Занятие по развитию речи «Весна идёт!»
Занятие по развитию речи «Весна идет»
Составитель: Шогляева Р.Н.
Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе через поэзию классиков русской литературы.
Задачи:
-Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
-Образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
-Развивать связную речь, словесно-логическое мышление.
-Развивать общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за весенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о весне, рассматривание иллюстраций по теме.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые наш гости! Для начала давайте поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку.
Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (поднять руки вверх)
Солнышко лучик тебе протянуло, (протянуть руки в центр круга)
Солнышко щечку тебе полоскало, (погладить ладонями щечки)
Доброго утра пожелало! (прижать ладони к груди)
- Дети, я приготовила для вас загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкой.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт. (Весна)
- Правильно ребята, это весна. Какое ласковое и нежное слово – весна! Весна несёт всем радость жизни и радость творчества! Это чувство охватывает всех людей: композиторы пишут музыку, художники – свои картины, поэты – стихи.
- Посмотрите на этот портрет (слайд № 1 Орест Кипренский) Кто на нем изображен? Сейчас я прочитаю стихотворение А.С. Пушкина о весне, а вы послушайте и представьте всё то, о чем пишет поэт.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года. (А. Пушкин)
Воспитатель: Вы увидели весну? Как вы думаете, какое настроение передал поэт?
Ответ детей: Поэт передал радостное, весёлое настроение.
Воспитатель: Мы с вами много читали стихов о весне, и все они радостные. Как вы думаете, почему?
Ответ детей: Закончилась холодная зима. Все радуются приходу весны. Ярче светит солнце. Появляются проталинки, первые подснежники. Птицы возвращаются с юга и поют свои весёлые песни.
- Вы заметили, как стало холодно на улице. Сегодня, у входа в нашу группу я нашла эту красивую коробочку. Как вы думаете, что в ней?
(Ответы детей)
- Давайте заглянем туда. Ой, что-то она не открывается (Воспитатель пытается открыть коробочку)
- Может, надо всем дружно похлопать в ладоши? (Дети с воспитателем хлопают в ладоши, коробочка не открывается)
- Может, надо всем на неё сильно подуть? (Все дети дуют на коробочку, и она медленно открывается)
- Посмотрим, что же в ней лежит. Здесь лежит письмо. Интересно! А что в письме и от кого оно? Послушайте: «Ребята, помогите! Снежная Королева заколдовала меня! Освободите меня от её холодных чар! Выполните ее задания, иначе у вас круглый год будет зима»
- Ребята, как вы думаете, кто написал это письмо? ( Весна)
- Что будем делать? (нужно помочь Весне, выполнить задания Снежной Королевы)
1. «Отгадай весеннюю загадку»
1. Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)
2. Новоселье у скворца – он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник, смастерили мы … (Скворечник)
3. Здесь на ветке чей-то дом, ни дверей в нем, ни окон.
Птицам жить там тепло, дом зовут такой … (Гнездо)
4.На речке лед идет,
Значит это … (Ледоход)
2. Игра «Четвертый – лишний»
(Слайды)
3. Игра «Скажи правильно» (с мячом)
Набухают почки или листочки?
Порхают птички или лисички?
Тают снежинки или слезинки?
Журчат ручьи или грачи?
Распускаются почки или листочки?
Прилетают насекомые или птицы?
Просыпаются ежики или зайчики?
Дни становятся короче или длиннее?
Игра «Скажи какой, какая, какие?» (с мячом)
Солнышко (какое?) – весеннее, яркое, теплое, ласковое, лучистое, …
Облака (какие?) – белые, легкие, пушистые, красивые, …
Травка (какая?) – первая, молодая, зеленая, нежная, душистая, …
Физминутка «Веснянка»
Солнышко, солнышко, золотое донышко,
(дети идут по кругу).
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей,
(дети бегут по кругу).
Прилетело сто грачей,
(дети машут руками, стоя на месте).
А сугробы тают, тают,
(дети приседают на месте).
А цветочки подрастают.
(дети медленно встают).
- Каждое время года приходит к нам со своей палитрой красок. (слайд №2) Посмотрите, на эту картину и скажите, какое время года в своей картине изобразил известный художник Исаак Левитан? (Раннюю весну) Как вы догадались? (Голубое небо; много света; яркое, теплое мартовское солнце; снег под лучами солнца уже потемнел; еще тонкие, без листвы осинки; птицы еще не прилетели, скворечник пустой … )
Воспитатель: В следующем задании нам надо с помощью стихотворений создать весеннее панно. А сейчас приготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Ла – ла – ла, к нам весна пришла
(хлопают в ладоши)
Ло – ло – ло, в лесу тепло.
(сжимают и разжимают пальчики)
Пель – пель – пель, капает капель
(ударяют указательным пальцем по ладони)
Ля – ля – ля, расцветай, земля!
(делают «фонарики»)
- Вот, теперь мы готовы создать весеннее панно. И поможет нам в этом музыка, которую написал композитор Пётр Ильич Чайковский «Подснежник». Кто начнет первым?
5. «Стихи о весенних приметах»
(дети прикрепляют картинки на панно)
Кто начнет первым?
5. «Стихи о весенних приметах»
(дети прикрепляют картинки на панно)
Ребенок: Тепло на солнышке.
Весна берет свои права.
В реке местами глубь ясна
На дне видна трава.
- Первый признак Весны – солнце теплое, доброе
Ребенок: По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри, на ветках клена
Сколько носиков зеленых!
- Вот и еще один признак Весны – на деревьях набухают почки
Ребенок: Дзинь-дзинь-дзинь, поют капели.
Ля-ля-ля, поет скворец.
Дзинь-ля-ля, на самом деле
Наступил Зиме конец!
- Следующий признак Весны – птицы возвращаются в родные края
Ребенок: Прорастает сквозь снежок.
К солнечным лучам цветок.
Маленький и снежный, -
Синенький подснежник.
- Еще один признак Весны – появление подснежников .
Ребенок: Тает снег, бегут ручьи.
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
- Какой следующий признак весны? Правильно – ручьи. Молодцы и с этим заданием справились.
Воспитатель: Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. И чтобы окончательно освободить Весну от зимних чар, давайте скажем:
Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горной вышины!
(Дети хором проговаривают стихотворение)
Воспитатель: Мы – молодцы! Разрушили колдовские чары Снежной Королевы и освободили Весну. Весна идет, - весне дорогу!
Понравилось ли вам занятие, ребята. Что больше всего понравилось? Молодцы, дети. И вы мне очень понравились. Я рада, что вы у меня такие, умные, добрые, отзывчивые.