12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Любовь Ловягина17
Свердловская обл.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тазовская школа – интернат среднего (полного) общего образования»

ул. Кирова, 12, п. Тазовский, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350

Тел. (факс): 2-18-91, tazinternat@mail.ru



 


 

 

Учитель: Л.Б.Ловягина


 

Цели:

Формировать умение находить и показывать на карте Тюменскую область, Ямало-Ненецкий Автономный округ, п.Тазовский.

Познакомить учащихся с природой Крайнего Севера, ее особенностями.

Прививать любовь к различным уголкам нашей Родины; к людям, проживающим на Крайнем Севере, к их труду.

 

Оборудование:

Карта Тюменской области; нарты; макет чума; презентация с иллюстрированным материалом.


 

Учитель:

Ребята, посмотрите -это карта Тюменской области. Видите, какая большая наша область, которая входит в Ямало-Ненецкий Автономный округ.

Ученик:

Вы на карту посмотрите.

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом:

Мы на Севере живем.

Учитель:

Только Ямал наш совсем не мал, он огромный. И вон там, на севере недалеко от …. на заполярной реке Таз стоит наш родной поселок.

10 декабря 1930 года Постановлением ВЦИК СССР создан Ямало-Ненецкий Автономный округ. В его составе образован Тазовский район с центром Хальмер-Седе.

Тазовский район- явление во многом уникальное. Он–самое большое по территории муниципальное образование в Ямало-Ненецком Автономном округе и Тюменской области и практически весь находится в арктической зоне, т.е. в самых суровых природно- климатических условиях. Здесь сохранены и продолжают развиваться традиционные отрасли хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера- оленеводство, рыбодобыча, охотпромысел. Но главной ценностью, конечно, являются люди, которые живут в необозримых просторах Крайнего Севера.

-А чтобы лучше узнать этот волшебный край и его чудесных жителей давайте отправимся с вами в путешествие.

-Мы побываем в тундре, поедем на оленьей упряжке ,погостим в чуме, полетим на вертолете, поедем на автобусе и поплывем на катере.

-А в пути вам придется отгадывать мудреные загадки, которые придумал наш древний народ.

-Ну как, хотите отправиться в такое путешествие?

-Тогда - в путь!

-Да, но наше путешествие необычное, ведь мы будем путешествовать даже не выходя из своего класса.

-Ну, садитесь поудобнее, и…

Ученик:

Постойте, постойте!

Учитель:

Мы же забыли о самом главном! Вы же все сами хорошо знаете, что все чудеса совершаются после волшебных слов.

Знаете, в Заполярном растет вкусная ягода. Все северяне ее очень любят. Поэтому давайте, как заклинание скажем эти слова:

В синеве, где тучки тают,

Птичьи трассы пролегли…

В дальний путь уводит стаю

Зов морошковой земли.

( Дети хором проговаривают слова за учителем)

Звучит музыкальное вступление.

(Входят девочки в костюме морошки и исполняют танец- хоровод)

Девочка:

Я- ягодка морошка,

Царевна тундры.

Попробуйте меня

И вы убедитесь в этом.

Во мне много витаминов, лекарственных веществ.

Я- твое здоровье, твоя- сила, твое- богатство.

Девочка во время исполнения танца стоит в центре хоровода, затем уводит девочек и угощают приглашенных морошкой (звучит ненецкая мелодия).

Из чума в ненецком костюме выходит старик. Садится на нарты и смотрит вдаль. К нему подходят два путешественника.

Путешественник 1:

-Здравствуй, дедушка!

Путешественник 2: Ани торова! (здоровается по-ненецки)

Старик:

Здоровается по-ненецки. Кто вы такие? Куда путь держите?

Путешественники:

Мы путешествуем.

Старик:

О, это хорошо. Но если вы не побываете в Тазовском, вы очень многое не увидите.

Путешественник 1:

Тазовский?

Путешественник 2:

А что это такое?

Старик:

Это прекрасный поселок в нашем крае.

Путешественник 1:

-Дедушка, а ты нам расскажи.

Старик:

-О, нет. Мои быстрые олени вмиг вас туда довезут.

Учитель:

-Ну что, ребята, садитесь поудобнее в упряжку.

( Дети исполняют песню «Суляко»)

- А вот и аэродром. Сколько на летном поле вертолетов-это самые удобные летательные машины для нашего северного края, где болот и ручейков столько, сколько не сосчитаешь и за целый год.

Ученик:

-Они могут летать в любые труднодоступные места. Вертолеты возят людей, всякие грузы и даже целые буровые вышки. Значит, настоящий труженик тундровой земли – вертолет.

Учитель:

-Давайте сядем в вертолет и полетим.

(Заводим свои моторы и взлетаем .Включается запись взлета вертолета)

Чтец:

Мы глядим во все глаза

Из металла стрекоза!

У нее забавный вид:

На спине не крылья- винт.

Стрекоза качнулась вдруг

И взлетела в небеса

Вот какие чудеса!

Закончился полет,

До свиданья, вертолет!

Учитель:

А мы уходим с аэродрома. Нас ждет автобус… Хорошо ехать в автобусе - тепло. Мягко и весело(исполняется песня «Если с другом вышел в путь»).

-Ребята, сейчас мы едем по ул. Ленина. Это центральная улица поселка. Центром является площадь, где стоит памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Здесь проводят самые главные праздники.

-А какие праздники вы знаете?

- А теперь мы войдем в очень интересный дом, в котором хранится само время, сама история.

Мальчик:

Есть такой волшебный дом-

Тундра вся вместилась в нем.

Птицы, звери, вся природа.

Вся история народа.

Девочка:

Будто след былых времен,

Бережно хранится в нем:

Иглы, стрелы, топоры

Незапамятной поры.

Мальчик:

И вот здесь шаман зловещий,

Нам свои оставил вещи:

Маску, бубен, амулет-

Символы ушедших лет.

Девочка:

Здесь и чум оленевода

Нарты мягкие у входа,

Медный чайник и очаг…

Хоть огонь в костре зачах.

Мальчик:

Все же кажется, вот-вот

Сам пастух сюда войдет

Сбросил малицу с плеча,

Станет пить горячий чай.

И подарит щюря глаз,

О минувшей жизни сказ…

Учитель:

Сегодня к нам в гости пришел интересный человек из этого волшебного дома, давайте его послушаем ( рассказ о районном краеведческом музее).

Учитель:

И снова мы едем по центральной улице к нашему пирсу. С первых весенних дней и до глубокой осени в Тазовский приходят речные суда с разными грузами. Нагруженные баржи лесом плывут сначала по реке Обь, а потом по реке Таз до п.Тазовский(показать на карте путь перевозки леса).

Девочка:

Только кончатся морозы-

Приплывают к нам сюда

Сухогрузы, лесовозы и другие вот суда.

Мальчик:

Отдыхайте мотористы.

И суровый капитан.

Груз из трюма- ловко, быстро-

Вынесет подъемный кран.

Девочка:

Уступить никто не хочет!

Прочь усталость!

Сгинь, как тень!

Тазовский- наш порт грохочет.

День и ночь

Ночь и день… (мальчики исполняют танец «Яблочко»)

Учитель:

А когда наступит полярный день и над Тазовским целые сутки светит солнце, работа в порту не затихает ни на час. Но вот над тундрой показалось солнце. Это очень, очень хорошо. Это значит, что к нам пришла… Весна

Мальчик:

Весенние воды, разлив голубой.

Пуночки горло полощут водой.

Ягельный запах земли аромат,-

Тундровый край будет мехом богат.

Тихо на тропах копытца звенят-

Важенки в стадо ведут оленят.

(Дети исполняют песню «Выглянуло солнышко»)

Учитель:

Есть в поселке Тазовский школа-интернат. Сюда приезжают дети из далеких тундровых стойбищ и рыбацких угодий. Дети здесь учатся и живут. Как и все дети, они любят подвижные игры: прятки, догонялки и другие. Но какая же игра обходится без считалочки?

Давайте поиграем в считалочки (дети встают в кружочек).

Девочка:

Прибежала к нам лиса

Через реки и леса.

Быстрым зайчиком в кусты

Убегай скорее ты.

Мальчик:

Все ребята встали в круг

Серый волк примчался вдруг!

Он клыкастый, погляди

Самый сильный – выходи!

(Звенит звонок)

Учитель:

Вы слышите, прозвенел звонок. Вот так скоро прозвенит последний звонок в этом учебном году. В школе учиться хорошо ,но все ребята любят, когда наступают летние каникулы.


 

Рефлексия:

Понравилось вам путешествие?

С каким настроением вы уйдете с урока? Выберите для себя подходящий смайлик.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.