Урок искусства для 8 класса по теме «Как происходит передача сообщения в искусстве»
Пояснительная записка к презентации
Урок искусства для 8 класса по теме:
«Как происходит передача сообщения в искусстве».
Цель: Учить понимать и интерпретировать язык искусства.
Задачи:
Систематизировать знания о языке искусства.
Обобщить знания о средствах выразительности различных видов искусства.
Развивать коммуникативную культуру учащихся.
Зрительный ряд: электронная презентация «Как происходит передача сообщения в искусстве».
Оборудование для учителя: проектор, экран, компьютер или ноутбук, раздаточный материал.
План урока
№ п/п |
Этап урока |
Содержание |
время |
1 |
Организационный |
Подготовка к уроку, настраивание на работу |
1 минута |
2 |
Сообщение темы урока |
Сообщение темы урока, начало демонстрации презентации (слайд №1). |
3 минуты |
3 |
Объяснение нового материала |
Демонстрация презентации (слайды №№ 2-9), объяснение учителя, беседа с учащимися |
32 минуты |
4 |
Закрепление |
Демонстрация презентации (слайд № 10), опрос учащихся |
4 минуты |
5 |
Объяснение домашнего задания |
Объяснение учителя |
4 минуты |
6 |
Организационный |
Уборка рабочего места |
1 минута |
Ход урока
Организационный момент
Подготовка материалов и инструментов к уроку, настраивание на работу.
Сообщение темы урока.
Учитель:
- Сегодня мы начнем наш урок с загадки:
Там, где круг перекрестка,
шесть подруг танцевали.
Три - из плоти, три - из стали.
Давние сны их искали,
но обнимал их яро золотой Полифем.
(Гитара)
Гитара – один из самых распространенных в мире струнных музыкальных инструментов. История гитары восходит к глубокой древности. Её колыбелью были страны Ближнего и Среднего Востока, где она появилась несколько тысячелетий назад. В первых веках новой эры в средиземноморских странах Европы была распространена латинская гитара, родственная греческой. Была известна и ближайшая родственница гитары - лютня. Само названия "лютня" происходит от арабского слова "эль-ауд", что означает "деревянный" или "благозвучный". Есть предположение, что лютню и гитару занесли в Европу арабы - через завоёванную ими и VIII веке Испанию. Скорее всего, однако, эти инструменты распространились в Европе через Древнюю Грецию - благодаря её культурным связям со странами Ближнего и Среднего Востока. Во второй половине XVIII века появляется шестиструнная гитара (по утверждениям историков - опять в Испании). С появлением шестой струны и заменой двойных струн одинарными начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам; в таком виде существует до сих пор. Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались столь велики, что она становится из самых любимых инструментов. Начинается "золотой век" гитары. В ХХ веке была изобретена электрическая гитара, которая оказала большое влияние на развитие массовой культуры. Во все времена для гитары сочиняли множество оригинальных произведений Н. Паганини, Э. Вила-Лобос, А, Иванов-Крамской, В. Зинчук и др. Игрой на гитаре увлекались и в высших кругах общества, и в среде простого народа. Гитару любили многие музыканты, писатели, живописцы, она естественным образом появлялась и в живописи художников. |
Творцы разных эпох, создавая свои произведения (музыкальные, живописные, поэтические), передают нам, зрителям, определенные сообщения. Как же происходит передача сообщения в искусстве? В качестве отправителя сообщения в искусстве выступают художник, композитор, писатель, а в качестве получателей – зритель, слушатель, читатель. Но письменное или устное сообщение доходит до получателя посредством языка, на котором общаются люди той или иной национальности, а сообщение, которое содержится в произведении искусства, передается языком искусства, являющимся интернациональным по своей природе. Итак, тема нашего урока: «Как происходит передача сообщения в искусстве?».
Слайд №1.
Объяснение нового материала
Учитель:
-Итак, задание сегодняшнего урока. Вы должны посмотреть презентацию, рассмотреть картины, послушать звучащую музыку, прочитать справку о каждой картине и определить, какое же сообщение хотели донести до нас художники и музыканты. Перевести это сообщение с языка искусства на понятный нам русский язык. А сделать это вам помогут стихи, которые лежат перед вами на партах (Приложение №1). То есть к каждому слайду вам необходимо подобрать стихотворение, наиболее полно, по-вашему, передающее впечатление от картины и звучащей музыки. Свой выбор вам необходимо аргументировать.
Просмотр слайдов №№2-9. Беседа с учащимися.
Закрепление изученного.
Учитель:
- Итак, вам удалось «расшифровать» сообщения от художников и музыкантов, подобрав к картинам и музыке стихотворный текст. А теперь попробуйте узнать, как могла бы звучать каждая из шести изображенных на рисунке гитар, руководствуясь графическим образом инструментов.
Слайд №10.
Объяснение домашнего задания
Учитель:
-Не только гитаре посвящали свои произведения художники, но и многим другим музыкальным инструментам. Вашим домашним заданием будет создание совместной общеклассной презентации «История музыкального инструмента в картинах художников». Инструмент, которому вы посвятите свою презентацию может быть любым: скрипка, флейта, орган, фортепиано и т.д. Сейчас представитель вашего класса вытянет листочек с названием инструмента, которому будет посвящена презентация вашего класса. Каждый ученик класса должен создать в презентации один слайд по образцу.
Организационный момент
Источники: