12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Дьякова565

Конспект внеклассного занятия в начальной школе

Внеклассное занятие «Мой род. Моя родословная»

Цели:

  • Ознакомить детей с такими понятиями, как “родословная”, “поколение”, “предки”, «генеалогическое дерево». Совершенствовать умение работать с текстовой информацией;
  • Развивать логическое мышление, внимание, речь, познавательные способности детей;
  • способствовать развитию ассоциативного мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки, делать выводы;
  • Учить составлять первую ступень родословного дерева;
  • Воспитывать уважение к членам семьи, интерес к истории своей семьи, рода, страны;
  • Формировать понимание ценности семьи, ее традиций, положительное отношение, уважение к семьям одноклассников;


Оборудование: карточки с пословицами, схемы родословной, карточки для заполнения, кроссворд .

Содержание занятия:

1. Организационный момент

2. Введение в тему занятия

3. Сообщение темы занятия

4. Основная часть

5. Физминутка

6. Закрепление

7. Систематизация

8. Подведение итогов

9. Рефлексия

  1. 2.1 Подбор родственных слов

    4.1 «Назови отчество»

    4.2 «Образуй отчество»

    4.3«Восстановление семейного дерева»

    4.4«Догадайся, кем же были предки этих людей»

    6.1 «Хитрые вопросы»

    6.2 «Мудрость народная»

    7.1 «Правила счастливой семьи»

    7.2 Кроссворд

    8.1 Составление синквейна


 

Ход занятия

1. Организационный момент

Добрый день, ребята! Рада видеть каждого из вас! Каждый раз, когда я вхожу в класс, то чувствую вот что. Если вы со мной согласны, добавляйте название нашего класса 3-Б

Класс наш в школе очень умный,
Пятерок много в дневнике!
Мы вам скажем непременно:

Это класс наш – третий «Б»! (Проговариваем все вместе)

Класс наш в школе очень шумный,
Все кружится в голове!
Мы вам скажем честно-честно:

Это класс наш – третий «Б»!

А какой веселый самый?
Улыбаемся везде!
Весело сейчас ответим::

Это класс наш – третий «Б»!

Класс наш в школе всех активней
И при деле он везде!
Мы вам скажем откровенно:

Это класс наш – третий «Б»!

Класс наш в школе самый дружный,
Всех поддержим мы в беде!
Мы вам скажем без сомнений:

Это класс наш – третий «Б»!

Третий «Б» наш самый лучший,
Потому что мы – семья!
Мы вам скажем дружно-дружно:

Мы – надежные друзья!

2. Введение в тему занятия

- Я очень рада, что вы можете назвать друг друга школьной семьей. А как вы понимаете слово «семья»? Кто это?

Чтение подготовленными учениками стихотворения:

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

Беседа с учениками:

- Всегда ли семья-это только 7 человек? (Нет, еще есть дяди и тети, двоюродные братья и сестры, прабабушки и прадедушки )

- Как мы можем назвать всех этих людей? (Родственники)

- Ребята, а какие понятия родственников вы знаете? (бывают близкие и дальние родственники).

- Давайте назовём близких родственников (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка).

- А кто же относится к дальним родственникам? (дяди, тёти, двоюродные братья и сёстры, прабабушки, прадедушки).


 

-А все вместе родственники образуют родню, или, по–другому, род.

Род – все родственники, которые имеют общего предка.

2.1 Построение куста родственных к слову «род»

-Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову «род»

(Родители , родня, родичи, родственник, родина, народ, родник, рождать, недород, родословец, родовой, родимый,).

 

 

- Вот какие слова смогла подобрать я: родоначальник и родословная.

- Знакомы ли они вам?

- Родоначальник. Как вы думаете, кто это? (Человек, от которого начался род)

- Родословная. Как вы думаете, что это? (Родословная – слово о роде. Список всех родственников)

Родословная – это все поколения одного рода, она помогает установить происхождение и степень родства.

Родословная- это все представители одного рода с основными сведениями о каждом из них

3 Сообщение темы занятия

И тема нашего сегодняшнего внеклассного занятия : «Моя родословная». Сегодня мы поговорим о том, что такое – родословная, для чего человеку нужно знать свои корни. Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о каком же дереве идет речь. (Чтение стихотворения учителем)

Чудесное дерево есть у меня.
Оно мне — семья,
И оно мне — родня.
На дереве этом
До старческих лет
Гнездился мой прадед,
А также мой дед.
Мой папа
На нем научился взлетать
И смог настоящею птицею стать!
И, как в колыбели,
Со мной
До утра
На дереве этом
Качались ветра.
А листья трезвонили,
Как бубенцы,
Когда у меня
Появились птенцы… 

-Да, это дерево вашей семьи. Иначе его можно назвать родовое, семейное дерево. Ребята, наука, которая занимается изучением родословной, называется генеалогия.

Дерево родословной ещё называется генеалогическим древом и, чтобы более наглядна была видна родословная семьи, составляют генеалогическое древо семьи

4. Основная часть

Наблюдение за генеалогическим деревом

Например, вот генеалогическое дерево семьи Зайцевых .

 

 

Посмотрите и назовите имена бабушки и дедушки, их детей, их внуков.

-Кем приходится Лариса Сергеевна Валентине и Сергею Зайцевым? (Дочерью)

-Кто является сыном Тимура и Виктории? ( Егор)

-Кем приходится Лариса Зайцева Анне, Денису и Егору? (Тетей, тетушкой)

-Кто Егор для Александра и Ларисы? (Племянник)

-Кем являются Анна и Денис для Оксаны Дмитриевны? (Детьми)

-Как могут обращаться друг к другу Егор, Денис и Анна? (Двоюродные братья и сестры, кузен и кузина)

-Что общего у родственников этой семьи? (Фамилия)

-Что помогает нам определить детей и их отца? (Отчество)

-Что общего у брата и сестры? (Отчество)

Отчество образуется от полного имени отца детей. Давайте назовем по очереди ваши отчества.

4.1 Называние отчеств всех ребят. Технология «Микрофон»

-Чем различаются женские и мужские отчества? (суффиксами –вич у мужчин и –вна у женщин)

Обращение по отчеству всегда показывало уважение к собеседнику, поэтому по отчеству называли очень умных или более взрослых людей, руководителей и учителей.

Сейчас немного поиграем: попробуем образовать отчество от имени отца. Женские отчества будут образовывать мальчики, а мужские девочки.

4.2 Игра «Образуй отчество»

-Андрей, Иван, Виталий, Пётр, Лев, Илья.

4.3 Игра «Восстановление семейного дерева». Групповая работа:

Сейчас мы с вами попробуем помочь восстановить генеалогическое дерево семьи Дубовых.

Отчества помогут вам определить родственную связь.

 

 

Карточки для заполнения:

 

 

Размещение имени одного из сыновей может сделать учитель, чтобы дать образец логического рассуждения.

 

 

-Трудно ли вам было выполнить задания? Что помогло? (Отчество)

Очень много лет назад человека называли по имени его отца «Сына Степана- Степанов сын, сына Алексея – Алексеев сын.

-Что вам напоминают такие отчества в современном мире? (Фамилии)

Фамилия - это указание всех родственников, которые ведут свой род из этой семьи.

Чтение стихотворения подготовленными учениками

Кем был твой прадед на Руси,

Свою фамилию спроси.

Ученик 1.

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

Ученик 2.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Ученик 3.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

А прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

Ученик 4.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже….

Ученик 5.

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись — и ты увидишь в них

Историю России.


4.3 Игра «Догадайся, кем же были предки этих людей» Работа в парах.

Карточка № 1

БЛИННИКОВ- изготовитель и продавец блинов

ВЕРЕВЩИКОВ – веревщик «тот, кто производит измерение и межевание земли»

ГАЗЕТЧИКОВ – газетчик «продавец газет», «издатель газеты»; позднее «журналист»

Карточка № 2

ГВОЗДАРЬ – гвоздарь «кузнец, делающий гвозди»

ЖЕМЧУЖНИКОВ – жемчужник «торговец жемчугом или искатель жемчуга»

ЗОЛОТАРЕВ, – золотарь «ювелир»

ИГОЛЬНИКОВ – игольник «тот, кто изготавливает и продает иголки»

Карточка № 3

КОЛЕСНИК, КОЛЕСНИКОВ, – колесник ««тот, кто изготавливает колеса, колесный мастер»

МАСЛЕНИКОВ, МАСЛЕННИКОВ – масленик «тот, кто изготавливает и продает масло»

ПРУДНИК, ПРУДНИКОВ – прудник «мельник на водяной мельнице с запрудой»

ТКАЧЕВ, ТКАЧЕНКО, – ткач «мастер по ткацким работам»

 

Чтение стихотворений учителем или заранее подготовленными учениками.

 

Фамилий каких только нету:

Смешных, горделивых, серьезных,

Со смыслом двойным и с секретом,

Кричащих, угрюмых, курьезных!

Фамилий немало есть вкусных:

Борщов есть, Сметанин и Блинный,

Фамилии есть и цветные:

И Черный, и Белый, и Рыжий.

Фамилии есть именные:

Петров, Иванов или Гришин.

Фамилии бродят по свету

И ищут по вкусу хозяев...

Фамилий каких только нету;

И добрых, и злых, и отчаянных!

Горжусь я своею фамилией,

Ведь это не просто слово,

Оно дорогое мне, милое,

Его повторяю я снова.

Ведь это - моя фамилия,

Ведь это - моя реликвия.

Ведь это - моя семья,

Ведь это - истинный я!

5 Физминутка :

Игра «Встаньте те, ....»

Чтобы узнать о ваших семьях побольше, поиграем в игру " Встаньте те, ,...":

- у кого есть родной брат;

- у кого есть родная сестра;

- у кого бабушка и дедушка живут в нашем городе;

- у кого есть тетя;

- у кого есть дядя;

- у кого родственники живут в другом городе.

- у кого есть старший брат - потопайте ногами,

- у кого есть старшая сестра – покружитесь на месте,

- у кого есть младшая сестра - поморгайте глазами,

- у кого есть младший брат – сделайте наклоны,

- кто любит свою семью - похлопайте в ладоши.

6 Закрепление изученного

6.1 «Хитрые вопросы» Работа в группах

обсудить варианты решения задачи и через 2 минуты дать ответ

-Определите, о каком же родственнике идет речь .

  1. Ты мне сын, но я тебе не отец. Кто же так говорит? (Мать)
  2. В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек? (3 трое - дед, отец, сын)
  3. В комнате сидели отец, мать, сын, дочь, тетя, дядя, брат, сестра, двоюродная сестра, двоюродный брат, племянник, племянница. Но там было всего четыре человека. Как такое могло быть? (брат с сестрой пришли каждый со своим ребенком - у брата дочь, у сестры сын. Или наоборот)
  4. в семье 5 сыновей, у каждого из них есть сестра. Сколько детей в семье? (6 детей: 5 братьев и одна сестра)

6.2 «Мудрость народная» Работа в парах

Нужно соединить две части пословицы и объяснить их

Карточка 1

На что и клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Карточка 2

Яблочко от яблоньки недалеко падает.

Жену выбирай не в хороводе, а в огороде.

Карточка 3

Корми деда на печи - сам там будешь.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

Карточка 4

Подсади дедушку на печь, а тебя внуки подсадят

Кто свою мать уважает — чужую не обругает.

Карточка 5

Семья в куче — не страшны и тучи.

На что и клад — коли в доме лад.

Карточка 6

Когда семья вместе - так и душа на месте.

В семье и каша гуще.

Карточка 7

Один в поле не воин.

Хорошо в гостях, а дома лучше

Чтение стихотворения учителем или заранее подготовленными учениками.

Семья – это праздник за круглым столом.
И радостным смехом наполненный дом.
Семья – это труд. Друг о дружке забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно. Семья – это сложно.
Но жить, без семьи, на земле невозможно.
Хотите, чтоб вам говорили друзья
«Какая хорошая Ваша семья!»?
Всегда будьте вместе, семью берегите.
Обиды и ссоры подальше гоните.
Семья – это место, где любят и ждут.
Семья – это просто: Тебя здесь поймут!

7 Систематизация изученного на занятии

7.1 «Правила счастливой семьи» Коллективное составление правил поведения в семье.

Что я могу сделать для семьи?

Что нельзя делать?

1. Настоящие сын и дочь берегут покой родителей.

2. Настоящие сын и дочь заботятся о благе своей семьи.

3. Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.

4. Не вступайте в пререкания со старшими.

5. Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.

6. Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе.

7. Не делайте того, что осуждают старшие, - ни на их глазах, ни где-либо еще.

8. Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.

9. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее никого нет, кроме тебя.

 

7.2 Кроссворд

(может быть использован и для работы в парах, и коллективно)

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Вопросы:

1 Синоним к слову «генеалогическое дерево»

2 Родственники, жившие много лет назад

3 Место, где родился и вырос человек

4 Брат одного из родителей для ребёнка

5 «Имя» семьи

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ф

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

а

 

 

 

 

 

 

2

 

р

 

 

м

 

 

 

 

4

 

п

 

о

 

 

и

 

 

 

 

д

1

р

о

д

о

с

л

о

в

н

а

я

 

е

 

и

 

 

и

 

 

 

 

д

 

д

 

н

 

 

я

 

 

 

 

я

 

к

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 Подведение итогов занятия

8.1 «Составление синквейна» 

Составь синквейн на тему «Семья», «Род» «Родственники» «Фамилия»

Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза /предложение из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме)

Примерный синквейн на тему "Семья"

1.Семья

2.большая, счастливая ;

3.помогает, поддерживает, воспитывает;

4 самое теплое место на Земле ;

5.забота

9 Рефлексия

- Понравилось ли вам занятие? Чем/почему нет?

- Что нового вы узнали?

- Что вы сможете рассказать о нем родителям?

 

 

Список использованных ресурсов:

http://otmetim.info/stixi-pro-semyu /

http://ped- kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/tematicheskii-klasnyi-chas-formy-provedenija-tematicheskih-klasnyh-chasov.html  

http://imja.name/smolenskiefamilii/familii-iz-nazvanij-professij.shtml

http://lprobs.ru/prob155solve.html

http://mamulichkam.ru/detskie-pogovorki-na-temu-semya-poslovicy-o-roditelyah/

http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.