Задания для 6 класса по предмету «Музыка». Тема урока: Увертюра «Эгмонт»

3
0
Материал опубликован 4 September 2023

Задания для 6 класса по предмету «Музыка».

Тема четверти «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Тема урока: Увертюра «Эгмонт».


Прочитать текст о творческом пути Л Бетховена. Ответить на вопросы письменно.

Людвиг ван Бетховен – выдающийся немецкий композитор, представитель Венской классической школы. Он родился в музыкальной семье и с детства занимался музыкой. Представители Венской классической школы: Моцарт и Гайдн, при знакомстве с младшим современником отмечали талант молодого композитора.

Бетховен оставил богатое музыкальное наследие и продолжал писать, когда потерял слух. У него была прекрасная музыкальный память, и он мог представлять звучание музыки, не слыша её. Он работал во всех жанрах, существовавших на тот момент. Писал сонаты, концерты, квартеты и симфонии. Пробовал себя в опере, хоровой музыке, увертюрах, музыке к театральным постановкам. 

Слово «увертюра» имеет два значения. Одно означает концертное оркестровое, часто, программное произведение. Второе – оркестровое вступление к опере или балету. Бетховен писал увертюры и как самостоятельное концертное произведение, и как вступление к операм и балетам.

В наследии композитора 8 симфонических увертюр и 3 увертюры к спектаклям: «Эгмонт», «Кориолан» и «Король Стефан».

Увертюру «Эгмонт» Бетховен написал в 1810 году. Музыку к одноимённой трагедии Гёте заказал Бетховену директор придворных театров. Бетховен был знаком с Гёте, ценил его творчество и уже не раз писал музыку на его стихи.  К постановке «Эгмонт» Бетховен написал увертюру и 9 номеров.

Трагедия, опубликованная в 1788 году, была созвучна событиям в Вене в начале XIX века. Наполеон приближался к Вене, после короткой осады Австрия капитулировала. Сюжет трагедии основан на реальных событиях, предшествующих революции в Нидерландах в 1566 году. Образ графа Эгмонта, созданный Гёте, отчасти художественный, отчасти исторический. Граф выступал против испанского владычества, был предан герцогом Альбой и казнён. В сюжете трагедии есть и любовная линия. Девушка Клерхен влюблена в Эгмонта, в неё же влюблен Бракенбург. Мать Клерхен хочет выдать дочь за Бракенбурга.  Когда Альба арестовывает Эгмонта, защищающего права народа, Клерхен, подобно шекспировской Джульетте, решает выпить яд, чтобы умереть с любимым.

Увертюра быстро завоевала любовь зрителей и часто исполнялась, как

самостоятельное музыкальное произведение. Бетховен сумел выразить в ней характерные для его творчества идеи: борьбы за свободу, героизм и надежду на светлое будущее. Образ порабощённого народа отражает медленное вступление. Контрастируют меду собой полновесные аккорды и интонации вздоха.

Увертюра включает в себя лейтмотивы основных героев или эпизодов, основные музыкальные темы.


Вопросы к тексту:

- В каких музыкальных жанрах Л.Бетховен писал произведения?

- Кто главный герой увертюры «Эгмонт»?

- Какие творческие идеи выразил в музыке увертюры «Эгмонт» Л.В.Бетховен?


Музыка увертюры «Эгмонт» состоит из четырёх частей. Прослушайте музыку https://www.youtube.com/watch?time_continue=75&v=-GQ6ogQQ-QA&feature=emb_logo

Сопоставьте её звучание с описанием, приведённым в таблице. Пронумеруйте описание частей в соответствии со звучанием музыки. (В первом столбце должна быть цифра той части музыки, которая подходит под описание во втором столбце)



Продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. На робкие «просьбы» каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ». Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами.

Но «борьба» на этом не заканчивается. Тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и ещё более жалобно и умоляюще - тема народа. Неравный поединок внезапно обрывается. Музыка заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.


Показан итог борьбы. Её торжественный и ликующий характер говорит о победе народа. Музыка напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия. Звучат призывные возгласы труб и валторн, а в конце увертюры флейты пикколо.

Музыка вырастает в грандиозный, величественный апофеоз, подлинный гимн свободе.


Если в медленном вступлении композитор как бы показал нам противоборствующие силы, в основной части происходит их столкновение и борьба. Мужественная и решительная заключительная партия завершает часть.


Увертюра начинается медленным вступлением. Здесь даны две резко контрастные темы.

Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре её исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь.

Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная плачущая интонация, которая придаёт ей скорбный характер. Тема воспринимается как просьба, жалоба.




Выучить следующие определения:


Лейтмотив – гармонический или мелодический оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи.

Либретто – это словесный текст большого музыкально-вокального произведения и краткое изложение содержания оперы, балета.

Увертюра – это или концертное оркестровое, часто, программное произведение; или оркестровое вступление к опере или балету.

Симфония – это масштабное музыкальное произведение для оркестра (обычно состоящее из 4-х частей).



Дополнительное задание (по желанию): просмотр видеофрагмента «Эффект Бетховена» Михаила Казиника.

https://www.youtube.com/watch?v=3m9K4c4Rwwg


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации