Задания для работы с текстом к уроку «Искусства» в 8 классе «Портрет композитора в литературе и кино»
Задания для работы с текстом к уроку «Искусства" в 8 классе на тему:
«Портрет композитора в литературе и кино»
Задачи:
Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями.
Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.
Алгоритм выполнения:
1. Прочитать текст;
2 Выполнить задание- Инсерт
3. Заполнить таблицу
4 . Рефлексия (ответить на вопросы)
Текст для выполнения заданий
Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., — а также его письма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи. «Вселенная Моцарта» так называется одна из книг о жизни и творчестве Вольфганга Амадея Моцарта (1756—1799), австрийского композитора, автора бессмертных музыкальных сочинений — Симфонии № 40, «Маленькой ночной серенады», «Рондо в турецком стиле», «Реквиема». Почему музыка Моцарта сравнивается со Вселенной? Видимо, потому, что в ней разнообразно и глубоко раскрываются различные явления жизни, ее вечные темы: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, прекрасное и безобразное. Контрасты образов, ситуаций составляют главную движущую силу
Великий представитель Венской классической школы композиции. Виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижёр Обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Б.Крафт. Яркий и блистательный путь в музыке С детства его имя стало легендой. В 4 года мог за полчаса разучить менуэт и сыграть его. В 6 лет с отцом Леопольдом Моцартом гастролировал по Европе. В 11 лет сочинил первую оперу. В 14 – дирижировал на премьере своей оперы в театре Милана. В 14 лет получил почётное звание академика музыки Болоньи.
Семья Мать – Мария Анна, урожденная Пертль; отец – Леопольд Моцарт. Несмотря на его многолетнюю непосильную работу Вольфганга, семья Моцартов вела скромный образ жизни, часто не могла расплатиться с долгами. Стесняло и ограничивало возможности Леопольда Моцарта его зависимое положение придворного музыканта.
Опера-сказка «Волшебная флейта»(1791) - любимое произведение Моцарта, его «лебединая песня», своеобразный эпилог жизни великого композитора. Была поставлена в Вене за 2 месяца до его смерти. Опера имела потрясающий успех. Эскиз декораций к опере «Волшебная флейта»
Трагическая кончина Моцарта в возрасте 35 лет породила множество предположений о смерти композитора, находящегося в расцвете творческих сил. Одно из них — отравление Моцарта его современником, признанным в обществе придворным композитором Антонио Сальери (1750 —1825), легло в основу маленькой трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери», оперы Н. Римского-Корсакова, современных кинофильмов и драматических спектаклей. Б. Шаляпин в роли Сальери
А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери» Отрицательные черты Сальери: зависть, коварство, злоба, гордыня, способность на предательство, механическая рассудочность, положительные: чувство прекрасного, трудолюбие, сила воли, самоотречение, терпеливость и т.д. Отрицательные черты Моцарта: несерьезность, пренебрежение своим талантом, наивность; положительные: одаренность, легкость, чувство юмора, доброта.
Сальери о своем творческом процессе говорит:
Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрёкся я и предался
Одной музыке. Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.
Инсерт- система маркировки текста
Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:
«V» – галочкой отмечается то, что известно;
«–» – знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;
«+» – знаком «плюс» помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;
«?» – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно. (Раздаю заготовки инсерта).
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки .На основе пометок каждый ученик составляет индивидуальную маркировочную таблицу,
Таблица «Знаю – Узнал - Хочу узнать»
Знаю |
Узнал |
Хочу узнать |
|
Рефлексия
Ученикам предлагается закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.
1) Больше всего мне понравилось_________ .
2) Самым интересным сегодня на уроке было
3) Самым сложным для меня сегодня было
4) Сегодня я понял(а) ____________
5) Сегодня я научился _________
Источник:
Искусство, 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций /
Г.П. Сергеева, И.Э Кашекова, Е. Д. Критская, - 8-е изд,- М.: Просвещение, 2017.