12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рожина Галина Константиновна18
3

Занятие с элементами тренинга для старшеклассников «Культура семейных отношений и семейные ценности как средства профилактики социального сиротства».

Занятие с элементами тренинга для старшеклассников

«Культура семейных отношений и семейные ценности как средства профилактики социального сиротства».


Цель: создание условий для формирования у старшеклассников культуры семейных отношений и семейных ценностей как средства профилактики социального сиротства.

Задачи:

определить установки и ценностные ориентации старшеклассников, связанные с созданием семьи;

уделить внимание роли мужчины и женщины в создании семейного очага;

создать пирамиду ценностной основы семьи, обеспечивающей совместную деятельность детей и взрослых на основе взаимного уважения.

раскрыть некоторые причины сложности семейных отношений;

ознакомить с дисгармоничными типами семей.


Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами поговорим о персональной среде жизни и развития каждого из вас, т.е. о СЕМЬЕ.

26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании комитета по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового российского праздника — «Дня семьи, любви и верности».

Одним из главных инициаторов возрождения и популяризации этого праздника является супруга Дмитрия Медведева  Светлана Медведева. Ей же принадлежит идея: взять за символ праздника всеми любимый цветок - ромашку.

Этот праздник отмечается 8 июля и имеет глубокие духовные корни: именно 8 июля на Руси поминают святых благоверных Петра и Февронию Муромских, которые издревле считаются покровителями семейного счастья, супружеской любви и верности, хранители семьи и брака.

Празднование Дня семьи, любви и верности призвано обратить внимание всего российского общества на то, что семья, как основной элемент общества была и остается хранительницей духовно-нравственных ценностей, национальной культуры и исторической преемственности поколений. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа.


Ребята, не за горами время, когда вы вступите в самостоятельную жизнь и перед вами встанут совсем не детские проблемы, связанные с созданием семьи, рождением и воспитанием своих детей.


А зачем люди вступают в брак? Как вы думаете?

/Для продолжения рода, жить друг без друга не могут, чтобы быть не хуже других, в поисках материальной выгоды, сделать карьеру, разбогатеть, получить квартиру/.

А вы готовы на сегодняшний день к вступлению в брак и созданию семьи?


Ребята, а как вы думаете, обязательно ли в семье нужны дети? Сколько детей должно быть в семье?

Однодетная семья в движении и развитии означает вот что: через 25-30 лет в этой семье появятся два пенсионера и только один работник. Одна семья вырастит будущего жениха, другая – невесту. Они в будущем вступят в брак. На смену двум семьям придет одна. Это отрицательно влияет на демографическую ситуацию.

Сегодня мы с вами уже отметили, что счастье и надежда каждой семьи - это дети. Обязанность родителей – достойно воспитать своих детей, передать им свой жизненный опыт. Но по статистике у нас в стране много детей круглых сирот и социальных сирот (сироты при живых родителях). Как вы думаете, вследствие каких причин появляются дети-сироты? Социальные сироты?

- нежелание родителей трудиться, недостаточная обеспеченность потребностей детей;

- сверхзанятость родителей;

- пьянство родителей;

- случаи жестокого обращения с детьми

(физического, психического, сексуального насилия);

- отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;

- очень часто говорят «Уйди, не до тебя!»;

- особенности подросткового возраста и др.

- конфликтная ситуация в семье (измены), неполные семьи (счастливая семейная жизнь кажется несбыточным чудом);


Папа ушёл, вот его чемоданы –

Он заберёт их попозже, потом…

Трое теперь нас осталось у мамы –

Я и брат Санька, с чёрным котом.


Чем же ТА женщина папе дороже?

Что в ней такого, чего у нас нет?

Папа сказал, что она помоложе,

Любит сильней и несёт ему свет…


Странно…она ведь одна, а нас трое –

Стало быть, больше любви для отца.

Если б оставила папу в покое

Та, что звонит по ночам без конца…


Как всё устроится? Это известно –

В школе ребята успели сказать.

Папа теперь у нас будет «воскресным»,

По выходным станет к нам приезжать.


Папа ушёл и уже не вернётся…

Санька уснул у меня на руке.

Мама не плачет, но реже смеётся…

Папа, ты счастлив от нас вдалеке?


Как утверждают психологи – чтобы понять и принять что-либо новое на уровне личностных установок и поведения нужно все пропустить через себя. Это можно сделать на основе интерактивных форм обучения – «обучения через общение и опыт». Поэтому основную часть сегодняшней нашей встречи, мы проведём в форме мини-тренинга. Все задания вы будете выполнять в своих командах, что требует особых коммуникативных умений: слушать и слышать друг друга, приходить к общему решению, находить убедительные аргументы, отстаивая свою позицию. Я надеюсь, что у нас это получится.

Итак, начинаем.


Первое задание.

Первое задание. Сейчас я вам раздам листочки с изречениями древних философов о браке и семье (Приложение 1).

Ваша задача совместно решить, актуальна эта мысль для наших дней или нет, а также согласиться или не согласиться с вердиктом известных философов. /Время для выполнения задания и представление ответов – 3-5 мин./


Второе задание. Сейчас вы получите лист бумаги, на котором будут представлены определения современной семьи (Приложение 2). Ваша задача - выбрать правильные определения «семьи» и ответить на поставленные в задании вопросы.

/Время для выполнения задания и представление ответов – 5 мин./


2. Ниже приводятся четыре утверждения. Какое из них вы бы использовали для того, чтобы объяснить, что такое семья? (Выберите только один ответ). Почему другие определения вам кажутся не совсем подходящими?


Мы с вами выяснили, что же такое семья. Многие женщины мечтают о мужчине, который будет любить только их, никогда не глянет на другую женщину, будет уважать и ценить только ее, единственную. Надо заметить, что и мужчины в большинстве своем мечтают о женщине, которая будет благодарна ему за заботу, будет считать его самым мудрым, нужным, полезным, любимым и уважаемым. Каждый мужчина надеется стать королем в своем семейном царстве, а женщина - королевой.


Третье задание:

Создайте портрет идеального мужа, дайте характеристику

Создайте портрет идеальной жены, дайте характеристику

Создайте модель идеальной семьи

Создайте портрет реального мужа, дайте характеристику

Создайте портрет реальной жены, дайте характеристику

Создайте модель реальной семьи


Четвертое задание

Как же создать стабильную, по-своему счастливую семью? Существует, по крайней мере, 6 сценариев, по которым люди вольно или невольно строят отношения и создают семьи (Приложение 3). В выданных вам бланках вы найдёте краткое описание этих сценариев. Пожалуйста, обсудите эти сценарии и выберите наиболее для вас подходящий вариант.

/Время на выполнение задания с учётом дискуссии 8-10 мин.

Как вы считаете, какое из чувств наиболее подходит для создания крепкой семьи:

Любовь-страсть

Любовь-дружба

Любовь-долг

Любовь-уважение


Пятое задание. Сегодня вы совершенно верно подметили, что детское счастье зависит от того, в какой семье воспитывается ребенок, какие семейные ценности существуют в семье.

Для создания крепкой семьи очень важно, чтобы муж и жена имели общую систему ценностей и интересов. Сейчас я вам раздам 32 карточки с названием ценностей, качеств, действий (Приложение 4). Ваша задача выбрать из них 15 и построить из этих карточек пирамиду. На вершине должна быть основополагающая для создания крепкой стабильной семьи ценность. Далее две, но чуть менее важные, в следующем ряду три ещё менее важные и т.д. по убыванию значимости, в следующем – 4, в нижнем ряду – 5 наименее важных.

По завершению строительства группы демонстрируют пирамиду и комментируют свой выбор.

/Время на выполнение задания с учётом дискуссии 10-15 мин./

Что значит для меня моя семья?

Конечно - счастье и уют домашний,

Семь правил обязательных храня,

Лишь только семь, но очень - очень важных.

Во - первых, это главное - любовь.

Всем сердцем и душою всей, и разумом.

Не просто чтоб бурлила страстью кровь,

А трепетно, и каждый день по - разному.


Второе - дети. Что за дом без них?

Пустыня без колодца - не напиться.

А дети - это жизнь, это родник

И продолженье рода. Пусть струится!


Потом забота. Лишь она одна

Очаг семейный сбережет от ветра.

Старайся, чтоб с улыбкою весна

Была всегда с тобою, а не где-то.

Четвертое - терпение. Оно

Поможет пережить невзгоды, беды...

И отогреет солнышком окно.

Что инеем заледенело белым.

А пятое - ответственность и дом

В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь,

От ветра уберечь душевный пламень.


Шестое — уваженье. Только с ним

Приобретешь успех, признанье общее

Всегда, считаясь с мнением других,

Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

И наконец, седьмое - чистота

Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...

Вот так я представляю свой очаг,

Где я любима, счастлива где полностью.


Рефлексия: Я очень довольна вами, вы все поработали на славу. Целью нашей работы было погрузиться в тему семьи и брака и выяснить, почему в мирное время в нашей стране есть дети-сироты. Я надеюсь, что в будущем у ваших детей не возникнет такой проблемы, что у вас будут прекрасные, крепкие семьи. А теперь я предлагаю вам прикрепить на доске те фигурки, которые вы видите на слайде, если вам сегодня было интересно и понравилось работать.


И завершить нашу встречу я хочу: словами мира, уюта, согласия и взаимопонимания вам и вашим семьям

Приложение 1


Мудрым, да, мудрым был тот…

Кто первым дал заповедь людям:

Каждый пусть себе жену вровень берёт!

И счастлив будет

Эсхил


Разве не всё равно, занят ли такой дом, в котором жили многие, или такой, в котором никто не жил? И не всё ли равно, плыть на корабле, где уже плавали тысячи людей, или где ещё никто не плавал? Вот также всё равно, жить ли с женщиной, которую уже знавали многие, или с такой, которую никто не трогал.

Аристипп


Должно жениться, начиная с тридцати лет, и до тридцати пяти… Ослушник же, не женившийся по достижении тридцати пяти лет, ежегодно должен в наказание выплачивать такую-то сумму, чтобы ему не казалось, будто холостая жизнь приносят ему облегчение и выгоду.


Платон


Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя.


Платон











Приложение 2

Задания для команд

Пожалуйста, укажите, считаете ли вы людей, перечисленных в каждом утверждении, семьей - да или нет. Обоснуйте свой ответ.


Виды семей


ДА

НЕТ

1.

Мужчина и женщина, которые не женаты, но регулярно встречаются и у них нет общих детей



2.

Мужчина и женщина, которые не женаты, но живут вместе, и у них есть общие дети



3.

Два мужчины или две женщины, имеющие друг с другом сексуальные отношения



4.

Незамужняя женщина и ее дети



5.

Мужчина и женщина, состоящие в браке, у которых нет своих, но есть приёмные дети




2. Ниже приводятся четыре утверждения. Какое из них вы бы использовали для того, чтобы объяснить, что такое семья? (Выберите только один ответ). Почему другие определения вам кажутся не совсем подходящими?

а) Семья - это один или несколько человек, кого ты сильно любишь и о ком заботишься, или те, кто сильно любит тебя и заботится о тебе.

б) Семья - это все люди, связанные родственными связями, а также через усыновление или брак, осуществляющие социализацию детей и поддержку членов семьи.

в) Семья - это люди, живущие вместе.

г) Семья - это люди, у которых общие ценности и цели в жизни.











Приложение 3


Сценарий развития отношений


Примерное краткое описание сценария

1.

Встреча – секс - обязательства

Молодые встретились, между ними возникли романтические отношения - их потянуло друг другу, возникли интимные отношений, девушка оказалась в положении - молодой человек сделал предложение

2.

Встреча – обязательства - секс

Молодые встретились, влюбились друг в друга – приняли решение закрепить свои отношения в браке – начали интимную жизнь

3.

Секс – встреча - обязательства

После вечеринки юноша и девушка, отдавшись порыву, вступили в половые отношения – поняли, что им хорошо друг с другом и продолжили встречаться – со временем решили пожениться

4.

Секс – обязательства – встреча

После вечеринки юноша и девушка, отдавшись порыву, вступили в половые отношения – девушка оказалась в положении, родители настояли на браке – прожив несколько лет в браке, молодые люди поняли, что подходят друг другу

5.

Обязательства – секс – встреча

Родители жениха отправили сватов к родителям девушки и получили их благословление на брак – закрепив отношения брачным договором, молодые люди вступили в интимные отношения – живя вместе как семья, они осознали, что созданы друг для друга

6.

Обязательства – встреча - секс

Родители приняли решение поженить своих детей (молодой человек сделал предложение) – после свадьбы молодые не спешили с началом интимных отношений и решили проверить, насколько они подходят друг другу – поняв и проверив свои чувства, они вступили в интимные отношения.








Приложение 4



Заниматься спортом


Все время проводить вместе


Иметь много друзей


Почитание старших


Ответствен-ность


Взаимо-понимание


Всем оказывать знаки внимания



доверчивость


Уметь наказывать за проступки


Семейные традиции


Быть строгим


Умение прощать



уважение



доброта



трудолюбие



Быть расчетливым


ласка


терпение


Уметь командовать


любовь



доверие


Умение веселиться



Красивая внешность


Быть самим собой


согласие


Быть оптимистом


чистота



щедрость


Много денег в кармане


взаимопомощь


Общие интересы


скромность


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.