. Прорыв блокады Ленинграда. Тематическое занятие | |
| Февраль | |
Выполнение воинского приветствия. | Научить выполнять воинское приветствие. | |
Исполнение песни в движении в колонне по 2. | Научить исполнять песню «Бескозырка белая» в движении в колонне по 2. | |
Повторение приветствия, строевых приёмов, строевого шага, исполнения песни в движении. | Совершенствование выполнения ранее овладевшими строевыми навыками: приветствия, строевых приёмов, строевого шага, исполнения песни в движении. | |
Посвящение «Юный кадет». | Воспитание патриотизма, любви к Родине, приобщение к кадетскому братству. Торжественное посвящение «Юный кадет» с участием кадетов Новолисинской школы и их командира. | Сценарий праздника, форма, вымпел ЮДК, клятва ЮДК, флаг РФ, флаг. |
Праздничный концерт, посвященный Дню защитника Отечества | Праздничный концерт с участием кадетов. | |
| Март | |
Культура поведения в общественных местах. | Воспитывать привычку всегда быть вежливым, заботу о старших, бережное отношение к результатам труда взрослых и их деятельности. Беседа «Правила поведения в общественных местах». Моделирование ситуаций. | Иллюстрации с правилами поведения в общественных местах. |
Кораблик сна. | Формировать практическое умение аккуратно заправить кровать. Включение соревновательного элемента. | 2 кроватки с 2 к-ктами постельных принадлежностей. |
Вещи в порядке. | Формировать практическое умение аккуратно складывать вещи на стул при подготовке ко сну. Включение соревновательного элемента. | 2 стула 2 к-кта одежды. |
Экскурсия в в/ч 28037 | Организация и проведение экскурсии в военную часть 28037 | |
Мой шкафчик. | Формировать практическое умение аккуратно и правильно располагать вещи в детском шкафчике. Включение соревновательного элемента. | 2 шкафчика 2 к-кта верхней одежды и обуви. |
| Апрель | |
Как кадет относится к старшим? | Воспитывать уважительное отношение к старшим, умение проявлять заботу о них, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. Беседа об уважительном отношении к старшим. | |
Кто такие суворовцы? | Познакомить детей с жизнью суворовцев. Просмотр видеозаписи о жизни Суворовского военного училища. | Видеозапись о жизни Суворовского военного училища. |
Повторение строевых приёмов. | Совершенствовать физические качества детей, закрепить навыки строевых упражнений. | |
Обман и его последствия. | Формировать нравственные качества личности, такие как честность и правдивость, умения оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать отрицательное отношение к обману. Беседа об опасности обмануть и быть обманутым. Моделирование ситуаций. | |
Военно-спортивная игра «Зарница» | Развивать выносливость, скорость, быстроту реакции, мелкую моторику. Воспитывать умение детей работать в команде, проявлять инициативу, чувство гордости за свою армию, патриотизм. | Военно-патриотические эстафеты. Сценарий игры. |
Ратные подвиги нашего народа. | Формирование представления о герое Российского флота | Портрет героя |
Повторение строевых приёмов. | Совершенствовать физические качества детей, закрепить навыки строевых упражнений. | |
Мой город–Тосно. | Познакомить с историей основания родного города, его достопримечательностями. Разговор о городе, его достопримечательностях, об истории возникновения. | Иллюстрации с изображением достопримечательностей города. |
| МАЙ | |
Туристический поход | Туристический поход с родителями. Способствовать освоению простейшим туристическим умениям и навыкам. | |
Праздничный концерт, посвященный 9 мая | Торжественная линейка, посвященная 9мая. Возложение цветов к памятнику. Праздничный концерт с участием кадетов. | |
2.2. Учебно – тематический план для подготовительной
группы
№ п/п | Тема занятий | Теория | Практика | Всего |
1 | Правила жизни настоящего кадета | 3 | - | 3 |
2 | Строевая подготовка | - | 13 | 13 |
3 | Этика и психология общения | 3 | - | 3 |
4 | Родной край | 6 | - | 6 |
5 | Военно-медицинская подготовка | 4 | - | 4 |
6 | Страницы ратной славы | 3 | 2 | 5 |
| Диагностика | 2 | | 2 |
| Итого часов | 21 | 15 | 36 |
2.2.1. Содержание дополнительной образовательной программы
«Юные кадеты» II год обучения для детей подготовительного к школе возраста (дети 5-6 лет) 2 год обучения
Тема 1. Правила жизни настоящего кадета
1. Соблюдение режима дня – воспитание характера
2. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много
3. Дисциплинированность кадета
Тема 2. Строевая подготовка
1. Повторение ранее изученных строевых приемов
2. Повороты в движении, походный шаг
3. Вынос и представление вымпела юных кадетов
Тема 3. Этика и психология общения
1. Правила вежливого общения
2. Дал слово – держи
3. Один раз обманешь, другой раз не поверят
Тема 4. Родной край
1. Мое генеалогическое древо
2. Край в котором я живу
3. История возникновения моего города
4. Экскурсия в Тосненский музей
5. Памятники города Тосно
6. Их именами названы улицы
Тема 5. Военно-медицинская подготовка
1.Экстремальные ситуации
1.1на воде
1.2при возгорании огня
1.3электрический ток
1.4при обнаружении незнакомых предметов
Тема 6. Страницы ратной славы
Богатыри Земли Русской
Великая Отечественная война – подвиг всего народа
Юные герои Великой Отечественной войны
Ветеран живет рядом
Пеший поход с кадетами Новолисинской школы
2.3.1. Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Юные кадеты» II год обучения для детей подготовительного к школе возраста (дети 5-6 лет) 2 год обучения
№ Заня тия | Тема занятия | Элементы содержания занятия | Вид деятельности. Формы и методы контроля. | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | Диагностика | Определение уровня патриотического воспитания детей | | | |
Тема №1. Правила жизни настоящего кадета (3часа) | | ||||
1 | Соблюдение режима дня – воспитание характера | Почему важно соблюдать режим дня. | Теоретическое занятие | | |
2 | Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много | Беседа о дружбе и друзьях | Теоретическое занятие | | |
3 | Дисциплинированность кадета | Как не допустить конфликтов | Теоретическое занятие | | |
Тема №2. Строевая подготовка (13 часов) | |||||
1 | Строевая стойка и выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Равнение на середину» «Вольно», «Заправиться». «Отставить». | Строевая стойка и выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Равнение на середину» «Вольно», «Заправиться». «Отставить». | Практические занятия. | | |
2 | Порядок выполнения команд: повороты на месте «Напра-во». «Нале-во», «Кру-гом» | Порядок выполнения команд: повороты на месте «Напра-во». «Нале-во», «Кру-гом» | Практические занятия | | |
3 | Порядок выполнения команд: перестроение из одной шеренги в две и обратно. | Порядок выполнения команд: перестроение из одной шеренги в две и обратно. | Практические занятия | | |
4 | Команды для выхода из строя и возвращения в строй. Выполнение воинского приветствия | Команды для выхода из строя и возвращения в строй. Выполнение воинского приветствия | Практические занятия | | |
5 | Движение строевым шагом в колонне по 2. Исполнение песни в движении | Движение строевым шагом в колонне по 2. Исполнение песни в движении в колонне по2 | Практические занятия | | |
6 | Повороты в движении: «Напра-во» «Нале-во» | Отработка поворотов в движении | Практические занятия | | |
7 | Повороты в движении: «Напра-во» «Нале-во» | Отработка поворотов в движении: «Напра-во» «Нале-во» | Практические занятия | | |
8 | Вынос вымпела юных кадетов | Отработка действий | Практические занятия | | |
9 | Вынос вымпела юных кадетов | Отработка действий | Практические занятия | | |
10 | Представление вымпела юных кадетов | Отработка действий | Практические занятия | | |
11 | Движение походным строем в колонне по 1 и по 2 | Движение походным строем в колонне по 1 и по 2 | Практические занятия | | |
12 | Движение походным строем в колонне по 1 и по 2 | Движение походным строем в колонне по 1 и по 2 | Практические занятия | | |
13 | Повторение строевых приёмов и перестроений к строевому смотру | Отработка строевых приёмов и перестроений к строевому смотру | Практические занятия | | |
Тема № 3. Этика и психология общения (3 часа) | |||||
1 | Правила вежливого общения | Вежливые слова | Теоретическое занятие | | |
2 | Дал слово – держи | Подумай, прежде чем дать обещание | Теоретическое занятие | | |
3 | Один раз обманешь, другой раз не поверят | Как заслужить доверие | Теоретическое занятие | | |
Тема №4. Родной край (6 часов) | |||||
1 | Мое генеалогическое древо | Расширение представлений детей о семье и её истории. | Комплексное занятие | | |
2 | Край в котором я живу | Исторические культурные и природные достопримечательности | Теоретическое занятие | | |
3 | История возникновения моего города | История возникновения города Тосно | Теоретическое занятие | | |
4 | Экскурсия в музей | История боевой славы | Теоретическое занятие | | |
5 | Памятники города Тосно | Что такое памятник? Кого мы должны помнить? Экскурсия к памятникам города | Теоретическое занятие | | |
6 | Их именами названы улицы | Герои былых времен | Теоретическое занятие | | |
| | | | | |
Тема № 5. Военно – медицинская подготовка (4 часа) | |||||
1 | Экстремальные ситуации на воде | Правила поведения на воде | Теоретическое занятие | | |
2 | Экстремальные ситуации при возгорании огня | Правила поведения при возгорании | Теоретическое занятие | | |
3 | Экстремальные ситуации с электрическим током | Правила поведения с бытовыми приборами | Теоретическое занятие | | |
4 | Экстремальные ситуации при обнаружении незнакомых предметов | Правила поведения при обнаружении незнакомых предметов | Теоретическое занятие | | |
Тема № 6. Страницы ратной славы (5 часов) | |||||
1 | Богатыри Земли Русской | Чем славятся Богатыри Земли Русской | Теоретическое занятие | | |
2 | Великая Отечественная война – подвиг всего народа | Как ковалась победа совместными усилиями: в тылу и на полях сражений | Теоретическое занятие | | |
3 | Юные герои Великой Отечественной войны | Кто они юные герои? | Теоретическое занятие | | |
4 | Ветеран живет рядом | Посещение ветерана | Практические занятия | | |
5 | Пеший поход с кадетами Новолисинской школы | Поход к памятнику погибших воинов | Практические занятия | | |
| Диагностика | Определение уровня патриотического воспитания в конце учебного года. | | | |
2.4.1. Перспективно-тематический планирование дополнительной образовательной программы «Юные кадеты» II год обучения для детей подготовительного к школе возраста (дети 5-6 лет) 2 год обучения
Тема | Цели и содержание | Материалы |
Сентябрь | ||
Строевая стойка и выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», »Равнение на середину» «Вольно», «Заправиться». «Отставить». | Закрепить строевую стойку и выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», »Равнение на середину» «Вольно», «Заправиться». «Отставить». | |
Соблюдение режима дня - воспитание характера. | Беседа: «Как режим дня влияет на функции нашего организма». Учить детей сочетать активные действия с пассивными. | Плакат «Режим дня» |
Порядок выполнения команд: повороты на месте «Напра-во». «Нале-во», «Кру-гом» | Совершенствовать порядок выполнения команд: повороты на месте «Напра-во». «Нале-во», «Кру-гом». | |
Октябрь | ||
Порядок выполнения команд: перестроение из одной шеренги в две и обратно | Совершенствовать порядок выполнения команд: перестроение из одной шеренги в две и обратно | |
Без друзей меня чуть - чуть а с друзьями много. | Продолжать приобщать детей к общечеловеческим ценностям. Беседа: «О дружбе и друзьях» | |
Команды для выхода из строя и возвращения в строй | Совершенствовать порядок выполнения команд: выход из строя и возвращение в строй | |
Дисциплинированность кадета | Воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Беседа: «Как не допустить конфликтов». Моделирование ситуаций | |
Ноябрь | ||
Дал слово - держи | «Слово не воробей вылетит не поймаешь» - попросить детей истолковать слова этой пословицы. Воспитывать понимание того, что прежде чем давать обещание нужно хорошенько подумать. | |
Повороты в движении: «Напра-во» «Нале-во» | Научить выполнению поворотов в движении: «Напра-во» «Нале-во» | |
Повороты в движении: «Напра-во» «Нале-во» | Отработка поворотов в движении «Напра-во» «Нале-во» | |
Правила вежливого общения | Беседа: «В мире вежливых слов». Актуализировать и дополнить знания детей по теме. Моделирование ситуаций. | |
Декабрь | ||
Экстремальные ситуации при возгорании огня | Познакомить детей с правилами поведения при возгорании огня. Формировать навыки безопасного поведения на пожаре. Уточнить какой номер телефона у пожарной охраны. | Иллюстрации по теме и плакаты |
Один раз обманешь, другой раз не поверят | Как заслужить и ежедневно оправдывать доверие к себе | |
Движение походным строем в колонне по 1 и по 2 | Движение походным строем в колонне по 1 м по 2 | |
Движение походным строем в колонне по 1 и по 2 | Движение походным строем в колонне по 1 и по 2 | |
Экстремальные ситуации при обнаружении незнакомых предметов | Познакомить детей с правилами поведения при обнаружении незнакомых предметов. Формировать навыки безопасного поведения. Уточнить какой номер телефона у полиции | Иллюстрации по теме и плакаты |
Январь | ||
Движение строевым шагом в колонне по 2. Исполнение песни в движении | Совершенствовать движение строевым шагом в колонне по 2. Исполнение песни в движении в колонне по 2 | |
Мое генеологическое древо | Расширение представлений детей о семье и её истории. | |
Экстремальные ситуации с электрическим током | Познакомить детей с правилами поведения при использовании бытовых приборов. Формировать навыки безопасного поведения. Уточнить какой номер телефона у скорой помощи. | Иллюстрации по теме и плакаты |
Февраль | ||
Край, в котором я живу | Помочь детям шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру; осознать свою принадлежность к культурно-природной среде, понять меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. Вызвать у детей чувство восхищения своей Родиной, чувство гордости и любви. | Литература с иллюстрациями о городе Тосно |
Вынос вымпела юных кадетов | Назначить вымпельную группу в составе 3 детей. Познакомить детей с порядком выноса вымпела. | |
История возникновения моего города | Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего города, его достопримечательностях рассказать об известных людях. Воспитывать любовь и уважение к родному городу к малой Родине | Книга «Тосно. Тосненский район» |
Вынос вымпела юных кадетов | Отработка действий вымпельной группы | |
| Март | |
Памятники г. Тосно | Беседа «Что такое памятник? Кого мы должны помнить?». Познакомить с памятниками города. Воспитывать бережное отношение к памятникам и памятным местам города. | Иллюстрации с изображением памятников города |
Представление вымпела юных кадетов. | Отработка действий | |
Экстремальные ситуации на воде | Познакомить детей с правилами поведения на воде. Формировать навыки безопасного поведения на воде. | Иллюстрации по теме |
Повторение строевых приёмов и перестроений к строевому смотру | Отработка строевых приёмов и перестроений к строевому смотру | |
| Апрель | |
Их именами названы улицы | Познакомить детей с историей образования улиц родного города, уточнить знания детей о правилах поведения на них | |
Богатыри Земли Русской | Познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия на примере исторических героев | Картина Васнецова «Три богатыря», былина « Илья Муромец и соловей разбойник» |
Великая Отечественная война – подвиг всего народа | Рассказ о том, как ковалась победа совместными усилиями: в тылу и на полях битв. Воспитание патриотических чувств на примере героического прошлого отцов, дедов и прадедов | Иллюстрации о Великой Отечественной войне |
Юные герои Великой Отечественной войны | Кто они, юные герои? Расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий | Иллюстрации по теме «Дети войны» |
Военно-спортивная игра «Зарница» | Развивать выносливость, скорость, быстроту реакции, мелкую моторику. Воспитывать умение детей работать в команде, проявлять инициативу, чувство гордости за свою армию, патриотизм. | Военно-патриотические эстафеты. |
| Май | |
Экскурсия в музей | Расширить знания детей об истории родного города в годы Великой Отечественной войны, земляках – участниках Великой Отечественной войны. | |
Ветеран живет рядом | Посещение ветерана. Формировать стремление детей быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развивать интерес к судьбам ветеранов. | |
Пеший поход совместно с кадетами Новолисинской школы | Поход к памятнику. Закрепить строевые упражнения | |
Туристический поход с родителями | Способствовать освоению простейшим туристическим умениям и навыкам. Закрепить знания видов леса. Создание карты-маршрута. Повторение правил поведения на природе. | |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация предметно-пространственной-развивающей среды по патриотическому воспитанию
При планировании работы большое внимание уделяется созданию предметно - развивающей среды.
В группе созданы условия для воспитания патриотизма у детей. Дети имеют возможность самостоятельно ознакомиться с государственной символикой России и города Тосно. Дети могут полистать книги, посмотреть фотоальбомы, покрутить глобус, познакомиться с картами России.
Картотека дидактических игр: «Военные профессии», «Собери герб. Флаг», «Русские народные узоры», «Военная техника», «Наряди куклу в русский народный костюм», «Собери матрешку», книги о достопримечательностях города Тосно, о спортсменах города Тосно, о городе Тосно и его древней истории, видеоматериалы о жизни и быте русского народа; фотоальбом о достопримечательностях города Тосно; фотовыставка элементов русского народного костюма; сказки, легенды, игры руссого народа помогают им в этом.
Через информационный стенд «Юные кадеты», родители могут ознакомиться с мероприятиями, в которых дети участвовали и многое другое.
Список методической литературы
Методическая база педагогического кабинета: теоретическая и методическая
литература:
«Наследие» М.Ю. Новицкой
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханѐвой
система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алѐшиной
«Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук
«Мы живѐм в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой
«Моя страна» (патриотическое воспитание дошкольников, ТЦ «Учитель»,
Воронеж, 2005 г)
Н.М.Метенова «Нравственное воспитание.»Ярославль 2009г
«Г.В.Ковалева. «Воспитывая маленького гражданина.» Москва 2005г
«Дошкольникам о защитниках Отечества», Л.А.Кондрыкинская, 2005
«Дошкольнику - об истории и культуре России», Г.Н.Данилина, 2003 г
«Патриотическое воспитание» Москва 2001 год
«Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию» Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина, Москва 2006г.
«Этические беседы с дошкольниками» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник, Москва
2015г.
42