Загадки окружающего мира, з класс
|
|
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Загадки окружающего мира»
для начального общего образования
для 3х классов
Количество учебных недель: 34
Количество учебных часов в неделю: 1/34
Балабушевич Екатерина Викторовна, учитель биологии
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Введение в курс теоретической химии» разработана:
- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с изменениями, внесёнными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС ООО», утверждённый приказом Минобрнауки России от 6 октябряг. № 1373
-с учётом примерной основной образовательной программы начального общего образования (« www.fgosreestr.ru»).
Цель курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской, проектной деятельности и решения олимпиадных задач.Основные задачи курса:
• формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
• формирование у обучаемых представления о биологии как науке (углубление и расширение биологических знаний, усвоение биологических понятий, формирование первичных экологических и исследовательских умений и навыков);
• развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
• воспитание чувства бережного отношения к природе родного края, культуры общения с ней;
• воспитание сознательного отношения к труду;
• творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;
• научить школьников следовать требованиям оформления исследовательской работы;
• научить детей приобретать опыт сотрудничества с различными организациями при написании работы;
• пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов науки;
• приобщение учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;
• научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
• научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.
В рамках программы факультатива создаются условия для самореализации и саморазвития каждого ребенка на основе его возможностей во вне учебной деятельности.
3 класс – 2 уровень, умение применять биологические знания, стремление использовать биологические знания и умения при изучении другиx предметов и в повседневной жизни.
Результативность и целесообразность курса внеурочной деятельности выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года обучения проводятся анкетирование учащихся и защита проектов; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей, конкурсы, фестивали творчества, научно-практические и учебно-исследовательские конференции, диагностические материалы по оценке результатов освоения обучающимися содержания программы.
Воспитательный эффект: воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков.
Формы внеурочной деятельности:
познавательная деятельность: неделя школьной науки, серия часов "Замечательные люди науки, "За страницами учебника", фестивали творчества, научно-практические и учебно-исследовательские конференции;
групповые:
обучающимся в процессе прохождения курса предлагаются для разбора задания, постепенно возрастающей сложности: наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
самостоятельная работа:
обучающимся предлагается - самостоятельно: сформулировать тему исследовательской и проектной работы, доказать ее актуальность;
составить индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
выделить объект и предмет исследовательской и проектной работы;
определить цель и задачи исследовательской и проектной работы;
самоанализ:
в конце работы ученикам выдаются заранее подготовленные критерии, и предлагается выполнить самооценку своих результатов.
Проблемно-ценностное общение: юбилейные творческие вечера, часы интересных встреч.
Деятельность свободного общения: игровые формы проведения занятий – это коллективные соревнования школьников в умении формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность; выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы.
Они являются хорошим дополнениям к традиционным формам проведения занятий и помогают разнообразить образовательный процесс.
Виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово - развлекательная деятельность
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов за год |
3 | 34 | 34 |
Итого часов: | 34 |
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
личностные:
-формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- мотивация познавательной деятельности учащихся, отношение к биологии, как к элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
метапредметные:
-овладение навыками организации учебной деятельности: постановки целей, планирования, контроля и оценки ее результатов;
-понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, экспериментами и явлениями природы;
-овладение универсальными учебными действиями: анализа, систематизации, структурирования информации;
-формирование умения работать в группе, аргументированно вести дискуссию, грамотно пользоваться источниками информации.
3 класс – 2 уровень, умение применять биологические знания, стремление использовать биологические знания и умения при изучении другиx предметов и в повседневной жизни.
Результативность и целесообразность курса внеурочной деятельности выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года обучения проводятся анкетирование учащихся и защита проектов; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей, конкурсы, фестивали творчества, научно-практические и учебно-исследовательские конференции, диагностические материалы по оценке результатов освоения обучающимися содержания программы.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
3 класс - 34 часа
Введение - 4 часа
Природа - наш общий дом.
Зоология – наука о животных. История развития зоологии. Среды обитания животных, местообитания животныx. Приспособления в животном мире.
Биологическая лаборатория - 4 ч
Лабораторное оборудование и приемы работы с ним.
Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом.
Рассматривание готовых микропрепаратов. Клетки одноклеточных животных
Рассматривание готовых микропрепаратов Клетки многоклеточных животных
Мир животных (22 ч)
Мир одноклеточных животных. Инфузория – туфелька. Черви. Улитки и ракушки. Насекомые: друзья и враги. Рыбы. Мир аквариума. Условия содержания рыб в аквариум. Чудовища морских глубин. Земноводные. Ящерицы, черепахи, крокодилы, змеи. Птицы. Млекопитающие. Домашние животные. Хищники. Обезьяны. Семьи животных. Животный мир северных лесов. Животный мир тропических лесов. Животный мир городов. Странные животные. Необыкновенные животные. Зоологический чемпионат.
Животные под охраной - 4 ч
Заповедники, заказники, национальные парки, особо охраняемые природные территории.
Животные в Красной книге. Редкие животные Новосибирской области.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности:
№ п/ п | Название раздела, темы | Характеристика основных содержательных линий и тем (понятий, терминов, явлений, законов, фактов и т.д.) | Коли- чество часов | Виды деятельности | Формы организации занятий | |||
Введение | Проанизизировать истрию развития зоологии, установить связь между средой обитания животных и из присобленностью | 4 | Познавательная деятельность | Беседа, дискуссия. | ||||
Биологическая лаборатория | Проанализировать существующие методики выполнения биологических исследований | 4 | Познавательная деятельность | Беседа, дискуссия. | ||||
Мир животных | Познакомить с основными группами животных, выявить их особенности | 22 | Познавательная деятельность | Проблемно-ценностное общение | ||||
Животные под охраной | Выявить причины сокращения численности и изчезновения животных, познакомить с природооранными мероприятиями, Мотивация познавательной деятельности учащихся, отношение к биологии, как к элементу общечеловеческой культуры. | 4 | Познавательная деятельность Проблемно-ценностное общение | Беседа, дискуссия. Проектная и исследовательская деятельность | ||||
Итого часов: | 34 | | |
3 Тематическое планирование
№ пп | | Кол – во часов | аудиторные | внеаудиторные |
1 | Введение | 4 | 3 | 1 |
2 | Биологическая лаборатория | 4 | 1 | 3 |
3 | Мир животных | 22 | 11 | 11 |
4 | Животные под охраной | 4 | 1 | 3 |
| итого | 34 | 16 | 18 |