12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Семенова Надежда Петровна95
Россия





Тема методической разработки

Тема занятия проектной деятельностью «Изучаем природу родного края»


Автор : Семенова Надежда Петровна

учитель начальных классов

МБОУ гимназии «Перспектива» г.о. Самара








2022-23 г.








1.Пояснительная записка

Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания, потому над экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках окружающего мира, занятиях внеурочной деятельности и воспитательных мероприятиях.

Тема занятия проектной деятельностью «Изучаем природу родного края» (о заповедных местах)

Цель занятия: формирование познавательного интереса к достопримечательностям родного края и бережного отношения к природе, формирование представления учащихся о заповедниках и о причинах их создания как меры по охране природы.

Задачи:

1. Показать красоту окружающего мира и значимость заповедных мест в жизни человека

2. Формировать информационно-коммуникативные компетенции. 

3. Продолжать работу по формированию бережного отношения к природе. 

Занятие предполагает групповую форму работы и использование маршрутных листов-планов для самостоятельной работы группы. Источниками информации на занятии являются пособие «Атлас Самарской области» (под редакцией Т. И. Попеко и Н.А.Сысоевой, Роскартография,1999 г.), дополнительные тексты для работы по теме исследования. В конце занятия ребятам предлагается пробовать себя в роли экскурсовода заповедной зоны. На занятии ребята учатся давать оценку и высказывают своё мнение о прослушанных выступлениях, учитывая правила вежливости. Занятие предусматривает преемственность формирования универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности. По итогам занятия ребятам предлагается подготовить дополнительный материал по заповедникам Самарского края. Лучшие работы будут отобраны для оформления в пособие «Самарский край - часть великой России». Это обеспечивает индивидуальные потребности в ходе формирования экологической культуры младших школьников. Планируемые результаты занятия предполагают базовый и повышенный уровень результатов формирования экологической культуры младших школьников.




Технологическая карта занятия проектной деятельностью «Изучаем природу родного края»

Учитель начальных классов: Семенова Надежда Петровна

Класс: 4

МБОУ гимназия «Перспектива» г. о. Самара

Форма организации занятия:  аудиторное.

Тип занятия:

«Открытие» нового знания

Цель и задачи урока:

Цель занятия: формирование познавательного интереса к достопримечательностям родного края и бережного отношения к природе, формирование представления учащихся о заповедниках и о причинах их создания как меры по охране природы.

Задачи:

1. Показать красоту окружающего мира и значимость заповедных мест в жизни человека

2. Формировать информационно-коммуникативные компетенции. 

3. Продолжать работу по формированию бережного отношения к природе. 

Планируемые образовательные результаты:

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

Будут сформированы:

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе созерцания картин природы и чувство гордости за достопримечательности родного края

Регулятивные УУД:

Научится:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Получит возможность научиться:

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Научится:

Ориентироваться в достопримечательностях родного края (заповедники и национальный парк).

Узнает месторасположение заповедных зон и причины их создания.

Внимательно рассматривать атлас и находить  нужную информацию, а затем самостоятельно формулировать ответы на предложенные вопросы.

Устанавливать причинно-следственные связи между объектами природного сообщества (лесостепь, степь);

Объединять разрозненные впечатления в целостную картину окружающего мира;

Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;

Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Получит возможность научиться:

Различать некоторые особенности заповедников и национальных парков;

Осознанно и произвольно  строить речевые высказывания в устной и письменной форме; умение делать выводы на основании полученных результатов.

Коммуникативные УУД:

Научится:

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Задавать вопросы;

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении результатов поиска информации

Получит возможность научиться:

Точно, последовательно,  полно передавать  необходимую информацию.

Планируемые результаты занятия:

Ученик научится:

распознавать особо охраняемые территории родного края (заповедники и национальный парк),

называть причины создания заповедных зон и их особенности.

Ученик получит возможность научиться

пробовать себя в роли экскурсовода заповедной зоны;

Воспитательные результаты второго уровня  (формирование позитивного отношения  к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)

У ученика будут сформированы:

1.учебно – познавательный интерес к изучению достопримечательностей родного края;

2.опыт анализа информационных объектов (например: атлас);

3.чувство гордости за удивительные памятники природы родного края;

4.умение оформлять в устных и письменных  высказываниях свои наблюдения и выводы.

У ученика будут сформированы:

Опыт публичного выступления в роли экскурсовода.

Оборудование и образовательные ресурсы:

пособие «Атлас Самарской области», лупы, маршрутные листы- карточки с опорными словами и заданиями (Приложения1-5), дополнительные тексты для работы по теме исследования



Технологическая карта занятия проектной деятельностью «Изучаем природу родного края»

Этапы

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.































2.





3.

























4.



















5.







6.

























7.

Организационный момент. Мотивация.





























Постановка цели и задач





Планирование работы























Самостоятельная работа учащихся.Поиск нужной информации и оформление маршрутного листа













Подведение итогов работы групп







Рефлексия

























Итог занятия










Организовать деятельность детей, мотивировать на работу

























Сформулировать цель занятия



































Учить работать с атласом, находить и выделять нужную информацию.















Учить строить устные высказывания на основе полученной информации.Учить детей выполнять роль экскурсовода.

Учить делать выводы. Учить сохранять в памяти цель занятия.























Учить принимать и сохранять учебную задачу


На слайдах картины природы (фото) Самарского края.

У. Наше занятие мне хочется начать словами:

Берегите эти земли, эти воды, 

Даже малую былиночку любя, 

Берегите всех зверей внутри природы, 

Убивайте лишь зверей внутри себя! 

Е. Евтушенко 

У.- О чём говорится в этом стихотворении? (Об охране природы). 

У - Что мы делаем для того, чтобы сберечь природу? (Открываем заповедники) 

У - Что такое «заповедники»? Где можно найти определение этому слову? 

У - Дети, что вы знаете о заповедниках? (Дети предлагают свои версии, учитель записывает их на доске). 

У.-Слово «заповедный» означает запрещенный, неприкосновенный. Заповедный лес – лес, который нельзя рубить, т.е тщательно оберегаемый, хранимый.

Заповедники необходимы на земле, чтобы сохранять природу такой, какой она уже существует много-много лет. Именно здесь, на особо охраняемых территориях, животные, чувствуя себя в безопасности, рождают своих детенышей и отсюда расселяются по окружающим заповедник районам.

У - Кто из вас догадался, над какой темой урока мы сегодня будем работать? 

На доске открывается тема занятия.

«О заповедных местах Самарского края»

У.- Какую цель мы поставим? 

Вместе формулируют цель и задачи урока.


Итак, цель нашего занятия: познакомиться с заповедными местами Самарского края, выяснить месторасположение, причины и историю их создания, богатство растительного и животного мира.


У.- Сегодня мы работаем в группах, их пять. Не забудьте о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе.

1 группа. Работа с «Атласом Самарской области».

Заполнение маршрутного листа «История создания заповедных зон Самарской области».

2 группа. Работа с «Атласом Самарской области».

Заполнение маршрутного листа «Растительный мир Жигулевского заповедника».

3 группа. Работа с «Атласом Самарской области».

Заполнение маршрутного листа «Животный мир Жигулевского заповедника».

4 группа. Работа с «Атласом Самарской области».

Заполнение маршрутного листа «Красная книга Самарской области».

5 группа. Работа с текстом «Бузулукский бор».

Заполнение маршрутного листа.

У.-В конце занятия один из вас попробует себя в роли экскурсовода заповедной зоны.

Учитель контролирует работу групп, оказывает помощь нуждающимся.

У.- Предлагаю вспомнить алгоритм работы с атласом.

1. Открыть нужную страницу атласа, ориентируясь на её название и содержание заданий маршрутного листа.

2. Прочитать текстовый материал, рассмотреть иллюстрации.


3. Рассмотреть условные оозначения в легенде карты атласа, а затем саму карту на данной странице.( При необходимости воспользуемся лупой)

4.Прочитать задания маршрутного листа, найти нужную информацию, заполнить лист.

Учитель контролирует работу групп, рекомендует способы нахождения нужной информации,оказывает помощь нуждающимся.

У.- Итак, приступаем к работе.

У.- Предоставляем дать слово юным экскурсоводам. Для выступления можно воспользоваться маршрутным листом как планом.

Выскажите своё мнение о прослушанных выступлениях. Если есть вопросы к выступающим, приготовьтесь задать их. Не забудьте о правилах вежливости.

У.- Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?

- Для чего вам понадобятся полученные знания и, как вы сможете их применить?

У. - Нашей зелёной планете угрожает опасность. Когда вы станете взрослыми, то только вы сможете её защитить. Вы согласны её сберечь?

Заповедники играют исключительную роль в сохранении и восстановлении редких видов животных и растений, а также уникальных природных ландшафтов. Важна роль заповедников в научных исследованиях - в них были добыты многие первичные данные о состоянии животного и растительного мира. Ну и, наконец, заповедники выполняют чисто эстетическую функцию - радуют глаз посетителей.

Каждый заповедник - природный музей. При посещении заповедных территорий следует все оставлять нетронутым, и ничего с собой не брать.

У.-Захотелось ли вам еще больше узнать о природных памятниках родного края?

У. -К следующему занятию нужно подготовить дополнительный материал по заповедникам Самарского края. Лучшие работы мы отберем для оформления в пособие «Самарский край- часть великой России».Можно выполнить работу индивидуально, можно в паре, можно в группе.

Ждем интересных работ!


Готовят рабочие места, настраиваются на работу.











Ответы детей. Поиск значения слова в толковом словаре

Ожидаемый ответ:

Д.- Заповедники - это место, где всё находится под строгой охраной, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а вход разрешён только его сотрудникам или научным работникам.









Дети предлагают свои версии. Учитель записывает их на доске.









Дети разбиваются на команды. Распределяют обязанности в группе.



 

(Приложение 1-5)  













Дети договариваются, кто будет представлять работу группы, кто читать текст, кто искать информацию в атласе, а кто оформлять маршрутный лист.



Шаги алгоритма записываются (или вывешиваются) на доске









Лупы, атласы лежат на отдельном столе.





Дети получают маршрутные листы и приступают к выполнению задания.







Дети дают оценку выступлениям, высказывают мнение, что нового мы узнали, делают выводы.





Ответы на вопросы  

Учащиеся высказывают свои мнения, делятся впечатлениями



















Приложение 1


Маршрутный лист №1

«История создания заповедных зон Самарской области»


Найди в «Атласе Самарской области» в разделе «Охрана природы» ответ на вопрос:

- С какой целью создаются заповедники и национальные парки?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Уточни, что такое заповедник? А национальный парк? Напиши:

-Чем отличается национальный парк от заповедника? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что ты узнал о заповедных местах Самарского края? Составь небольшой рассказ об этих заповедниках, указав их название и месторасположение, год основания, занимаемую площадь и разнообразие растительного и животного мира.

Расскажи, чьё имя носит «Жигулевский заповедник»? Найди в дополнительных текстах сведения об этом учёном?



Приложение 2



Маршрутный лист № 2

« Растительный мир Жигулевского заповедника»


1. Найди в «Атласе Самарской области» разделы «Растения и животные хвойных лесов» и «Растения и животные лиственных лесов». Пользуясь атласом, приведи примеры растений 1 яруса, 2 и 3 ярусов. Запиши, в таблицу название растений Жигулевского заповедника?

Деревья

Кустарники

Травы и кустарнички

Мхи и лишайники


















2.Найди на странице 4 в атласе на карте территорию Жигулевского заповедника и назови растения, занесенные в Красную книгу.


3. К эндемичным видам относятся такие растения и животные, которые встречаются лишь на одной, строго ограниченной территории, и нигде больше.

Составь рассказ об эндемиках Жигулевского заповедника. Воспользуйся для этого дополнительными текстами. (Приложение 7)

Приложение 3



Маршрутный лист № 3

« Животный мир Жигулевского заповедника»


1. Найди в «Атласе Самарской области» разделы «Растения и животные хвойных лесов» и «Растения и животные лиственных лесов» и определи животный мир Жигулевского заповедника. Запиши, в таблицу названия животных заповедника?

Млекопитающие

Птицы

Пресмыкающиеся

Насекомые


















2.Найди на странице 4 в атласе на карте территорию Жигулевского заповедника, изучи легенду карты и назови животных, занесенных в Красную книгу.

3.Составь рассказ о животных Жигулевского заповедника. Воспользуйся для этого дополнительными текстами.







Приложение 4

Маршрутный лист № 4

«Красная книга Самарской области».


Найди в «Атласе Самарской области» в разделе «Охрана природы»

информацию о том, сколько видов растений и животных Самарской области занесены в «Красную книгу Российской Федерации»?

2. Пользуясь атласом, перечисли растения и животных Самарской области, находящихся под охраной государства. Для этого внимательно изучи легенду карты. Запиши, в таблицу название растений заповедника?

Растения

Животные




















3.Найди на странице 4 в атласе на карте территорию Жигулевского заповедника и назови животных, занесенных в Международную Красную книгу.

4. Составь рассказ для иллюстрированного словарика об орлане – белохвосте. Воспользуйся для этого дополнительными текстами.











Приложение 5

Маршрутный лист № 5

« Бузулукский бор в Самарской области»


Найди в «Атласе Самарской области» раздел «Растения и животные хвойных лесов». Рассмотри карту Самарской области и определи, между какими реками расположился Бузулукский бор?



Внимательно изучи содержание данной страницы и расскажи, что ты узнал о Бузулукском боре? (Год основания и месторасположение, занимаемую площадь, особо ценные объекты заповедника).


Расскажи о новом статусе Бузулукского бора по распоряжению Правительства Российской Федерации с 29 декабря 2007.








Опубликовано


Комментарии (2)

Елена Гаврииловна Гончарова, 01.08.23 в 20:11 1Ответить Пожаловаться
Где можно посмотреть слайды и картинки?
Семенова Надежда Петровна, 02.08.23 в 18:38 0Ответить Пожаловаться
https://irrinia.jimdofree.com Добрый день! "Атлас Самарской области" в формате pdf можно посмотреть на вышеуказанном сайте. Слайды не выполняла.

Замечательное пособие!

Отредактировано 02-08-2023 18:50

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.