Урок искусства для 8 класса по теме «Как происходит передача сообщения в искусстве»

4
0
Материал опубликован 12 July 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок искусства для 8 класса по теме:

«Как происходит передача сообщения в искусстве».

Цель: Учить понимать и интерпретировать язык искусства.

Задачи:

Систематизировать знания о языке искусства.

Обобщить знания о средствах выразительности различных видов искусства.

Развивать коммуникативную культуру учащихся.

Зрительный ряд: электронная презентация «Как происходит передача сообщения в искусстве».

Оборудование для учителя: проектор, экран, компьютер или ноутбук, раздаточный материал.

План урока

п/п

Этап урока

Содержание

время

1

Организационный

Подготовка к уроку, настраивание на работу

1 минута

2

Сообщение темы урока

Сообщение темы урока, начало демонстрации презентации (слайд №1).

3 минуты

3

Объяснение нового материала

Демонстрация презентации (слайды №№ 2-9), объяснение учителя, беседа с учащимися

32 минуты

4

Закрепление

Демонстрация презентации (слайд № 10), опрос учащихся

4 минуты

5

Объяснение домашнего задания

Объяснение учителя

4 минуты

6

Организационный

Уборка рабочего места

1 минута

Ход урока

Организационный момент

Подготовка материалов и инструментов к уроку, настраивание на работу.

Сообщение темы урока.

Учитель:

- Сегодня мы начнем наш урок с загадки:

Там, где круг перекрестка,

шесть подруг танцевали.

Три - из плоти, три - из стали.

Давние сны их искали,

но обнимал их яро золотой Полифем.

(Гитара)

 

Гитара – один из самых распространенных в мире струнных музыкальных инструментов. История гитары восходит к глубокой древности. Её колыбелью были страны Ближнего и Среднего Востока, где она появилась несколько тысячелетий назад. 
Но её появлению в традиционном виде предшествовал длинный путь развития. По мнению ряда исследователей, лук первобытного охотника мог использоваться не только как оружие, но и как музыкальный инструмент. Так, если на лук натянуть не одну тетиву, а несколько, то в силу их различной длины, силы натяжения и толщины изменяется высота издаваемого звука. Вероятно, именно такой вид имел музыкальный инструмент, ставший прототипом ассиро-вавилонской и египетской кифары. В свою очередь, древние кифары стали "предками" гитары. 
В Месопотамии и Египте некоторые разновидности кифар (в том числе египетская набла и арабский эль-ауд) получили дальнейшее конструктивное развитие и распространились по всему средиземноморскому побережью уже в III - II тысячелетиях до новой эры.

В первых веках новой эры в средиземноморских странах Европы была распространена латинская гитара, родственная греческой. Была известна и ближайшая родственница гитары - лютня. Само названия "лютня" происходит от арабского слова "эль-ауд", что означает "деревянный" или "благозвучный". Есть предположение, что лютню и гитару занесли в Европу арабы - через завоёванную ими и VIII веке Испанию. Скорее всего, однако, эти инструменты распространились в Европе через Древнюю Грецию - благодаря её культурным связям со странами Ближнего и Среднего Востока. 

До XVI века гитара была трех- и четырехструнной. Играли на ней пальцами и плектром (костяной и черепаховой пластинкой). 
В XVI веке в Испании появилась пятиструнная гитара, и с этого времени она стала называться испанской гитарой. Струны ставились двойные, иногда первая струна ("певунья") была одинарной. Из всех европейских стран наибольшее распространение гитара получила в Испании, где она стала подлинно народным инструментом.

Во второй половине XVIII века появляется шестиструнная гитара (по утверждениям историков - опять в Испании). С появлением шестой струны и заменой двойных струн одинарными начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам; в таком виде существует до сих пор. Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались столь велики, что она становится из самых любимых инструментов. Начинается "золотой век" гитары. В ХХ веке была изобретена электрическая гитара, которая оказала большое влияние на развитие массовой культуры. Во все времена для гитары сочиняли множество оригинальных произведений Н. Паганини, Э. Вила-Лобос, А, Иванов-Крамской, В. Зинчук и др.  Игрой на гитаре увлекались и в высших кругах общества, и в среде простого народа. Гитару любили многие музыканты, писатели, живописцы, она естественным образом появлялась и в живописи художников.

Творцы разных эпох, создавая свои произведения (музыкальные, живописные, поэтические), передают нам, зрителям, определенные сообщения. Как же происходит передача сообщения в искусстве? В качестве отправителя сообщения в искусстве выступают художник, композитор, писатель, а в качестве получателей – зритель, слушатель, читатель. Но письменное или устное сообщение доходит до получателя посредством языка, на котором общаются люди той или иной национальности, а сообщение, которое содержится в произведении искусства, передается языком искусства, являющимся интернациональным по своей природе. Итак, тема нашего урока: «Как происходит передача сообщения в искусстве?».

Слайд №1.

Объяснение нового материала

Учитель:

-Итак, задание сегодняшнего урока. Вы должны посмотреть презентацию, рассмотреть картины, послушать звучащую музыку, прочитать справку о каждой картине и определить, какое же сообщение хотели донести до нас художники и музыканты. Перевести это сообщение с языка искусства на понятный нам русский язык. А сделать это вам помогут стихи, которые лежат перед вами на партах (Приложение №1). То есть к каждому слайду вам необходимо подобрать стихотворение, наиболее полно, по-вашему, передающее впечатление от картины и звучащей музыки. Свой выбор вам необходимо аргументировать.

Просмотр слайдов №№2-9. Беседа с учащимися.

Закрепление изученного.

Учитель:

- Итак, вам удалось «расшифровать» сообщения от художников и музыкантов, подобрав к картинам и музыке стихотворный текст. А теперь попробуйте узнать, как могла бы звучать каждая из шести изображенных на рисунке гитар, руководствуясь графическим образом инструментов.

Слайд №10.

Объяснение домашнего задания

Учитель:

-Не только гитаре посвящали свои произведения художники, но и многим другим музыкальным инструментам. Вашим домашним заданием будет создание совместной общеклассной презентации «История музыкального инструмента в картинах художников». Инструмент, которому вы посвятите свою презентацию может быть любым: скрипка, флейта, орган, фортепиано и т.д. Сейчас представитель вашего класса вытянет листочек с названием инструмента, которому будет посвящена презентация вашего класса. Каждый ученик класса должен создать в презентации один слайд по образцу.

Организационный момент

Источники:

http://nnsokolov.ru/articles/istoriya

Предварительный просмотр презентации

Как происходит передача сообщения в искусстве? Урок для 8 класса Авторы: Фоменко И.А. Кергенцева О.В. ГБОУ СОШ №176 Санкт-Петербург 2016

Ян Вермеер Делфтский «Молодая женщина с гитарой». 1671 год. Инструмент в руках девушки – это так называемая «барочная гитара». Этот инструмент во времена 15-16 веков считался простонародным, слишком громким, но постепенно вошел в моду и в бюргерских домах Нидерландов. Традиционным было исполнение пьес и романсов под аккомпанемент лютни, которая обладает более тихим, камерным звучанием. В Нидерланды гитара попала из Франции или Испании. Гитара тогда имела 5 двойных струн. Техника игры на ней не очень сильно отличалась от современной.

Антуан Ватто «Меццетен» . Между 1718 и 1720 годами. Антуан Ватто (1684-1721), один из тех, кто лучше всего выразил дух XVIII столетия - века игры, театра, жизни чувств. Одна из них - картина «Меццетен», на которой изображен персонаж итальянской комедии дель арте, некогда популярной в Париже, хитрец и шут. Герой поет, аккомпанируя себе на гитаре, серенаду. Но чувство его безответно, на это намекает статуя в виде женской фигуры, повернутая спиной к несчастному влюбленному.  Поэтому красивая мелодия, которая слышится в этом произведении Ватто, все-таки грустная.

Сорокин Евграф Семенович «Испанские цыгане», 1853 год, фрагмент, Третьяковская галерея Сорокин Евграф Семенович — русский живописец картин исторического жанра и произведений религиозной тематики. Родился в 1821 году в Костромской губернии. От Академии художеств Сорокин был отправлен за границу с целью совершенствования в живописи и посетил Германию, Бельгию, Францию, Испанию, Сирию и Египет.  Там Сорокин написал несколько сцен испанской и итальянской жизни, например, такие картины как "Испанские цыгане"

 Илларион Михайлович Прянишников «Жестокие романсы», 1881 год.  Доминирующими в творчестве Прянишникова являются полотна, посвященные жизни городского мещанства, купечества, мелкого служилого люда. Наиболее значительно среди них небольшое полотно "Жестокие романсы», привлекающее острым юмором, меткостью характеристик персонажей. Принаряженный молодой чиновник смущает своими откровенными романсами "с намеком" девицу, одетую с мещанской претенциозностью; девица досадливо отворачивается, чувствует себя неловко, но терпеливо слушает.

ПАБЛО ПИКАССО «СТАРЫЙ ГИТАРИСТ». 1904 ГОД Картина написана в Париже, где жил в то время 23-летний художник. Первый год жизни Пикассо в Париже тяжел в материальном смысле. Он беден, живет в квартале нищих, проституток, уличных музыкантов, бродячих артистов и циркачей. Прототип Старого гитариста - один из реальных персонажей окружения Пикассо в это время.

Анри Матисс «Женщина в желтом и голубом с гитарой», 1939 год «Выразительность для меня заключается не в страсти, которая вдруг озарит лицо или проявится в бурном движении. Она во всем строе моей картины; место, занимаемое предметами, промежутки между ними, их соотношения – вот что имеет значение. Композиция – это уменье декоративно распределить различные элементы картины, чтобы выразить свои чувства» Анри Матисс

Несветайло Иван. Серия "Джаз". Гитара. 2000 год. Художник - выпускник ЛВХПУ им. В. Мухиной (1990), член Союза художников России (с 1994г.), участник более 40 выставок в России и за рубежом. Но работы Ивана Несветайло – не только изображение того, что он увидел и услышал. Важнее – то, что он, может быть, не увидел и не услышал, но почувствовал.

АНДРЕЙ АТРОШЕНКО «ГИТАРИСТ» Художник родился в 1965 в городе Покровске. В 1991 был принят в Санкт-Петербургскую Академию художеств, которая считается одним из самых престижных художественных заведений мира. В 1994 художник принимал участие в выставках "Академия" (1996) и "Учитель памяти" (1997) в Санкт-Петербурге и в Ройтлинген (Германия). В 1999 после окончания Санкт-Петербургской Академии художеств Андрей Атрошенко был приглашен в США для работы и участия в выставках.

Timo Tolkki 1 STRATOVARIUS ДиДюЛя «Море» Timo Tolkki 2 ДиДюЛя «Арабика» Rosita, Polka

Timo Tolkki 1 STRATOVARIUS ДиДюЛя «Море» Timo Tolkki 2 ДиДюЛя «Арабика» Rosita, Polka

Timo Tolkki 1 STRATOVARIUS ДиДюЛя «Море» Timo Tolkki 2 ДиДюЛя «Арабика» Rosita, Polka

Timo Tolkki 1 STRATOVARIUS ДиДюЛя «Море» Timo Tolkki 2 ДиДюЛя «Арабика» Rosita, Polka

Timo Tolkki 1 STRATOVARIUS ДиДюЛя «Море» Timo Tolkki 2 ДиДюЛя «Арабика» Rosita, Polka

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.