Бинарный урок МХК и литературы «Диалог с искусством и диалог искусств» (5 класс)

11
9
Материал опубликован 20 March 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

План-конспект бинарного урока МХК и литературы на тему : « Диалог с искусством и диалог искусств»

Авторы: Садварий Жанна Владиславовна учитель МХК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» г. Курска

Асеева Елена Владимировна учитель литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» г. Курска

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: формировать умения школьников эмоционально воспринимать , анализировать и аргументированно оценивать произведения разных видов искусства, понимать их взаимосвязь и выразительные средства

Задачи:

Предметные результаты:

Формировать представления школьников о живописном и поэтическом пейзаже;

Формировать представление школьников о системе выразительных средств разных видов искусства;

Способствовать овладению приемами анализа художественного произведения.

Личностные результаты:

формировать ценностное отношение к красоте живописных и поэтических пейзажей;

поиск и установление личностного смысла  в процессе восприятии и анализа произведений искусства

формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре и искусству русского народа.

Метапредметные результаты:

формировать умения ставить учебную задачу

Формировать умения сравнивать анализировать произведения искусства.

формировать умение излагать своё мнение;

формировать умение выдвигать версии в дискуссии, делать вывод

формировать умение понимать позицию другого;

уметь осуществлять рефлексию собственной деятельности;

формировать умение излагать своё мнение;

формировать умение выдвигать версии в дискуссии, делать вывод.

формировать умение контролировать свои эмоции;

формировать умение понимать позицию другого;

формировать умение плодотворно взаимодействовать в группе сверстников, занимая роли лидера, исполнителя и. т. д.

Методы:

методы наглядности ( демонстрация, иллюстрация, видеометод)

методы работы с печатными и устными текстами;

практические методы


 

Технологии, применяемые на уроке: работа в малых группах (парами), технология применения нового материала, технология коллективной работы с классом, информационные и здоровьесберегающие технологии.

Необходимое   оборудование: ПК, мультимедийный проектор, репродукции картин И.И Левитана, раздаточный материал для шифровки выразительных средств картины, распечатки для составления кластера, раздаточный материал с текстами стихотворений.

Содержание урока

Учитель литературы:

Звонок прозвенел, в классе два педагога.

Пожалуй, что много для просто урока?

Учитель МХК:

Но случай сегодня неординарный

Сегодня, ребята, урок наш бинарный

( На экране появляется текст: бинарный урок- урок по двум смежным дисциплинам, который ведут два педагога)

Учитель литературы:

Ведь общего много у наших предметов.

Давайте красиво расскажем об этом.

Звучит музыка, появляется видеоряд, состоящий из фрагментов картин И. И. Левитана.(Видео приложение 1) На его фоне школьница выразительно читает стихотворение.

Школьница:

Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки,
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

Учитель МХК: Какое настроение вызвал у вас видеофрагмент?

Школьники: Лирическое, видеофрагмент заставил задуматься о красоте русской природы.

Учитель МХК: Какой жанр представлен здесь?

Школьники: Живописный и поэтический пейзаж.

Учитель МХК: Какие виды искусства помогли создать настроение?

Школьники: Живопись, поэзия, музыка

В это время учитель литературы вывешивает часть кластера

Учитель литературы: А как вы думаете, если бы здесь были представлены только живописные произведения или только стихи, было бы такое восприятие пейзажа?

Школьники: Пейзажи казались бы менее красивыми, а стихотворение менее прекрасным. Все вместе гораздо выразительнее.

Учитель литературы: То есть, виды искусства как бы говорят между собой. А как называется разговор между несколькими людьми?

Школьники: Диалог.

Учитель МХК в это время открывает, ранее закрытое, написанное на доске название темы урока: «Диалог с искусством и диалог искусств»

Учитель литературы: Итак, мы имеем дело с диалогом искусств. Но только ли виды искусства ведут между собою диалог? Можно ли сказать, что человек, который рассматривает картину или читает стихи, ведет диалог с искусством?

Школьники: Да, можно.

Учитель литературы: Давайте называть этого человека зрителем.

Учитель МХК добавляет к кластеру фигурки зрителей

Учитель МХК: Художникам и поэтам дан удивительный талант - чувствовать, видеть красоту и мастерски передавать это в своих произведениях. А как Вы думаете, Елена Владимировна, а зрителю, который воспринимает произведения искусства, необходим талант? И в чем он заключается?

Учитель литературы: Без сомнения, необходим. Ведь если бы не было талантливых зрителей, искусство было бы бессмысленно.

Загляните в стихотворение , звучавшее уже сегодня ( Приложение 2) и найдите в нем строки, в которых говорится о таланте зрителя. Что должен уметь талантливый зритель?

Школьники работают с текстом.

Школьники: мало просто, смотреть на красоту, надо всмотреться, мало просто слышать, надо вслушиваться.

Учитель литературы: Действительно, зрителю необходимо уметь глубоко воспринимать произведение, вслушиваться, всматриваться, чувствовать и думать. А как выдумаете, сегодня на уроке кем мы будем: художником, поэтом или зрителем?

Школьники: сегодня мы станем зрителями.

Учитель МХК: Мы уже сказали, что зритель ведет диалог с искусством, диалог с картиной. А скажите, мы часто ведем с вами диалог с неизвестным человеком?

Школьники: крайне редко.

Учитель МХК: Верно, прежде чем общаться с кем-то надо его узнать. А как зритель может познакомиться с картиной?

Школьники: Рассмотреть ее.

Учитель МХК: А достаточно просто рассмотреть или нужно еще подключить чувства?

Школьники: Рассматривая картину, мы пытаемся почувствовать, какие эмоции заложил в картине художник.

Учитель литературы добавляет ступеньку «Восприятие произведения» в кластер

Учитель МХК: Но достаточно ли этого, чтобы глубже понять смысл картины?

Школьники: Нет, не достаточно, нужно картину проанализировать.

Учитель МХК: Верно. Благодаря анализу и размышлению мы приходим к глубокому пониманию картины, как в диалоге мы обычно понимаем собеседника.

Итак, диалог с картиной мы построим по следующему плану:

Восприятие картины

Анализ картины

Понимание смысла, заложенного в произведении.

Учитель МХК:Я приглашаю вас полюбоваться прекрасными картинами одного из самых известных пейзажистов России- Исаака Ильича Левитана.

Школьники кратко напоминают биографию И. И. Левитана.

Учитель МХК: Художник прожил очень короткую жизнь, когда он умер, ему было всего сорок лет. Но его живописное наследие велико. Незадолго до смерти, он создает замечательный пейзаж « Вечерний звон».

Какое настроение, эмоциональное состояние хотел передать художник в картине «Вечерний звон»?

Школьники: Картина вызывает умиротворение, состояние тихой радости, уюта.

Учитель МХК: Всем известно, что художники пишут пейзажи для того, чтобы показать красоту природы, а может ли пейзаж рассказывать о чем-то более глубоком и серьезном , чем просто красота природы? Чтобы это понять, давайте подробнее рассмотрим выразительные средства картины « Вечерний звон» а для этого зашифруем ее в таком порядке. ( Приложение 3)

(Работа в парах)

Итак, давайте посмотрим, что получилось в шифровке.


 

Учитель МХК: Композиция картины многоплановая. Как вы думаете, почему художник так строит композицию?

Школьники: Многоплановая композиция помогает построить глубину пространства. Возможно, художник демонстрирует многоплановую композицию, стремясь заложить глубокий смысл.

Учитель МХК: Контраст в картине насыщенный. Почему?

Школьники: Благодаря насыщенности художник пытается передать яркость вечернего освещения, храм ярко смотрится на фоне неба.

Учитель МХК: Для чего использует художник насыщенный контраст.

Школьники: Для выделения композиционного центра.

Учитель МХК: Композиция картины уравновешена . Почему художник выбирает такой тип композиции?

Школьники: Уравновешенная композиция помогает передать покой, умиротворение.

Учитель МХК: В картине теплый колорит. Как он помогает понять состояние природы в картине?

Школьники: В картине тепло, уютно, спокойно.

Учитель МХК: Мы часто рассматриваем статику и динамику. Напомню, если в картине преобладают вертикальные и горизонтальные линии, то больше статики, если больше диагоналей и движущихся объектов, то больше динамики. Я представила вам картину с точки зрения вертикалей ( голубой цвет) и горизонталей ( оранжевый). Давайте посмотрим на составные части пейзажа. Где больше статики, на дальнем плане или на первом?

Почему художник так изображает?

Что может олицетворять дальний план и первый?

Школьники высказывают предположения.

Школьники: В картине явно видно, что дальний план статичен, а первый динамичен.

Дальний план освещен солнцем, а первый более темный. Состояние покоя в сочетании с ярким солнечным освещением делает дальний берег более притягательным. Предметы на первом плане придают композиции динамики. Первый план можно ассоциировать с суетной жизнью, дальний план с солнечными надеждами и покоем.

( Варианты рассуждений могут быть разными)

Учитель МХК: Ну и, наверное, самыми важными выразительными средствами в картине являются композиционные центры. Мы помним, что композиционный центр – это главный смысловой центр картины. Сколько композиционных центров в картине?

Школьники: Композиционных центров два. Храм и лодки.

Учитель МХК: Давайте подумаем, какое символическое значение имеет храм, лодка. Чтобы понять это, давайте подберем слова и словосочетания, подходящие к изображениям.

Школьники: Храм- чистота души, молитва, размышление о смысле жизни

Учитель МХК: Какое значение имеет лодка?

Школьники: Лодка - средство передвижения.

Учитель МХК: Давайте подумаем и скажем, а куда можно поплыть на этой лодке?

Школьники: К храму.

Учитель МХК: То есть, двигаться к чистоте души, размышлениям о смысле жизни.

А можно поплыть мимо? Посмотрите на изображение в середине реки, что мы там видим? Школьники: Людей в лодке.

Учитель МХК: Что символизируют эти люди?

Школьники: Возможно, у этих людей иные стремления и поэтому они плывут мимо.

Учитель МХК: Как вы думаете, почему художник ставит пустую лодку у берега. Что в этом можно увидеть?

Школьники: Призыв к движению. Предложение зрителю сделать свой выбор.

Учитель МХК: Мы проанализировали картину, а теперь давайте попробуем сформулировать ее смысл. Только ли о красоте природы говорит нам художник? Попробуйте самостоятельно сформулировать ваше понимание смысла этой картины. Ответьте на вопрос: почему картина называется «Вечерний звон»? Какие выразительные средства композиции ,на ваш взгляд , являются ведущими в этом живописном полотне?

Школьники формулируют свои мысли и записывают их в тетрадь и затем озвучивают их, обмениваются мнениями.

Физминутка

Руки подняли и покачали

Руки подняли и покачали — (Качаем поднятыми вверх руками.)

Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)

Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)

Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)

В стороны руки, плавно помашем — (Руки в стороны.)

Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)

Как они сядут, тоже покажем -

(Приседания.)

Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)

Ссылка:https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2016/10/15/fizminutki-na-urokah-okruzhayushchego-mira

Учитель литературы : Ребята, давайте обратимся к теме нашего урока. Как выдумаете. У нас был диалог искусств или диалог с искусством?

Школьники: Диалог с искусством

Учитель литературы : А когда возникает диалог искусств? Как вы думаете, источником вдохновения для поэта, создающего поэтический пейзаж, может стать только природа?

Картина может стать источником вдохновения?

Школьники: Наверное, может.

Мы можем увидеть диалог двух искусств, когда поэт видит картину и пишет к ней стихотворение.

Учитель литературы : Перед нами картина Левитана «Над вечным покоем» не менее интересная и сложная по смыслу, чем «Вечерний звон». Современная поэтесса Анна Арканина посвятила ей стихотворение.

Давайте послушаем стихотворение «Над вечным покоем».

Ты слышишь? Густеют, вращаясь тучи 
Небес неспешные жернова. 
Церквушка сползает с горбатой кручи,
Но лет полста уже как жива. 

Ты видишь? Как синее расплескалось 
Тоской глубокой  - от сих до сих!
Земли: ладошка, пригоршня, малость,
И пять шумящих  над ней осин. 

Ты помнишь? Травой зарастает тропка 
Вела до церкви и вот те на. 
Шагает неслышно одна и только
По ней тяжелая тишина.

Ты знаешь? Зачем над водой нависает 
Крестов могильных нестройный ряд,
Как будто здесь не живут - воскресают 
И долго в небе потом парят.


 

Учитель литературы : Давайте попробуем проследить, как осуществляется диалог искусств ,по тому же плану и начнем с восприятия стихотворения и картины. Каким настроением проникнуто стихотворение и картина?

Школьники: Печальным , скорбным, философским.

Учитель литературы : Совпадают ли эмоциональное восприятие картины и восприятие прослушанного стихотворения?

Школьники: Совпадают

Учитель литературы : Рассмотрите, пожалуйста, картину. На какие две большие части делит художник картину?

Школьники: Земля и небо. Давайте попробуем записать словосочетания, которые использует поэтесса для изображения земли?

Учитель литературы : Горбатая круча, церквушка сползает, лет полста жива - ассоциацию, с чем вызывают эти словосочетания?

Школьники: ассоциация с чем-то ветхим, старым.

Учитель литературы: Какие выразительные средства поэзии использованы для передачи изображения земли в картине?

Школьники: горбатая круча, тяжелая тишина - это эпитеты, церквушка сползает- олицетворение, земли ладошка, пригоршня, малость- градация.

Учитель литературы : Попробуйте коротким словосочетанием охарактеризовать , что может символизировать описание земли в стихотворении и картине.

Школьники: Прожитую человеческую жизнь, печальную старость.

Учитель литературы : Давайте запишем словосочетания характеризующие небо в картине и стихотворении.

Учитель литературы : Тучи, небес жернова, синее расплескалось, воскресают и парят. Какую ассоциацию вызывают эти словосочетания?

Школьники: В словосочетаниях много глаголов, ассоциация с активной деятельностью.

Учитель литературы: Воскресают и парят. Как вы думаете , о чем говорит здесь поэтесса?

Школьники: О человеческих душах.

Учитель литературы: Как вы думаете, что символизирует небо в картине и стихотворении?

Школьники: Вечность , воскресшие души.

Учитель литературы: Рассмотрите еще раз четверостишия. Помните, каждое из них начиналось вопросом. Назовите эти вопросы.

Школьники: Ты слышишь , ты видишь?, ты помнишь? Ты знаешь?

Учитель литературы: Как вы думаете, к чему призывает этими вопросами автор стихотворения?

Школьники: Вслушаться, увидеть, вспомнить, узнать.

Учитель литературы: То есть применить талант зрителя - всмотреться, вслушаться, вспомнить и понять глубокий смысл произведения.

Обратите внимание на наш кластер. Как вы думаете, нам удалось, рассматривая две эти картины пройти путь от простого восприятия до глубокого понимания этих произведений?

Школьники: Удалось

Учитель МХК: Давайте еще раз всмотримся в прекрасные пейзажи И.И Левитана и сравним их между собой. Какой из них выглядит более трагическим и напряженным?

Школьники: «Над вечным покоем»

Учитель МХК: Посмотрите на даты создания этих пейзажей и дату смерти художника.

Школьники: Картина «Вечерний звон» написана раньше и она более светлая и радостная, картина « Над вечным покоем» создана ближе к смерти художника. Возможно, в этой картине он предчувствует свой уход, поэтому и поднимает тему человеческой жизни и вечности.

Учитель МХК: Действительно, Левитан знал о своей скорой кончине, тяжелый порок сердца не позволил гениальному художнику прожить более 40 лет. Но все же не трагическая и философская картина « Над вечным покоем» стала последним творением Исаака Ильича. В последние годы жизни художник работал над большим светлым и радостным полотном, в которое мастер попытался вложить всю свою любовь к родному краю. Не зря он сам дал этой картине название « Озеро .Русь» Художнику не удалось закончить это полотно, но он сумел передать необъятность русской красоту природы. Давайте полюбуемся этой красотой и услышим стихотворение, посвященное этой картине.

(Видео. Приложение 4)

Учитель МХК: Какое настроение вызвало у вас этот видеосюжет?

Школьники: Светлое, радостное, лирическое.

Учитель МХК: Удивительно, он не предается унынию, а продолжает работать и создает такое светлое и радостное полотно.

Художник  умер в 1900г., но протяжении всего сегодняшнего урока своими картинами, образами, представленными в них,мастер передает нам свои мысли и чувства, делится радостью и печалью, задает вопросы и побуждает искать ответы. То есть, ведет с нами незримый диалог.

Известный скульптор эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти в одном из своих сонетов написал такие строки. Как вы их понимаете?

Школьники: творческий человек , даже уйдя из жизни, оставляет за собой наследие , к которому продолжают обращаться потомки, а сам творческий человек, его мысли и чувства продолжают жить в его произведениях.

Рефлексия незаконченное предложение

Ответьте на вопросы:

На уроке мы узнали…

На уроке мы научились…

Мне показалось интересным..

Мне было трудно…

Мне понравилось

Домашнее задание: выбрать из пейзажей И. И. Левитана наиболее понравившийся и найти к нему подходящее стихотворение и музыку.

В видеороликах использована музыка  И. С. Баха, А. Шварца

Стихи Н. Рыленкова и Э. Гоник читает С. Митько


Приложения
RAR / 4.38 Мб

Презентация Шифровка картины
PPTX / 2.2 Мб

 

https://youtu.be/H6IZqQPKQNo

 

https://youtu.be/y7Zvh1pUOWA

Предварительный просмотр презентации

Умиротворение Радость Гармония Уединение Уютт

Многоплановость Насыщенный контраст Равновесие Динамика Теплый колорит Желание показать глубину пространства Стремление к передаче глубокого смысла Передача яркого освещения Привлечение внимания зрителей к композицион-ным центрам Уют, комфорт Гармония Передача спокойного состояния Умиротворение

Многоплановость Насыщенный контраст Равновесие Динамика Теплый колорит Желание показать глубину пространства Стремление к передаче глубокого смысла Передача яркого освещения Привлечение внимания зрителей к композицион-ным центрам Уют, комфорт Гармония Небо и дальний берег статичны Река и первый план динамичны Передача спокойного состояния Умиротворение

Многоплановость Насыщенный контраст Равновесие Динамика Теплый колорит Желание показать глубину пространства Стремление к передаче глубокого смысла Передача яркого освещения Привлечение внимания зрителей к композицион-ным центрам Уют, комфорт Гармония Небо и дальний берег статичны Река и первый план динамичны Передача спокойного состояния Умиротворение

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Тщательно продуманный, методически грамотный и насыщенный урок!!! Спасибо за отличный материал, Жанна Владиславовна!!!

21 March 2019

Мы старались!

21 March 2019

Отличный урок! Спасибо!

21 March 2019

Благодарю за теплые слова!

21 March 2019

Сильный урок! Спасибо!

21 March 2019

Спасибо за теплые слова, Светлана Николаевна!

21 March 2019

Какой глубокий, насыщенный, продуманный урок! Отличная работа!!!

21 March 2019

Спасибо за внимание к моей работе, Татьяна Григорьевна!

21 March 2019

Благодарю за качественный ресурс!

23 March 2019

Похожие публикации