Методическая разработка «За чашкой чая о выдающихся людях малой родины»

0
0
Материал опубликован 27 June 2023


II муниципальный фестиваль-конкурс проектно-исследовательских работ и творческих идей для учащихся 1-11 классов «За чашкой чая: сохраняя традиции»

Секция: «Науки о чае»







«За чашкой чая о выдающихся людях малой родины»


Проблемно – поисковая (исследовательская работа)





Баева Кристина Владимировна

3 «А» класс

МКОУ Новокриушанская СОШ

им. П.И.Дейнекина

Научный руководитель-

Санжаровская Ольга Михайловна

учитель начальных классов

МКОУ Новокриушанская СОШ

им. П.И Дейнекина




с. Новая Криуша 2023 год

Содержание


1. Введение…………………………………………………………. …...3-5


2. Теоретическая часть


2.1. Понятие слов «земляк», «земляки»……………..…………….......5-6


2.2. Виды профессий……………………………………………………….6


2.3. Пословицы и поговорки о труде…………………………………..5-6


3. Практическая часть


3.1. История жизни моих земляков……………………………………6-9


3.2. Опрос учащихся 3 «А» класса………………………………… 9-10


4. Заключение………………………………………………………. 10-11


5. Список источников и используемой литературы……………….…..12


6. Приложения……………………………………………………….13-16







1.Ведение

Родина! Какое звонкое и чистое слово! Как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Дорогое, как мама!

Впервые я задумалась о том, что такое Родина, наверное, в первом классе. Учитель задавал вопросы, а мы с одноклассниками, рассматривая страницы азбуки, удивлялись и отвечали что-то невпопад. Теперь я уже подросла и прекрасно знаю, что такое родина.

У каждого человека есть земля, именуемая большой Родиной. Для русских – это Россия… Но у каждого из нас есть еще и малая родина, то есть место, уголок земли, где он родился и вырос.

Мое детство проходит в селе Новая Криуша. Приезжему человеку на первый взгляд покажется, что нет в нем ничего примечательного. Но для меня мое село – моя малая родина, самая любимая и замечательная, и оно по-своему прекрасно.

Чем же привлекательно мое село, поставившее свои дома на берегу крохотной речушки Криуша меж невысоких холмов?

Я иду. Иду по своей родной земле. Мне дорога каждая травинка, кустик и веточка. Удивителен край, в котором я живу. Каждый уголок его прекрасен.

И все же главное его богатство – это люди. Конечно, же, удивительной доброты люди, которыми я горжусь.

На основе материалов исследовательского проекта я хочу показать своему поколению, что в наших силах и возможностях сохранить и передать в будущее истории целых поколений.

Актуальность моей работы в том, что, наверное, есть люди, которые, сделав одно выдающееся открытие, сразу становятся известны всему миру. А есть люди, которые, посвятив всю свою жизнь любимому делу, внеся огромный вклад в развитие своего села, района, остаются малоизвестными, но могут служить примером для подражания. Ведь помнится, что человек славится делами.

Цель проекта: За чашкой чая рассказать о человеке, жизнь которого посвящена служению людям.

Задачи проекта:

-собрать информацию о замечательных делах моих близких людей или земляков на благо других людей в виде фотографий, рассказов-биографий;

-познакомить со своим проектом своих одноклассников;

- проанализировать и обобщить материал, полученный в ходе беседы;

- подготовить сообщение и презентацию по собранному материалу.

Гипотеза: могу предположить, что знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у подростков, положительно повлиять на формирование толерантно настроенной личности. История жизни наших земляков может стать образцом для каждого, кто хотел добиться успехов в жизни и прожить свою жизнь достойно.

Предмет проекта: биография земляков, их общественная и трудовая деятельность.

Объект проекта: земляки, их личный пример, вклад в развитие современного общества.

Методы:

- изучение литературы по теме проекта;

- интервью;

- анкетирование;

- анализ источников информации;

- обработка полученных результатов.

В своей работе я буду опираться на толковые словари, официальные интернет источники, буду беседовать с родственниками, пользоваться школьным фото архивом.

Тема о выдающихся земляках изучена достаточно, многие люди бережно относятся к истории моих земляков. Я уже писала сочинение по этой теме, но мне бы хотелось узнать о своих земляках более подробно.

2. Теоретическая часть

2.1 Понятие слова «земляк», «земляки»

В начале своей работы, я решила выяснить, что означают понятия «земляк», «земляки». Свой проект я начала с изучения словарей.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова[232],
Д.Н.Ушакова дается такое объяснение слова «земляк»:  
ЗЕМЛЯ́К, -а, м. Уроженец одной с кем-н. местности. Мы с ним ~и.[232]
Земляки – это люди, живущие со мной рядом, почти как родственники.

Издревле водится так, что русский человек, русская душа будучи вдали от Родины, от своего места проживания, нескрываемо радуется при встрече земляка. 

2.2. Виды профессий земляков

Начав изучать информационную литературу по теме проекта, я поняла, что профессии делятся на определенные виды:

-учитель учит детей,

-строитель возводит новые здания,

- художник создаёт прекрасные картины.

Но самая нужная и важная профессия, на мой взгляд, — это врач.

Врач должен всегда быть добрым и милосердным, потому что дело, которым он занимается, облегчает страдания. Если человек болеет, он всегда обращается к доктору, который обязательно ему поможет.

2.3. Пословицы и поговорки о профессиях

Русские пословицы и поговорки - настоящее сокровище народной культуры, которое передается из поколения в поколение. Если обратиться к кладовой народной мудрости, которая нам досталась в наследство от предков, то мы обнаружим ряд прекрасных пословиц о профессиях и труде. Детей к труду приучают с малолетства. Сначала этим занимаются родители, к ним присоединяются воспитатели и учителя. Какие есть пословицы о труде?

- Как потрудился, так и поел.

- Кто трудится, тому есть чем хвастаться.

- Если орех не расколоть, то и ядра не съесть.

- Руки не замочишь — не умоешься.

- Человека труд кормит и одевает.

3. Практическая часть

3.1. История жизни моих земляков

В начале этого учебного года у нас в классе проходил классный час по теме «Наша Родина – Россия». Мы познакомились с нашей необъятной прекрасной страной, её знаменитыми людьми, такими, как К.Д Циолковский, Ю.А.Гагарин, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой и многими другими.

Придя домой, я сразу спросила маму:

- А у нас в селе есть выдающиеся люди?

-Конечно, - ответила мама. Это Оксана Юрьевна Корнюшкина.

-Она же врач? - усмехнулась удивлённо я, и посмотрела в дальний угол комнаты, где сидела моя любимая мамочка.

-А разве доктор может быть знаменитым?

-Несомненно, - ответила мама. Она несет огромную ценность для нашего села, ведь именно она спасает всех нас от различных коварных болезней во все времена года. ( Приложение 1. Фотография №1)

-А как она это делает?

-Оксана Юрьевна - человек, который всю свою жизнь облегчает страдания больного и спасает его от смерти.

Утром мы с мамой посетили нашего участкового доктора. Оксана Юрьевна поделилась с нами своей биографией.

-Родилась она 21 декабря 1961 года в городе Душанбе. Ее папа – водитель, мама работала учителем русского языка и литературы и мечтала, чтобы ее дочь тоже учила детей, но у девочки была мечта – не учить, а лечить, поэтому после окончания школы Оксана поступила учиться в Таджикский Государственный медицинский институт.

В Новую Криушу Оксана Юрьевна переехала в 1990 году.

-С тех пор уже более 30 лет каждый ее рабочий день начинается в 8 часов, а заканчивается в тот момент, когда уйдет последний больной. Внимательно выслушать человека, назначить лечение – это только одна сторона ее работы. А ведь еще нужно найти слова поддержки, успокоить плачущего ребенка, убедить в нужности лечения, ощутить боль каждого как свою – это уже труд ее души.

-Оксана Юрьевна руководит коллективом медработников, поэтому все хозяйственные дела тоже ложатся на ее плечи. (Приложение 1. Фотография №2)

-Оксана Юрьевна – замечательная мама и заботливая бабушка, обожает своих внуков, играет с ними, рисует и, конечно же, лечит.

Я учусь в МКОУ Новокриушанская СОШ им.П.И.Дейнекина. В нашей школе много прекрасных преподавателей. И о каждом из них можно было бы написать. Но я хочу особенно выделить одного учителя, который много лет отдал нашей школе. Это бывший директор школы Даньшина Раиса Моисеевна, о котором я много хорошего узнала из школьного краеведческого музея. (Приложение 1. Фотография №3)

Родилась она в 1944 году в Новой Криуше в крестьянской семье. Здесь же окончила школу и в 1961 году поступила в Воронежский пединститут на факультет методики и педагогики начального образования. После окончания института в 1965 году по распределению попала в Оренбургскую область. Через 2 года вернулась на Родину. В 1968 году работала воспитателем в восьмилетней школе, а через год назначена директором этой школы. (Приложение 1. Фотография №4)

-В 1976 году заочно окончила исторический факультет Воронежского пединститута. В 1984 году назначена директором в Новокриушанскую среднюю школу и проработала в этой должности 26 лет. В 2010 г. ушла на заслуженный отдых.

Общий стаж работы в школе 45 лет.

-На мой взгляд, учитель должен быть человеком, несущим другим людям знания, радость и вдохновение. Учитель должен быть таким, чтобы ученики из всех сил старались походить на него. Тогда только он может завоевать любовь и признание.

Примером благородного служения человека людям можно найти в прошлом и настоящем, в родном крае и в других уголках страны, во многих странах мира. Многие люди, наделенные богатым внутренним миром, щедро отдают эти богатства людям.

Хотелось бы рассказать о выдающемся земляке, который совершал благородные поступки на благо своего села. Это ветеран войны и учительской профессии Иван Игнатьевич Блощицын. (Приложение 1. Фотография №5)

Иван Игнатьевич родился в 1925 г. в Новой Криуше, учился в начальной школе. Затем перешел в семилетнюю школу. Помнит многих своих учителей, но особенно уважаемым был классный руководитель – учитель русского языка и литературы. После окончания школы многие одноклассники пошли в сельскохозяйственные техникумы и другие учебные заведения, а Иван Игнатьевич, как его классный руководитель захотел стать учителем. Легко давались гуманитарные и математические предметы. Он много прочитал художественных произведений, много выучил наизусть, думал передать любовь к литературе своим будущим ученикам. (Приложение 1. Фотография №6)

Затем были тяжелые военные годы. А с 1946 г. начинается новая страница жизни, 40-летняя педагогическая деятельность. После окончания училища с отличием окончил литературный факультет Воронежского пединститута. Работал с 1954 по 1983 г. в Новокриушанской школе. В итоге выпустил более 15000 учеников, более 20000 проверенных тетрадей. Иван Игнатьевич старался всегда выполнять свое учительское кредо: «Учитель до тех пор учитель, пока сам учится». (Приложение 1. Фотография №7)

Из архивов школьного музея, из интернет ресурсов я узнала об истории жизни выдающихся людей моего родного села. Для меня это было очень интересно. А ведь живут и работают они совсем близко.

3.2. Опрос учащихся 3 «А» класса

На классном часе за чашкой чая я решила узнать, знают ли мои одноклассники знаменитых людей нашего села. Для этого я провела анкетирование по следующим вопросам:

Знаете ли вы, кто такие «земляки»?

Знают ли в вашей семье выдающихся людей нашего села?

Хотели бы вы узнать о выдающихся людях нашего села?

Опрос учащихся 3 «А» класса МКОУ Новокриушанская СОШ (17 учащихся)

Вопросы

Ответы

да

нет

Знаете ли вы, кто такие «земляки»?

учащихся

9 учащихся

Знают ли в вашей семье выдающихся людей нашего села?

4 учащихся

13 учащийся

Хотел бы ты узнать о выдающихся людях нашего села?

17 учащихся

0 учащихся

(таблица 1)

На 1 вопрос (Знаете ли вы, кто такие «земляки»?)

только 47% моих одноклассников ответили положительно.

На 2 вопрос (Знают ли в вашей семье выдающихся людей нашего села?)

положительный ответ дали 24% одноклассников.

На 3 вопрос (Хотел бы ты узнать о выдающихся людях нашего села?)

все ребята ответили положительно.

Вывод: только некоторые мои одноклассники знают, кто такие «земляки». Все ученики 3 «А» класса хотят узнать о выдающихся людях нашего села.

4. Заключение

Работа по изучению выдающихся людей моего села оказалась очень интересной для меня. За чашкой чая я с удовольствием поделилась своими сведениями с одноклассниками, смогла «разжечь» искорку желания в них, убедить в необходимости помнить о своих земляках. (Приложение 1. Фотография №8)

Когда я выполняла эту работу, то ещё раз убедилась в том, из чего складывается внутренний мир человека и как человек делится своим душевным богатством с другими людьми. Таких людей много. Они могут быть совсем рядом с нами. На таких людей нужно равняться.

Я поняла, что люди работают, чтобы изменить жизнь, стремятся к лучшему, верят в будущее. А еще я поняла, что в жизни можно многого достичь, прилагая усилия и упорство.

В заключение своего проекта, мне бы хотелось обратиться ко всем людям, а особенно к девочкам и мальчикам, которые являются будущим нашей страны. От того, как мы относимся к родной стране, ее истории, зависит - быть или не быть отечественной культуре.

В ходе исследования моя гипотеза подтвердилась. История жизни наших земляков может стать образцом для каждого, кто хотел бы добиться успехов в жизни и прожить свою жизнь достойно. Моя работа может быть использована на уроках краеведения и в работе школьного краеведческого уголка.

В целом я достигла цели проекта, т.к. мой проект заинтересовал моих одноклассников. Я поняла, что героев и уважаемых людей не надо искать на страницах газет, журналов, передачах по телевизору. Эти люди рядом с нами, и нам надо об этом помнить и стараться больше уделять им внимания. Ими по праву может гордиться село.

В ходе исследования поставленные задачи были решены.

Я узнала, кто такое «земляки».

Провела анкетирование среди одноклассников.

Собрала информацию и изучила историю своих замечательных земляков.

Заинтересовала своих одноклассников изучением биографии своих знаменитых земляков.

Подготовила сообщение и презентацию по собранному материалу.

И я всех призываю помнить, о том, что история страны состоит из историй жизни отдельных людей, которые не всегда известны всей стране и не совершили грандиозных исторических подвигов, а своим кропотливым каждодневным трудом преумножают богатства своей страны, создают мощь своей Родины. Они не думают о том, что о них узнают, и будут помнить, передавать их имена из поколения в поколение, они просто работают на благо людей, живущих рядом.

Пусть через много лет дети скажут: «Мы знаем. Мы помним. Мы гордимся».

Закончить проект я хочу отрывком из стихотворения Ю.Ольковой:

Я своими горжусь земляками,

Посылаю всем низкий поклон!


5. Список литературы и источников

1.Беседа с земляками.

2. Материалы из школьного музея.

3. https://gufo.me/dict/ozhegov/земляк

4. https://gufo.me/dict/ushakov/земляк

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Земляки

6.Статьи из школьной библиотеки.

7.Интернет-ресурсы / nkriusha.narod.ru/ (фото).

8.https://www.nur.kz/leisure/books/1755079-poslovicy-i-pogovorki-o-trude- i-professiah/

9.Земля Калачеевская. Страницы истории Калачеевского района. Воронеж. 1998.























Пt1687871704aa.png
риложение 1

Фотография №1

Кt1687871704ab.jpg
орнюшкина Оксана Юрьевна – врач общей практики.

Фотография №2

Корнюшкина Оксана Юрьевна – руководитель коллектива медицинских работников.



t1687871704ac.png

Фотография №3

Даньшина Раиса Моисеевна – учитель истории и обществознания.


t1687871704ad.jpg


Фотография №4

Даньшина Раиса Моисеевна – директор МКОУ Новокриушанская СОШ с 1984 по 2010 гг.





t1687871704ae.jpg

Фотография №5

Бt1687871704af.jpg
лощицын Иван Игнатьевич – ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда.


Фотография №6

С 1953 г. Новокриушанская школа стала средней.





t1687871704ag.jpg

Фотография №7

2t1687871704ah.jpg
013г. – Новокриушанской школе 30 лет.


Фотография №8

За чашкой чая я с удовольствием поделилась своими сведениями с одноклассниками, смогла «разжечь» искорку желания в них, убедить в необходимости помнить о своих земляках.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.