Предварительный просмотр презентации
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» Республика Мордовия, город Саранск Занятие по изобразительному искусству: иллюстрирование сказки Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе». (для детей 8 - 12 лет) Подготовила: педагог дополнительного образования студии изобразительного искусства Павельева Елена Федоровна Саранск 2022
Дистанционное обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Акварельки». Группа 1 (возраст 7- 11 лет) Группа 2 (возраст 12 – 16 лет) Урок изобразительного искусства. 3 занятия по 2 часа. Тема урока: Иллюстрирование сказки Корнея Чуковского «Федорино горе». Цель урока: - научить выполнять иллюстрацию к сказке «Федорино горе». Задачи: - воспитывать любовь к сказкам Корнея Чуковского, к положительным моментам сказки; - воспитание чувства аккуратности в работе; - способствовать воспитанию доброты и отзывчивости; - развивать способности к творческому самовыражению; - развивать воображение и умение передавать в рисунке простые сюжеты; - воспитывать бережное отношение к книгам, любовь к чтению; - передача плановости в работе.
Материалы к занятию: (Фото 1) (Фото 2) (Фото 3) (Фото 4) Лист акварельной бумаги А3 Простой карандаш Палитра и кисти, гуашь
Именно со сказок начинается путь малыша в мир чтения! В книгах есть красивые рисунки, они называются иллюстрации. Художники, которые их рисуют, называют иллюстраторами. 31 марта исполняется 140 лет со дня рождения русского писателя и переводчика Корнея Чуковского. Корней Иванович Чуковский – писатель уникальный, потому что у каждого – свое, Для детей и их родителей он – «дедушка Корней», изобретательный сказочник, Для литературоведов и лингвистов – исследователь и блестящий критик, Для переводчиков – мастер и учитель.
Биография Корнея Ивановича Чуковского Русский и советский поэт, писатель, критик, литературовед, переводчик Корней Иванович Чуковский (настоящее имя Николай Иванович Корнейчуков) родился 31 (19 по старому стилю) марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Отец Чуковского, петербургский студент Эммануил Левенсон, в семье которого была прислугой мать Чуковского – крестьянка Екатерина Корнейчукова, через три года после рождения сына оставил ее. Вместе с сыном и старшей дочерью она вынуждена была уехать в Одессу. Николай учился в одесской гимназии, но в 1898 году он был исключен из пятого класса, когда по специальному указу (указ о кухаркиных детях) учебные заведения освобождались от детей низкого происхождения. С юношеских лет Чуковский вел трудовую жизнь, много читал, самостоятельно изучил английский и французский языки. В 1901 году Чуковский начал печататься в газете "Одесские новости", куда его привел старший друг по гимназии, впоследствии политический деятель, идеолог сионистского движения Владимир Жаботинский. В 1903–1904 годы в качестве корреспондента "Одесских новостей" Чуковский был направлен в Лондон. Почти ежедневно он посещал бесплатный читальный зал библиотеки Британского музея, где читал английских писателей, историков, философов, публицистов. Это помогло писателю впоследствии выработать собственный стиль, который потом называли парадоксальным и остроумным. С осени 1906 года Чуковский поселился в Куоккале (ныне поселок Репино), где сблизился с художником Ильей Репиным и юристом Анатолием Кони, познакомился с Владимиром Короленко, Александром Куприным, Федором Шаляпиным, Владимиром Маяковским, Леонидом Андреевым, Алексеем Толстым. Позднее Чуковский рассказал о многих деятелях культуры в своих мемуарах.
Биография Корнея Ивановича Чуковского Здесь же был собран альманах автографов и рисунков, отразивший творческую жизнь нескольких поколений деятелей искусства – "Чукоккала", название которого придумал Репин. Осенью 1917 года Корней Чуковский возвратился в Петроград (ныне Санкт-Петербург), где жил до 1938 года. В Ленинграде Чуковский издал книги для детей "Крокодил" (опубликована в 1917 году под названием "Ваня и крокодил"), "Мойдодыр" (1923), "Тараканище" (1923), "Муха-цокотуха" (1924, под названием "Мухина свадьба"), "Бармалей" (1925), "Айболит" (1929, под названием "Приключения Айболита") и книгу "От двух до пяти", которая впервые была опубликована в 1928 году под названием "Маленькие дети". С 1938 года до конца жизни Корней Чуковский жил в Москве и на даче в подмосковном Переделкине. Он покинул столицу лишь во время Великой Отечественной войны, с октября 1941 года по 1943 год эвакуировавшись в Ташкент. Известный и признанный писатель Корней Чуковский как человек мыслящий многое не принимал в советском обществе. В 1958 году Чуковский оказался единственным советским писателем, поздравившим Бориса Пастернака с присуждением Нобелевской премии. В 1957 году Корнею Чуковскому была присвоена ученая степень доктора филологических наук, в 1962 году – почетное звание доктора литературы Оксфордского университета. Чуковский был награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени и медалями. В 1962 году ему была присуждена Ленинская премия за книгу "Мастерство Некрасова". Прежде чем «попробовать» писать для детей, Корней Чуковский прославился как блестящий журналист, литературовед и переводчик.
«Детским писателем я стал нечаянно. Сперва интересовался детской литературой исключительно в качестве критика. Из года в год я твердил в разных газетных и журнальных статьях, что детские книги у нас очень плохи, что ими мы развращаем и калечим детей. Статьи привлекли сочувственное внимание Горького, который, едва лишь познакомившись со мною, сказал: — Вот вы всё ругаете детских писателей, а попытались бы сами что-нибудь сочинить для детей. — Не умею. — Попробуйте. И я попробовал».
Корней Чуковский, «О себе», 1964 Нет человека от трёх до девяноста лет, который не знал бы наизусть строки из «Мухи-цокотухи», «Айболита», «Мойдодыра», не готов бы был продолжить: «Ехали медведи на велосипеде...», «Скачет сито по полям, а корыто по лугам...», «Нам акула-каракула нипочём, нипочём...». …когда я беру в руки перо, меня до сих пор не покидает иллюзия, что я все еще молод и что тем, для кого я пишу, еще очень недавно исполнилось двадцать. И что у меня с ними общий язык.
История написания сказки «Федорино горе». Однажды летом, когда Корней Чуковский был на даче, он забрел в глушь и провел там 3 часа. Неподалеку в ручейке копались дети, и Корней Иванович с удовольствием к ним присоединился. Стоит отметить, что Чуковский любил общество детей и много времени проводил с ними. Ему нравилась детская непосредственность, беззаботность, приобщение к заразительному детскому счастью. Вместе с детьми Чуковский лепил из глины и грязи человечков и зайцев, бросали в ручеек шишки и даже ходили дразнить индюка. Домой он возвратился счастливый, отдохнувший, его даже не смутили грязные штаны, об которые дети вытирали руки при лепке. Воодушевленный Корней принялся за написание сказки, которую он начал писать еще позапрошлым летом. Вдруг в его мыслях появились грязные стаканы, утюги, корыта, блюдца, вилки, которые начали убегать из дома. Чуковский записывал все образы, рифму и звучание на бумагу. Как вы уже догадались – это сказка «Федорино горе».
Отрывок сказки «Федорино горе» А за ними вдоль забора Скачет бабушка Федора: «Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Воротитеся домой!» Но ответило корыто: «На Федору я сердито!» И сказала кочерга: «Я Федоре не слуга!» А фарфоровые блюдца Над Федорою смеются: «Никогда мы, никогда Не воротимся сюда!» (Фото 5)
Теперь ты знаешь, какое горе у Федоры. От неё сбежала вся посуда! А всё потому, что Федора была неряхой-замарахой! Она не любила посуду, била её, не мыла и обижала.
Эскизы для работы: (Фото 6) (Фото 7) (Фото 8)
Яркое живописное решение работы. ( (Фото 9) (Фото 10) (Фото 11)
Яркое живописное решение работы. (Фото12) (Фото13)
Яркое живописное решение работы. Федора изменилась, стала добрее и аккуратнее. (Фото 14) (Фото 15) (Фото 16)
Федора перевоспиталась и занялась, наконец, уборкой и мытьём посуды. И тихую песню поёт: «Ой, вы, бедные сиротки мои, Утюги и сковородки мои! Вы подите-ка, немытые, домой, Я водою вас умою ключевой. Я почищу вас песочком, Окачу вас кипяточком, И вы будете опять, Словно солнышко, сиять, (Фото 17)
Сказки Корнея Чуковского - это самые любимые сказки в стихах, которые дети с удовольствием слушают с самых ранних лет.
Эта история учит малышей бережнее, аккуратнее относиться к вещам, показывает, к чему приводит лень и нежелание содержать свой дом в чистоте. Ведь быть чистым и красивым хочет быть каждый, не только ребёнок. Вещи нужно содержать в чистоте и порядке – вот главная мысль этой поучительной истории.