Загадки окружающего мира, 4 класс
|
|
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Загадки окружающего мира»
для начального общего образования
для 4х классов
Количество учебных недель: 34
Количество учебных часов в неделю: 1/34
Составитель:
Балабушевич Екатерина Викторовна, учитель биологии
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Загадки окружающего мира» разработана:
- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с изменениями, внесёнными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС ООО», утверждённый приказом Минобрнауки России от 6 октябряг. № 1373
-с учётом примерной основной образовательной программы начального общего образования (« www.fgosreestr.ru»).
Цель курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской, проектной деятельности и решения олимпиадных задач.Основные задачи курса:
• формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
• формирование у обучаемых представления о биологии как науке (углубление и расширение биологических знаний, усвоение биологических понятий, формирование первичных экологических и исследовательских умений и навыков);
• развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
• воспитание чувства бережного отношения к природе родного края, культуры общения с ней;
• воспитание сознательного отношения к труду;
• творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;
• научить школьников следовать требованиям оформления исследовательской работы;
• научить детей приобретать опыт сотрудничества с различными организациями при написании работы;
• пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов науки;
• приобщение учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;
• научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
• научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.
В рамках программы факультатива создаются условия для самореализации и саморазвития каждого ребенка на основе его возможностей во вне учебной деятельност
4 класс – 3 уровень, овладение учащимися специальной речью для описания биологическиx объектов и процессов окружающего мира, приобретение привычки доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и xорошо выполненной работы, умение обнаруживать и оценивать красоту окружающего мира, научного эксперимента.
Результативность и целесообразность курса внеурочной деятельности выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года обучения проводятся анкетирование учащихся и защита проектов; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей, конкурсы, фестивали творчества, научно-практические и учебно-исследовательские конференции, диагностические материалы по оценке результатов освоения обучающимися содержания программы.
Воспитательный эффект: воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков.
Формы внеурочной деятельности:
познавательная деятельность: неделя школьной науки, серия часов "Замечательные люди науки, "За страницами учебника", фестивали творчества, научно-практические и учебно-исследовательские конференции;
групповые:
обучающимся в процессе прохождения курса предлагаются для разбора задания, постепенно возрастающей сложности: наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
самостоятельная работа:
обучающимся предлагается - самостоятельно: сформулировать тему исследовательской и проектной работы, доказать ее актуальность;
составить индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
выделить объект и предмет исследовательской и проектной работы;
определить цель и задачи исследовательской и проектной работы;
самоанализ:
в конце работы ученикам выдаются заранее подготовленные критерии, и предлагается выполнить самооценку своих результатов.
Проблемно-ценностное общение: юбилейные творческие вечера, часы интересных встреч.
Деятельность свободного общения: игровые формы проведения занятий – это коллективные соревнования школьников в умении формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность; выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы.
Они являются хорошим дополнениям к традиционным формам проведения занятий и помогают разнообразить образовательный процесс.
Виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово - развлекательная деятельность
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов за год |
3 | 34 | 34 |
Итого часов: | 34 |
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
личностные:
-формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- мотивация познавательной деятельности учащихся, отношение к биологии, как к элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
метапредметные:
-овладение навыками организации учебной деятельности: постановки целей, планирования, контроля и оценки ее результатов;
-понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, экспериментами и явлениями природы;
-овладение универсальными учебными действиями: анализа, систематизации, структурирования информации;
-формирование умения работать в группе, аргументированно вести дискуссию, грамотно пользоваться источниками информации.
Результативность и целесообразность курса внеурочной деятельности выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года обучения проводятся анкетирование учащихся и защита проектов; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей, конкурсы, фестивали творчества, научно-практические и учебно-исследовательские конференции, диагностические материалы по оценке результатов освоения обучающимися содержания программы.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
4 класс - 34 часа
Введение - 4 часа
Природа - наш общий дом.
Ботаника – наука о растениях. История развития ботаники. Среды обитания, местообитания.. Приспособления в растительном мире. Микология наука о грибах.
Биологическая лаборатория - 4 ч
Лабораторное оборудование и приемы работы с ним.
Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом.
Рассматривание готовых микропрепаратов. Клетки растений
Рассматривание готовых микропрепаратов. Ткани растений
Мир растений и грибов (22 ч)
Мир водорослей. Одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли. Бурые водоросли. Красные водоросли. Выход растений на сушу. Моховидные. Папоротникообразные - папоротники, хвощи, плауны. Голосеменные. Покрытосеменные. Лекарственные растения. Ядовитые и опасные растения. История культурных растений .Растения тундры. Растения умеренных широт. Степные и пустынные растения Растения тропических и экваториальных широт. Грибы. Шляпочные грибы, съедобные и ядовитые. Паразитические грибы. Плесневые грибы, их роль в медицине и в промышленности. Лишайники : организмы - почвообразователи и организмы – пионеры.
Растения под охраной - 4 ч
Заповедники, заказники, национальные парки, особо охраняемые природные территории.
Растения в Красной книге. Редкие растения Новосибирской области.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности:
№ п/ п | Название раздела, темы | Характеристика основных содержательных линий и тем (понятий, терминов, явлений, законов, фактов и т.д.) | Коли- чество часов | Виды деятельности | Формы организации занятий | |||
Введение | Проанизизировать истрию развития ботпаники, установить связь между средой обитания растений и из присобленностью | 4 | Познавательная деятельность | Беседа, дискуссия. | ||||
Биологическая лаборатория | Проанализировать существующие методики выполнения биологических исследований | 4 | Познавательная деятельность | Беседа, дискуссия. | ||||
Мир растений и грибов | Познакомить с основными группами растений и грибов, выявить их особенности | 22 | Познавательная деятельность | Проблемно-ценностное общение | ||||
Животные под охраной | Выявить причины сокращения численности и изчезновения растений, познакомить с природооранными мероприятиями, Мотивация познавательной деятельности учащихся, отношение к биологии, как к элементу общечеловеческой культуры. | 4 | Познавательная деятельность Проблемно-ценностное общение | Беседа, дискуссия. Проектная и исследовательская деятельность | ||||
Итого часов: | 34 | | |
3 Тематическое планирование
№ пп | | Кол – во часов | аудиторные | внеаудиторные |
1 | Введение | 4 | 3 | 1 |
2 | Биологическая лаборатория | 4 | 1 | |
3 | Мир растений и грибов | 22 | 11 | 11 |
4 | Растения под охраной | 4 | 1 | 3 |
| итого | 34 | 16 | 18 |