Занятие с родителями «Выбор профессии»

5
0
Материал опубликован 7 August 2016 в группе

Государственная политика в сфере образования определяет, что успешное решение задач, касающихся профориентации и профессионального самоопределения школьников, возможно только при объединении усилий семьи и школы. Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Но, к сожалению, уровень психолого-педагогических знаний многих родителей не создает у их детей ощущения уверенности и надежности. Повышению  уровня осведомленности родителей в вопросах самоопределения способствует информация, предлагаемая на родительских собраниях.

Занятие с родителями «Выбор профессии»

Цели:

- вовлечение родителей в обсуждение вопросов, связанных с планированием «жизни после школы» подростка;

- оптимизация распределения ответственности за принятие решений в системе детско-родительских отношений.

Материалы: ручки, листы бумаги, анкета «Знаете ли Вы своего ребенка?», карточки с ситуациями, «Анкета профессионального выбора», «Матрица профессионального выбора».

Ход занятия:

Вступительная беседа.

Для молодых людей переходный период между школой и работой становится определяющим для личного и профессионального развития на всю жизнь. На этом возрастном этапе юный человек получает возможность сделать самостоятельный выбор и принять ответственность за него.

Но все ли выпускники осознанно относятся к планированию своей будущей профессиональной деятельности? Согласно статистике,  30 % студентов бросают учебу, не окончив вуза, 60 % выпускников вузов и 70 % окончившие профессиональные учебные заведения, не работают по специальности.

Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» Реализация идеи профильности старшей ступени школы направлена на формирование предварительного самоопределения выпускника в отношении профессионального образования.

В рамках предпрофильного обучения предполагается, что к возрасту 14 – 15 лет подросток готов самостоятельно, либо при помощи ближайщего окружения и специалистов оценить свои способности и интересы, осуществить некоторый предварительный профессиональный выбор, спрогнозировать последствия своих решений и затем заняться планомерной целенаправленной деятельностью в соответствии с поставленными образовательными целями.

Переходный возраст детей – показатель того, что в семье возможно развитие нормативного кризиса. Сущность его заключается в перераспределении власти в семье. Наступает момент, когда родителям необходимо поделиться с подрастающим ребенком имеющейся у них огромной властью, так как воспитательная миссия по отношению к ребенку исчерпана либо подходит к концу.

Надо  отметить, что консервативные схемы устройства семейной жизни, как правило, заставляют семьи держаться за привычные стереотипы. Любое новое, любые попытки изменения вызывают страх и сопротивление. На данном этапе от родителей требуется перестройка способов общения с подростком.

Сегодня мы постараемся проиграть моменты взаимоотношений родителя и подростка в рамках выбора дальнейшего профессионального пути.

Упражнение 1. «Машина времени»

Представьте, что вы перенеслись на несколько лет назад.

- Каким вы представляли свое профессиональное будущее?

- Кто и как помогал вам в осуществлении ваших планов?

- Как родители отнеслись к вашему выбору?

- Были ли разногласия по поводу вашего выбора с родителями?

- Какие личные качества и навыки помогли вам реализовать свои планы?

- Осуществились ли ваши мечты?

- Хотели ли что – то сейчас изменить?

Упражнение 2. «Знаете ли вы своего ребенка?»

Заполните таблицу, которая поможет охарактеризовать вашего ребенка на запрашиваемую профессиональную деятельность.

Я считаю, что мой сын / дочь может претендовать на профессию

 1. ________________________________

2. _________________________________

3. _________________________________

(при нескольких выборах, таблица может быть заполнена по другому)

Достоинства

Недостатки

1

1

2

2

3

3

4

4

Возможность

Препятствия

1

1

2

2

3

3

4

4

Достоинства – это личностные качества, склонности, способности, знания и умения, которые помогут вашему ребенку в достижении поставленных целей.

Недостатки – это вредные привычки, отсутствие опыта, знаний и навыков, которые могут затруднить достижение поставленных целей.

Одни и те же качества могут рассматриваться и как сильные, и как слабые – например, молодость и зрелость, авантюризм и осторожность.

Возможности – это благоприятные внешние условия.

Препятствия – неблагоприятные внешние условия.

К внешним условиям можно отнести ситуацию на рынке труда, состояние экономики, наличие или отсутствие друзей и единомышленников и пр.

Упражнение 3. Ситуации

Предложите выход из создавшейся ситуации

Ситуация 1.

Я представлю вам нашего героя Ивана, немного расскажу о нем. Иван учится хорошо, но никаких особенных достижений в его жизни нет. Любит быть в центре внимания и является лидером небольшой группе сверстников. Самая яркая черта, которую ещё можно отметить, – это то, что он очень избалован. Ему хочется всего самого лучшего, и во всем он находит недостатки. Вот недавний пример: просил родителей подарить ему на день рождения ноутбук. Они купили ему самую дорогую модель. Так ему не понравилось: цвет ноутбука не тот! По прошествии нескольких дней выгодно для себя обменял ноутбук на другую модель среди более старших по возрасту знакомых подростков. И так во всем: обсуждает, критикует, но никогда не остается в проигрыше. Да, сейчас он в девятом классе. Пришла пора выбирать профессию…

Какую профессию ему выбрать? Предложите ряд профессий,  описав достоинства и их недостатки.

Ситуация 2.

Ира учится в 9 классе. Она пока не знает, кем хочет стать. Учится Ира средне, хотя по некоторым предметам у нее хорошие оценки: по биологии, математике и литературе. Ирина мама настаивает, чтобы дочь подтянулась по ряду предметов и поступила в медицинский институт. Но девушку это не очень привлекает, так как в медицинском институте надо много учить, и она боится, что не справиться. Подруги уговаривают Иру пойти в колледж учиться на юриста, и Ира, скорее всего, согласиться, так как для нее главное в жизни общение и без подруг ей трудно.

Как поступить Ире?

Я считаю, что мой сын / дочь может претендовать на профессию

 1. ________________________________

2. _________________________________

3. _________________________________

Достоинства

Недостатки

1

1

2

2

3

3

4

4

Возможность

Препятствия

1

1

2

2

3

3

4

4

Я считаю, что мой сын / дочь может претендовать на профессию

 1. ________________________________

2. _________________________________

3. _________________________________

Достоинства

Недостатки

1

1

2

2

3

3

4

4

Возможность

Препятствия

1

1

2

2

3

3

4

4

 

Приложение

Памятка для родителей

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься

КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1 этап

Принятие решения о выборе профессии
Типичные ошибки при выборе профессии:
Выбор профессии «за компанию»
Выбор престижной профессии
Отождествление учебного предмета с профессией
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии.
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
Выбор профессии под давлением родителей:

Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
Первый фактор – «Хочу»
Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.

Второй фактор – «Могу»

Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. У

Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии. 
тестирования в интернете для определения профессиональной деятельности


Третий фактор – «Надо»
Узнайте, будет ли востребованна выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
1.    Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
2.    Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3.    Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
4.    Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

1. Сайты: Территория 360VR  +https://trud.admtyumen.ru

2. ТИНТАУН в г. Тюмени

2 этап

Выбор учебного заведения

В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках, проводимых Центрами занятости населения, Дни открытых дверей, ежегодно организуемые учебными заведениями.

3 этап

Поступление в учебное заведение

Чем родители могут быть полезны своему ребенку в этот важный период?

Во-первых, абсолютной верой в его силы, возможности и способности.

Во-вторых, в некоторых случаях полезно просто не мешать и не пытаться активно руководить процессом подготовки.

В-третьих, если поступление в этом году не состоялось, не спешите обрушивать на голову ребенка поток своих сожалений и обвинений.

Важно, чтобы ребенок был уверен в том, что неудача не умаляет его человеческого достоинства, а процесс подготовки можно совершенствовать и добиваться положительного результата.

Чтобы сохранить высокую работоспособность, надо уметь отдыхать. Помогите ребенку организовать свой рабочий день, эффективно чередуя время занятий и отдыха.

В этом поиске родители – самые надежные и верные помощники!
 

Данные центра занятости Тюменской области на март 2016г

сфера деятельности

Число вакансий

Cтрахование

97

Cтроительство и архитектура

5210

Cфера обслуживания

901

Аудит, банковское дело

1

Бухгалтерский учет

83

Гостинично-ресторанный бизнес

489

Государственная служба

125

Дизайн, полиграфия, реставрация

24

Закупки, снабжение

0

Информационные технологии и интернет

26

Красота, фитнес, спорт

0

Маркетинг

0

Медицина и фармация

901

Менеджеры по продажам

185

Недвижимость

0

Нефть, газ, разведка недр

44

Образование, культура, наука

900

Охрана, безопасность, полиция

709

Производство, монтаж, ремонт

3525

Реклама

0

Руководители

1549

Секретариат

57

Сельское/Лесное/Рыболовное хозяйства

302

СМИ, издательства

2

Спорт

45

Телекоммуникации и связь

41

Топ-менеджеры

0

Торговля, склад, перевозка

2254

Транспорт и автобизнес

1021

Туризм, отдых, развлечения

22

Управление персоналом

17

Финансы и кредит

447

Юриспруденция

27

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ

Профессии

Вступительные экзамены ЕГЭ

Регионоведение

Ист*, рус, гео, ин.яз

Биохимик, микробиолог

Биол*, рус, мат, хим

Инженер по качеству

Мат*, рус, физ, инф

Связи с общественностью, PR

Общ*, рус, ист, ин.яз

Риэлтор

Мат*, рус, физ, хим

Телерадиоведущий

Лит*, рус, ин.яз, творч. конкурс

Архитектор, дизайнер по интерьеру

Мат*, рус, ист (архитектор) 
или Лит*, рус, ист (дизайнер) + творч. конкурс

Логистик

Мат*, рус, общ, ин.яз

Журналист

Лит*, рус, ин.яз, творч. конкурс

Логопед

Биол*, рус, общ, ист

Редактор

Общ*, рус, ист, ин.яз

Менеджер по туризму и гостиничному бизнесу

Гео*, рус, общ, ин.яз

Информационные системы в экономике

Мат*, рус, общ, ин.яз

Инженер по качеству

Мат*, рус, физ, инф

Верстальщик

Курсы

Врач скорой и неотложной мед. помощи, хирург

Хим*, рус, физ, биол

Ландшафтный дизайнер

Мат*, рус, физ, гео

Сервисный инженер

Мат*, рус, физ, инф

Архитектор, дизайнер по интерьеру

Мат*, рус, ист (архитектор) 
или Лит*, рус, ист (дизайнер) + творч.конкурс

Бренд-менеджер

Мат*, рус, общ, ин.яз

Инженер-технолог (полиграфия)

Мат*, рус, физ, хим

Риэлтор

Мат*, рус, физ, хим >

Технолог легкой промышленности

Мат*, рус, физ, хим

Веб-дизайнер

Лит*, рус, ист, творч.конкурс

Бармен, стюард(есса), официант(ка)

Курсы

Медсестра

Рус, биол

Военнослужащий

Спец. подготовка

Банковский служащий

Мат*, рус, общ, ин.яз

Инструктор по туризму

Биол*, рус, физ, физич. подготовка

Менеджер на производстве

Мат*, рус, общ, ин.яз

Системный аналитик

Мат*, рус, физ, инф

Риэлтор

Мат*, рус, физ, хим

Врач

Хим*, рус, физ, биол

Секретарь-референт

Курсы

Менеджер по персоналу

Общ*, рус, мат, ин.яз

Адвокат

Общ*, рус, ист, ин.яз

Комментарии
Комментариев пока нет.