12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рыбюкова Татьяна Геннадьевна9

Урок литературного чтения 2-А класс

Тема урока: К.И. Чуковский «Федорино горе»

 

Цель: продолжить знакомство с жизнью и творчеством К.И.Чуковского,

познакомить учащихся с произведением “Федорино горе”.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с авторской сказкой «Федорино горе», совершенствовать такие качества чтения, как правильность, беглость, гибкость и выразительность.

Развивающая: развивать и обогащать речь учащихся, развивать образное и ассоциативное мышление, тренировать навык осмысленного и выразительного чтения, рассуждать о прочитанном.

Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, любви, добра и радости общения на основе произведений автора, ответственное отношение к труду.

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научится читать выразительно, отражая настроение героев стихотворения; научится воспринимать на слух художественный текст; осмысливать произведение; находить слова, которые с помощью звуков помогают представить образ героя произведения; определять особенности юмористического произведения; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; объяснять лексическое значение некоторых слов, обращаясь к словарю учебника и толковому словарю; научится отождествлять себя с героями произведения для познания его изнутри.

Личностные: научится проявлять доброжелательность и эмоциональную отзывчивость; осознанно понимать чувства героев произведения, сопереживать им; формулировать оценочные суждения относительно содержания произведения; овладеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:

регулятивные: научиться выполнять действия по намеченному плану в соответствии с установкой учителя, а также по инструкциям, содержащимся в заданиях учебника; проговаривать последовательность производимых действий; формировать умение давать оценку и осуществлять самооценку собственной деятельности.

познавательные: научиться осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий, выделять нужную информацию из текста; устанавливать причинно — следственные связи и строить суждения.

коммуникативные: научиться определять общую цель и тему урока, в соответствии с которыми строить свои высказывания; научиться слушать, в общении — аргументировать свою позицию и ориентироваться на позицию партнера; использовать речевые средства, строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.


 

Тип урока: проблемно — эвристический урок

Форма урока: урок-исследование в процессе “вживания» в изучаемые объекты


 

Методы и формы обучения: Проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, парная

Оборудование: Учебник по литературному чтению

2 класс. Ч. 2 – Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.; презентация по содержанию урока, компьютер, выставка книг К.И.Чуковского, портрет автора, аудиозапись сказки Федорино горе”, иллюстрации к сказкам К И. Чуковского.

 

На доске эпиграф: « Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный». ( И.Андронников)

 

 

Этапы урока

I. Организационный момент

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Работать на уроке будет веселее, когда у всех замечательное настроение.

 

Есть у радости подруга

В форме полукруга

На лице она живёт

И грустить нам не даёт.( улыбка) На доске яркая улыбающаяся рожица

Начинаем наш урок. Слайд 1


 

II Актуализация знаний

- В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. С давних пор дети с великой нежностью называли его ласковым именем “Чукоша” Слайд 2

- Назовите имя этого человека.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями замечательного детского поэта К.И.Чуковского. Слайд 3

 

Учёный, писатель, переводчик, литературовед К.И.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

1) Сейчас я предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений, по которым мы с вами должны вспомнить название этих произведений.

- «Ох, нелегкая эта работа – из болота тащить бегемота» (« Телефон») Слайд 4

- «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперед»(«Тараканище») Слайд 5

- «И сейчас же брюки, брюки так и прыгнули мне в руки»( « Мойдодыр») Слайд 6

- «Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять!» («Бармалей») Слайд 7

- « Долго, долго крокодил море синее тушил» (« Путаница») Слайд 8

- « Солнце по небу гуляло и за тучку забежало. Глянул заинька в окно, стало заиньке темно.» ( Краденое солнце) Слайд 9

- «Как у нашего Мирона на носу сидит ворона.

А на дереве ерши строят гнёзда из лапши». ( Чудо-дерево) Слайд 10

 

2) Презентация исследовательской работы

-Вернёмся к портрету Чуковского. Слайд 11

- Группа учеников провела  исследование и выяснила, как Чуковский стал детским поэтом,  как появились на свет удивительные сказки Дедушки Корнея. Послушаем результаты работы этой группы исследователей.

( Дети выходят, берут каждый свою книгу с выставки книг и рассказывают)

 

 

1 ученик

 Корней – это не совсем имя писателя. По-настоящему его звали Николай Васильевич Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал имя и фамилию, и получилось «Корней Чуковский».

Своё литературное имя Корней Иванович придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.

Как же стал Корней Иванович детским писателем? А вот как. Было у Чуковского 4 детей. И часто кто-то из них болел, а то и просто капризничал. И он, чтобы утешить, стал придумывать для своих детей стихи и сказки. Стихи его веселые, легкие, хорошо запоминаются.

 

 

 

2 ученик

Однажды заболел  маленький сынишка Корнея Чуковского, а они вместе ехали в ночном поезде. Мальчик стонал, капризничал, плакал. Чтобы развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил –
Крокодил,
Крокодил Крокодилович.

Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Утром, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вечернюю сказку. Оказалось, что сынишка запомнил ее всю, слово в слово. ( демонстрация книги )

 

 

 

3 ученик

Однажды, работая в своём кабинете, Чуковский  услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, не хотела мыться. Писатель вышел из кабинета, взял девочку на руки и тихо сказал:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам.

Так появился «Мойдодыр». (демонстрация книги» Мойдодыр»

 

 

4 ученик Как-то у Корнея Ивановича было радостное настроение.

Он взбежал, как будто взлетел на крыльях в пустую квартиру и, схватив какой-то бумажный клочок, стал писать веселую поэму о Мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом.

Он исписал весь листок, и, не найдя в комнате больше бумаги, сорвал со стены обои и продолжал писать. Так появилась на свет знаменитая сказка « Муха - Цокотуха".

Муха, Муха-Цокотуха, 
Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла, 
Муха денежку нашла.
» (представление книги «Муха-Цокотуха»)

 

 

5 ученик

 

Однажды на Кавказе. Корней Иванович заплыл далеко в море, и вдруг у него сами собой сложились стихи.

Ах, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станет с ними,
С больными,
С моими зверями лесными...

Побежал он по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же, у самой волны. Он сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было. Это был... «Доктор Айболит»  

 

 

 

6 ученик

Корней Иванович очень любил детей. Летним днем он часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе» (представление книги)

 

Учитель: Сейчас в доме в Переделкино находится музей. Здесь все сохранилось так, каким было в последние годы жизни писателя.

А еще перед домом растет большой клен. Однажды клен оказался без листьев и все решили, что он погиб. Директор музея в один прекрасный день куда-то исчез и, спустя некоторое время, появился с загадочным лицом и большим количеством поношенных детских башмаков, которые он и повесил на старый клен. После этого дерево вновь покрылось листвой, а приезжающие сюда туристы – дети, могут привезти и оставить на память свой ненужный башмачок.

Вот такой был замечательный детский писатель – Корней Иванович Чуковский

Вот как один из писателей, литературовед Ираклий Андроников писал: “Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный”(чтение одним учеником )

 

Ш Мотивация к учебной деятельности

- Произведение, с которым мы познакомимся сегодня, зашифровано на доске. У вас есть карточки с буквами. Поставьте каждую букву на своё место (работа в паре).

* на листочках, на столах записаны цифры, перевернув их , получим буквы, из которых соберем название сказки, с которой познакомимся сегодня. Но чтобы узнать его, нам нужно отгадать шифр. Посмотрите, на доске записан код, с помощью которого мы узнаем шифр.

 

6 3 7 1 2 8 4 1 5 1 2 3

Ф е д о р и н о г о р е

 

О - 1

И - 8

Н - 4

Д - 7

Ф - 6

Е - 3

Р - 2

Г – 5

 

- Ребята, прочитаем, какое произведение получилось. («Федорино горе») Слайд 12

 

IV Целевой блок

- Какие цели урока мы поставим перед собой? Чем сегодня предстоит заниматься? Чему будем учиться? Для того, чтобы правильно ответить на эти вопросы, используйте слова «помощники»: Слайд 13

Познакомимся… (с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»)

Будем учиться…( выразительно читать, отвечать на вопросы)

Узнаем…( значение незнакомых слов, какой жанр произведения)

Попробуем…( превратиться в актёров)


 

V «Открытие» нового знания.
Первичное восприятие, усвоение и применение нового материала.

1) Словарная работа

- Прежде, чем мы начнем читать сказку, нам нужно разобрать слова, которые могут вызвать затруднения. Нажимаем на слово – появляется картинка.

 

Сито - предмет с сеткой для просеивания муки. Слайд 14

Корыто - открытая продолговатая ёмкость для стирки.

Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в п ечи.

Кадушка - деревянная бочка. Слайд 15

Ушат - небольшая кадка с ушками

Прусаки - рыжие тараканы

 

2) Анализ содержания, выборочное чтение

 

- Это стихотворение названо сказкой. Вы согласны с этим?( Неживые предметы разговаривают)

- Зачем писатель превращает посуду в живые существа?

- Какое горе случилось с Федорой? Почему это произошло?

- Для кого была написана эта сказка и для чего, как вы думаете?

 

- Предлагаю послушать, как читает сказку мастер художественного слова - автор Корней Иванович Чуковский (аудиозапись до слов « Удержаться не могу!» Слайд 16

 

- Чтение отрывка «Вот и чайник за кофейником бежит…» стр.14-15

- А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде. стр 13.

- Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"?(5)

- Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).

- Какой звук повторяется? ([ж] повтор звука [ж] автор помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.

- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте.

- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).

- А теперь прочитаем, как убегают блюдца.

- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановиться и налетают, натыкаются на стаканы).

- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [л] ?

Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так Чуковский не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.

- Как бежит сковорода? ( Бежит, бренчит, стучит)

- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?

- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?

 

Чтение отрывка по ролям « А за ними вдоль забора...» стр. 15-16

 

- Найдите в тексте строчки, где объясняется причина бегства Федориной утвари стр.17.

- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так? ( Чтобы интереснее было потом)

ФИЗМИНУТКА Слайд 17

Вот большой стеклянный чайник

(ходьба на месте, руки на поясе)

Очень важный, как начальник.

(стоя на месте, кругообразные движения обеими руками от груди)

Вот фарфоровые чашки, очень хрупкие бедняжки.

(повороты туловища вправо с отведением обеих рук вправо)

Шагаем на месте

Вот фарфоровые блюдца - только стукни, разобьются.

(повороты туловища влево с отведением обеих рук влево)

Вот серебряные ложки,

(руки на поясе, ногу правую вперёд)

Вот пластмассовый поднос.

(руки на поясе, ногу левую вперёд)

Он посуду нам принёс.

(руки на поясе, приседание)

 

 

3) Инсценировка сказки ( стр.19-20)

4) Приём «Пирамида»

- Что произошло с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки? Выстроим пирамиду.

добрая

заботливая, вежливая

ленивая, неряшливая, грязная

 

- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)

-А вы как к ней относитесь?

- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась. Посуда вернулась.)

- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!” (Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)

-Поэт рассказывает нам о событиях и помогает их услышать. А кто помогает их увидеть? (художник)

-Посмотрите на стр. 13. Какими красками пользуется художник? Почему? (серый, коричневый)

-А теперь откройте последнюю иллюстрацию (стр. 22)

-Какие краски и почему использует художник здесь?

(Всё блестит, сверкает, всё в порядке. Федора моет посуду. Всё нарисовано светлыми красками)

 

2 Физминутка:

 

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем

Мы белье теперь стираем,

Полоскаем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

 

VI. Применение и закрепление теоретических знаний при выполнении практических упражнений

 

Работа в парах (карточки), тест

1) За лопатою …метла

Вдоль по улице пошла.

 

2) Но, как чёрная железная нога

Побежала, поскакала …кочерга..

 

3) Оттого-то мы от бабы

Убежали как от …жабы

4) Чашки да ложки

Скачут …по дорожке

 

5) И сказала кочерга:

«Я Федоре …не слуга

 

6) Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою …ключевой

 


 

Работа в группах

а) чтение-сканирование

- Просмотрите глазами текст и выпишите на листки

1 группа – посуду

2 группа – другие вещи

3 группа – животных

 

б) Составить по 3 «тонких» вопроса, требующие простого, однозначного ответа и 2 «толстых» вопроса, которые предполагают развернутого, подробного ответа.

Тонкие вопросы ( 1 группа)

Толстые вопросы ( 2 группа)

Что…?

Подумайте, что произойдет, если…

Как…?

Согласны ли вы, что…

Когда…?

 


 

Проверка. Представители каждой группы задают свои вопросы. Остальные – отвечают.

в) Прием «Синквейн». (3 группа)

Федора.

Неряшливая, ленивая.

Не мыла, била, закоптила.

Ой! Горе Федоре, горе!

Неряха.


 

VII. Итог урока

- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьёзная, весёлая? ( Шутливая, но есть и серьёзный смысл).

- Чему учит писатель? ( Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку)

- Какую пословицу подобрали бы вы к этой сказке?

«Где труд, там и счастье», « Порядок – душа всякого дела», « Чистота - залог здоровья».

 

Сценка «Чистюля и Грязнуля»

 

Чистота:

Добрый день! Я – чистота.
С вами быть хочу всегда.
Сначала познакомлюсь с вами,
Чтобы стали мы друзьями.
Я пришла вас научить,
Как здоровье сохранить.
Мой совет совсем несложный,
С грязью будьте осторожны.

 

Грязнуля.

Вы про грязь? А вот и я!
Ну, здравствуй, здравствуй, Чистота.

 

Чистота.

Ты ко мне не приближайся
И ко мне не прикасайся.

 

Грязнуля.

Фу! Чистюля, просто смех!
А платье какое – не на что смотреть.
То ли дело у меня:
От борща пятно большое,
Вот сметана, вот жаркое,
Это клей, а здесь чернила.
Согласитесь, очень мило!
Я наряд свой обожаю
На другой не променяю.
С кем знакомиться я буду?!
Приду я к тем, кто не моет посуду,
Кто грязь разводит повсюду.
Я забираюсь в уголки,
Там, где пыль и пауки.
Чистоту я не терплю,
Тараканов, мух люблю.

 

Чистота.

На уроке у нас не найдёшь ты друзей.
Мы скажем все дружно « Уходи от нас быстрей!».

 

Грязнуля.

Плохи мои тут дела –
В этом классе друзей не нашла. (Уходит.)


 

VIII. Рефлексия

А закончить наш урок я хочу притчей : «Одного мудреца спросили: «Что является для человека более важным, ценным в жизни – богатства, слава?» Мудрец, подумав, ответил: « Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее любого больного короля».

- Поднимите руки, кому урок понравился.

 

IX. Домашнее задание

Нарисуйте по желанию иллюстрации к понравившемуся отрывку сказки.


 

10


 

Опубликовано


Комментарии (2)

Волкова Светлана Ивановна, 19.12.22 в 06:33 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный урок!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 19.12.22 в 09:40 0Ответить Пожаловаться
Слайды, о которых идет речь в публикации, дополнили бы ее образ.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.