Занятие по развитию речи дошкольников на тему «Гласный звук [a], буквы А, а»
2. Подготовить занятие по развитию речи дошкольников на любую тему (можно разделиться на подгруппы) и провести – 1 студент - воспитатель, 2-4 человека – дети (тематику см. ниже)
Занятие по развитию речи дошкольников
на тему: «Гласный звук [a], буквы А, а».
Цель: Учить выделять звук [a] из речи.
Задачи:
1. Познакомить с буквами А, а.
2. Развивать фонематический слух детей, речь, мелкие мышцы рук.
3. Учить общению в коллективе.
Оборудование: Шаблон апельсина, гармошка.
Конспект
- На какие две группы можно разделить звуки? (Гласные и согласные)
- Как отличить гласный звук от согласного? (При произношении гласных звуков рот открыт, преграды в нём нет, слышится голос, гласный звук бывает ударный или безударный, образует слог. При произношении согласных звуков во рту есть преграда, и слышится шум, согласные звуки бывают твёрдые или мягкие, звонкие и глухие, слог не образуют.)
- В каких домиках живут гласные? (красных)
- В каких домиках живут согласные? (зеленых/синих)
- Ребята, что такое буква? (это знак, обозначающий звук или несколько звуков. Буквы мы видим, пишем и читаем.)
I. Знакомство со звуком [a], буквами А, а.
1. Выделение звука [a].
- Сегодня мы празднуем день рождение буквы, но, чтобы узнать какой, заглянем в гости в домик.
- Давайте попробуем угадать, какая буква здесь хозяйка?!
- Назовите гостей домика. (аист, апельсин, арбуз)
- Что общего в этих словах?
- Чем отличаются слова? (количество слогов, ударный слог, одушевленные/ неодушевленные).
- Какой первый звук? ([а] тянется, поется голосом, потому что это гласный звук)
- Разделим слова на слоги, поставим ударение, прикрепим схемы слов.
- Звук А - гласный. Какого цвета будет крыша этого домика? (крепим красную крышу). Звук А обозначается буквой А. Вы верно угадали! А вот и жительница этого домика - буква А.
Рассматриваем образец печатной и прописной буквы.
- Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а-а)
2. Игра «Узнайте звук»
- Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук [a].
Арбуз, аист, стол, банка, Валя, стул, парта, дом, зима, горка, карандаш, ручка, нож.
3. Артикуляция звука [a].
Рот широко открыт. Дети произносят звук - вдохнуть через нос и выдохнуть через рот, произнеся [а].
- Когда мы произносим свободно, звук легко вырывается изо рта - ему не мешают губы и зубы, они открыты как ворота. Не мешает и язык - он специально опустился, «лег на пол» рта. Произношение по одному и хором.
4. Характеристика звука.
- Раз воздух проходит свободно, можно петь, то звук гласный и живет он в красном домике.
5. Игра «На что похожа буква А?»:
- Посмотрите внимательно на букву А, на что она похожа? (ответы детей)
Заучивание стихотворения:
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
6. Знакомство с буквами А, а.
- Гласный звук можно записывать буквой А.
Показ буквы, место ее в алфавите, на ленте букв.
7. Работа с пуговками.
– Посмотрите, как можно сложить букву «А» из пальчиков:
Указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные пальчики сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует перекладинку.
- Давайте попробуем сложить вместе букву А из пуговиц.
II. Пальчиковая гимнастика.
8. Игра «Доскажи словечко».
Он большой как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен знаменит,
Это доктор …. (Айболит).
Фрукт оранжевого цвета –
Словно солнце жарким летом!
Сходим с мамой в магазин,
Купим сочный … (Апельсин)
9. Штриховка «Апельсин».
- У вас на столах тоже есть апельсины, вам нужно их закрасить.
Правило штриховки: штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры рисунка, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами), штриховать простым карандашом.
III. Работа с гармошкой.
- Буква А сегодня празднует день рождение, что принято дарить на день рождение?
- Мы подарим букве шарики и колпачок. Нам нужно взять красный карандаш в руки. Красный – это любимый цвет гласных. Обведем букву по контору и раскрасим/ заштрихуем.
- Кто знает почему две буквы?
- Зачем нужна заглавная буква А? (для написания имен, начала предложения)
- Подарим шарики – тоже красные.
- Буква праздновала свой праздник, так танцевала, что растеряла все элементы. Давайте обведем букву и достроим простым карандашом.
- Теперь давайте сосчитаем сколько букв А мы видим? Запишем это число в кубик.
- Подарки для буквы А – Ананас и арбуз – сделаем схему слов.
- Нарисуй свой подарок для буквы, помни, что в названии должен быть звук [a], он может находиться в начале слова, в середине или в конце.