Заочное путешествие «Мой Ямал — моя земля» (2 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тазовская школа – интернат среднего (полного) общего образования»
ул. Кирова, 12, п. Тазовский, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350
Тел. (факс): 2-18-91, tazinternat@mail.ru
Учитель: Л.Б.Ловягина
Цели:
Формировать умение находить и показывать на карте Тюменскую область, Ямало-Ненецкий Автономный округ, п.Тазовский.
Познакомить учащихся с природой Крайнего Севера, ее особенностями.
Прививать любовь к различным уголкам нашей Родины; к людям, проживающим на Крайнем Севере, к их труду.
Оборудование:
Карта Тюменской области; нарты; макет чума; презентация с иллюстрированным материалом.
Учитель:
Ребята, посмотрите -это карта Тюменской области. Видите, какая большая наша область, которая входит в Ямало-Ненецкий Автономный округ.
Ученик:
Вы на карту посмотрите.
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом:
Мы на Севере живем.
Учитель:
Только Ямал наш совсем не мал, он огромный. И вон там, на севере недалеко от …. на заполярной реке Таз стоит наш родной поселок.
10 декабря 1930 года Постановлением ВЦИК СССР создан Ямало-Ненецкий Автономный округ. В его составе образован Тазовский район с центром Хальмер-Седе.
Тазовский район- явление во многом уникальное. Он–самое большое по территории муниципальное образование в Ямало-Ненецком Автономном округе и Тюменской области и практически весь находится в арктической зоне, т.е. в самых суровых природно- климатических условиях. Здесь сохранены и продолжают развиваться традиционные отрасли хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера- оленеводство, рыбодобыча, охотпромысел. Но главной ценностью, конечно, являются люди, которые живут в необозримых просторах Крайнего Севера.
-А чтобы лучше узнать этот волшебный край и его чудесных жителей давайте отправимся с вами в путешествие.
-Мы побываем в тундре, поедем на оленьей упряжке ,погостим в чуме, полетим на вертолете, поедем на автобусе и поплывем на катере.
-А в пути вам придется отгадывать мудреные загадки, которые придумал наш древний народ.
-Ну как, хотите отправиться в такое путешествие?
-Тогда - в путь!
-Да, но наше путешествие необычное, ведь мы будем путешествовать даже не выходя из своего класса.
-Ну, садитесь поудобнее, и…
Ученик:
Постойте, постойте!
Учитель:
Мы же забыли о самом главном! Вы же все сами хорошо знаете, что все чудеса совершаются после волшебных слов.
Знаете, в Заполярном растет вкусная ягода. Все северяне ее очень любят. Поэтому давайте, как заклинание скажем эти слова:
В синеве, где тучки тают,
Птичьи трассы пролегли…
В дальний путь уводит стаю
Зов морошковой земли.
( Дети хором проговаривают слова за учителем)
Звучит музыкальное вступление.
(Входят девочки в костюме морошки и исполняют танец- хоровод)
Девочка:
Я- ягодка морошка,
Царевна тундры.
Попробуйте меня
И вы убедитесь в этом.
Во мне много витаминов, лекарственных веществ.
Я- твое здоровье, твоя- сила, твое- богатство.
Девочка во время исполнения танца стоит в центре хоровода, затем уводит девочек и угощают приглашенных морошкой (звучит ненецкая мелодия).
Из чума в ненецком костюме выходит старик. Садится на нарты и смотрит вдаль. К нему подходят два путешественника.
Путешественник 1:
-Здравствуй, дедушка!
Путешественник 2: Ани торова! (здоровается по-ненецки)
Старик:
Здоровается по-ненецки. Кто вы такие? Куда путь держите?
Путешественники:
Мы путешествуем.
Старик:
О, это хорошо. Но если вы не побываете в Тазовском, вы очень многое не увидите.
Путешественник 1:
Тазовский?
Путешественник 2:
А что это такое?
Старик:
Это прекрасный поселок в нашем крае.
Путешественник 1:
-Дедушка, а ты нам расскажи.
Старик:
-О, нет. Мои быстрые олени вмиг вас туда довезут.
Учитель:
-Ну что, ребята, садитесь поудобнее в упряжку.
( Дети исполняют песню «Суляко»)
- А вот и аэродром. Сколько на летном поле вертолетов-это самые удобные летательные машины для нашего северного края, где болот и ручейков столько, сколько не сосчитаешь и за целый год.
Ученик:
-Они могут летать в любые труднодоступные места. Вертолеты возят людей, всякие грузы и даже целые буровые вышки. Значит, настоящий труженик тундровой земли – вертолет.
Учитель:
-Давайте сядем в вертолет и полетим.
(Заводим свои моторы и взлетаем .Включается запись взлета вертолета)
Чтец:
Мы глядим во все глаза
Из металла стрекоза!
У нее забавный вид:
На спине не крылья- винт.
Стрекоза качнулась вдруг
И взлетела в небеса
Вот какие чудеса!
Закончился полет,
До свиданья, вертолет!
Учитель:
А мы уходим с аэродрома. Нас ждет автобус… Хорошо ехать в автобусе - тепло. Мягко и весело(исполняется песня «Если с другом вышел в путь»).
-Ребята, сейчас мы едем по ул. Ленина. Это центральная улица поселка. Центром является площадь, где стоит памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Здесь проводят самые главные праздники.
-А какие праздники вы знаете?
- А теперь мы войдем в очень интересный дом, в котором хранится само время, сама история.
Мальчик:
Есть такой волшебный дом-
Тундра вся вместилась в нем.
Птицы, звери, вся природа.
Вся история народа.
Девочка:
Будто след былых времен,
Бережно хранится в нем:
Иглы, стрелы, топоры
Незапамятной поры.
Мальчик:
И вот здесь шаман зловещий,
Нам свои оставил вещи:
Маску, бубен, амулет-
Символы ушедших лет.
Девочка:
Здесь и чум оленевода
Нарты мягкие у входа,
Медный чайник и очаг…
Хоть огонь в костре зачах.
Мальчик:
Все же кажется, вот-вот
Сам пастух сюда войдет
Сбросил малицу с плеча,
Станет пить горячий чай.
И подарит щюря глаз,
О минувшей жизни сказ…
Учитель:
Сегодня к нам в гости пришел интересный человек из этого волшебного дома, давайте его послушаем ( рассказ о районном краеведческом музее).
Учитель:
И снова мы едем по центральной улице к нашему пирсу. С первых весенних дней и до глубокой осени в Тазовский приходят речные суда с разными грузами. Нагруженные баржи лесом плывут сначала по реке Обь, а потом по реке Таз до п.Тазовский(показать на карте путь перевозки леса).
Девочка:
Только кончатся морозы-
Приплывают к нам сюда
Сухогрузы, лесовозы и другие вот суда.
Мальчик:
Отдыхайте мотористы.
И суровый капитан.
Груз из трюма- ловко, быстро-
Вынесет подъемный кран.
Девочка:
Уступить никто не хочет!
Прочь усталость!
Сгинь, как тень!
Тазовский- наш порт грохочет.
День и ночь
Ночь и день… (мальчики исполняют танец «Яблочко»)
Учитель:
А когда наступит полярный день и над Тазовским целые сутки светит солнце, работа в порту не затихает ни на час. Но вот над тундрой показалось солнце. Это очень, очень хорошо. Это значит, что к нам пришла… Весна
Мальчик:
Весенние воды, разлив голубой.
Пуночки горло полощут водой.
Ягельный запах земли аромат,-
Тундровый край будет мехом богат.
Тихо на тропах копытца звенят-
Важенки в стадо ведут оленят.
(Дети исполняют песню «Выглянуло солнышко»)
Учитель:
Есть в поселке Тазовский школа-интернат. Сюда приезжают дети из далеких тундровых стойбищ и рыбацких угодий. Дети здесь учатся и живут. Как и все дети, они любят подвижные игры: прятки, догонялки и другие. Но какая же игра обходится без считалочки?
Давайте поиграем в считалочки (дети встают в кружочек).
Девочка:
Прибежала к нам лиса
Через реки и леса.
Быстрым зайчиком в кусты
Убегай скорее ты.
Мальчик:
Все ребята встали в круг
Серый волк примчался вдруг!
Он клыкастый, погляди
Самый сильный – выходи!
(Звенит звонок)
Учитель:
Вы слышите, прозвенел звонок. Вот так скоро прозвенит последний звонок в этом учебном году. В школе учиться хорошо ,но все ребята любят, когда наступают летние каникулы.
Рефлексия:
Понравилось вам путешествие?
С каким настроением вы уйдете с урока? Выберите для себя подходящий смайлик.