Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Эмоции»
Цель: социально-эмоциональное развитие детей 6-7 лет.
Задачи:
Обучающие: познакомить со способами управления и регуляции своего настроения, способствовать формированию позитивного отношения к себе и сверстникам, стремления к дружбе; научить размещать круг в заданной позиции на плоскости листа: посередине; закрепить знания детей о волонтерской деятельности.
Развивающие: развивать умения определять эмоциональное состояние свое и других людей, формировать умение выполнять задания коллективно; развивать координацию движений, их согласованность с тестом и музыкальным сопровождением; развивать у детей зрительно-пространственную ориентацию, устную речь.
Воспитательные: воспитывать в детях чувство доброжелательности к сверстникам и окружающим людям, взаимопомощи и сотрудничества, создать положительный эмоциональный отклик на добрые дела.
Предварительная работа: беседы на темы «Кто такие волонтеры?», «Доброта спасет мир», «Легко ли быть добрым?»; чтение художественной литературы; участие группы детей в мероприятиях, связанных с волонтерской деятельностью; разучивание приветствия, подвижных игр, стихов.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, видеоряд сюжетных картинок по теме «Эмоции», картинки животных из игры «Зоопарк настроений. Стаканчики с водой, краска разного цвета в тарелочках, кисточки. Мольберт с магнитной доской, игровизоры, маркеры. Аудио записи песни «Хорошее настроение». Коврик «Улыбка», тактильный мячик.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам гости пожаловали, покажем им наш круг друзей.
Дети встают в круг «Дружно за руки возьмемся! В круг плечо к плечу сомкнемся и друг другу улыбнемся!»
Воспитатель: Ребята, сегодня пришло письмо от Юли Андреевны из группы «Ладушки». Хотите узнать, о чем оно? Тогда присядем на стулья.
«Ребята, добрый день! У нас мальчик Вадим все время грустит. Вы можете поднять ему настроение?»
Ребята, поможем?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо, конечно, поможем, но для этого сначала обсудим, что будем делать.
Внимательно посмотрев на вас, я сразу догадалась у кого какое настроение. Есть такая пословица «У него все на лице написано». Рассмотрим картинки и
найдем детей с хорошим и плохим настроением.
Воспитатель: Посмотрите на состояние этого человека, что оно выражает?
Дети: Этот человек злится.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: У него сдвинуты брови, взгляд сердитый, рот крепко сжат.
Воспитатель: Как можно описать лицо человека, который жадничает?
Дети: Он хмурится, прячет взгляд, смотрит в одну точку, губы поджаты.
Воспитатель: Как можно описать лицо человека, который скучает?
Дети: У него унылый взгляд, брови и уголки рта опущены.
Воспитатель: По каким признакам можно понять, что человек испытывает чувство вины?
Дети: У него голова наклонена вниз, унылый взгляд, брови и уголки рта опущены.
Воспитатель: По каким признакам можно понять, что человек обижен?
Дети: У него унылый взгляд, брови приподняты, губа выдвигается немного вперед.
Воспитатель: Назовите разными словами, что делает человек, когда ему грустно.
Дети: Он грустит, огорчается, печалиться.
Воспитатель: Посмотрите на состояние этого человека, что оно выражает?
Дети: Этот человек удивился.
Воспитатель: Как вы догадались? Какое лицо у удивленного человека?
Дети: Глаза широко открыты, брови подняты вверх, рот открыт.
Воспитатель: По каким признакам можно понять, когда человек радуется?
Дети: У него глаза смеются, рот в широкой улыбке, лицо доброе.
Воспитатель: Как мы называем человека, который радуется?
Дети: Радостный, веселый, счастливый.
Воспитатель: Мы увидели на картинках, что у кого-то плохое настроение, ему грустно, печально, кто-то сердит. Ребята, а давайте расскажем о своем настроении, только не просто скажем, мне грустно или радостно…
А сравним его с погодой, временем года или каким-то природным явлением. Вот, например: мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а ваше? (Дети по очереди рассказывают, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение).
(Тоска зеленая, серые будни - скучно, оранжевое настроение, видеть все в розовом цвете – радостно, весело, беззаботно, чернее тучи – мрачное настроение)
Я предлагаю вам подойти и капнуть в стакан ту краску, на которую похоже ваше настроение сейчас, в данный момент. (Обсуждение).
Воспитатель: Когда настроение хорошее, спокойное подходят светлые краски, но если настроение мрачное, плохое – темные.
Красный-восторг, оранжевый-радость, веселье, желтый-светлое, приятное настроение,зеленый-спокойствие,синий-грусть,фиолетовый-напряженность,черный-уныние,белый-равнодушие; красный-радостное,желтый-приятное,зеленый-спокойное,синий-грустное,черный-мрачное)
Воспитатель: А теперь давайте подумаем, что нужно делать, чтобы улучшить свое настроение.
Воспитатель беседует с детьми о настроении. Как можно успокоить человека, который плачет? (Чтением или рассказом интересной истории, спокойной или веселой музыкой и т. д.)
Как можно развеселить угрюмого, сердитого человека? (Рассказать смешную историю, прочитать веселое стихотворение, предложить интересную, забавную игру и т. п.).
А как улучшить свое настроение? Вместе делают вывод, как улучшить свое настроение: рассмешить себя, глядя в зеркало; послушать приятную музыку; спеть веселую песенку; рассказать о своем настроении другу; попросить помощи.
Воспитатель: Я предлагаю потанцевать.
Динамическая пауза
Флешмоб под песню «Хорошее настроение»
Игра " Угадай настроение"
Воспитатель: Молодцы, поднялось у вас настроение? А сейчас встаньте в парах друг к другу спиной. Я вам раздам картинку (паре дается одна и та же эмоция, но с разными изображениями животных), когда вы повернетесь, должны изобразить настроение, какое изображено на вашей картинке, а ваш друг отгадать. Есть пары, у которых одинаковые эмоции?
Затем продемонстрировать, кто желает свою эмоцию с картинки всем
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе лежат игровизоры. Предлагаю нарисовать грустный смайлик. (На лице только брови и рот). А сейчас превратите его в веселый.
Воспитатель: Что мы видим на лице у веселого человека? Конечно, это улыбка! У нас есть такой коврик, перейдем на него и подведем итоги.
Заключительная часть.
Обсуждение прошедшего занятия. Дети делятся впечатлениями от проведенных игр и упражнений. Изменилось ли настроение в конце занятия.
Ребята, какое бывает настроение?
Как можно поднять настроение себе и другим?
Воспитатель: Молодцы, теперь я не сомневаюсь, вы точно сможете помочь мальчику Вадиму!