Конспект занятия «Моя родословная» (2 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Белгорода
«Моя родословная»
2 класс
Составила: C. А. Дорофеева,
учитель начальных классов
Белгород
Тема: «Моя родословная»
Цель: организовать деятельность учащихся для знакомства с понятием «Родословное древо», дать представление об историческом образовании русского имени, фамилии, отчества человека.
Задачи:
Познакомить детей с понятием «Родословное древо».
Учить составлять своё генеалогическое древо.
Организовать совместную деятельность с родителями по изучению своей родословной.
Познакомить с исторически сложившимися правилами образования имён, фамилий и отчеств.
Развивать память, мышление, умение сравнивать, анализировать, вести исследовательскую работу; способствовать развитию кругозора учащихся, обогащению их словарного запаса.
Воспитывать интерес к истории своей семьи, своих предков, воспитывать чувство гордости за них.
Оборудование и материалы:
«Рабочая тетрадь»; «Словарь русских личных имен» Н. А. Петровского; проекты учащихся «Моя родословная»; раздаточный материал: табличка «Родословное древо» для игры, таблички с мужскими и женскими именами; мультимедийная система.
Ход занятия:
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Приветствие.
Актуализация знаний.
1) Сообщение учителя.
- В средние века рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное древо. А рисовалось оно так: внизу ствола – герб рыцаря, далее ствол делился на две главные ветви: справа рисовался герб отца, а слева – герб матери. Каждая из этих ветвей тоже делилась на две маленькие ветви, на которых помещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской сторон. И так далее.
Можете ли вы назвать имя своей прабабушки? А откуда она родом? Не знаете? Очень жаль.
Ведь никто из нас не свалился с Луны. Все мы ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева.
Не обязательно быть рыцарем и обладать гербом, чтобы нарисовать свое родословие. Можно расспросить своих родителей, бабушек и дедушек и продлить ветви родства как можно дальше в прошлое. И вы получите примерно такое дерево, а как оно называется, мы сейчас узнаем.
Игра.
Игра по типу «Поле чудес». Дети открывают буквы. Ученик, угадавший название, получает приз.
Р |
О |
Д |
О |
С |
Л |
О |
В |
Н |
О |
Е |
Д |
Р |
Е |
В |
О |
- Называется оно «Родословное Древо».
Формулировка темы занятия, постановка цели.
Цель нашего занятия - узнать, что такое «Родословное древо», учиться его составлять; узнать, как раньше образовывались русские имена, фамилии и отчества людей.
IV. Открытие учащимися новых знаний
1). Работа в Рабочей тетради (с. 8).
- Откройте «Рабочие тетради» на стр. 8 и посмотрите Задание №1.
см. Приложение
Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – четверо. Прабабушек и прадедушек – еще вдвое больше – восемь, а тех, кто прапра… -? Сколько? (16) И так далее. Вот сколько у человека предков. И каждому из них вы обязаны жизнью. Человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти.
Может статься, что у вас просто нет возможности глубоко исследовать свою родословную. Судьбы у всех разные. Иной человек рано остался без родителей, у другого отец покинул семью и уехал в другой город… Но даже если вы остались одни на свете, все равно вы – часть чудесного Древа. И, может быть, станете родоначальником мощной и славной ветви. Внуки и правнуки еще будут гордиться такими предками.
Давайте выполним задание №1 в «Рабочей тетради».
У вас было домашнее задание: подготовить фотографии своих родителей, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек и узнать их имена и фамилии.
Аккуратно наклеиваем фотографии, начиная со своей (сверху дерева), а затем подписываем имена и фамилии своих предков.
(Дети выполняют работу, учитель помогает.)
Проверка работ
Беседа.
- Я хочу процитировать вам строки Гомера:
«Между живущих людей безымянным никто не бывает
Вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,
Имя свое от родителей в сладостный дар получает…»
Когда рождается человек, родители по своему вкусу наделяют его именем, а отчество и фамилию он обычно «наследует» от отца. Мы живем в мире имен. Нет человека, который не имел бы имени.
Имя человека – это индивидуальный знак, «различитель» человека, который выделяет его из всей массы людей. Сколько имен должен иметь человек, чтобы быть легко узнаваемым? (Ответы детей.)
Эту проблему каждый народ решает по-своему. Есть немногочисленные народы, для которых достаточно одного имени, чтобы выделить человека, чтобы легко узнать и найти его. Например, у американских индейцев имена носят описательную характеристику человека, его достоинств или сравниваются с каким-либо животным: Большой змей, Зоркий сокол, Ястребиный глаз.
У многих народов два имени – личное имя и родовое, общее для всех членов семьи. Два имени у большинства жителей Соединенных Штатов Америки: Джек Лондон, Рональд Рейган, Джорж Буш; два имени у японцев: Кабо-Абэ, Акира Куросава.
А вот восточные славяне – русские, украинцы, белорусы – имеют три имени. Полное паспортное имя состоит из трех частей – имени, фамилии и отчества: Александр Сергеевич Пушкин, Юрий Алексеевич Гагарин, Алла Борисовна Пугачева.
Первая часть этого имени – личное имя человека. Едва человек родился, как он получает имя, которое выберут для него родители – Анна, Виктория, Светлана, Елена, Александр, Алексей, Владимир, Павел и другие. В быту же, дома или в кругу друзей их будут называть кратким именем, уменьшительно-ласкательным. Попробуйте подобрать такие имена. (Ответы детей)
На доске таблички с именами:
Анна – … (Аня, Анечка, Аннушка, Анюта.)
Виктория – … (Вика, Викуля, Вита, Витуся.)
Светлана – … (Света, Светочка, Светуля, Светик, Светланка.)
Елена – … (Лена, Леночка, Ленуся. Аленка.)
Александр –… (Саша, Сашенька, Саня, Санечка, Шурик.)
Алексей – … (Леша, Лешенька, Алешка.)
Владимир –… (Вова, Вовочка, Вовчик, Володя, Володенька.)
Павел –… (Паша, Пашенька, Павлик, Павлуша.)
- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. А теперь продолжим.
Второе имя – это отчество, имя по отцу, или, как в народе говорят, «по батюшке». Когда человек представляется незнакомому лицу, он говорит: «Александр», его спрашивают: «А по батюшке?» - «Сергеевич» - отвечает он, то есть сын Сергея.
Третье имя – фамилия, или семейное, родовое имя, его носят все члены семьи и родственники по мужской линии, а также и их семьи. Если ваша фамилия Иванов, то ее будут носить ваши братья и сестры, мать и отец, родители вашего отца, его братья и их семьи, а также дед и бабушка со стороны отца. То есть фамилия наследуется только по мужской линии.
V. Закрепление изученного материала.
Работа в Рабочей тетради.
- Запишите в «Рабочей тетради» свое имя, отчество и фамилию. (Задание 2 стр.9)
Рассказ учителя.
Из истории личных имён
Имена, как и все на свете, имеют свою историю. История русских имен своими корнями уходит в отдаленную эпоху и тесно связана с историей русского народа.
Древнейшие имена были не чем иным, как прозваниями, данными по тому или иному поводу:
- по какому-либо внешнему признаку: Мал, Бел, Косой, Кудряш, Черныш.
- по черте человеческого характера: Добр, Храбр, Горд, Молчан, Буян, Умник.
- по месту в семье: Первой, Другая, Третьяк, Ждан, Меньшак, Нечай.
- по роду занятий: Кожемяка, Гончар, Воин.
Княжеские имена состояли из двух слов, включающие древнерусские слова мир, слава, ярило (солнце). Некоторые из них сохранились и по сей день: Владимир, Владислав, Вячеслав, Святослав, Станислав, Ростислав, Ярослав.
Много событий происходило в истории нашего народа. Вместе с этим менялись и наши имена. Некоторые исконные имена были вытеснены иноземными, пришедшими из других языков.
Работа со словарём.
- Древнейшее значение имен можно найти в «Словаре русских личных имен» Н. А. Петровского.
А знаете ли вы, что обозначает ваше имя? (Ответы детей)
Вот некоторые из них:
(Имена детей из класса)
Анна – древнееврейское: «милость божия», «миловидная» или «слава». Одно из древнейших женских имен.
Виктория – латинское: виктория – победа.
Елизавета – древнееврейское: Эль – и – гнеба – «бог мой» - клятва – «богом я клянусь».
Елена – греческое: хелене – «солнечная, светлая»; хеле – «солнечный свет».
Ирина – греческое: ирини – «мир, покой».
Светлана – русское: от основы светлая.
Александр – греческое: алексо – «защищать», андрос – «мужественный борец, защитник людей».
Алексей – греческое: алексо –«защищать, отражать, предотвращать», «защитник».
Андрей – греческое: андрейос – «мужественный, храбрый».
Артём – греческое: артемис – «здоровый, невредимый».
Егор - произошло от имени Георгий, греческое: георгос: - «земледелец, землепашец».
Дмитрий – греческое, буквально – «посвященный Диметре» - богине земледелия и плодородия, сестре Зевса.
4.) Самостоятельная работа. Творческое задание.
- Ребята, сейчас вам необходимо выполнить творческое задание. Прочитайте в «Рабочей тетради» текст «Русские фамилии» и попробуйте письменно ответить на вопрос в задании № 2.
Русские фамилии
Слово «фамилия» появилось в России в Петровскую эпоху. Слово было иностранным, а царь Петр любил иностранные слова. Слово «фамилия» стало значить на Руси «род», «семья». Именно поэтому это слово было родственным слову «родословная», то есть история твоего рода, твоей семьи, твоей фамилии.
Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Мастеровые люди обычно получали фамилию по ремеслу, которым занимались. Например, Кузнецов, Плотников, Столяров. Иногда давали фамилии по какому-нибудь признаку. Например, Кривошеев, Головин, Носов.
Дети выполняют работу. Отвечают на вопрос:
Знаешь ли ты историю своей фамилии, твоих родственников? Напиши.
Проверка выполненного задания. Зачитывают свои ответы 3–4 ученика.
VI. Итог урока. Рефлексия
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Как образовывались русские имена и фамилии? А отчества?
- Какие задания были интересными?
- Что было трудным?
- Что нового вы узнали, о чем расскажете дома своим родителям?
VII. Домашнее задание.
- Ребята, на вашей улице, где вы живете, проживает множество людей, которые имеют разнообразные фамилии.
Домашним заданием для вас будет маленькая исследовательская работа. Вы должны узнать фамилии людей, ваших знакомых, проживающих на вашей улице, и попробовать объяснить, по какому признаку они образованы.
Выполните Задание №3 в «Рабочей тетради», а на следующем занятии мы его проверим. Успехов вам!
Моя родословная
Задание 1
Наклей фотографии, подпиши имена
Родословное древо
Задание 2
Русские фамилии
Слово «фамилия» появилось в России в Петровскую эпоху. Слово было иностранным, а царь Петр любил иностранные слова. Слово «фамилия» стало значить на Руси «род», «семья». Именно поэтому это слово было родственным слову «родословная», то есть история твоего рода, твоей семьи, твоей фамилии.
Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Мастеровые люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например, Кузнецов, Плотников, Столяров. Иногда давали фамилии по какому-нибудь признаку. Например, Кривошеее. Головин, Носов.
Моё имя ______________________________________________
Моя фамилия _______________________________________________
Моё отчество _______________________________________________
Знаешь ли ты историю своей фамилии, твоих родственников? Напиши:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Задание 3
Попробуй объяснить, по какому признаку образованы фамилии знакомых, живущих на твоей улице:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________