12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дубинкина Евгения40

задача "Желтый арбуз"DOCX / 201.31 Кб

/data/files/h1704691773.docx (задача "Желтый арбуз")Уникальное задание на развитие естественнонаучной грамотности для обучающихся 10-11 классов.


Задача «Желтый арбуз»

Составитель: Е.Н. Дубинкина, МБОУ «Бородинская сош»,

Республика Хакасия

Общая характеристика задачи

Задача построена на основе материала, рабочей программы среднего общего образования учебного предмета «Биология» (базовый уровень) для 10-11 классов, для изучения методов селекции.


Предмет: Биология (раздел «Селекция»).

Класс: 10-11.

Цель задачи: повышение уровня естественно-научной грамотности учащихся.


Действия учащихся: Данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Селекция», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.


Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:

находить точную информацию в тексте;

переводить один вид текста в другой (от словесного описания к схеме);

работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);

при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;

использовать результаты решения предыдущего задания для поиска решения следующих заданий внутри текста;

привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.


Использованные источники:

Биология. Общая биология, 10 класс/ Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»

Биология. Общая биология, 11 класс/ Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Интернет-ресурсы:

https://lexcodex.ru/ask/arbuz-zeltyi-s-cem-skreshhennyi

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&text=гибридизация%20схема%20биология


Текст задачи

Желтый арбуз

Желтый арбуз — это результат длительного процесса гибридизации и скрещивания различных сортов арбузовых растений окультуренного красного и дикого арбуза с жёлтой мякотью.

Гибридизация арбузов начинается с выбора двух растений, которые имеют желаемые генетические характеристики. Чтобы скрестить эти два растения, необходимо опытное совмещение цветка одного растения с пыльцой другого. Этот процесс требует точности и терпения.

После скрещивания растений происходит процесс созревания гибридных семян. Важно отметить, что не все семена гибридного арбуза будут иметь желтую мякоть. Результаты гибридизации могут быть разными, и только некоторые растения будут обладать желтой мякотью. Это объясняется наследованием генетических черт от предков и комбинацией генов, которые передаются по наследству.

В итоге, процесс гибридизации и скрещивания позволяет получить арбуз с желтой мякотью. Вдобавок к непривычной окраске этот арбуз содержит совсем немного, по сравнению с обычным, косточек. Арбуз этот нежный и сочный, правда, не такой сладкий, как красный.

Эксперименты по выведению желтого арбуза шли давно. Российские селекционеры в течение десяти лет тоже пытались вывести новый сорт. Новый сорт растёт в Астрахани и называется «Лунный». Сорт российского арбуза получился очень сладким, а по вкусу напоминает лимон или манго...

А украинским селекционерам повезло меньше, чем российским. В результате скрещивания они получили гибрид, который взял от арбуза только аромат, а всем остальным пошел в тыкву. Его лучше всего использовать для приготовления каши.

Продолжение исследований в области гибридизации и скрещивания арбузов различного цвета позволит расширить ассортимент сортов и удовлетворить потребности потребителей.













Задание 1.

Жёлтый арбуз получен в результате гибридизации. При скрещивании каких культур получен данный сорт? Рассмотрите рисунки и выберите два ответа.

t1704691714aa.jpgt1704691714ab.jpgt1704691714ac.jpgt1704691714ad.jpg

А) дыня Б) красный арбуз В) тыква Г) дикий арбуз


Задание 2.

Чем жёлтые арбузы отличаются от красных кроме цвета? Приведите не менее двух отличий.

Задание 3.

Установите соответствие между методом селекции и его сущностью.

МЕТОД


СУЩНОСТЬ МЕТОДА

Инбридинг

Аутбридинг

Гетерозис

Полиплоидия

А) кратное увеличение числа хромосом

Б) близкородственное скрещивание

В) неродственное скрещивание

Г) получение межпородных высокопродуктивных гибридов


Задание 4.

Опыление – это процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика, в результате чего происходит оплодотворение. Существует два типа опыления.

Какую схему опыления необходимо выбрать для проведения гибридизации? Ответ поясните.

t1704691714ae.jpg


Задание 5.

Проводя эксперименты по выведению желтого арбуза, российские и украинские ученые получили разные гибриды. Чем объясняются разные результаты гибридизации? Назовите две причины.


Задание 6.

Красная окраска плодов доминирует над жёлтой. Какое потомство можно получить при скрещивании гетерозиготных растений арбуза с красными плодами и растений арбуза с желтыми плодами? Как называется такое скрещивание?

































Лист ответов

Задание 1.

Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными с иллюстрациями вариантами ответов.

Ответ: БГ.

Балл: 1.


Задание 2.

Деятельность: Анализ текста, сравнение данных.

Ответ: Жёлтый арбуз содержит совсем немного, по сравнению с обычным красным, косточек. Жёлтый арбуз не такой сладкий, как красный.

Критерии оценивания:

Верно найдено два или больше отличий – 2 балла.

Верно найдено только одно отличие – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов.


Задание 3.

Деятельность: Осмысление биологических терминов, установление соответствия названия метода и его описания.

Ответ: 1Б, 2В, 3Г, 4А.

Критерии оценивания:

Дан верный ответ– 3 балла.

Найдено два-три соответствия – 1 балл.

Найдено верно только 1 соответствие или верных ответов нет – 0 баллов.


Задание 4.

Деятельность: Сопоставление описательного текста с рисунком.

Ответ: Перекрестное опыление.

Пояснение: Для создания новых признаков (генотипов) применяют перекрестное опыление в результате которого происходит комбинация генов, которые передаются по наследству.

Критерии оценивания:

Дан утвердительный ответ и приведено обоснование – 2 балла.

Дан утвердительный ответ, но не приведено обоснование – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов.


Задание 5.

Деятельность: Выявление информации в тексте, интерпретация текста.

Ответ: Это объясняется наследованием генетических черт от предков и комбинацией генов, которые передаются по наследству.

Критерии оценивания:

Верно названо две причины – 2 балла.

Верно названа только одна причина – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов.


Задание 6.

Деятельность: Решение генетической задачи на моногибридное скрещивание.

Ответ: Aa (красные 50%) aa (желтые 50%). Анализирующее скрещивание.

Критерии оценивания:

Дан верный ответ на оба вопроса – 2 балла.

Дан верный ответ на один из вопросов – 1 балл.

Верных ответов нет – 0 баллов.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.