12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пожидаева Светлана Леонидовна209
С 2015-2016 учебного года являюсь классным руководителем класса-комплекта для учащихся 5-7 кл., обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Россия, Свердловская обл., сухой лог
Материал размещён в группе «Мой кабинет»

«Портрет в музыке и изобразительном искусстве»

Учитель: Пожидаева Светлана Леонидовна

Тема урока: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: способствовать формированию у учащихся интереса к классическому искусству.

Задачи:

- осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «Композитор-исполнитель-слушатель»;

- расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки, её создателях, и исполнительском мастерстве скрипачей;

- актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений);

- сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох.

Планируемые результаты:

Предметные: Знать/понимать выразительные возможности скрипки, имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Личностные: Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные: Уметь сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.

Оборудование:

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, скрипка.

Раздаточный материал: таблица для творческого задания.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Учебно-методическое обеспечение:

Музыка. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П. – М.: Просвещение.

Критская Е. Д., Сергеева Г. П.. Музыка: Рабочая тетрадь: 5 класс.

 

ХОД УРОКА

Учитель: Здравствуйте! Сейчас прозвучит музыкальное произведение, прошу вас назвать инструмент, который вёл мелодию.

(звучит «Вокализ» С.В. Рахманинова).

Дети: скрипка.

(за верный ответ детям вручаются жетоны, в конце урока по ним подводится итог оценивания).

Учитель: Молодцы! (слайд 1). Вы прослушали отрывок музыкального произведения «Вокализ» С.В. Рахманинова.

Мы с вами знакомы с термином «вокализ», напомните мне, пожалуйста, что он обозначает.

Дети: Относится к вокальной музыке, обозначает «пение без слов».

Учитель: Можно ли сказать, что в этом произведении скрипка поёт?

Дети: да.

Учитель: Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим. Скрипка может петь, плакать, говорить…

Сейчас я познакомлю вас с историей возникновения скрипки и в этом мне помогут ребята из вашего класса (двум-трем детям заранее даётся задание подготовить краткие сообщения об истории возникновения скрипки).

Дети (у доски):

Скрипка – наиболее распространенный смычковый струнный инструмент, т.е. есть струны и смычок, при помощи которого извлекается звук (можно продемонстрировать наглядно скрипку). Скрипку также называют «королевой оркестра».

Споры о том, когда и где появился этот легендарный музыкальный инструмент, не стихают и по сей день. Некоторые историки предполагают, что смычок появился в Индии, откуда попал к арабам и персам, а от них уже перешел в Европу. В ходе музыкальной эволюции было много различных версий смычковых инструментов, повлиявших на современный вид скрипки. Виола появилась раньше, она была разных размеров, играли на ней стоя, держа на коленях, а позже – на плечах. Такой вид игры на виоле и привел к появлению скрипки.

Скрипка появилась в Европе в конце ХV в. Она была любимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляниях, ярмарках, свадьбах. Звучала скрипка и в аристократических кругах – во дворцах, замках, в богатых домах, а также в церквах. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, которые играли во время пробуждения и трапез короля и, конечно, исполняли танцевальную музыку на придворных балах.

Учитель:

Сегодняшний урок мы посвятим портрету скрипки в музыке и изобразительном искусстве, откроем для себя имя самого выдающегося в истории скрипача, великого итальянского композитора 19 века.

Учитель: Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например скрипку. Известны портреты скрипачей, жанровые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой.

Особенно слышимым голос скрипки становится, когда художник изображает её в руках скрипача. Единство инструмента и исполнителя рождает высокие художественные переживания и мысли, которые можно назвать вдохновением.

Рассмотрите, пожалуйста, на стр. 112-115 учебника живописные полотна.

К какому жанру изобразительного искусства они принадлежат?

Дети: портрет, жанровая сценка, натюрморт.

Учитель: какие из картин написаны живописцами прошлого, а какие – современными художниками?

Ответы детей.

Учитель: какая музыка может звучать с той или иной картины.

Учитель:

Глядя на эти картины, какую музыку вы слышите? (на доске или на слайде различные слова характера музыки).

Ответы детей.

Учитель:

Послушайте, как звучат музыкальные произведения, сочинённые для скрипки композиторами разных времён. О чем рассказала вам эта музыка? В таблице опишите словами характер музыки (творческая работа в парах).

композитор, произведение

характер музыки

графическая запись музыки

«Чакона» И.С. Бах (18 век)

   

«Мелодия» П.И. Чайковский (19 век)

   

Фрагмент Концерта № 1 для скрипки с оркестром А. Шнитке (20 век)

   

Дети:

«Чакона» - величаво, взволновано, торжественно; волны.

«Мелодия» - мягкий, душевный, диалог скрипки и фортепиано; дугообразные линии.

«Концерт» – тревожный, напряженный, отчаянный; ломаные линии.

Учитель: Самостоятельно определите, какой из картин созвучно то или иное сочинение (после ассоциативно-образного сопоставления анализ музыкального языка сочинений, повторное прослушивание).

Учитель: сейчас мы с вами исполним песню «Музыкант» (слова и музыка Б. Окуджавы).

Итог урока.

Учитель: Вы услышали музыкальные произведения, сочиненные для скрипки композиторами разных времен. Какой из музыкальных фрагментов вам понравился больше и почему? (ответы детей)

Помните, у скрипки ещё много неразгаданных тайн, и кто знает, может кому-то из вас удастся разгадать со временем хотя бы одну.

Домашнее задание.

Выполнить задания в творческой тетради на развороте «Волшебный смычок» (стр. 68-69).

Прочитать отрывок из рассказа К.Паустовского «Струна», в котором созданы образы музыкального сочинения, исполняемого на скрипке, образ музыканта-скрипача.

Опубликовано в группе «Мой кабинет»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.