Бинарный урок МХК и литературы «Диалог с искусством и диалог искусств» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
План-конспект бинарного урока МХК и литературы на тему : « Диалог с искусством и диалог искусств»
Авторы: Садварий Жанна Владиславовна учитель МХК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» г. Курска
Асеева Елена Владимировна учитель литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» г. Курска
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель: формировать умения школьников эмоционально воспринимать , анализировать и аргументированно оценивать произведения разных видов искусства, понимать их взаимосвязь и выразительные средства
Задачи:
Предметные результаты:
Формировать представления школьников о живописном и поэтическом пейзаже;
Формировать представление школьников о системе выразительных средств разных видов искусства;
Способствовать овладению приемами анализа художественного произведения.
Личностные результаты:
формировать ценностное отношение к красоте живописных и поэтических пейзажей;
поиск и установление личностного смысла в процессе восприятии и анализа произведений искусства
формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре и искусству русского народа.
Метапредметные результаты:
формировать умения ставить учебную задачу
Формировать умения сравнивать анализировать произведения искусства.
формировать умение излагать своё мнение;
формировать умение выдвигать версии в дискуссии, делать вывод
формировать умение понимать позицию другого;
уметь осуществлять рефлексию собственной деятельности;
формировать умение излагать своё мнение;
формировать умение выдвигать версии в дискуссии, делать вывод.
формировать умение контролировать свои эмоции;
формировать умение понимать позицию другого;
формировать умение плодотворно взаимодействовать в группе сверстников, занимая роли лидера, исполнителя и. т. д.
Методы:
методы наглядности ( демонстрация, иллюстрация, видеометод)
методы работы с печатными и устными текстами;
практические методы
Технологии, применяемые на уроке: работа в малых группах (парами), технология применения нового материала, технология коллективной работы с классом, информационные и здоровьесберегающие технологии.
Необходимое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, репродукции картин И.И Левитана, раздаточный материал для шифровки выразительных средств картины, распечатки для составления кластера, раздаточный материал с текстами стихотворений.
Содержание урока
Учитель литературы:
Звонок прозвенел, в классе два педагога.
Пожалуй, что много для просто урока?
Учитель МХК:
Но случай сегодня неординарный
Сегодня, ребята, урок наш бинарный
( На экране появляется текст: бинарный урок- урок по двум смежным дисциплинам, который ведут два педагога)
Учитель литературы:
Ведь общего много у наших предметов.
Давайте красиво расскажем об этом.
Звучит музыка, появляется видеоряд, состоящий из фрагментов картин И. И. Левитана.(Видео приложение 1) На его фоне школьница выразительно читает стихотворение.
Школьница:
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки,
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Учитель МХК: Какое настроение вызвал у вас видеофрагмент?
Школьники: Лирическое, видеофрагмент заставил задуматься о красоте русской природы.
Учитель МХК: Какой жанр представлен здесь?
Школьники: Живописный и поэтический пейзаж.
Учитель МХК: Какие виды искусства помогли создать настроение?
Школьники: Живопись, поэзия, музыка
В это время учитель литературы вывешивает часть кластера
Учитель литературы: А как вы думаете, если бы здесь были представлены только живописные произведения или только стихи, было бы такое восприятие пейзажа?
Школьники: Пейзажи казались бы менее красивыми, а стихотворение менее прекрасным. Все вместе гораздо выразительнее.
Учитель литературы: То есть, виды искусства как бы говорят между собой. А как называется разговор между несколькими людьми?
Школьники: Диалог.
Учитель МХК в это время открывает, ранее закрытое, написанное на доске название темы урока: «Диалог с искусством и диалог искусств»
Учитель литературы: Итак, мы имеем дело с диалогом искусств. Но только ли виды искусства ведут между собою диалог? Можно ли сказать, что человек, который рассматривает картину или читает стихи, ведет диалог с искусством?
Школьники: Да, можно.
Учитель литературы: Давайте называть этого человека зрителем.
Учитель МХК добавляет к кластеру фигурки зрителей
Учитель МХК: Художникам и поэтам дан удивительный талант - чувствовать, видеть красоту и мастерски передавать это в своих произведениях. А как Вы думаете, Елена Владимировна, а зрителю, который воспринимает произведения искусства, необходим талант? И в чем он заключается?
Учитель литературы: Без сомнения, необходим. Ведь если бы не было талантливых зрителей, искусство было бы бессмысленно.
Загляните в стихотворение , звучавшее уже сегодня ( Приложение 2) и найдите в нем строки, в которых говорится о таланте зрителя. Что должен уметь талантливый зритель?
Школьники работают с текстом.
Школьники: мало просто, смотреть на красоту, надо всмотреться, мало просто слышать, надо вслушиваться.
Учитель литературы: Действительно, зрителю необходимо уметь глубоко воспринимать произведение, вслушиваться, всматриваться, чувствовать и думать. А как выдумаете, сегодня на уроке кем мы будем: художником, поэтом или зрителем?
Школьники: сегодня мы станем зрителями.
Учитель МХК: Мы уже сказали, что зритель ведет диалог с искусством, диалог с картиной. А скажите, мы часто ведем с вами диалог с неизвестным человеком?
Школьники: крайне редко.
Учитель МХК: Верно, прежде чем общаться с кем-то надо его узнать. А как зритель может познакомиться с картиной?
Школьники: Рассмотреть ее.
Учитель МХК: А достаточно просто рассмотреть или нужно еще подключить чувства?
Школьники: Рассматривая картину, мы пытаемся почувствовать, какие эмоции заложил в картине художник.
Учитель литературы добавляет ступеньку «Восприятие произведения» в кластер
Учитель МХК: Но достаточно ли этого, чтобы глубже понять смысл картины?
Школьники: Нет, не достаточно, нужно картину проанализировать.
Учитель МХК: Верно. Благодаря анализу и размышлению мы приходим к глубокому пониманию картины, как в диалоге мы обычно понимаем собеседника.
Итак, диалог с картиной мы построим по следующему плану:
Восприятие картины
Анализ картины
Понимание смысла, заложенного в произведении.
Учитель МХК:Я приглашаю вас полюбоваться прекрасными картинами одного из самых известных пейзажистов России- Исаака Ильича Левитана.
Школьники кратко напоминают биографию И. И. Левитана.
Учитель МХК: Художник прожил очень короткую жизнь, когда он умер, ему было всего сорок лет. Но его живописное наследие велико. Незадолго до смерти, он создает замечательный пейзаж « Вечерний звон».
Какое настроение, эмоциональное состояние хотел передать художник в картине «Вечерний звон»?
Школьники: Картина вызывает умиротворение, состояние тихой радости, уюта.
Учитель МХК: Всем известно, что художники пишут пейзажи для того, чтобы показать красоту природы, а может ли пейзаж рассказывать о чем-то более глубоком и серьезном , чем просто красота природы? Чтобы это понять, давайте подробнее рассмотрим выразительные средства картины « Вечерний звон» а для этого зашифруем ее в таком порядке. ( Приложение 3)
(Работа в парах)
Итак, давайте посмотрим, что получилось в шифровке.
Учитель МХК: Композиция картины многоплановая. Как вы думаете, почему художник так строит композицию?
Школьники: Многоплановая композиция помогает построить глубину пространства. Возможно, художник демонстрирует многоплановую композицию, стремясь заложить глубокий смысл.
Учитель МХК: Контраст в картине насыщенный. Почему?
Школьники: Благодаря насыщенности художник пытается передать яркость вечернего освещения, храм ярко смотрится на фоне неба.
Учитель МХК: Для чего использует художник насыщенный контраст.
Школьники: Для выделения композиционного центра.
Учитель МХК: Композиция картины уравновешена . Почему художник выбирает такой тип композиции?
Школьники: Уравновешенная композиция помогает передать покой, умиротворение.
Учитель МХК: В картине теплый колорит. Как он помогает понять состояние природы в картине?
Школьники: В картине тепло, уютно, спокойно.
Учитель МХК: Мы часто рассматриваем статику и динамику. Напомню, если в картине преобладают вертикальные и горизонтальные линии, то больше статики, если больше диагоналей и движущихся объектов, то больше динамики. Я представила вам картину с точки зрения вертикалей ( голубой цвет) и горизонталей ( оранжевый). Давайте посмотрим на составные части пейзажа. Где больше статики, на дальнем плане или на первом?
Почему художник так изображает?
Что может олицетворять дальний план и первый?
Школьники высказывают предположения.
Школьники: В картине явно видно, что дальний план статичен, а первый динамичен.
Дальний план освещен солнцем, а первый более темный. Состояние покоя в сочетании с ярким солнечным освещением делает дальний берег более притягательным. Предметы на первом плане придают композиции динамики. Первый план можно ассоциировать с суетной жизнью, дальний план с солнечными надеждами и покоем.
( Варианты рассуждений могут быть разными)
Учитель МХК: Ну и, наверное, самыми важными выразительными средствами в картине являются композиционные центры. Мы помним, что композиционный центр – это главный смысловой центр картины. Сколько композиционных центров в картине?
Школьники: Композиционных центров два. Храм и лодки.
Учитель МХК: Давайте подумаем, какое символическое значение имеет храм, лодка. Чтобы понять это, давайте подберем слова и словосочетания, подходящие к изображениям.
Школьники: Храм- чистота души, молитва, размышление о смысле жизни
Учитель МХК: Какое значение имеет лодка?
Школьники: Лодка - средство передвижения.
Учитель МХК: Давайте подумаем и скажем, а куда можно поплыть на этой лодке?
Школьники: К храму.
Учитель МХК: То есть, двигаться к чистоте души, размышлениям о смысле жизни.
А можно поплыть мимо? Посмотрите на изображение в середине реки, что мы там видим? Школьники: Людей в лодке.
Учитель МХК: Что символизируют эти люди?
Школьники: Возможно, у этих людей иные стремления и поэтому они плывут мимо.
Учитель МХК: Как вы думаете, почему художник ставит пустую лодку у берега. Что в этом можно увидеть?
Школьники: Призыв к движению. Предложение зрителю сделать свой выбор.
Учитель МХК: Мы проанализировали картину, а теперь давайте попробуем сформулировать ее смысл. Только ли о красоте природы говорит нам художник? Попробуйте самостоятельно сформулировать ваше понимание смысла этой картины. Ответьте на вопрос: почему картина называется «Вечерний звон»? Какие выразительные средства композиции ,на ваш взгляд , являются ведущими в этом живописном полотне?
Школьники формулируют свои мысли и записывают их в тетрадь и затем озвучивают их, обмениваются мнениями.
Физминутка
Руки подняли и покачали
Руки подняли и покачали — (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем — (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем -
(Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
Ссылка:https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2016/10/15/fizminutki-na-urokah-okruzhayushchego-mira
Учитель литературы : Ребята, давайте обратимся к теме нашего урока. Как выдумаете. У нас был диалог искусств или диалог с искусством?
Школьники: Диалог с искусством
Учитель литературы : А когда возникает диалог искусств? Как вы думаете, источником вдохновения для поэта, создающего поэтический пейзаж, может стать только природа?
Картина может стать источником вдохновения?
Школьники: Наверное, может.
Мы можем увидеть диалог двух искусств, когда поэт видит картину и пишет к ней стихотворение.
Учитель литературы : Перед нами картина Левитана «Над вечным покоем» не менее интересная и сложная по смыслу, чем «Вечерний звон». Современная поэтесса Анна Арканина посвятила ей стихотворение.
Давайте послушаем стихотворение «Над вечным покоем».
Ты слышишь? Густеют, вращаясь тучи
Небес неспешные жернова.
Церквушка сползает с горбатой кручи,
Но лет полста уже как жива.
Ты видишь? Как синее расплескалось
Тоской глубокой - от сих до сих!
Земли: ладошка, пригоршня, малость,
И пять шумящих над ней осин.
Ты помнишь? Травой зарастает тропка
Вела до церкви и вот те на.
Шагает неслышно одна и только
По ней тяжелая тишина.
Ты знаешь? Зачем над водой нависает
Крестов могильных нестройный ряд,
Как будто здесь не живут - воскресают
И долго в небе потом парят.
Учитель литературы : Давайте попробуем проследить, как осуществляется диалог искусств ,по тому же плану и начнем с восприятия стихотворения и картины. Каким настроением проникнуто стихотворение и картина?
Школьники: Печальным , скорбным, философским.
Учитель литературы : Совпадают ли эмоциональное восприятие картины и восприятие прослушанного стихотворения?
Школьники: Совпадают
Учитель литературы : Рассмотрите, пожалуйста, картину. На какие две большие части делит художник картину?
Школьники: Земля и небо. Давайте попробуем записать словосочетания, которые использует поэтесса для изображения земли?
Учитель литературы : Горбатая круча, церквушка сползает, лет полста жива - ассоциацию, с чем вызывают эти словосочетания?
Школьники: ассоциация с чем-то ветхим, старым.
Учитель литературы: Какие выразительные средства поэзии использованы для передачи изображения земли в картине?
Школьники: горбатая круча, тяжелая тишина - это эпитеты, церквушка сползает- олицетворение, земли ладошка, пригоршня, малость- градация.
Учитель литературы : Попробуйте коротким словосочетанием охарактеризовать , что может символизировать описание земли в стихотворении и картине.
Школьники: Прожитую человеческую жизнь, печальную старость.
Учитель литературы : Давайте запишем словосочетания характеризующие небо в картине и стихотворении.
Учитель литературы : Тучи, небес жернова, синее расплескалось, воскресают и парят. Какую ассоциацию вызывают эти словосочетания?
Школьники: В словосочетаниях много глаголов, ассоциация с активной деятельностью.
Учитель литературы: Воскресают и парят. Как вы думаете , о чем говорит здесь поэтесса?
Школьники: О человеческих душах.
Учитель литературы: Как вы думаете, что символизирует небо в картине и стихотворении?
Школьники: Вечность , воскресшие души.
Учитель литературы: Рассмотрите еще раз четверостишия. Помните, каждое из них начиналось вопросом. Назовите эти вопросы.
Школьники: Ты слышишь , ты видишь?, ты помнишь? Ты знаешь?
Учитель литературы: Как вы думаете, к чему призывает этими вопросами автор стихотворения?
Школьники: Вслушаться, увидеть, вспомнить, узнать.
Учитель литературы: То есть применить талант зрителя - всмотреться, вслушаться, вспомнить и понять глубокий смысл произведения.
Обратите внимание на наш кластер. Как вы думаете, нам удалось, рассматривая две эти картины пройти путь от простого восприятия до глубокого понимания этих произведений?
Школьники: Удалось
Учитель МХК: Давайте еще раз всмотримся в прекрасные пейзажи И.И Левитана и сравним их между собой. Какой из них выглядит более трагическим и напряженным?
Школьники: «Над вечным покоем»
Учитель МХК: Посмотрите на даты создания этих пейзажей и дату смерти художника.
Школьники: Картина «Вечерний звон» написана раньше и она более светлая и радостная, картина « Над вечным покоем» создана ближе к смерти художника. Возможно, в этой картине он предчувствует свой уход, поэтому и поднимает тему человеческой жизни и вечности.
Учитель МХК: Действительно, Левитан знал о своей скорой кончине, тяжелый порок сердца не позволил гениальному художнику прожить более 40 лет. Но все же не трагическая и философская картина « Над вечным покоем» стала последним творением Исаака Ильича. В последние годы жизни художник работал над большим светлым и радостным полотном, в которое мастер попытался вложить всю свою любовь к родному краю. Не зря он сам дал этой картине название « Озеро .Русь» Художнику не удалось закончить это полотно, но он сумел передать необъятность русской красоту природы. Давайте полюбуемся этой красотой и услышим стихотворение, посвященное этой картине.
(Видео. Приложение 4)
Учитель МХК: Какое настроение вызвало у вас этот видеосюжет?
Школьники: Светлое, радостное, лирическое.
Учитель МХК: Удивительно, он не предается унынию, а продолжает работать и создает такое светлое и радостное полотно.
Художник умер в 1900г., но протяжении всего сегодняшнего урока своими картинами, образами, представленными в них,мастер передает нам свои мысли и чувства, делится радостью и печалью, задает вопросы и побуждает искать ответы. То есть, ведет с нами незримый диалог.
Известный скульптор эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти в одном из своих сонетов написал такие строки. Как вы их понимаете?
Школьники: творческий человек , даже уйдя из жизни, оставляет за собой наследие , к которому продолжают обращаться потомки, а сам творческий человек, его мысли и чувства продолжают жить в его произведениях.
Рефлексия незаконченное предложение
Ответьте на вопросы:
На уроке мы узнали…
На уроке мы научились…
Мне показалось интересным..
Мне было трудно…
Мне понравилось…
Домашнее задание: выбрать из пейзажей И. И. Левитана наиболее понравившийся и найти к нему подходящее стихотворение и музыку.
В видеороликах использована музыка И. С. Баха, А. Шварца
Стихи Н. Рыленкова и Э. Гоник читает С. Митько
Приложения
RAR / 4.38 Мб
Презентация Шифровка картины
PPTX / 2.2 Мб
Ватолина Светлана Анатольевна
Садварий Жанна Владиславовна
Самойлова Наталья Владимировна
Садварий Жанна Владиславовна
Афанасьева Светлана Николаевна
Садварий Жанна Владиславовна
Смоленцева Татьяна Григорьевна
Садварий Жанна Владиславовна
Горбачёва Марина Юрьевна