Занятие по развитию речи в разновозрастной группе для детей с ЗПР. Тема: «Домашние птицы»
Занятие по развитию речи в разновозрастной группе для детей с ЗПР.
Тема: «Домашние птицы».
Подготовила и провела учитель-логопед Лиходедова Т.В.
Цель:
1. Закрепить словарь по теме.
2. Систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека.
3. Совершенствовать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе.
4. Отрабатывать у детей умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные и притяжательные прилагательные.
5. Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.
6. Закрепить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
7. Развивать память, внимание, мышление, речь.
Оборудование: презентация, картинки и иллюстрации по теме, мяч
Раздаточный материал: карточки с изображением домашних птиц и их птенцов, простые карандаши.
Ход занятия:
– Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми и весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!
Артикуляционная гимнастика
– Улыбнемся мы и домашним птицам при встрече. Но прежде, давайте почистим наши зубки, чтобы улыбки были у нас красивыми. Поиграем в игру "Чьи зубы чище? ": рот откроем, губы растянем в улыбке, широким кончиком языка "почистим" верхние зубы с внутренней стороны, делая языком движения вверх-вниз. Следите, чтобы губы не закрывали зубы, а нижняя челюсть не двигалась (дети выполняют упражнение ).
Беседа по вопросам на изученную тему.
– Ребята, давайте с вами вспомним какое сейчас время года? (весна)
Весной все просыпается, оживает. Светит солнце, появляются цветы. Все наполняется шумом и голосами животных. Послушайте, какие голоса вы услышите?
-петух
-гусь
-индюк
-утка
-Как можно назвать их одним словом? (птицы)
-Какие это птицы? (домашние)
-Почему они так называются? (отв.д)
-Какую пользу они приносят человеку?(отв.д)
Дидактическая игра "Кто как разговаривает?".
– Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом?
Образец:
петух – кукарекает,
курица – кудахчет, квохчет,
цыпленок – пищит,
утка – крякает,
гусь – шипит,
индюк – болбочет,
голубь – воркует.
Дидактическая игра "У кого кто в семье?".
– А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Логопед показывает картинки, а дети называют)
Образец:
петух – курица – цыпленок.
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок;
голубь – голубка – голубок.
Дидактическая игра «Собери семью»
У ребят на столе картинки с птицами- семья и чужой «ребенок». Нужно собрать семью правильно.
Физкультурная пауза «Петушок».
Логопед «превращает» всех детей в петушков.
Кукареку, я кричу дети шагают, высоко поднимая колени,
Разбудить ребят хочу! наклоны в стороны
На ногах моих сапожки выставляют ногу поочередно,
На ушах висят сережки показывают руками сережки
На головке гребешок наклоняют голову влево, вправо
Вот какой я петушок! Руки в стороны, повороты.
Дидактическая игра: "Считай-ка":
– А теперь мы попробуем посчитать домашних птиц.
Дидактическая игра "Один – много". (Логопед бросает мяч со словом, ребенок возвращает мяч, отвечая)
– На птичьем дворе я увидела курицу, а когда их будет не одна, то как скажем?
Образец:
курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси, и т.д
Дидактическая игра «Где спрятался цыпленок?»
-Ребята посмотрите на картинку. Цыпленок остался один и очень испугался. Отыщите куда спрятался цыпленок?(отв.д)
Дидактическая игра "Кого не стало?".
Детям предлагается запомнить картинки с птицами на доске. Затем ребята закрывают глаза. Логопед убирает картинку, спрашивает кого не стало.
Пальчиковая гимнастика.
Работа по листочкам-заштриховать птиц в разных направлениях, узнать птиц по силуэту и обвести.
Итог занятия:
– Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами.– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были?
– Кого из домашних птиц встречали?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем? (Они дают мясо, яйца, перо, пух)
– Надо ли человеку ухаживать за птицами?
– Почему?
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы.