Загадка каменной черепахи

2
0
Материал опубликован 14 November 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа №5 пос. ЦЭС

городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»

Верхнебуреинского муниципального района

Хабаровского края


Реферат

Загадка каменной черепахи.


Работу выполнила: Пермякова Кристина,

ученица 8 класса МБОУ ООШ №5

Руководитель: Кучеренко Елена

Александровна учитель истории

МБОУ ООШ №5


План.

Введение 3

1.Черепаха – символ долголетия в древних культурах мира.  стр. 4

2.Каменные черепахи – мифический образ народов Азии и Дальнего Востока.стр                                                                                                       5-6

3.Находки русских исследователей на Дальнем Востоке. стр. 7

4.Тайны каменных черепах. стр.   8-9

5.Золото не ржавеет. стр. 10-11

6 Жернова истории. стр. 12-14

Заключение. стр. 15

Источники. стр.16

Приложения. стр17



Введение.

Каменная черепаха хранит в сердце любовь к морю,
Как же мне забыть о родном крае?

Лу Цзы (китайский поэт)

Древнейшая история человечества оставила нам много нераскрытых секретов. Многочисленные тайны по-прежнему остаются под знаком вопроса. А человек всегда будет интересоваться, задавать вопросы, так как такова его философия и от природы он очень любопытен. Загадки истории манят всех нас своим неизменным прошлым, исчезнувшими древними городами и цивилизациями, великими личностями прошлого, интересными находками. Иногда они приоткрывают свои двери тайн перед большим потоком времени и выносят правду, хоть даже спрятанную под вековыми песками времени, на обозрение широкой публике.

Человеческие умы будоражили и до сих пор волнуют тайны древних египетских пирамид, Бермудского треугольника, кораллового замка, Александрийского маяка, исполинов с острова Пасхи. Люди всегда задумывались о том, кто это построил, для какой цели, когда и как. Но и рядом с нами есть тайны. Во время занятия факультатива по Истории Дальнего Востока в эпоху средневековья, в учебнике я увидела фотографию необычного изваяния. Оно меня заинтересовало, и я решила провести небольшое исследование и выяснить тайну этого сооружения. ведь у вещей, так же как у людей, своя судьба – у одних счастливая, у других печальная. Что может быть трагичнее судьбы разрушенного памятника, главное назначение которого – сообщить далёким потомкам сквозь века и тысячелетия о бурных событиях своего времени.

Цель моей работы: постараться раскрыть тайну каменной черепахи.

Задачи:

- изучить исторические источники и выяснить происхождение каменного изваяния;

- ответить на вопросы: В честь кого поставили этот памятник, символ величия и бессмертия? При каких обстоятельствах его установили, и какие события средневековой истории народов Дальнего Востока связаны с ним.

Материалов по этой теме я нашла не очень много. К сожалению, мне не смогли помочь ни районная библиотека, ни районный краеведческий музей. Я работала в основном с книгой В.Е. Ларичева «Тайна каменной черепахи».

В ней рассказывается о том, где находилась каменная черепаха, при каких правителях она была сооружена, кто писал о ней, в каких источниках (Приложение 9).

Я также работала с интернет-источниками, где узнала, что черепаха – это символ долголетия и космического порядка. И изваяния черепахи были не только на Дальнем Востоке, но и в Индии, Японии, Монголии и Китае.

1Черепаха – символ долголетия в древних культурах мира.

Образ этого животного лежит в основании многих культур. Именно черепаха – важнейший мифологический символ Индии, Китая, Японии и других стран Дальнего Востока, которые воспринимали символ черепахи в качестве посредника между землей и небом. Черепаха - основание земли, символ космического порядка. Она - образ великой праматери мира. Само животное представляется в виде пожирателя огня, и его фигуры на коньках крыш считаются талисманами, защищающими от пожаров.

В Индии черепаха считалась вторым воплощением (аватарой) бога Вишну. Черепаха символизирует силу и терпение, выносливость и постоянство, медлительность и плодородие, долголетие и мудрость.

В китайской системе символических аналогий оно олицетворяло в качестве одного из пяти священных животных север, воду и зиму. Из-за продолжительной жизни черепаха считалась символом долголетия, из-за неуязвимости - символом неизменного космического порядка. Согласно древним представлениям, черепаха, обвитая змеей, - символ сотворения мира[5]. В античности черепаха из-за многочисленности яиц в кладке считалась символом плодородия, из-за своей «тихой замкнутости» - символом приличной любви.

А теперь, самое интересное. Так, в древнекитайской картине мироздания упоминается древнее животное Ао, морская черепаха космических размеров, на спине которой покоится Земля. Каменные изваяния черепах с плитой на спине магическим способом должны служить обеспечению стабильности космоса. Ао-шан (гора Ао) должна располагаться на Островах Обетованных (Островах Блаженных). Похожая образная картина мироздания сохранилась и в Индии. Символизм стабильности выражается в представлении, что Земля покоится на четырех слонах, которые стоят на огромной черепахе [8].

Древние славяне представляли картину мироздания похожим образом. Земля, имеющая форму диска, покоящегося на трёх китах, которые, в свою очередь, стоят на черепахе, плавающей в безбрежном мировом океане. Картина кажется наивной и глупой, если плоско смотреть на вещи. А народы древних цивилизации были далеко не глупцами. Как пример можно вспомнить те древние географические карты, которые перерисовывались учеными средневековья, на которых Земля не только имела форму шара, но и были изображены все материки с Антарктидой без ледового покрытия, с материком на Северном полюсе, с точностью изображения материковых контуров, превышающих точность современной аэрофотосъемки.

2. Каменные черепахи – мифический образ народов Азии и Дальнего Востока.

В Монголии, Китае, на Корейском полуострове и в нашей стране - в Бурятии, Туве и на Дальнем Востоке - можно встретить огромных размеров каменные изваяния неизвестного животного. Три таких скульптуры найдены в почти безводной пустыне в двух километрах от Хара-Хорина, древней столицы Монголии (Приложения 1, 3). Свирепый ястмельхий (так называют этих каменных животных монголы, другие народы дают им иные названия) вытесан из цельной глыбы гранита и напоминает гигантскую черепаху с огромной головой на толстой шее, выпуклыми глазами и короткими, плотно прижатыми ушами. Из ее верхней челюсти торчат клыки, хищная пасть сомкнута, передние лапы (на всех четырёх мускулистых лапах по пять длинных когтей) подогнуты - черепаха словно затаилась на каменном пьедестале, приготовилась к броску на врага. Верхняя часть спинного щита срезана и образует горизонтальную площадку с выемкой: здесь возвышается стела. Самый крупный ястмельхий Хара-Хорина относится к XIII веку и достигает внушительных размеров - 280 см в длину, 105 - в высоту и 125 - в ширину. Одна из самых древних скульптур, видимо, ястмельхий VIII века, найденный в Северохангайском аймаке Монголии и ныне установлен в Улан-Баторе перед зданием археологического сектора Института истории Академии наук МНР[6].

Очевидно, что каменные черепахи Восточной и Центральной Азии -мифический образ, но поразительно, насколько близки их внешние черты облику реальных черепах.

«Биси» — помесь китайского дракона с китайской же черепахой, один из «Девяти сыновей дракона» в китайской мифологии [4].

Повадки «биси» традиционно описываются как «биси любят носить тяжести» и поэтому в китайской архитектуре они обычно появляются в виде исполинской ушастой, зубастой или косматой черепахи, несущей на своей спине стелу с важным текстом. В разных вариантах такие черепахи встречаются как в Китае, так и в сопредельных государствах: во Вьетнаме, Корее, Монголии, и даже в России (Приложения 2, 4).

В древних китайских традициях черепаха часто являлась символом баснословного долголетия; её форма связывалась со строением мироздания; приписываемая черепахам близость к божественному обусловила их использование для гадания. Все эти факторы могли служить основанием для выбора черепахи как символического существа, по чьему образу и подобию должно строить сооружения, рассчитанные на вечность. Некоторые западные авторы высказывали также мнение, что мотив черепахи-постамента связан с традиционным индийским образом черепахи, держащей на своей спине слона, на котором покоится весь мир.

Другие китайские названия, употребляемые для таких каменных черепах — «гуйфу» и «бася». (Чаще всего, впрочем, монумент такого типа описывается просто как «стела, несомая черепахой»)[4].

Традиция установления стелы на каменную черепаху началась не позднее III века нашей эры. Согласно археологическим обзорам Виктора Сегалена (около 1917 г.) и Чжэн Дэкуня (1957 г), древнейший известный памятник такого рода — стела у мавзолея Фань Миня в уезде Лушань, городского округа Яань (провинция Сычуань). Он относится к 205 году нашей эры, то есть последним десятилетиям ханьской династии. Стела имеет закруглённый верх с барельефом дракона; Чжэн Дэкунь рассматривает его как возможный предшественник популярного мотива более поздних стел, увенчанных двумя сплетёнными драконами.

Широко известен ансамбль скульптур у гробницы Сяо Сю , младшего брата первого лянского императора У-ди, под Нанкином, включающий четырёх черепах со стелами в разной степени сохранности. Пара черепах уцелела и от мавзолея другого императорского брата, Сяо Хуна.

Поскольку во времена лянской и последующих Южных Династий украшать гробницы стелами и скульптурами на поверхности земли разрешалось лишь членам императорского дома, менее знатным персонам приходилось довольствоваться миниатюрными стелами (табличками) c эпитафиями, спрятанными внутри гробниц. Эти мини-стелы «мучжи» нередко также стояли на небольших каменных черепашках. Существовала и довольно редкая форма «мучжи» без стелы как таковой; в этом случае эпитафия могла быть написана прямо на черепахе[12].

У китайцев черепаха – одно из четырех духовно одаренных; символизирует водную стихию, инь, зиму, северные районы, черный цвет изначального хаоса. Черепаху называют Чёрным Воином – символом силы, выносливости и долгожительства. Знамя с драконом и черепахой несли воины императорской армии, как символ неуничтожимости, поскольку оба существа, сражаясь друг с другом, остаются живы: дракон не может сокрушить черепаху, а та не может дотянуться до дракона.

3. Находки русских исследователей на Дальнем Востоке.

В первой газете Хабаровска «Приамурские ведомости», которая выходила в прошлом веке, была заметка, которая разъяснила историю появления в Хабаровске каменной черепахи. Из заметки следовало, что она стояла некогда рядом с паровой мельницей О.В. Линдгольма около древней крепости, расположенной рядом с современным Уссурийским (до революции село Никольское, а затем Никольск-Уссурийский). В 1895 году черепаху перевезли на станцию Никольск, а оттуда по железной дороге доставили до реки Иман. Далее железнодорожный путь кончался, и черепаху в конце августа 1896 года переправили по реке Уссури до Хабаровска на пароходе «Казак Уссурийский». Она простояла на пристани до начала зимы, и лишь в конце года, перед открытием здания Хабаровского краеведческого музея, ее перевезли и установили там, где она находится и в настоящее время. Хроникер поразил жителей Хабаровска, сообщив, что «памятник весит около 400 пудов»![2]

Правильность сведений из газеты подтверждают издания Общества изучения Амурского края во Владивостоке и Приамурского отдела Русского географического общества в Хабаровске. Из них можно узнать, что в Уссурийске около второй старинной крепости находилась еще одна черепаха, которая так и осталась в городе. Этой, уссурийской, черепахе, по сведениям, принадлежал обломок камня с надписью из фондов краеведческого музея Владивостока, текст которой был опубликован в начале XX века Ф. Ф. Буссе и Л.А. Кропоткиным (Приложение 8).

Иннокентий Александрович Лопатин – один из выдающихся русских геологов-путешественников по Дальнему Востоку и Сибири второй половины прошлого века. Он различался разносторонними интересами, в ряду которых занимало не последнее место коллекционирование предметов старины, описание памятников древности и археологические раскопки. В начале 60-х годов XIX века он проезжает по Южно-Уссурийскому краю. В результате через некоторое время в «Записках Сибирского отдела Географического общества» появляется первое в истории геологического изучение Дальнего Востока описание части Приморья, прилегающей к реке Суйфун. От внимания Лопатина, так же как от глаз его замечательного предшественника М.И. Венюкова, не ускользнули величественные крепостные сооружения Амурской стены. Неудивительно, что в работе, изданной в Иркутске в 1864 году, содержится специальный раздел, посвященный «старине края». В нем впервые после французских миссионеров-иезуитов XVIII века даётся описание крепостей на Суйфуне в том месте, где сейчас расположен Уссурийск.

Самым волнующим из открытий, сделанных Лопатиным около Двуградия (так называли две крепости в районе Уссурийска), являются «замечательные произведения древности» в виде изваяний из камня.

4. Тайны каменных черепах.

« Стояла осень 1868 года. По дороге, что соединяла военный пост Камень - Рыболов, почтовые лошади тащили телегу с экспедиционным снаряжением, а за ней устало брели офицер и его спутники. Завидев село Никольское (из которого потом вырос город Уссурийск), лошадки веселее стали перебирать копытами. Приободрились и люди. Девяносто три версты утомительного пути остались позади. Было видно, что село постепенно оправлялось от погрома, устроенного бандой хунхузов.
Это нападение вынудило штабс - капитана генерального штаба Николая Пржевальского прервать обследование южного берега озера Ханка и принять участие с пограничниками в разгроме банды, а затем конвоировать хунхузов во Владивосток.

Август был потрачен на завершение работ на Ханке, и для обследования окрестностей Никольского. Еще в Иркутске офицеры, побывавшие в этих местах, рассказывали ему о старинных укреплениях в долинах и на сопках. И во время прохождения курса в академии он познакомился с книгами архимандрита Бичурина и ориенталиста Васильева. Да и на карте, полученной им в штабе генерал - губернатора, составленной офицерами Генерального штаба в 1866 году во многих местах были нанесены места старинных укреплений»[1].
Потом в своей книге Н. Пржевальский напишет: «Вблизи деревни находятся замечательные остатки двух старинных земляных укреплений, которые, впрочем, попадаются изредка и в других местах нашего Южноуссурийского края. Первое из этих укреплений лежит в верстах трёх от деревни и представляет правильный четырехугольник, бока которого расположены по сторонам света. Каждый из этих боков имеет около версты длины и состоит из земляного вала, сажени две с половиной высоты, со рвом впереди.
Кроме того, … в полуверсте от нашего селения, на небольшом бугорке лежит высеченное из красноватого гранита грубое изображение черепахи, имеющее семь футов в длину, шесть в ширину и три в толщину. Рядом с нею валяется каменная плита, которая, как видно по углублению в спине черепахи, была вставлена сверху. В самой деревне стоят найденные в лесу два каменных грубых изображения каких - то животных, величиной с большую собаку.
Кому принадлежали все эти обделанные камни и укрепления? ... Позднейшие археологические изыскания, вероятно, прольют больший свет на этот предмет и разъяснят нам историю этой страны, которая долго была местом кровавых столкновений... Но давно, очень давно совершалось все это, так что между нынешним скудным населением не осталось даже никаких преданий о тех временах»[2].
Через тринадцать лет, другой путешественник Поляков, застал бывшие крепости и могилы совсем разорёнными: «Я совершил поездку вверх по Суйфуну до селения Никольского, расположенного около старинных укреплений, состоявших из высоких земляных валов…. К сожалению, оставшиеся памятники, в виде человеческих статуй, разного рода орнаментов, каменных глыб с надписями, теперь недоступны для наблюдателя. Большая часть из них ушла на фундаменты воздвигнутого здесь ныне русского поселения, это казармы для стоящих здесь батальонов…Я видел только двух, сделанных из камня черепах огромного размера. Они остались только потому, что их невозможно было стащить с места …»[1].

В литературе, посвящённой погребальным памятникам, говорится, что уже само по себе наличие на могиле изваяния черепахи со стелой свидетельствовало о захоронении в гробнице рядом с ней важного лица, имеющего титул первого ранга. В его погребальный комплекс, согласно точно разработанным правилам, должны входить храм для жертвоприношений, аллея каменных изваяний людей, лошадей, тигров, овец, а также колонны, торжественные ворота с четырьмя проходами, стена, сложенная из камня, или земли, окружавшая прямоугольником гробницу, и ров, наполненный водой. Значит, под хабаровской черепахой похоронено лицо, имеющее титул первого ранга?

      5. Золото не ржавеет.

Укрепления, каменные черепаха и "собаки", (на самом деле, это скульптуры львов) относятся к временам империи Цзинь - Золотой империи чжурчженей.

Объединение чжурчженьских племён, которые занимали земли от реки
Сунгари до Японского моря, начали князья одного из самых влиятельных племен по имени Ваньянь.

В 1112 году, чжурчженьский князь Агуда отказался выполнить древний ритуальный танец по случаю праздника "первой рыбы" перед императором киданей, и это сошло ему с рук. Вскоре чжурчжени разбили киданей. Тех самых киданей, по названию которых русские называли страну Китаем, а ее жителей – китайцами. Чжурчжени очистили от киданей всю Маньчжурию и захватили все пять столиц их Железной империи[1].
Агуда в 1115 году принял императорский титул, а свою империю назвал Цзинь. При этом он сказал: «Хоть железо Бинь - чжоу и прекрасно, но оно ржавеет и может быть изъедено ржавчиной! Только золото не ржавеет и не может разрушиться. Поэтому я даю ей имя "цзинь", что значит золото». Вот это не легенды, а исторический материал, зафиксированный в летописи «Цзиньши».
И армия Цзинь двинулась на юг. После нескольких крупных поражений Китай сдался на милость победителей. В 1127 году император Хэй - дзун и его сын Цзин - дзун были пленены и доставлены в ставку властителя Золотой
империи Уцимая. Китайский император признал главенство чжурчженьского правителя и впредь именовал себя его племянником. Пленникам были пожалованы титулы князей ваньянских и местом жительства определён Уссурийский край. Теперь государство Цзинь простиралось от реки Керулен до Тихого океана, и от Амура до Хуанхэ (Приложение 5). Новые завоеватели, как и старые, кидани, во многом скопировали административное устройство Китая. Появились пять столиц и система иерархии. Появились заговорщики и начались казни. Вскоре чжурчжэни в своем государстве стали национальным меньшинством.
В 1210 году к границам империи Цзинь подошли войска Чингисхана. У него с чжурчженями были давние счёты. На протяжении нескольких десятилетий цзиньцы проводили в отношении монголов политику геноцида. Раз в три года их карательные отряды проходили по становищам монголов, истребляли взрослых, а детей уводили в империю и превращали в рабов.

В 1211 году монголы вошли в пределы империи Цзинь. Были захвачены западные и южные провинции, затем северные. Бывшие покоренные народы - кидани и ханьцы выступили в поддержку армии Чингисхана. И, несмотря на превосходство цзиньцев в вооружении (у них были бомбометы, кидающие чугунные бомбы с самовоспламеняющимся составом, который сжигал все в радиусе18 метров), Золотая империя погибла[1].


По приказу Чингисхана подлежали физическому уничтожению все представители рода Ваньянь, независимо от пола и возраста. В 1234 году покончил с собой последний император чжурчженей, и в 1235 году последним прекратил сопротивление войскам хана Хубилая город Гунчан. История государства Цзинь была завершена. Но уцелевшие князья и воины чжурчженей спрятались в своих родных местах.

В 1253 году отряд экспедиционного корпуса хана Джалайртая смерчем пронёсся по Уссурийскому краю. Монголы разрушили погребальные комплексы ваньянских князей. Они сбросили навершия и стелы, укрепленные на спинах черепах. Посбивали на них надписи, которые рассказывали о погребённых. Монголы ушли, и на несколько столетий "хозяйками" бывшего города чжурчженей остались две каменные черепахи.

6. Жернова истории.

В 1866 году на берегу неширокой речки, впадающей в Суйфун, появилось русское село Никольское. Хозяйственные русичи быстро нашли применение остаткам чужой культуры. Из больших кусков гранита с погребальных комплексов получились отличные жернова, навершие одной из стел превратилось в удобный порог погреба, другая стела стала частью фундамента церкви. Эту гранитную плиту пожертвовал местный купец.
Первым забил тревогу интеллигентный поручик Иннокентий Лопатин.

В 1869 году он обратился с письмом в Императорское русское географическое общество, что памятники истории – уничтожаются.

Общество быстро отреагировало и направило обращение генерал-губернатору Восточной Сибири Корсакову: «В южной части Уссурийского края много остатков древностей. Самая большая часть из этих развалин лежит на изгибе реки Суйфун… Это единственное место, в котором найдены обломки черепиц, статуи, черепаха со щитом. Всё это гибнет от невежества, а могло разъяснить причины столкновений между несколькими народами. Прошу содействовать к спасению этих драгоценных памятников, единственных, которые сохранились на нашей территории»[1].
Кроме того, географическое общество направило в Приморье одного из лучших синологов России настоятеля Православной миссии в Пекине архимандрита Палладия Кафарова. Чуть больше года он пробыл в Приморье, и обследовал остатки древних поселений и крепостей в Никольском, Владивостоке, Посьете, Славянке, на Сучане, в бухтах Святого Владимира и Святой Ольги. К сожалению, архимандрит скоропостижно скончался и не успел отредактировать и опубликовать свои записки. Они даже считались потерянными, пока кто-то не обнаружил, что выдержки из записок архимандрита успела опубликовать газета "Дальний Восток".
Разумеется, огромные каменные черепахи, привлекали всеобщее любопытство.

Одну из них по инициативе Приамурского генерал - губернатора Гродекова по Уссури на пароходе перевезли в Хабаровск и поставили перед зданием музея Русского географического общества, где она стоит и поныне (Приложение 7). Член Общества изучения Амурского края Михайловский перевёл поврежденную надпись и установил, что погребальный комплекс (черепаха, остатки храма жертвоприношений и каменные скульптуры) связаны с могилой одного из князей ваньяньских (Приложения 10, 11). При раскопках кургана под черепахой обнаружили и каменную гробницу с кремированными останками.

Из дневника Ф.Ф. Буссе: «В кургане под черепахой во дворе мельницы г. Линдгольма при его раскопках нашли сперва кости свиньи, птиц и полный скелет лошади или мула с сохранившимися волосами (с очень большим черепом), ниже – кости собаки и, наконец, каменную гробницу, около 7,5 фута длины и 3,5 фута высоты, прикрытую разбитою каменной крышкой! Гробница была завалена землёю (через разбитую крышку); из неё вынули кости и зубы человека со следами на них огня (труп, вероятно, сжигался), железные наконечники стрел и сохранившиеся зёрна какого-то хлебного растения»[1].
Через сто лет, в 60-ые годы XX века черепахами занялся ленинградский ученый Виталий Ларичев. Он доказал, что под одной из них, той, что очутилась в Хабаровске, был похоронен главный полководец Цзиньской империи, высокомудрый князь Эсыкуй. Он приходился племянником Агуде в четвёртом колене. Он участвовал в разгроме основных сил киданей около Елюйне и Цзилишаня, Сичжоу. Именно он разбил пятитысячный отряд киданей около горы Цзиняошань. За свои подвиги Эсыкуй удостоился посмертного присвоения ему высокого титула «Князь области Золотые ключи». Это один из титулов, которые выбиты на навершии стелы хабаровской черепахи. В летописи «История Золотой империи» его называют «умно-храбрый князь», «генералиссимус». Неизвестна дата рождения Эсыкуя (примерно 1080 – 1090 гг.), но дата смерти известна – 1148 год. Сооружение же памятника относится к последнему десятилетию XI века, а точнее ко времени около 1193 года, когда Эсыкуй впервые упоминается в государственных бумагах со всем комплексом титулов[1].

Так была раскрыта тайна хабаровской (первой) черепахи.

Вторая черепаха осталась в Никольском (он же Шуанченцзы, он же город Уссурийск). Летом 1893 года комиссия археологов - энтузиастов отправилась туда на раскопки. Газета "Владивосток" тогда поместила корреспонденцию о том, что увидели археологи: «Вокруг археологических памятников был разбит Общественный сад. Но, это скорее не сад, а выгон для скота начальника округа. Там спокойно паслись жеребята, коровы и телушки господина начальника округа. Благо, он расположен перед его окнами, огорожен и скот можно пускать без пастуха…»[3].
Справедливости ради надо сказать, что этот же господин начальник округа регулярно посещал начавшиеся раскопки и всемерно помогал археологам. Копатели нашли каменную гробницу. Гробницу и льва перевезли во Владивосток. Оставшуюся черепаху тоже собирались доставить во Владивосток, но не смогли. Она так и осталась в Уссурийске (Приложение6).
Свою книгу о "хабаровской" черепахе Ларичев завершает размышлениями о ней: «Сам себе не отдавая отчета, я невольно погружался в новый омут мучительных вопросов: почему на стеле и навершии второй черепахи Уссурийска, впервые описанной Лопатиным, так и не вырезали ни одного знака? Почему в холме, на котором стояла черепаха, не успели похоронить того, чьи заслуги она должна была увековечить и прославить? Ведь в могильном холме не оказалось гробницы.

И, наконец, главное - кто заботливый "хозяин" черепахи, который еще до смерти заготовил себе памятник, и какие рассказы о трагических событиях хранит молчаливое чудовище? Удастся ли разгадать новую тайну?»
Вот какую версию разгадки предлагает приморский историк Юрий Филатов: «Черепахи устанавливались только на могилах князей ваньяньских. Но князь, которому принадлежала вторая черепаха, подвигами во славу Цзинь не отмечен. Более того, его гробница оказалась не под черепахой, а рядом. И вопреки обычаям чжурчженей, останки князя не были кремированы. Что же это за ваньянский князь, которого похоронили по "китайскому обычаю? В дорожных заметках Кафарова есть догадка: "Уж не сунские ли государи здесь сидели?" 

Стоит вспомнить, что последний император династии Сун признал себя племянником цзиньского императора и носил титул князя ваньяньского».
А вот какой рассказ очевидца сохранился. Крестьянин села Никольское Василий Пухарев сообщал: «Это было в 1872 году. Китайцы приехали из Нингуты и привезли с собой план и какие - то рукописи. Они читали их и делали измерения около каменной черепахи.
Когда место было найдено, китайцы наняли рабочих и заставили их рыть землю. Скоро был отрыт каменный склеп и в нём гроб. В гробу оказался воин в доспехах и в вооружении. Китайцы заровняли место раскопок и на другой день увезли находку с собой». Вывод напрашивается сам. Князем ваньяньским, не имевшим заслуг перед империей, мог быть только последний император Китая Цзин - цзун. Потому - то он не был кремирован, и похоронен рядом с черепахой, а не под ней. Тело погребённого не нашли, потому что поздно спохватились. Наши делали раскопки в в 80-х и 90-х годах ХIХ века. А, если рассказ Пухарева верен, не нашли "хозяина" черепахи потому, что еще в 1872 году останки погребённого увезли в Китай[3].


Заключение.

Величественные остатки разрушенных войнами крепостей, развалины покинутых много веков назад городов во множестве встречаются на благодатной земле Приморья. Безмолвны крепостные стены, немы варварски разбитые памятники.

Но чудо всё же свершилось - черепаха заговорила, заговорила благодаря исследованиям Ларичева Виталия Епифановича. Всё же, какими иногда сложными и запутанными ходами приходится пробиваться к разгадке тайн истории, когда успех может принести и планомерность поисков и счастливая случайность или просто везение.

По крупицам собирают историки и археологи сведения о древних народах, которые оставили многочисленные памятники и передавали их из поколения в поколение поэтические легенды. Удивительная картина встаёт перед моими глазами. Много веков назад этот край был густо населён. Здесь жили народы, создавшие высокую культуру, могущественные империи. Эти люди любили и страдали, охотились и занимались земледелием, строили величественные храмы и вели бесчисленные кровопролитные войны, которые, в конце концов, опустошили цветущий край и сделали его лёгкой добычей монгольских орд Чингисхана.

В ходе своего исследования, я узнала, где находилась каменная черепаха, в честь кого поставили на Дальнем Востоке этот гранитный памятник, символ величия и бессмертия, а также какие события средневековой истории народов русского Дальнего Востока связаны с этим изваянием. Считаю, что цели своего исследования я достигла.

С результатами своей работы я поделилась с одноклассниками на занятии факультатива. На летних каникулах планирую посетить музей имени Гродекова в Хабаровске, чтобы узнать больше об этом памятнике средневековья.


Источники:

1. Ларичев В.Е. «Тайна каменной черепахи», Западно-Сибирское книжное издательство, 1968 год

2. Савченко А. «Тайна каменной черепахи», газета «Тихоокеанская звезда», 16 сентября 2003 года

3. Филатов Ю. «Тайны каменных черепах», газета «Арсеньевские вести», 2009 год № 27, 28, 29

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Биси

5. http://turtle4u.biz/forum/topic

6. bc-24.info/earth/718-tayna-kamennyh-cherepah.htmlhttp://

7. http://allforpets.com.ua/index.php?option

8. http://www.centrasia.ru/newsA.php

9. http://traveltipz.ru/trips/attractions/id/18724_otzyvy-kamennaja-cherepakha-khabarovsk-russia

10. http://puteshestviya-baykal.ru/kamennaya-cherepaxa/

11. http://habarovsk.tulp.ru/dostoprimechatelnosti/kamennaya-cherepaha

12.http://www.rutraveller.ru/place/62271



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.