Урок физики в 10-11 классах «Законы преломления света»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №4»
Муниципальный конкурс педагогов общеобразовательных организаций
«Лучшая методическая разработка урока по математике, физике, информатике»
Номинация: Лучшая методическая разработка урока по физике.
Тема урока:
Законы преломления света
Учитель физики и математики: Мирзакеримова Г.И.
г. Дербент, 2021г
Методическая разработка урока по теме : «Закон преломления света» .
Цель урока:
Образовательная : ознакомить учащихся с законом преломление света.
Развивающая: усовершенствовать ,умение учащихся навыков расчета .
Воспитательная :повысить интерес к предмету , умение общаться с сверстниками .
Здоровьесберегающая :профилактика усталости ,контроль за осанкой .
Задачи урока: изучить законы преломления света и научить учащихся применять данные формулы при решении задач.
Тип урока: изучение нового материала. Методы обучения: демонстрационный ,словесный , решение задач .
Форма организации урока ;фронтальная , практикум групповая.
Оборудование :раздаточный материал , таблица «Показатель преломления», сборник задач А.П. Рымкевича, Л.Минькова, стакан с водой, таблица самооценки и взаимооценки, лазер, магнитные геометрические фигуры.Этапы урока.
1. Организованный момент.
2. Проверка д/з.
3. Физический диктант.
4. Изложение нового материала.
а) создание проблемной ситуации;
б) историческая справка;
в) исследовательская работа.
5. Физминутка.
6. Закрепление изученного материала.
7. д/з.
8. Итог урока.
9. Рефлексия.
Ожидаемый результат:
-учащиеся освоят законы научатся решать задачи с использованием этого законов;
-формируются рефлексивные и коммуникативные
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята.Садитесь .
Эпиграфом к уроку я взяла такие слова: « Мало знать-надо уметь применить.»
Почему, именно эти слова, потому что наш урок имеет большое практическое значение.
Перед вами таблица взаимооценки и самооценки.В течении всего урока не забывайте заполнять эту таблицу.
Физический диктант-взаимопроверка ,апункт 2 и 3-самооценка.
3. Физический диктант .
1.Скорость света равна 3*10^8 м/с.
2.Световой луч- это линия ,указывающая, в каком направлении свет переносит энергию.
3.Световой луч параллелен фронту волны.
4.Луч падающий, луч отражённый и перпендикуляр восставленный в точке падения луча не лежат в одной плоскости.
5.Угол падения равен углу отражения.
6.Циклическая частота колебаний вычисляется по формуле Wo=1/√LC.
7.К свойствам электромагнитных волн относятся: поглощение, отражение , преломление , поперечность.
-За каждое правильное высказывание ставите 1, неправильное высказывание 0 цифры ставим без запятых, т.е. получаем семизначное число. ( ответ: 1100111)
4.Изложение нового материала.
Эксперимент: Перед вами стакан с водой. Опустите в этот стакан карандаш. Что вы обнаружили?
- Давайте сформулируем тему нашего урока.
(Закон преломления света.)
-Запишите тему урока в тетрадь.
-А как вы думаете какие у нас цели урока?
1) Повторить изученный материал.
2)Ознакомится с законами преломления.
3)Научиться решать задачи по новой теме.
4) Связать тему с другими школьными предметами.
5) Развивать умение работать в коллективе.
(Историческая справка.)
Греческий астроном Клавдий Птолемей 130 лет до нашей эры заметил , что световые лучи от звезды до земли проходят не прямолинейно ,но доказать этого не смог . Давайте изучим эту тему.
Учитель сам показывает опыт у доски с использованием магнитных геометрических фигур и лазера.
-Запишите в тетрадь:
I закон: Падающий луч ,луч преломленый и перпендикуляр, восставленный в точке падения , лежат в одной плоскости.
II закон: Отношение sin угла падение кsin угла преломления есть величина постоянная для двух сред.
Вопрос к классу.
А если мы изменим условие, меняется ли показатель n? А почему?
Воздух
Вода
2) А если мы поменяем условия?
Sind/Sin8=n>1
Vсвета в вакууме и в воздухе почти одинаково.
n=c/V(во сколько раз V в среде меньше
Если луч света падает из оптически менее плотной среды в более плотную среду, то преломленный луч прижимается к перпендикуляру восстановленному в токе падения луча.
Если луч света падает из оптически плотной среды в менее плотную среду, то луч преломленный ’’убегает’’ от перпендикуляра
(Вопрос на размышление)
-А как вы думаете, будет ли такой момент, что <преломление будет равен 90 градусов?( то наступит внутреннее отражение)
n=c/V, где V=λN, тогда n=c/ λN
Заполните! (Запись в тетрадь)
n=c/V-абсолютное преломление
n1,2=n2/n1=V2/V1-относительное преломление
слайд №5.v.Учитывая, что мы с вами выпускники, попробуем физминутку связать с математикой.
На доске 4 т. А, B, C, D. Находим глазами в т. А→В→С→D-какую фигуру получим?
6)т. А→В→С-какой Δ? А теперь кто-нибудь из вас задайте установку перемещения.
VI. Это самое сложное в физике это решение задач. Ну как в физике без задач?
Работа у доски по карточкам 2 ученика.
Работа в парах:
I группа-Лирики(связь физики с литературой)Ответ:(солнечное затмение, радуга)
II группа-Теоретики. Ответ:(молния)
III группа-экспериментальное задание. №1
IV группа-экспериментальное задание. №2 Не забываем про таблицу.
Д/З.№61 задача №3 №4 стр.170-171
Итог урока.
-Что вы сегодня узнали нового?
-Какое у вас настроение?
Спасибо за внимание!