Государственная политика в сфере образования определяет, что успешное решение задач, касающихся профориентации и профессионального самоопределения школьников, возможно только при объединении усилий семьи и школы. Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Но, к сожалению, уровень психолого-педагогических знаний многих родителей не создает у их детей ощущения уверенности и надежности. Повышению уровня осведомленности родителей в вопросах самоопределения способствует информация, предлагаемая на родительских собраниях.
Занятие с родителями «Выбор профессии»
Цели:
- вовлечение родителей в обсуждение вопросов, связанных с планированием «жизни после школы» подростка;
- оптимизация распределения ответственности за принятие решений в системе детско-родительских отношений.
Материалы: ручки, листы бумаги, анкета «Знаете ли Вы своего ребенка?», карточки с ситуациями, «Анкета профессионального выбора», «Матрица профессионального выбора».
Ход занятия:
Вступительная беседа.
Для молодых людей переходный период между школой и работой становится определяющим для личного и профессионального развития на всю жизнь. На этом возрастном этапе юный человек получает возможность сделать самостоятельный выбор и принять ответственность за него.
Но все ли выпускники осознанно относятся к планированию своей будущей профессиональной деятельности? Согласно статистике, 30 % студентов бросают учебу, не окончив вуза, 60 % выпускников вузов и 70 % окончившие профессиональные учебные заведения, не работают по специальности.
Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» Реализация идеи профильности старшей ступени школы направлена на формирование предварительного самоопределения выпускника в отношении профессионального образования.
В рамках предпрофильного обучения предполагается, что к возрасту 14 – 15 лет подросток готов самостоятельно, либо при помощи ближайщего окружения и специалистов оценить свои способности и интересы, осуществить некоторый предварительный профессиональный выбор, спрогнозировать последствия своих решений и затем заняться планомерной целенаправленной деятельностью в соответствии с поставленными образовательными целями.
Переходный возраст детей – показатель того, что в семье возможно развитие нормативного кризиса. Сущность его заключается в перераспределении власти в семье. Наступает момент, когда родителям необходимо поделиться с подрастающим ребенком имеющейся у них огромной властью, так как воспитательная миссия по отношению к ребенку исчерпана либо подходит к концу.
Надо отметить, что консервативные схемы устройства семейной жизни, как правило, заставляют семьи держаться за привычные стереотипы. Любое новое, любые попытки изменения вызывают страх и сопротивление. На данном этапе от родителей требуется перестройка способов общения с подростком.
Сегодня мы постараемся проиграть моменты взаимоотношений родителя и подростка в рамках выбора дальнейшего профессионального пути.
Упражнение 1. «Машина времени»
Представьте, что вы перенеслись на несколько лет назад.
- Каким вы представляли свое профессиональное будущее?
- Кто и как помогал вам в осуществлении ваших планов?
- Как родители отнеслись к вашему выбору?
- Были ли разногласия по поводу вашего выбора с родителями?
- Какие личные качества и навыки помогли вам реализовать свои планы?
- Осуществились ли ваши мечты?
- Хотели ли что – то сейчас изменить?
Упражнение 2. «Знаете ли вы своего ребенка?»
Заполните таблицу, которая поможет охарактеризовать вашего ребенка на запрашиваемую профессиональную деятельность.
Я считаю, что мой сын / дочь может претендовать на профессию
1. ________________________________
2. _________________________________
3. _________________________________
(при нескольких выборах, таблица может быть заполнена по другому)
Достоинства |
Недостатки |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Возможность |
Препятствия |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Достоинства – это личностные качества, склонности, способности, знания и умения, которые помогут вашему ребенку в достижении поставленных целей.
Недостатки – это вредные привычки, отсутствие опыта, знаний и навыков, которые могут затруднить достижение поставленных целей.
Одни и те же качества могут рассматриваться и как сильные, и как слабые – например, молодость и зрелость, авантюризм и осторожность.
Возможности – это благоприятные внешние условия.
Препятствия – неблагоприятные внешние условия.
К внешним условиям можно отнести ситуацию на рынке труда, состояние экономики, наличие или отсутствие друзей и единомышленников и пр.
Упражнение 3. Ситуации
Предложите выход из создавшейся ситуации
Ситуация 1.
Я представлю вам нашего героя Ивана, немного расскажу о нем. Иван учится хорошо, но никаких особенных достижений в его жизни нет. Любит быть в центре внимания и является лидером небольшой группе сверстников. Самая яркая черта, которую ещё можно отметить, – это то, что он очень избалован. Ему хочется всего самого лучшего, и во всем он находит недостатки. Вот недавний пример: просил родителей подарить ему на день рождения ноутбук. Они купили ему самую дорогую модель. Так ему не понравилось: цвет ноутбука не тот! По прошествии нескольких дней выгодно для себя обменял ноутбук на другую модель среди более старших по возрасту знакомых подростков. И так во всем: обсуждает, критикует, но никогда не остается в проигрыше. Да, сейчас он в девятом классе. Пришла пора выбирать профессию…
Какую профессию ему выбрать? Предложите ряд профессий, описав достоинства и их недостатки.
Ситуация 2.
Ира учится в 9 классе. Она пока не знает, кем хочет стать. Учится Ира средне, хотя по некоторым предметам у нее хорошие оценки: по биологии, математике и литературе. Ирина мама настаивает, чтобы дочь подтянулась по ряду предметов и поступила в медицинский институт. Но девушку это не очень привлекает, так как в медицинском институте надо много учить, и она боится, что не справиться. Подруги уговаривают Иру пойти в колледж учиться на юриста, и Ира, скорее всего, согласиться, так как для нее главное в жизни общение и без подруг ей трудно.
Как поступить Ире?
Я считаю, что мой сын / дочь может претендовать на профессию
1. ________________________________
2. _________________________________
3. _________________________________
Достоинства |
Недостатки |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Возможность |
Препятствия |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Я считаю, что мой сын / дочь может претендовать на профессию
1. ________________________________
2. _________________________________
3. _________________________________
Достоинства |
Недостатки |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Возможность |
Препятствия |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Приложение
Памятка для родителей
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься
КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
1 этап
Принятие решения о выборе профессии
Типичные ошибки при выборе профессии:
Выбор профессии «за компанию»
Выбор престижной профессии
Отождествление учебного предмета с профессией
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии.
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
Выбор профессии под давлением родителей:
Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
Первый фактор – «Хочу»
Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
Второй фактор – «Могу»
Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. У
Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
тестирования в интернете для определения профессиональной деятельности
Третий фактор – «Надо»
Узнайте, будет ли востребованна выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
1. Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
2. Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3. Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
4. Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.
1. Сайты: Территория 360VR +https://trud.admtyumen.ru
2. ТИНТАУН в г. Тюмени
2 этап
Выбор учебного заведения
В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках, проводимых Центрами занятости населения, Дни открытых дверей, ежегодно организуемые учебными заведениями.
3 этап
Поступление в учебное заведение
Чем родители могут быть полезны своему ребенку в этот важный период?
Во-первых, абсолютной верой в его силы, возможности и способности.
Во-вторых, в некоторых случаях полезно просто не мешать и не пытаться активно руководить процессом подготовки.
В-третьих, если поступление в этом году не состоялось, не спешите обрушивать на голову ребенка поток своих сожалений и обвинений.
Важно, чтобы ребенок был уверен в том, что неудача не умаляет его человеческого достоинства, а процесс подготовки можно совершенствовать и добиваться положительного результата.
Чтобы сохранить высокую работоспособность, надо уметь отдыхать. Помогите ребенку организовать свой рабочий день, эффективно чередуя время занятий и отдыха.
В этом поиске родители – самые надежные и верные помощники!
Данные центра занятости Тюменской области на март 2016г
сфера деятельности |
Число вакансий |
Cтрахование |
97 |
Cтроительство и архитектура |
5210 |
Cфера обслуживания |
901 |
Аудит, банковское дело |
1 |
Бухгалтерский учет |
83 |
Гостинично-ресторанный бизнес |
489 |
Государственная служба |
125 |
Дизайн, полиграфия, реставрация |
24 |
Закупки, снабжение |
0 |
Информационные технологии и интернет |
26 |
Красота, фитнес, спорт |
0 |
Маркетинг |
0 |
Медицина и фармация |
901 |
Менеджеры по продажам |
185 |
Недвижимость |
0 |
Нефть, газ, разведка недр |
44 |
Образование, культура, наука |
900 |
Охрана, безопасность, полиция |
709 |
Производство, монтаж, ремонт |
3525 |
Реклама |
0 |
Руководители |
1549 |
Секретариат |
57 |
Сельское/Лесное/Рыболовное хозяйства |
302 |
СМИ, издательства |
2 |
Спорт |
45 |
Телекоммуникации и связь |
41 |
Топ-менеджеры |
0 |
Торговля, склад, перевозка |
2254 |
Транспорт и автобизнес |
1021 |
Туризм, отдых, развлечения |
22 |
Управление персоналом |
17 |
Финансы и кредит |
447 |
Юриспруденция |
27 |
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ
Профессии |
Вступительные экзамены ЕГЭ |
Регионоведение |
Ист*, рус, гео, ин.яз |
Биохимик, микробиолог |
Биол*, рус, мат, хим |
Инженер по качеству |
Мат*, рус, физ, инф |
Связи с общественностью, PR |
Общ*, рус, ист, ин.яз |
Риэлтор |
Мат*, рус, физ, хим |
Телерадиоведущий |
Лит*, рус, ин.яз, творч. конкурс |
Архитектор, дизайнер по интерьеру |
Мат*, рус, ист (архитектор) |
Логистик |
Мат*, рус, общ, ин.яз |
Журналист |
Лит*, рус, ин.яз, творч. конкурс |
Логопед |
Биол*, рус, общ, ист |
Редактор |
Общ*, рус, ист, ин.яз |
Менеджер по туризму и гостиничному бизнесу |
Гео*, рус, общ, ин.яз |
Информационные системы в экономике |
Мат*, рус, общ, ин.яз |
Инженер по качеству |
Мат*, рус, физ, инф |
Верстальщик |
Курсы |
Врач скорой и неотложной мед. помощи, хирург |
Хим*, рус, физ, биол |
Ландшафтный дизайнер |
Мат*, рус, физ, гео |
Сервисный инженер |
Мат*, рус, физ, инф |
Архитектор, дизайнер по интерьеру |
Мат*, рус, ист (архитектор) |
Бренд-менеджер |
Мат*, рус, общ, ин.яз |
Инженер-технолог (полиграфия) |
Мат*, рус, физ, хим |
Риэлтор |
Мат*, рус, физ, хим > |
Технолог легкой промышленности |
Мат*, рус, физ, хим |
Веб-дизайнер |
Лит*, рус, ист, творч.конкурс |
Бармен, стюард(есса), официант(ка) |
Курсы |
Медсестра |
Рус, биол |
Военнослужащий |
Спец. подготовка |
Банковский служащий |
Мат*, рус, общ, ин.яз |
Инструктор по туризму |
Биол*, рус, физ, физич. подготовка |
Менеджер на производстве |
Мат*, рус, общ, ин.яз |
Системный аналитик |
Мат*, рус, физ, инф |
Риэлтор |
Мат*, рус, физ, хим |
Врач |
Хим*, рус, физ, биол |
Секретарь-референт |
Курсы |
Менеджер по персоналу |
Общ*, рус, мат, ин.яз |
Адвокат |
Общ*, рус, ист, ин.яз |