Урок музыки в 5 классе «Портрет в музыке и изобразительном искусстве»
«Портрет в музыке и изобразительном искусстве»
Учитель: Пожидаева Светлана Леонидовна
Тема урока: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: способствовать формированию у учащихся интереса к классическому искусству.
Задачи:
- осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «Композитор-исполнитель-слушатель»;
- расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки, её создателях, и исполнительском мастерстве скрипачей;
- актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений);
- сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать/понимать выразительные возможности скрипки, имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.
Личностные: Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные: Уметь сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.
Оборудование:
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, скрипка.
Раздаточный материал: таблица для творческого задания.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Учебно-методическое обеспечение:
Музыка. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П. – М.: Просвещение.
Критская Е. Д., Сергеева Г. П.. Музыка: Рабочая тетрадь: 5 класс.
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте! Сейчас прозвучит музыкальное произведение, прошу вас назвать инструмент, который вёл мелодию.
(звучит «Вокализ» С.В. Рахманинова).
Дети: скрипка.
(за верный ответ детям вручаются жетоны, в конце урока по ним подводится итог оценивания).
Учитель: Молодцы! (слайд 1). Вы прослушали отрывок музыкального произведения «Вокализ» С.В. Рахманинова.
Мы с вами знакомы с термином «вокализ», напомните мне, пожалуйста, что он обозначает.
Дети: Относится к вокальной музыке, обозначает «пение без слов».
Учитель: Можно ли сказать, что в этом произведении скрипка поёт?
Дети: да.
Учитель: Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим. Скрипка может петь, плакать, говорить…
Сейчас я познакомлю вас с историей возникновения скрипки и в этом мне помогут ребята из вашего класса (двум-трем детям заранее даётся задание подготовить краткие сообщения об истории возникновения скрипки).
Дети (у доски):
Скрипка – наиболее распространенный смычковый струнный инструмент, т.е. есть струны и смычок, при помощи которого извлекается звук (можно продемонстрировать наглядно скрипку). Скрипку также называют «королевой оркестра».
Споры о том, когда и где появился этот легендарный музыкальный инструмент, не стихают и по сей день. Некоторые историки предполагают, что смычок появился в Индии, откуда попал к арабам и персам, а от них уже перешел в Европу. В ходе музыкальной эволюции было много различных версий смычковых инструментов, повлиявших на современный вид скрипки. Виола появилась раньше, она была разных размеров, играли на ней стоя, держа на коленях, а позже – на плечах. Такой вид игры на виоле и привел к появлению скрипки.
Скрипка появилась в Европе в конце ХV в. Она была любимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляниях, ярмарках, свадьбах. Звучала скрипка и в аристократических кругах – во дворцах, замках, в богатых домах, а также в церквах. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, которые играли во время пробуждения и трапез короля и, конечно, исполняли танцевальную музыку на придворных балах.
Учитель:
Сегодняшний урок мы посвятим портрету скрипки в музыке и изобразительном искусстве, откроем для себя имя самого выдающегося в истории скрипача, великого итальянского композитора 19 века.
Учитель: Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например скрипку. Известны портреты скрипачей, жанровые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой.
Особенно слышимым голос скрипки становится, когда художник изображает её в руках скрипача. Единство инструмента и исполнителя рождает высокие художественные переживания и мысли, которые можно назвать вдохновением.
Рассмотрите, пожалуйста, на стр. 112-115 учебника живописные полотна.
К какому жанру изобразительного искусства они принадлежат?
Дети: портрет, жанровая сценка, натюрморт.
Учитель: какие из картин написаны живописцами прошлого, а какие – современными художниками?
Ответы детей.
Учитель: какая музыка может звучать с той или иной картины.
Учитель:
Глядя на эти картины, какую музыку вы слышите? (на доске или на слайде различные слова характера музыки).
Ответы детей.
Учитель:
Послушайте, как звучат музыкальные произведения, сочинённые для скрипки композиторами разных времён. О чем рассказала вам эта музыка? В таблице опишите словами характер музыки (творческая работа в парах).
композитор, произведение |
характер музыки |
графическая запись музыки |
«Чакона» И.С. Бах (18 век) |
||
«Мелодия» П.И. Чайковский (19 век) |
||
Фрагмент Концерта № 1 для скрипки с оркестром А. Шнитке (20 век) |
Дети:
«Чакона» - величаво, взволновано, торжественно; волны.
«Мелодия» - мягкий, душевный, диалог скрипки и фортепиано; дугообразные линии.
«Концерт» – тревожный, напряженный, отчаянный; ломаные линии.
Учитель: Самостоятельно определите, какой из картин созвучно то или иное сочинение (после ассоциативно-образного сопоставления анализ музыкального языка сочинений, повторное прослушивание).
Учитель: сейчас мы с вами исполним песню «Музыкант» (слова и музыка Б. Окуджавы).
Итог урока.
Учитель: Вы услышали музыкальные произведения, сочиненные для скрипки композиторами разных времен. Какой из музыкальных фрагментов вам понравился больше и почему? (ответы детей)
Помните, у скрипки ещё много неразгаданных тайн, и кто знает, может кому-то из вас удастся разгадать со временем хотя бы одну.
Домашнее задание.
Выполнить задания в творческой тетради на развороте «Волшебный смычок» (стр. 68-69).
Прочитать отрывок из рассказа К.Паустовского «Струна», в котором созданы образы музыкального сочинения, исполняемого на скрипке, образ музыканта-скрипача.