Задания для 7 класса по предмету «музыка» Тема урока: «Симфоническая музыка»
Задания для 7 класса по предмету «музыка»
Тема урока: «Симфоническая музыка»
Прочитайте текст.
Самым большим коллективом музыкантов является симфонический оркестр, а самым крупным инструментальным жанром – симфония.
Вы уже знакомы с понятием классика. В переводе с латинского оно означает образцовый, совершенный. Стремление к совершенству стало главным эстетическим идеалом в эпоху классицизма. Как определённое направление классицизм сформировался во Франции в XVII веке.
Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. В основе эстетики классицизма лежало убеждение, что всё в мире разумно, а на земле царит установленный свыше порядок и в природе, и в жизни.
При этом классицизм в музыке несколько отличался от других видов искусства. Ведь содержание музыкальных сочинений во многом связано с миром чувств человека, которые не поддаются жёсткому контролю разума.
Художественное наследие музыкального классицизма – это множество сонат, симфоний, квартетов. В них глубина и разнообразие образов сочетаются с ясностью формы и простотой выразительных средств. Именно это привлекает наших современников в творчестве композиторов Венской классической школы: Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена.
Композиторы – венские классики | ||
|
|
|
Йозеф Гайдн (1732 - 1809) | Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791) | Людвиг ван Бетховен (1770 - 1827) |
Но центральное место в их творчестве занимает жанр симфонии. В переводе с греческого это слово означает созвучие.
Классическая симфония – это музыкальное сочинение для симфонического оркестра, обычно состоящее из 3-4 частей.
Подлинного совершенства этот жанр достиг в XVIII веке, благодаря «отцу» симфонии Йозефу Гайдну и его последователям – Вольфгангу Амадею Моцарту и Людвигу ван Бетховену. В творчестве этих композиторов симфония поднимается до высот философского размышления об эпохе, о человеке, о путях его жизни на земле.
Большая часть симфоний, созданных венскими классиками, имеют одинаковое строение: четыре части, отображающие разные стороны жизни человека.
1 часть – быстрая, драматическая, как правило, написана в сонатной форме.
2 часть – более спокойная, лирическая. Это время для размышлений, созерцания. Но в некоторых произведениях в этой части могут звучать трагические и даже скорбные интонации.
3 часть – танцевального характера. Это игра, веселье, зарисовки картин народной жизни.
4 часть – жизнеутверждающий финал, который, как правило, тоже исполняется в быстром темпе и рисует торжество, праздник, победу.
В каждой симфонии отразились и общие черты стиля венских классиков,черты эпохи, и характер каждого композитора, его неповторимый творческий почерк.
Йозеф Гайдн был очень весёлым человеком. Такой же весёлой и жизнерадостной была его музыка. Он сочинил 104 симфонии! И почти в каждой из них есть что-то неожиданное, интересное, смешное. Композитор называл свои
симфонии словно картины: «Вечер», «Утро», «Полдень», «Охота», «Медведь», «Детская»…
«С тремоло литавр» – так была названа симфония № 103 (https://www.youtube.com/watch?v=7NGSvK8NUpY) из-за необычного мрачного вступления, напоминающего раскаты грома, тревожное ожидание приближающейся грозы.
Внезапно их сменяет стремительный вихрь безудержного веселья I части. Яркие, энергичные интонации главной партии спорят в ней с танцевальной мелодией побочной партии.
Вольфганг Амадей Моцарт написал свою симфонию № 40 (https://www.youtube.com/watch?v=Ui6bYU2HO4A) для скромного по нынешним меркам состава оркестра. В ней, ставшие традиционными, четыре части. Однако медленное вступление, как, например, в симфонии Гайдна «С тремоло литавр» - отсутствует.
Первая часть у Моцарта начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой мелодией скрипок. Послушайте её внимательно, и вы почувствуете внутреннее состояние героя симфонии. Охваченный глубоким чувством, в тревоге и смятении, он словно пытается нам что-то сказать.
Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия через некоторое время сменяется другими интонациями. В побочной партии кажется, что герой достиг своей цели и погрузился в мир душевного покоя, но это - лишь ненадолго.
Симфония № 3 «Героическая» (https://www.youtube.com/watch?v=2hZqNcEaW1U&list=RD2hZqNcEaW1U&start_radio=1) стала своеобразным смысловым центром всего творчества Людвига ван Бетховена. Она не была похожа на его предыдущие сочинения. В «Героической» с особой яркостью и динамикой воплотил Бетховен образы борьбы и поражений, торжествующей радости и героической смерти.
| Антуан-Жан Грос. Наполеон на Аркольском мосту |
В 1804 году Европа восхищалась военными подвигами Наполеона Бонапарта, все верили в его революционные идеи, преклонялись перед его волей и мужеством. Бетховен хотел посвятить великому полководцу свою третью симфонию. Но вскоре Наполеон объявил себя императором, и возмущённый композитор разорвал титульный лист партитуры!
Несмотря на такое эмоциональное разочарование, композитор не стал менять саму музыку. Он подписал всего лишь одно слово – «Героическая». Первое издание симфонии было опубликовано с посвящением князю Францу Йозефу Максимилиану фон Лобковицу, генерал-майору австрийской армии. Князь был покровителем искусств, меценатом, страстным любителем музыки и театра. Лобковиц создал в своем дворце концертный зал, где композитор и представил слушателям своё новое сочинение. Название же симфонии по-прежнему напоминает о революционном героизме, вдохновившем Бетховена на создание бессмертного шедевра.
Первая часть, возможно, рисует портрет такого героя – гения революции. Огненное сонатное аллегро открывают два мощных оркестровых аккорда во главе с тремя валторнами. Главную тему ведут виолончели, которые плавно очерчивают мажорное трезвучие… и внезапно останавливаются.
Силу человеческого духа, творческую мощь, всепобеждающее торжество жизни соединил Бетховен в своей «Героической» симфонии. Никогда больше не создавал он ничего подобного.
Глубочайшее разочарование итогами французской революции стало творческим импульсом для поиска нового пути. И Бетховен стал настоящим революционером в музыке. Начиная с этой симфонии его интонации стали особенно ёмкими, рельефными; композиторский почерк приобрел яркую индивидуальность.
Симфоническое творчество Бетховена отныне отражает глубину и богатство внутреннего мира человека во всех его противоречиях….
И это была уже новая эпоха и в жизни общества, и в истории искусства.
Последний венский классик открыл в ней новую страницу – музыкальный романтизм.
Вот так исторические события повлияли не только на развитие жанра симфонии, но и вызвали к жизни новый музыкальный стиль.
Совсем другие жизненные идеалы стали волновать художников XIX века. И начался новый поиск выразительных средств. Теперь уже для романтической симфонии. Ведь, по сути, симфония – это и есть сама жизнь!
Словарь музыкальных терминов к уроку
Симфо́ния (др.-греч. συμφωνία — «созвучие, стройное звучание») — музыкальное произведение, как правило, для большого оркестра (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров. Классическая симфония (созданная композиторами венской классической школы) состоит, как правило, из четырёх частей.
Симфони́ческийорке́стр — большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки, преимущественно западноевропейской традиции. В основных чертах сложился в эпоху ранней венской классики в связи с появлением классической симфонии (отсюда название). Позднее «симфонической» стала называться вообще всякая музыка для данного инструментального состава. Основу симфонического оркестра составляют четыре группы инструментов: струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные.
Сонатное аллегро — форма, в которой пишутся первые части сонаты и симфонии, - выдержанные в быстром (allegro) темпе. Для сонатного аллегро характерно противопоставление контрастных тем – главной и побочной партии.
Тема главной партии в большинстве примеров выражает основную мысль произведения. Побочная партия во всём противостоит главной: в гармонии, тематизме, образности. Она часто длится дольше, чем главная партия, но при этом не перевешивает её по смысловой нагрузке. Ядро сонатной формы все равно остаётся заключённым в главной партии.
Классицизм от (лат. «classicus» – «образцовый») – стиль в культуре, искусстве и литературе, сложился во Франции в конце XVII века. В основу искусства классицизма положен культ разума – рационализм, стройность и логичность. Музыка эпохи классицизма (или музыка классицизма) — академическая музыка XVII—XVIII веков
Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров. В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы (условно 1800—1910 годы). Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека, увлекались миром фантазий и грёз, уходя от рутины повседневной жизни.
Менуэ́т (фр. menuet, от menu — маленький, незначительный) — старинный народный французский танец, названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах, па менбю (pasmenus). С XVII века широко распространился по всей Европе. В XVII и XVIII веке чистая музыкальная форма менуэта была представлена в качестве «обязательной» части в инструментальной сюите, а затем менуэт «закрепился» в сонатно-симфоническом цикле (обычно занимал третью часть в четырёхчастном цикле).
Лита́вры (итал. timpani, фр. timbales) — ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Литавры представляют собой систему от двух до семи металлических котлообразных чаш, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком, а нижняя часть может иметь отверстие.