Учебно-дидактические материалы «Задания по генетике, способствующие формированию естественнонаучной грамотности»
Задания по генетике,
способствующие формированию естественнонаучной грамотности.
Составитель: Рябых С.Н.,
МБОУ СОШ с.Осиновка
Михайловский
муниципальный район
Приморский край
Задача «Кто виноват?»
Общая характеристика задачи.
Предмет: Биология (генетика)
Класс: 10
Цель задачи: задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой для учащихся 10 класса, для ознакомления с генетикой пола и признаками, сцепленными с полом.
Действия учащихся: данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Генетика пола», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
находить точную информацию в тексте;
переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию);
работать с составными текстами )сопоставлять, сравнивать, делать заключение);
при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;
решать задачи на сцепленное с полом наследование, в условии даны только фенотипы;
заполнять пропуски в тексте;
привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.
Использованные источники:
Биология: Общая биология. 10 класс/В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова.- М.: Дрофа, 2019г.
Как обучать биологии: Биологические системы и процессы. 10 класс. Методическое пособие для учителя./А.В.Теремов, Р.А.Петросова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015.
Руководство к решению задач по генетике: учеб.пособие для учащихся 10-11 классов/М.В.Ермакова; ПИППКРО – Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2006.
Текст задачи.
Самые заметные различия организмов связаны с половыми признаками. Влияние хромосом на половые признаки проявляется в различиях хромосомных наборов самки и самца. В соматических клетках самки и самца одинаковые хромосомы называют аутосомами, а различающиеся – половыми хромосомами. Известно два типа половых хромосом: X и Y. Пол у большинства организмов определяется наличием половой пары хромосом в сочетании XX и XY. У млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных и двукрылых насекомых женские особи в соматических клетках имеют удвоенный набор аутосом и одну пару половых хромосом XX, а мужские особи – удвоенный набор аутосом и одну пару половых хромосом XY. У птиц, некоторых рыб и бабочек все наоборот.
Пол, у которого имеются XX-хромосомы, называют гомогаметным. Пол, содержащий XY- хромосомы, называют гетерогаметным. Так как гомогаметные особи по половым хромосомам дают один тип гамет, а гетерогаметные – два, поэтому первичное ожидаемое соотношение полов составляет 1:1. В реальности соотношение полов бывает иным, так как гаметы могут иметь разную оплодотворяющую способность.
Гены, расположенные в аутосомах, наследуются независимо от пола особи. По другому происходит в том случае, если гены расположены в половых хромосомах. X-хромосома присутствует у обоих полов и в ней располагаются жизненно важные гены. Y-хромосома встречается только у особей одного пола и несет ограниченное число генов, характерных только для этого пола. Таким образом, основные признаки, сосредоточенные в половых хромосомах, организм наследует чаще всего по X-хромосоме.
Признаки, расположенные в половых хромосомах, наследуются сцеплено с полом и проявляются по-разному у мужчин и женщин. Например, наследование рецессивного гена дальтонизма – аномалии цветного зрения; рецессивного гена гемофилии (заболевания, связанного с несвертываемостью крови). Рецессивные признаки, наследуемые через X-хромосому, у женщин проявляются только в гомозиготном состоянии, а доминантные в равной степени проявляются у обоих полов. К сцепленным с полом доминантным признакам у человека относят темную эмаль зубов, витаминоустойчивый рахит и другие.
Задания к тексту.
Задание 1.
Женская гетерогаметность имеет место у:
А. дрозофилы
Б. человека
В. вороны
Г. кошки
Задание 2.
Подберите соответствия. Укажите номера утверждений, соответствующие приведенным понятиям.
А) Сцепленные признаки: __________________.
Б) Несцепленные признаки: _________________.
1) Окраска и характер поверхности семян гороха
2) Окраска тела и степень развития крыльев у дрозофилы
3) Окраска волос и цвет глаз у человека
4) Цветовая и ночная слепота у человека
5) Гемофилия и дальтонизм у человека
6) Близорукость и цвет глаз у человека
Задание 3.
Вставьте в текст пропущенные слова.
Хромосомы, одинаковые у самцов и самок, называются ________________, в отличие от _______________ хромосом, которые отличаются у особей мужского и женского пола. Пол, формирующий одинаковые по половым хромосомам гаметы, называется ___________________, разные - __________________. Какой пол будет у ребенка, зависит от того, какая ____________ гамета, несущая X- или Y- хромосому, участвовала в оплодотворении.
Задание 4.
Решить задачу на наследование, сцепленное с X-хромосомой.
Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с X-хромосомой признак. Здоровая женщина, отец которой был болен гемофилией, вышла замуж за здорового мужчину. У них родилась здоровая дочь. Определите генотипы родителей и дочери. Составьте схему решения задачи. Ответьте на вопрос, какова вероятность рождения больных детей в этой семье.
Лист ответов.
Задание 1.
Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов.
Ответ: В
Балл: 1
Задание 2.
Деятельность: Распределение элементов по группам.
Ответ: А – 2,4,5; Б – 1,3,6.
Критерии оценивания:
Верно установлено соответствие – 2 балла
Допущена одна ошибка – 1 балл
Допущено две и более ошибок – 0 баллов
Задание 3.
Деятельность: заполнение пропусков в тексте, все элементы для заполнения можно взять из анализируемого сюжета (заполнение пропусков в тексте).
Ответ:
аутосомы
половых
гомогаметный
гетерогаметный
мужская
Критерии оценивания:
Ответ включает в себя все пропущенные элементы – 2 балла.
Ответ включает в себя три пропущенных элемента – 1 балл.
Ответ включает два или один пропущенный элемент – 0 баллов.
Задание 4.
Деятельность: Решение задачи на наследование, сцепленное с полом, в условии даны только фенотипы.
Ответ:
генотип матери -XАХа
генотип отца – ХAY
генотип дочери – ХАХА или ХАХа
схема решения задачи:
Р: мать ХАХа + отец ХАY
G ХА, Ха ХА, Y
F1 ХАХА – здоровая девочка
ХАХа – здоровая девочка-носительница гена гемофилии;
ХАY – здоровый мальчик
ХаY - больной мальчик
Вероятность рождения больных детей будет ¼ (25%), причем больные будут только мальчики.
Критерии оценивания:
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок – 3 балла
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 1 балл
Ответ неправильный – 0 баллов.