12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фоменко Ирина Аркадьевна88
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
4

Урок искусства для 8 класса по теме: «Как происходит передача сообщения в искусстве»



Урок искусства для 8 класса по теме:

«Как происходит передача сообщения в искусстве».

Цель: Учить понимать и интерпретировать язык искусства.

Задачи:

Систематизировать знания о языке искусства.

Обобщить знания о средствах выразительности различных видов искусства.

Развивать коммуникативную культуру учащихся.

Зрительный ряд: электронная презентация «Как происходит передача сообщения в искусстве».

Оборудование для учителя: проектор, экран, компьютер или ноутбук, раздаточный материал.

План урока

п/п

Этап урока

Содержание

время

1

Организационный

Подготовка к уроку, настраивание на работу

1 минута

2

Сообщение темы урока

Сообщение темы урока, начало демонстрации презентации (слайд №1).

3 минуты

3

Объяснение нового материала

Демонстрация презентации (слайды №№ 2-9), объяснение учителя, беседа с учащимися

32 минуты

4

Закрепление

Демонстрация презентации (слайд № 10), опрос учащихся

4 минуты

5

Объяснение домашнего задания

Объяснение учителя

4 минуты

6

Организационный

Уборка рабочего места

1 минута

Ход урока

Организационный момент

Подготовка материалов и инструментов к уроку, настраивание на работу.

Сообщение темы урока.

Учитель:

- Сегодня мы начнем наш урок с загадки:

Там, где круг перекрестка,

шесть подруг танцевали.

Три - из плоти, три - из стали.

Давние сны их искали,

но обнимал их яро золотой Полифем.

(Гитара)

 

Гитара – один из самых распространенных в мире струнных музыкальных инструментов. История гитары восходит к глубокой древности. Её колыбелью были страны Ближнего и Среднего Востока, где она появилась несколько тысячелетий назад. 
Но её появлению в традиционном виде предшествовал длинный путь развития. По мнению ряда исследователей, лук первобытного охотника мог использоваться не только как оружие, но и как музыкальный инструмент. Так, если на лук натянуть не одну тетиву, а несколько, то в силу их различной длины, силы натяжения и толщины изменяется высота издаваемого звука. Вероятно, именно такой вид имел музыкальный инструмент, ставший прототипом ассиро-вавилонской и египетской кифары. В свою очередь, древние кифары стали "предками" гитары. 
В Месопотамии и Египте некоторые разновидности кифар (в том числе египетская набла и арабский эль-ауд) получили дальнейшее конструктивное развитие и распространились по всему средиземноморскому побережью уже в III - II тысячелетиях до новой эры.

В первых веках новой эры в средиземноморских странах Европы была распространена латинская гитара, родственная греческой. Была известна и ближайшая родственница гитары - лютня. Само названия "лютня" происходит от арабского слова "эль-ауд", что означает "деревянный" или "благозвучный". Есть предположение, что лютню и гитару занесли в Европу арабы - через завоёванную ими и VIII веке Испанию. Скорее всего, однако, эти инструменты распространились в Европе через Древнюю Грецию - благодаря её культурным связям со странами Ближнего и Среднего Востока. 

До XVI века гитара была трех- и четырехструнной. Играли на ней пальцами и плектром (костяной и черепаховой пластинкой). 
В XVI веке в Испании появилась пятиструнная гитара, и с этого времени она стала называться испанской гитарой. Струны ставились двойные, иногда первая струна ("певунья") была одинарной. Из всех европейских стран наибольшее распространение гитара получила в Испании, где она стала подлинно народным инструментом.

Во второй половине XVIII века появляется шестиструнная гитара (по утверждениям историков - опять в Испании). С появлением шестой струны и заменой двойных струн одинарными начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам; в таком виде существует до сих пор. Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались столь велики, что она становится из самых любимых инструментов. Начинается "золотой век" гитары. В ХХ веке была изобретена электрическая гитара, которая оказала большое влияние на развитие массовой культуры. Во все времена для гитары сочиняли множество оригинальных произведений Н. Паганини, Э. Вила-Лобос, А, Иванов-Крамской, В. Зинчук и др.  Игрой на гитаре увлекались и в высших кругах общества, и в среде простого народа. Гитару любили многие музыканты, писатели, живописцы, она естественным образом появлялась и в живописи художников.

Творцы разных эпох, создавая свои произведения (музыкальные, живописные, поэтические), передают нам, зрителям, определенные сообщения. Как же происходит передача сообщения в искусстве? В качестве отправителя сообщения в искусстве выступают художник, композитор, писатель, а в качестве получателей – зритель, слушатель, читатель. Но письменное или устное сообщение доходит до получателя посредством языка, на котором общаются люди той или иной национальности, а сообщение, которое содержится в произведении искусства, передается языком искусства, являющимся интернациональным по своей природе. Итак, тема нашего урока: «Как происходит передача сообщения в искусстве?».

Слайд №1.

Объяснение нового материала

Учитель:

-Итак, задание сегодняшнего урока. Вы должны посмотреть презентацию, рассмотреть картины, послушать звучащую музыку, прочитать справку о каждой картине и определить, какое же сообщение хотели донести до нас художники и музыканты. Перевести это сообщение с языка искусства на понятный нам русский язык. А сделать это вам помогут стихи, которые лежат перед вами на партах (Приложение №1). То есть к каждому слайду вам необходимо подобрать стихотворение, наиболее полно, по-вашему, передающее впечатление от картины и звучащей музыки. Свой выбор вам необходимо аргументировать.

Просмотр слайдов №№2-9. Беседа с учащимися.

Закрепление изученного.

Учитель:

- Итак, вам удалось «расшифровать» сообщения от художников и музыкантов, подобрав к картинам и музыке стихотворный текст. А теперь попробуйте узнать, как могла бы звучать каждая из шести изображенных на рисунке гитар, руководствуясь графическим образом инструментов.

Слайд №10.

Объяснение домашнего задания

Учитель:

-Не только гитаре посвящали свои произведения художники, но и многим другим музыкальным инструментам. Вашим домашним заданием будет создание совместной общеклассной презентации «История музыкального инструмента в картинах художников». Инструмент, которому вы посвятите свою презентацию может быть любым: скрипка, флейта, орган, фортепиано и т.д. Сейчас представитель вашего класса вытянет листочек с названием инструмента, которому будет посвящена презентация вашего класса. Каждый ученик класса должен создать в презентации один слайд по образцу.

Организационный момент

Источники:

http://nnsokolov.ru/articles/istoriya

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.