12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рябых Светлана Николаевна36
0

Учебно-дидактические материалы «Задания по генетике, способствующие формированию естественнонаучной грамотности»

Задания по генетике,

способствующие формированию естественнонаучной грамотности.

 

Составитель: Рябых С.Н.,

МБОУ СОШ с.Осиновка

Михайловский

муниципальный район

Приморский край

Задача «Кто виноват?»

Общая характеристика задачи.

Предмет: Биология (генетика)

Класс: 10

 

Цель задачи: задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой для учащихся 10 класса, для ознакомления с генетикой пола и признаками, сцепленными с полом.

Действия учащихся: данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Генетика пола», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.

Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:

находить точную информацию в тексте;

переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию);

работать с составными текстами )сопоставлять, сравнивать, делать заключение);

при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;

решать задачи на сцепленное с полом наследование, в условии даны только фенотипы;

заполнять пропуски в тексте;

привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.

 

Использованные источники:

Биология: Общая биология. 10 класс/В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова.- М.: Дрофа, 2019г.

Как обучать биологии: Биологические системы и процессы. 10 класс. Методическое пособие для учителя./А.В.Теремов, Р.А.Петросова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015.

Руководство к решению задач по генетике: учеб.пособие для учащихся 10-11 классов/М.В.Ермакова; ПИППКРО – Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2006.

 

 

Текст задачи.

Самые заметные различия организмов связаны с половыми признаками. Влияние хромосом на половые признаки проявляется в различиях хромосомных наборов самки и самца. В соматических клетках самки и самца одинаковые хромосомы называют аутосомами, а различающиеся – половыми хромосомами. Известно два типа половых хромосом: X и Y. Пол у большинства организмов определяется наличием половой пары хромосом в сочетании XX и XY. У млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных и двукрылых насекомых женские особи в соматических клетках имеют удвоенный набор аутосом и одну пару половых хромосом XX, а мужские особи – удвоенный набор аутосом и одну пару половых хромосом XY. У птиц, некоторых рыб и бабочек все наоборот.

Пол, у которого имеются XX-хромосомы, называют гомогаметным. Пол, содержащий XY- хромосомы, называют гетерогаметным. Так как гомогаметные особи по половым хромосомам дают один тип гамет, а гетерогаметные – два, поэтому первичное ожидаемое соотношение полов составляет 1:1. В реальности соотношение полов бывает иным, так как гаметы могут иметь разную оплодотворяющую способность.

Гены, расположенные в аутосомах, наследуются независимо от пола особи. По другому происходит в том случае, если гены расположены в половых хромосомах. X-хромосома присутствует у обоих полов и в ней располагаются жизненно важные гены. Y-хромосома встречается только у особей одного пола и несет ограниченное число генов, характерных только для этого пола. Таким образом, основные признаки, сосредоточенные в половых хромосомах, организм наследует чаще всего по X-хромосоме.

Признаки, расположенные в половых хромосомах, наследуются сцеплено с полом и проявляются по-разному у мужчин и женщин. Например, наследование рецессивного гена дальтонизма – аномалии цветного зрения; рецессивного гена гемофилии (заболевания, связанного с несвертываемостью крови). Рецессивные признаки, наследуемые через X-хромосому, у женщин проявляются только в гомозиготном состоянии, а доминантные в равной степени проявляются у обоих полов. К сцепленным с полом доминантным признакам у человека относят темную эмаль зубов, витаминоустойчивый рахит и другие.

Задания к тексту.

Задание 1.

Женская гетерогаметность имеет место у:

А. дрозофилы

Б. человека

В. вороны

Г. кошки

 

Задание 2.

Подберите соответствия. Укажите номера утверждений, соответствующие приведенным понятиям.

А) Сцепленные признаки: __________________.

Б) Несцепленные признаки: _________________.

1) Окраска и характер поверхности семян гороха

2) Окраска тела и степень развития крыльев у дрозофилы

3) Окраска волос и цвет глаз у человека

4) Цветовая и ночная слепота у человека

5) Гемофилия и дальтонизм у человека

6) Близорукость и цвет глаз у человека

 

Задание 3.

Вставьте в текст пропущенные слова.

Хромосомы, одинаковые у самцов и самок, называются ________________, в отличие от _______________ хромосом, которые отличаются у особей мужского и женского пола. Пол, формирующий одинаковые по половым хромосомам гаметы, называется ___________________, разные - __________________. Какой пол будет у ребенка, зависит от того, какая ____________ гамета, несущая X- или Y- хромосому, участвовала в оплодотворении.

 

Задание 4.

Решить задачу на наследование, сцепленное с X-хромосомой.

Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с X-хромосомой признак. Здоровая женщина, отец которой был болен гемофилией, вышла замуж за здорового мужчину. У них родилась здоровая дочь. Определите генотипы родителей и дочери. Составьте схему решения задачи. Ответьте на вопрос, какова вероятность рождения больных детей в этой семье.

 

Лист ответов.

Задание 1.

Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов.

Ответ: В

Балл: 1

 

Задание 2.

Деятельность: Распределение элементов по группам.

Ответ: А – 2,4,5; Б – 1,3,6.

Критерии оценивания:

Верно установлено соответствие – 2 балла

Допущена одна ошибка – 1 балл

Допущено две и более ошибок – 0 баллов

 

Задание 3.

Деятельность: заполнение пропусков в тексте, все элементы для заполнения можно взять из анализируемого сюжета (заполнение пропусков в тексте).

Ответ:

аутосомы

половых

гомогаметный

гетерогаметный

мужская

Критерии оценивания:

Ответ включает в себя все пропущенные элементы – 2 балла.

Ответ включает в себя три пропущенных элемента – 1 балл.

Ответ включает два или один пропущенный элемент – 0 баллов.

 

Задание 4.

Деятельность: Решение задачи на наследование, сцепленное с полом, в условии даны только фенотипы.

Ответ:

генотип матери -XАХа

генотип отца – ХAY

генотип дочери – ХАХА или ХАХа

 

схема решения задачи:

Р: мать ХАХа + отец ХАY

 

G ХА, Ха ХА, Y

 

F1 ХАХА – здоровая девочка

ХАХа – здоровая девочка-носительница гена гемофилии;

ХАY – здоровый мальчик

ХаY - больной мальчик

Вероятность рождения больных детей будет ¼ (25%), причем больные будут только мальчики.

Критерии оценивания:

Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок – 3 балла

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 2 балла

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 1 балл

Ответ неправильный – 0 баллов.

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.