Статья на тему «За что хвалить? За талант или старание?»

1
0
Материал опубликован 16 October 2016
За что хвалить? За талант или старание?

Я работаю более 20 лет тренером-преподавателем по плаванию. В своей практике, в работе с детьми разного возраста (от 6-ти лет и до подростков) никогда не боялась похвалить ребенка. Часто родители детей подходили и говорили: «Похвалите мою Машу (Колю. Витю….,а то она (он) не хочет заниматься. Не хватает похвалы». На что я отвечаю: «Я никогда не оставлю ребенка без внимания. Не промолчу. Но за то, что он стоит в воде и балуется, мешает себе (в первую очередь) и другим –я хвалить не стану.

В первую очередь, я обращаю внимание, как ребенок слушает и смотрит объяснение задания, как он СТАРАЕТСЯ его выполнить . На протяжении всей тренировки я поправляю технику, объясняю причину ошибок. Получается это сделать сразу или нет, не важно. Юный пловец стремится это сделать и я его похвалю. И если на протяжении определенного времени у ученика не получалось и тут проглядывается пусть МАЛЮСЕНЬКОЕ, но изменение в лучшую сторону, я скажу: « МОЛОДЕЦ, уже лучше»!!!

 

Со слов психологов

Дети, которые получают похвалы за старание, начинают заниматься еще усерднее, стараясь заслужить очередную похвалу. Если у них что-то не получается, то они объясняют это недостатком усидчивости и упорства, а не недостатком способностей.

Дети, которых хвалят за личные качества – «ты самый умный», «ты самый хороший», не видят смысла прикладывать дополнительные усилия к решению задач раз они и так «самые». В результате при неудаче у них возникает сильное беспокойство и неизбежно снижается самооценка.

Необходимо реально оценивать заслуги.

Ребенку нужно в первую очередь внимание, мнение, а не пустословные похвалы, которые не только не идут ему на пользу, но и снижают самооценку, тормозя развитие.

За что мы хвалим юных спортсменов, зависит уровень их самосознания. Это влияние может быть двух видов: позитивным – и тогда вырабатывается развивающееся самосознание, и негативным – уровень самосознания становится фиксированным, он не растет и не развивается. 

Родители и тренеры могут способствовать росту самосознания спортсменов, высоко оценивая не их ум и физические данные, а их работу, усилия, правильную тактику и настойчивость в достижении цели. 


В своем докладе Кэрол Двэк (доктор наук в области социальной и развивающей психологии) это и объяснила.
Фиксированное самосознание 
Если все время хвалить юного спортсмена за его достижения, это может привести к тому, что он перестанет стремиться использовать свой потенциал на полную катушку, даже если он при этом очень талантлив. Кэрол Двэк считает, что благие намерения и тенденция 90-х годов прошлого столетия хвалить детей за их успехи нанесла ощутимый вред самооценке детей. Взрослые, которые постоянно хвалили детей за то, какие они умные или за то, что они хорошо учатся и получают высокие оценки, привели к фиксации самосознания ребенка. С фиксированным самосознанием ребенок постоянно боится сделать ошибку и заслужить неодобрение взрослых; он старается избегать делать умственные или физические упражнения, в которых он не достиг совершенства. 

Развивающееся самосознание 
Наиболее продуктивным для долговременного развития самосознания детей Кэрол Двэк считает высокую оценку того труда, который юный спортсмен вложил для достижения своей цели, того усилия, которое он сделал, чтобы пройти самую трудную, почти что критическую точку на своей дистанции. Ученики и спортсмены с развивающимся уровнем самосознания учатся ценить сам процесс совершенствования и накопления опыта и не зацикливаются на количестве набранных очков или на результате. 

По мнению Кэрол Двэк, дети с развивающимся уровнем самосознания привыкают трудиться и пользоваться советами, которые помогают им самосовершенствоваться. Даже если у них не все получается, и они время от времени терпят неудачу, дети с развивающимся самосознанием не останавливаются и продолжают больше работать, что, естественно, приводит их к успеху. 


 

Комментарии
Комментариев пока нет.