Загадки окружающего мира, 4 класс

0
0
Материал опубликован 11 September


















Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Загадки окружающего мира»

для начального общего образования

для 4х классов





Количество учебных недель: 34

Количество учебных часов в неделю: 1/34













Составитель:

Балабушевич Екатерина Викторовна, учитель биологии





Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Загадки окружающего мира» разработана:

- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с изменениями, внесёнными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС ООО», утверждённый приказом Минобрнауки России от 6 октябряг. № 1373

-с учётом примерной основной образовательной программы начального общего образования (« www.fgosreestr.ru»).

Цель курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской, проектной деятельности и решения олимпиадных задач.

Основные задачи курса:

формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;

формирование у обучаемых представления о биологии как науке (углубление и расширение биологических знаний, усвоение биологических понятий, формирование первичных экологических и исследовательских умений и навыков);

развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

воспитание чувства бережного отношения к природе родного края, культуры общения с ней;

воспитание сознательного отношения к труду;

творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;

научить школьников следовать требованиям оформления исследовательской работы;

научить детей приобретать опыт сотрудничества с различными организациями при написании работы;

пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов науки;

приобщение учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;

научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;

научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.

В рамках программы факультатива создаются условия для самореализации и саморазвития каждого ребенка на основе его возможностей во вне учебной деятельност

4 класс3 уровень, овладение учащимися специальной речью для описания биологическиx объектов и процессов окружающего мира, приобретение привычки доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и xорошо выполненной работы, умение обнаруживать и оценивать красоту окружающего мира, научного эксперимента.

Результативность и целесообразность курса внеурочной деятельности выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года обучения проводятся анкетирование учащихся и защита проектов; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей, конкурсы, фестивали творчества, научно-практические и учебно-исследовательские конференции, диагностические материалы по оценке результатов освоения обучающимися содержания программы.


Воспитательный эффект: воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков.

Формы внеурочной деятельности:


познавательная деятельность: неделя школьной науки, серия часов "Замечательные люди науки, "За страницами учебника", фестивали творчества, научно-практические и учебно-исследовательские конференции;

групповые:

обучающимся в процессе прохождения курса предлагаются для разбора задания, постепенно возрастающей сложности: наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;

описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;

самостоятельная работа:

обучающимся предлагается - самостоятельно: сформулировать тему исследовательской и проектной работы, доказать ее актуальность;

составить индивидуальный план исследовательской и проектной работы;

выделить объект и предмет исследовательской и проектной работы;

определить цель и задачи исследовательской и проектной работы;

самоанализ:

в конце работы ученикам выдаются заранее подготовленные критерии, и предлагается выполнить самооценку своих результатов.

Проблемно-ценностное общение: юбилейные творческие вечера, часы интересных встреч.

Деятельность свободного общения: игровые формы проведения занятий – это коллективные соревнования школьников в умении формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность; выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы.

Они являются хорошим дополнениям к традиционным формам проведения занятий и помогают разнообразить образовательный процесс.

Виды внеурочной деятельности:

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

проблемно-ценностное общение;

досугово - развлекательная деятельность

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов за год

3

34

34

Итого часов:

34



1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

личностные:

-формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

- мотивация познавательной деятельности учащихся, отношение к биологии, как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

метапредметные:

-овладение навыками организации учебной деятельности: постановки целей, планирования, контроля и оценки ее результатов;

-понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, экспериментами и явлениями природы;

-овладение универсальными учебными действиями: анализа, систематизации, структурирования информации;

-формирование умения работать в группе, аргументированно вести дискуссию, грамотно пользоваться источниками информации.



Результативность и целесообразность курса внеурочной деятельности выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года обучения проводятся анкетирование учащихся и защита проектов; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей, конкурсы, фестивали творчества, научно-практические и учебно-исследовательские конференции, диагностические материалы по оценке результатов освоения обучающимися содержания программы.


2. Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

4 класс - 34 часа

Введение - 4 часа

Природа - наш общий дом.

Ботаника – наука о растениях. История развития ботаники. Среды обитания, местообитания.. Приспособления в растительном мире. Микология наука о грибах.

Биологическая лаборатория - 4 ч

Лабораторное оборудование и приемы работы с ним.

Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом.

Рассматривание готовых микропрепаратов. Клетки растений

Рассматривание готовых микропрепаратов. Ткани растений

Мир растений и грибов (22 ч)

Мир водорослей. Одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли. Бурые водоросли. Красные водоросли. Выход растений на сушу. Моховидные. Папоротникообразные - папоротники, хвощи, плауны. Голосеменные. Покрытосеменные. Лекарственные растения. Ядовитые и опасные растения. История культурных растений .Растения тундры. Растения умеренных широт. Степные и пустынные растения Растения тропических и экваториальных широт. Грибы. Шляпочные грибы, съедобные и ядовитые. Паразитические грибы. Плесневые грибы, их роль в медицине и в промышленности. Лишайники : организмы - почвообразователи и организмы – пионеры.

Растения под охраной - 4 ч

Заповедники, заказники, национальные парки, особо охраняемые природные территории.

Растения в Красной книге. Редкие растения Новосибирской области.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности:

п/ п

Название раздела, темы

Характеристика основных содержательных линий и тем (понятий, терминов, явлений, законов, фактов и т.д.)

Коли- чество часов

Виды деятельности


Формы организации

занятий

Введение

Проанизизировать истрию развития ботпаники, установить связь между средой обитания растений и из присобленностью

4

Познавательная

деятельность

Беседа,

дискуссия.

Биологическая лаборатория

Проанализировать существующие методики выполнения биологических исследований

4

Познавательная

деятельность

Беседа,

дискуссия.

Мир растений и грибов

Познакомить с основными группами растений и грибов, выявить их особенности

22

Познавательная

деятельность


Проблемно-ценностное общение

Животные под охраной

Выявить причины сокращения численности и изчезновения растений, познакомить с природооранными мероприятиями, Мотивация познавательной деятельности учащихся, отношение к биологии, как к элементу общечеловеческой культуры.

4

Познавательная

деятельность Проблемно-ценностное общение

Беседа,

дискуссия.

Проектная и исследовательская деятельность

Итого часов:


34





3 Тематическое планирование

пп


Кол – во часов

аудиторные

внеаудиторные

1

Введение

4

3

1

2

Биологическая лаборатория

4

1

3

3

Мир растений и грибов

22

11

11

4

Растения под охраной

4

1

3


итого

34

16

18












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации