Задания для 6 класса по предмету «Музыка». Тема урока: Увертюра «Эгмонт»
Задания для 6 класса по предмету «Музыка».
Тема четверти «Мир образов камерной и симфонической музыки».
Тема урока: Увертюра «Эгмонт».
Прочитать текст о творческом пути Л Бетховена. Ответить на вопросы письменно.
Людвиг ван Бетховен – выдающийся немецкий композитор, представитель Венской классической школы. Он родился в музыкальной семье и с детства занимался музыкой. Представители Венской классической школы: Моцарт и Гайдн, при знакомстве с младшим современником отмечали талант молодого композитора.
Бетховен оставил богатое музыкальное наследие и продолжал писать, когда потерял слух. У него была прекрасная музыкальный память, и он мог представлять звучание музыки, не слыша её. Он работал во всех жанрах, существовавших на тот момент. Писал сонаты, концерты, квартеты и симфонии. Пробовал себя в опере, хоровой музыке, увертюрах, музыке к театральным постановкам.
Слово «увертюра» имеет два значения. Одно означает концертное оркестровое, часто, программное произведение. Второе – оркестровое вступление к опере или балету. Бетховен писал увертюры и как самостоятельное концертное произведение, и как вступление к операм и балетам.
В наследии композитора 8 симфонических увертюр и 3 увертюры к спектаклям: «Эгмонт», «Кориолан» и «Король Стефан».
Увертюру «Эгмонт» Бетховен написал в 1810 году. Музыку к одноимённой трагедии Гёте заказал Бетховену директор придворных театров. Бетховен был знаком с Гёте, ценил его творчество и уже не раз писал музыку на его стихи. К постановке «Эгмонт» Бетховен написал увертюру и 9 номеров.
Трагедия, опубликованная в 1788 году, была созвучна событиям в Вене в начале XIX века. Наполеон приближался к Вене, после короткой осады Австрия капитулировала. Сюжет трагедии основан на реальных событиях, предшествующих революции в Нидерландах в 1566 году. Образ графа Эгмонта, созданный Гёте, отчасти художественный, отчасти исторический. Граф выступал против испанского владычества, был предан герцогом Альбой и казнён. В сюжете трагедии есть и любовная линия. Девушка Клерхен влюблена в Эгмонта, в неё же влюблен Бракенбург. Мать Клерхен хочет выдать дочь за Бракенбурга. Когда Альба арестовывает Эгмонта, защищающего права народа, Клерхен, подобно шекспировской Джульетте, решает выпить яд, чтобы умереть с любимым.
Увертюра быстро завоевала любовь зрителей и часто исполнялась, как
самостоятельное музыкальное произведение. Бетховен сумел выразить в ней характерные для его творчества идеи: борьбы за свободу, героизм и надежду на светлое будущее. Образ порабощённого народа отражает медленное вступление. Контрастируют меду собой полновесные аккорды и интонации вздоха.
Увертюра включает в себя лейтмотивы основных героев или эпизодов, основные музыкальные темы.
Вопросы к тексту:
- В каких музыкальных жанрах Л.Бетховен писал произведения?
- Кто главный герой увертюры «Эгмонт»?
- Какие творческие идеи выразил в музыке увертюры «Эгмонт» Л.В.Бетховен?
Музыка увертюры «Эгмонт» состоит из четырёх частей. Прослушайте музыку https://www.youtube.com/watch?time_continue=75&v=-GQ6ogQQ-QA&feature=emb_logo
Сопоставьте её звучание с описанием, приведённым в таблице. Пронумеруйте описание частей в соответствии со звучанием музыки. (В первом столбце должна быть цифра той части музыки, которая подходит под описание во втором столбце)
| Продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. На робкие «просьбы» каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ». Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами. Но «борьба» на этом не заканчивается. Тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и ещё более жалобно и умоляюще - тема народа. Неравный поединок внезапно обрывается. Музыка заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта. |
| Показан итог борьбы. Её торжественный и ликующий характер говорит о победе народа. Музыка напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия. Звучат призывные возгласы труб и валторн, а в конце увертюры флейты пикколо. Музыка вырастает в грандиозный, величественный апофеоз, подлинный гимн свободе. |
| Если в медленном вступлении композитор как бы показал нам противоборствующие силы, в основной части происходит их столкновение и борьба. Мужественная и решительная заключительная партия завершает часть. |
| Увертюра начинается медленным вступлением. Здесь даны две резко контрастные темы. Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре её исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь. Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная плачущая интонация, которая придаёт ей скорбный характер. Тема воспринимается как просьба, жалоба. |
Выучить следующие определения:
Лейтмотив – гармонический или мелодический оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи.
Либретто – это словесный текст большого музыкально-вокального произведения и краткое изложение содержания оперы, балета.
Увертюра – это или концертное оркестровое, часто, программное произведение; или оркестровое вступление к опере или балету.
Симфония – это масштабное музыкальное произведение для оркестра (обычно состоящее из 4-х частей).
Дополнительное задание (по желанию): просмотр видеофрагмента «Эффект Бетховена» Михаила Казиника.
https://www.youtube.com/watch?v=3m9K4c4Rwwg