Урок математики «Задачи на движение» (4 класс)

2
0
Материал опубликован 14 December 2023

Урок математики.

«Задачи на движение»

4 класс.

Программа: адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся (вариант 4.2)

Автор: Чернышова Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №53» города Ижевска Удмуртской Республики

Тема: Решение задач на движение. Закрепление.

Тип урока: закрепление знаний.

Оборудование: ноутбук,проектор, материал для практических действий, карточки для работы в группах и индивидуальной работы.

Учебник (УМК): Учебник «Математика». М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. 4 класс, 2 часть. (УМК «Школа России»)

Цель: Совершенствование  умения решать задачи на взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние.

Задачи:

Образовательные:

*понимать значение величин: скорости, времени, расстояния;

*формировать умения анализировать, решать задачи с помощью математических формул;

*совершенствовать вычислительные навыки;

*формировать у обучающихся читательскую грамотность в рамках развития функциональной грамотности.

Развивающие:

*развивать умение искать различные способы решения задач и рациональные способы решения;

*развивать пространственное воображение, образное мышление обучающихся;

*развивать логическое мышление, математическую речь учащихся, навыки работы с чертежом.

Воспитательные:

*формировать навыки работы в парах;

*воспитывать интерес к математике, как точной науке;

*развивать интерес к познанию населенных пунктов Удмуртии, России, мира.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинаем мы урок.

Скорость очень нам нужна…

И для каждого важна!

Ну, а время? Расстояние?

Здесь точные необходимы знания!

Как путь пройти за 2 часа?

Тут математика нужна!

Чтоб правильно всё рассчитать-

Формулы необходимо знать!

-Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

II. Интеллектуальная разминка «Знаете ли вы?»    

2.1. Минутка интересных фактов.

Автобус движется со средней скоростью 80км/ч

Самолет летит со средней скоростью 900 км/ч.

У скорого поезда Сапсан средняя скорость 230  км/ч.

 Автомобиль движется со средней скоростью  110 км/ч.

 Пассажирский поезд едет со средней скоростью  90 км/ч.

Круизный лайнер  движется со средней скоростью 40 км/ч.

2.2. А теперь расположите в порядке возрастания скорости транспортных средств. Какой порядок у вас получился? (40,80, 90,110,230,900) Теперь с помощью шифра расшифруйте слово (задание выполняют в парах путем передвижения карточек. Карточки разрезаны).

 

t1702552534aa.png

-Какое слово получилось? (задача)

III.Целевой этап (постановка цели).

-Как вы думаете, о каких задачах пойдет сегодня разговор на уроке?

(О задачах на движение)

-Какая тема урока? (Решение задач на движение. Закрепление.)

-Где нам может пригодиться умение решать задачи на движение?

(в жизни, чтобы планировать время выхода, выезда и не опоздать. Надо уметь рассчитать скорость, чтобы избежать трагедий).

IV.Актуализация знаний.

-Какие используются величины для решения таких задач?

(скорость, время, расстояние.)

-А сейчас решим несколько простых задач на движение.

Задача1.(на платформе учи.ру: урок №6 (38) III четверть, раздел домашнее задание, карточка «Скорость. Время. Расстояние». Задание №10)

t1702552534ab.pngt1702552534ac.png

 

 

t1702552534ad.png

 

На доске ученик составляет краткую запись:

V t S

?км/ч 4мин 1000 м

V=S:t

1000:4=250(м/мин)

Ответ:250м/мин скорость гироскутера.

 

Задача2. .(на платформе учи.ру: урок №7 III четверть, материал к уроку этап «Закрепление», интерактивная карточка «Формула движения. Расстояние» )

 

t1702552534ae.pngt1702552534af.png

 

На доске ученик составляет краткую запись:

V t S

80км/ч 4ч ?км

S=Vxt

80x4=320(км)

Ответ:320км путь, который преодолел мотоциклист.

-А сейчас проведем физпаузу.

Встаньте все, пожалуйста.

При ответе «да», вы будете приседать, при ответе «нет» - хлопнуть.

Физпауза

1.Пешеход должен идти по дороге навстречу движущему транспорту (да)

2.На велосипеде можно ездить по дороге с 7 лет. (нет)

3.Зелёный сигнал светофора означает –движение разрешено(да)

4.Переходя через дорогу, сначала посмотри направо(нет)

5. Красный сигнал светофора означат –движение запрещено(да)

6.Чтобы найти скорость движения, надо расстояние умножить на время (нет)

7.Чтобы найти скорость удаления, надо скорости объектов сложить (да)

-Приготовились! Руки на руль! Поехали! (Имитация движения автомобиля под звуковое сопровождение)

-Присаживаемся, поехали дальше.

Задача3..(на платформе учи.ру: урок №9 III четверть, раздел домашнее задание, карточка «Формулы движения» задание №2)

 

t1702552534ag.pngt1702552534ah.png

 

 

t1702552534ai.png

 

 

 

На доске ученик составляет краткую запись:

V t S

12м/мин ?мин 72 м

t= S: V

72:12=6мин

Ответ:6мин время пути черепахи

V. Работа по учебнику. с.21 №13

(Товарный поезд прошёл 315 км. Он был в пути до остановки 3 ч и после остановки 4 ч. Сколько километров прошёл поезд до остановки и сколько километров после, если он шёл с одинаковой скоростью?)

-Прочитайте задачу самостоятельно.

-Прочитаем задачу вслух.

-Что известно в задаче? (расстояние 315км, время 3ч и 4 ч).

-Что нужно найти? (расстояние до остановки и расстояние после остановки)

 

____________________________________________________

 

Дорисуем схематический чертеж.

-Каких данных из условия задачи нет на чертеже? (не обозначено время). Ученик выходит к доске и подписывает время (отрезки рисует ученик).

-Чтобы найти расстояние, какие данные должны знать(скорость и время).

- Время известно? (да)

- Скорость известна? (нет)

-Как найти скорость? (315:(3+4)=45(км/ч).

-Найдите расстояние до остановки и после остановки. (45t1702552534aj.gif3=135(км), 45t1702552534aj.gif4=180(км)

-Запишите ответ

-Как проверить, правильно ли решена задача? (расстояния сложить) (135+180=315(км)

VI. Зрительная гимнастика.

ПДД. «Автобус».

Мы в автобусе сидим,

Во все стороны глядим. ( Дети выполняют круговые движения глазами.)

Глядим в окно, глядим вперед,

А автобус не везет...

Внизу речка – глубоко, (дети смотрят вниз)

Вверху птички – высоко. (дети смотрят вверх)

Щётки по стеклу шуршат (выполняют движения глазами влево, вправо.)

Все капельки смести хотят. (дети смотрят на кончик своего носа)

Колёса закружились

Вперёд мы покатились.

-А покатились мы решать математический диктант «Помоги однокласснику»

-Каждый из вас сейчас подойдет к доске и выберет карточку с транспортным средством и поможет решить задачу на движение своему однокласснику. Но здесь на одной карточке есть маленький секретик-рассказ о вашей учительнице.

VII. Математический диктант «Помоги однокласснику в жизненной ситуации».

*Рамал решил погостить у бабушки и дедушки в городе Баку. Он решил поехать на скором поезде Сапсан. Средняя скорость поезда 230 км/ч. Сколько километров до города Баку, если поезд в пути будет 8 часов?

*Алёна решила съездить в гости к двоюродной сестре и тёте в село Селты Удмуртской Республики на автобусе. До села расстояние 80 км, в пути автобус будет 2 часа. С какой скоростью будет двигаться автобус?

*Максим решил съездить в город Москву на выставку ВДНХ на поезде. Средняя скорость поезда 90км/ч. От города Ижевска до города Москвы на поезде ехать 14 часов. Сколько километров от города Ижевска до города Москвы?

*Никита решил съездить на автомобиле в город Екатеринбург в музей военной техники. От города Ижевска до города Екатеринбурга 660 км. Автомобиль едет со скоростью 110км/ч. Через сколько часов Никита будет в городе Екатеринбурге?

*Денис решил в летние каникулы отдохнуть в городе Сочи. Самолет компании «Ижавиа» из города Ижевска летит в город Сочи со средней скоростью 900км/ч. Расстояние до города Сочи 1800км. Сколько времени займёт полет?

*Миша решил отправиться в город Казань в аквапарк на круизном лайнере. Расстояние от города Сарапула до города Казани по реке Каме 360 км. С какой скоростью движется лайнер, если в пути он будет 10 часов?

* Матвей решил съездить в город Кунгур на экскурсию в Кунгурскую пещеру на двухэтажном автобусе. Автобус едет со средней скоростью 90км/ч. Какое расстояние от города Ижевска до города Кунгура, если в пути автобус находится 4 часа?

*Наталья Геннадьевна решила съездить в город Пермь на автомобиле. От города Ижевска до города Перми расстояние 270 км. За какое время Наталья Геннадьевна доедет до города Перми, если скорость автомобиля 90км/ч?

 

Можно предложить другой математический диктант или выдать на домашнее задание:

1.Вертолёт летел 2 часа со скоростью 200км/ч. Какое расстояние он пролетел?

2. Машина за 2 часа проехала 180 км. С какой скоростью она двигалась?

3. За какое время прошёл турист 25км, если шёл со скоростью 5км/ч?

10

2

400

25

35

5

150

80

90

120

 

-Лист с числами сдадите после урока, каждый получит отметку.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

8.1.Беседа фронтальная.

-Наш урок подходит к концу.

-Решение каких задач мы с вами закрепили?

-Возьмите квадрат с числами, положите перед собой.

-Вам интересно оценивать свои знания по теме урока?

-Сейчас проведем математический диктант.

-Возьмите простой карандаш. Ваша задача, отметить галочкой правильный ответ.

-Будьте внимательны!

-Запишите домашнее задание: с.21№12(чертеж)

8.2 Рефлексия

-Ответьте устно (лист самооценки у каждого ученика)

t1702552534ak.png

-Спасибо за работу на уроке!

 

 

 

 

 

 

На доске размещены 8 фотографий разного вида транспорта. Фото помещено в контрастную рамку. На фото не должно быть более 6 предметов, контуры транспорта должны быть хорошо видны.

t1702552534al.png

С оборотной стороны фото напечатана задача, которую в конце урока дети должны решить или выдать ее на выполнение домашнего задания.

 

Карточки содержат контрастную рамку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задач на экране с помощью проектора. 3 обучающихся по очереди решают задачи на ноутбуке (высвечиваются через проектор на экране), 1 ученик с помощью намагниченных карточек (оформлены белые карточки с черными знаками формулы на желтой цветовой подложке в контраст с зеленой доской) выкладывает на доске краткую запись, формулу

t1702552534am.png

 

 

и записывает решение, остальные пишут в тетради краткую запись, формулу нахождения данной единицы, решение и ответ задачи)).(задачи взяты с платформы учи.ру 3 четверть уроки 6-9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводится с детьми в сопровождении стихотворения

(Проговаривают вслух слова стихотворения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На карточках с транспортным средством

t1702552534an.png

на оборотной стороне задача на движение, которую должны решить обучающиеся. Все задачи на движение составлены с учетом краеведческого материала и с учетом жизненной практики обучающегося. Задачи оформлены укрупненным шрифтом Arial размер 18, межстрочный интервал 1,5.

Обучающие выполняют задание на тетрадных листах в крупную клеточку (листы прикреплены с оборотной стороны картинки).

 

t1702552534ao.png


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации