Внеклассное мероприятие «Защитим природу вместе!»

10
0
Материал опубликован 9 October 2023

Внеклассное мероприятие

«Защитим природу вместе!»

(для начальной школы)

 

Пояснительная записка

Сейчас очень много говорится об «экологической катастрофе», поэтому экологическую культуру нужно воспитывать с самого раннего детства. Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование и развитие экологической культуры младших школьников, осознанного восприятия своих действий и поступков по отношению к природе; понимания роли, возможностей и ответственности каждого в деле защиты природы.

Цель:

  • научить ребят бережному отношению к природе

Задачи:

  • заинтересовать детей проблемами окружающей среды;
  • в игровой форме показать ребятам, как каждый из них может помочь сохранить природу;
  • воспитывать экологическую культуру;
  • проверить и дать знания о культуре поведения в окружающей среде;
  • дать знания о возможности вторичной переработки бытовых отходов;
  • развивать умение распределять отходы по материалам, из которых они изготовлены.

Оборудование: выставка книг о природе и экологии, кубик Блума, картонные круги красного и зеленого цветов, набор предметов бытовых отходов, карточки с картинками растений и животных, обучающая игра «Сортировка», мяч.

 

Ход мероприятия:

t1696841747aa.jpg

Наша хрупкая планета

Во Вселенной лишь одна.

От рассвета до рассвета

Дарит чудеса она!

Зелень трав и нежность лета,

Снег пушистый и мороз.

Яркой осени приметы

И красу весенних гроз.

Есть несложные советы,

Есть и добрые дела,

Те, что сберегут планету,

Чтоб она всегда цвела!

t1696841747ab.jpg

— Ребята, кто догадался, о чем сегодня пойдет разговор? (ответы детей)

— Правильно о природе, о том, как сохранить нашу чудесную планету. А что такое природа? (ответы детей)

— Конечно, природа — это леса, горы, моря, океаны, звери, птицы, насекомые, воздух… И мы с вами тоже часть природы.

— Ребята, как вы думаете, какие опасности угрожают природе? (ответы детей: мусор, выхлопные газы, уничтожение животных и растений, вырубка лесов и т.д.)

Давайте сегодня поиграем, поразмышляем и узнаем, что мы можем сделать для нашей планеты, для ее красивого мира растений и животных, и для нас самих.

 

Игра «Вопросики»

(Раздаю на каждую парту по одной карточке с картинкой ответа на один из вопросов (парная работа). Вопросы можно варьировать в зависимости от возраста детей)

t1696841747ac.jpg

— Я задаю вам вопросы, а вы постарайтесь правильно ответить! А те ребята, у которых есть карточка с верным ответом, вместе ее поднимают и показывают нам!

  1. Какой цветок считается самым капризным и самым благородным? (роза)
  2. Каких птиц называют «вестниками весны»? (грачи)
  3. У какого зверька шубка из иголок? (у ёжика)
  4. Какое хвойное дерево осыпается к зиме? (лиственница)
  5. Какая ягода может быть черной, белой, жёлтой, красной? (смородина)
  6. Как называется первый весенний цветок? (подснежник)
  7. Какой гриб растет под осиной? (подосиновик)
  8. Какое растение поворачивается вслед за солнышком? (подсолнух)
  9. У какого животного летом серая шубка, а зимой белая? (заяц)
  10. Как летают ласточки перед дождем (низко)
  11. Какого цвета радуга? (вспоминаем подсказку «каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)
  12. Чем питаются бабочки? (нектаром с цветов)
  13. У какой змеи «желтые ушки»? (уж)
  14. Как называются семена дуба? (желуди)
  15. Какие съедобные грибы растут семейкой? (опята)
  16. Какой предмет может подсказать дорогу? (компас)

— Молодцы! Справились с вопросами. Но у меня остался еще один. Очень сложный! А что такое «Красная книга природы»? Посмотрите, на нашей выставке несколько «Красных книг» (ответы детей)

t1696841747ad.jpg

Правильно, в «Красную книгу» занесены редкие и исчезающие виды животных и растений. Эти виды находятся под природной охраной. (Показываю «Красную книгу». Привожу примеры из «Красной книги»).

— А теперь новая игра!

 

Игра «Какой включить сигнал» (вопросы на карточках)

t1696841747ae.jpg

— Сейчас я раздам вам красные и зеленые круги. Кому какой достанется. Скажите, что напоминают вам эти круги? (ответы детей) Правильно, сигналы пешеходного светофора. Да и означать они у нас будут то же, что и сигналы светофора: зеленый - можно, красный – нельзя.

— Я буду перечислять вам действия, если это действие правильное, то вы даете ему «зеленый свет», то есть, поднимают круги те ребята, у которых они зеленого цвета. Если действие неправильное, то надо его запретить, а значит, поднимают те, у кого - красного. Слушайте внимательно и не перепутайте!

 

Он цветок красивый, нежный.

Появляется весной.

Я сорву себе подснежник!

Пусть он будет только мой! (красный сигнал)

— Почему вы подняли красный круг? (ответы детей)

 

Вот я по лесу иду,

Красота! Кругом природа!

Мухомор ногой я пну.

Он для пищи не пригоден. (красный сигнал)

— Почему вы подняли красный круг? (ответы детей)

 

Отдохнули на природе!

Ах, какая красота!

Но, когда домой уходим,

Здесь должна быть чистота!) (зеленый сигнал)

— Почему вы подняли зеленый круг? (ответы детей)

 

Муравьишка сильный очень.

Тащит в дом большой листок.

Целый день пыхтит, хлопочет.

Я помог бы, если б смог!

Но пройду, пожалуй, мимо,

Чтоб его не напугать.

Он такой смешной и милый,

Ему лучше не мешать! (зеленый сигнал)

— Почему вы подняли зеленый круг? (ответы детей)

 

Вкусная была конфета,

Но остался только фант.

Брошу прочь бумажку эту,

Будет чистым мой  карман!

— Почему вы подняли красный круг? (ответы детей)

 

Голодают птички в зиму,

Соберу для них корзину.

Просо, рис, овес, пшено -

Угощенье им моё! (зеленый сигнал)

— Почему вы подняли зеленый круг? (ответы детей)

 

Разведу в лесу костёр,

Он горит так ясно.

Все! Погрелся и пошёл,

А он сам погаснет.

— Почему вы подняли красный круг? (ответы детей)

 

Накопили мы газеты-

Почтальон приносит нам.

Я возьму бумагу эту

И в макулатуру сдам!

— Почему вы подняли зеленый круг? (ответы детей)

 

А у папиных часов

Батарейка села.

Этот мусор я в ведро

Выбросила смело!

— Почему вы подняли красный круг? (ответы детей)

 

Как я семечки люблю,

Часто покупаю.

Их грызу, вокруг плюю,

Песню напевая.

— Почему вы подняли красный круг? (ответы детей)

 

Скачут белки по ветвям.
Прыг да скок, то тут, то там.

В домик беличий неспешно

Насыпаю я орешки

— Почему вы подняли зеленый круг? (ответы детей)

 

Физкультминутка.

— Давайте немножко разомнемся. У меня есть мяч. Поиграем в игру «Назови…» Как вы думаете, что надо назвать? (ответы детей)

— Правильно! Все, что относится к природе! Название птицы или зверя, дерева или цветка…

(после паузы занятие продолжается)

— Молодцы. Много знаете!

— А теперь продолжим. В начале разговора, вы все сказали, что мусор или как правильно говорить отходы, вредит нашей планете, засоряет и отравляет природу.

— Почти все отходы — выделяют ядовитые вещества и наносят природе огромный вред. А знаете ли вы, как называется наука, которая изучает взаимоотношения природы и человека? (ответы)

— Правильно — ЭКОЛОГИЯ. А еще экология может рассказать нам, какой вред природе наносит выброшенный человеком мусор. Давайте посмотрим, что у нас тут есть. (Показываю различные предметы бытовых отходов, на которых приклеены примерные сроки их разложения в природе. Надо сказать, детей увиденное очень впечатляет)

t1696841747af.jpg

— Если все эти предметы просто выбросить в мусор, то они нанесут природе огромный вред. Некоторые будут лежать 200, 500, 1000 и даже миллион лет, выделяя в землю ядовитые вещества. Отравляя её. На самом деле, никто точно не знает, сколько отходы будут разлагаться, ведь у природы нет механизма, который бы уничтожал пластик, металл или стекло.

— Скажите, пожалуйста, а может ли каждый из вас как-то помочь очистить планету от мусора? Сделать так, чтоб его стало меньше? (ответы детей)

— В каждом дворе у нас стоят контейнеры для сбора мусора. Расскажите, кто знает, для какого мусора есть отдельные контейнеры? (ответы детей)

— Правильно, есть контейнеры для пластиковых бутылок, для алюминиевых банок, для пленки, для бумаги и картона. Когда мы сортируем отходы и выбрасываем в нужный контейнер, они попадают на переработку и из него снова что- то делают.

— Мы с вами в школе сдаем макулатуру. Кто скажет, зачем? Что делают из ненужной бумаги? (ответы детей). Правильно, новую бумагу. А если новую бумагу сделали из старой, что тогда мы смогли сберечь? (ответы детей). Конечно, лес. Ведь, древесина основное сырье для изготовления бумаги.

— Когда мы сдаем отходы на переработку, то ненужные вещи получают вторую жизнь. Из макулатуры делают новую бумагу, из использованного пластика новый пластик. Например, из коробок, из которых вы пьете в школе молоко – они называются тетрапак, можно сделать шариковые ручки. Вот такие!

t1696841747ag.jpg

— Этим занимаются специальные заводы по переработке отходов.

t1696841747ah.jpg

— У нас в начальной школе учится почти 400 человек. Каждый день нам привозят столько же пакетов молока. Вы его выпиваете, а 400 коробок пока просто выбрасывают в мусорный бак. К сожалению, у нас в городе эти отходы пока не принимают в переработку.

На вид тетрапак очень похож на картон, но его нельзя выбросить макулатуру, потому что тогда вся партия макулатуры будет испорчена. Тетрапак состоит из разных материалов: картона, алюминия и пластика. Такая коробка пролежит в природе лет 5 и потом распадется на кусочки, но не исчезнет совсем. А трубочка для питья будет лежать около 200 лет.

— В нашей стране переработка мусора только развивается, и возможно скоро и у нас появятся пункты сбора тетрапаков.

Но, все остальное, можно сдать в переработку!

— А вы слышали когда - нибудь фразу «Сдай батарейку-спаси ёжика». Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей)

— Дело в том, что если выбросить батарейку, то она, выделяя ядовитые вещества, сделает непригодной для жизни 20 квадратных метров земли. Именно, 20 квадратных метров нужно для жизни одному ёжику. Поэтому, чем больше батареек мы сдадим в переработку, тем больше земли, а значит, и ежиков, и других обитателей природы мы спасем.

У нас есть пункты сбора, где батарейки принимают в переработку. (Называю пункты)

— Но! У меня появилась идея! Я предлагаю установить контейнер для сбора использованных батареек у нас в школе! Вы поддержите мою идею? Отлично! Значит, так и сделаем!

(Также можно рассказать о проекте «Добрые крышечки», и предложить ребятам в нем поучаствовать)

 

Игра «Разделяй-ка»

t1696841747ai.jpg

— А сейчас давайте попробуем сортировать отходы. У меня есть все, что для этого нужно. Контейнеры разного цвета для бытовых отходов и карточки с изображением разных отходов.

Давайте учиться разделять их!

t1696841747aj.jpg

Это задание ребята выполняют по группам. Первая группа выходит, знакомится с правилами и пробует разложить правильно карточки с изображением оттходов по контейнерам. Ребята озвучивают принятое решение для всех. Объясняют, почему выбрали тот или иной контейнер.

t1696841747ak.jpg

В итоге каждый ребенок получает практическую возможность попробовать сортировать отходы. Дети выполняют задание с большим интересом)

 

Закрепление полученных знаний (с помощью кубика Блума»)

t1696841747al.jpg

— Давайте теперь проверим, что вы узнали сегодня на занятии, все ли поняли и что запомнили! Проверим и закрепим ваши знания! .

А поможет нам в этом кубик. Он необычный. Этот кубик называется «кубик Блума», потому что придумал его американский учёный Бенджамин Блум. На каждой стороне кубику написано, что надо сделать. Давайте кидать этот кубик друг другу, и посмотрим, кому что выпадет.

t1696841747am.jpg

(Дети кидают друг другу кубик и выполняют несложные задания. Если ребенок затрудняется ответить, то помогаем ему).

Например:

Назови – какие отходы наносят наибольший вред природе

Объясни – что такое «экология»

Почему - ненужную газету нельзя выбрасывать в мусор.

Поделись - своими мыслями, как помочь экологам

Придумай - загадку по теме нашего занятия

Предложи – советы, как научить людей беречь природу

Назови – какие птицы прилетают к нам зимой

Объясни - почему муравей считается одним из самых сильных жителей планеты

Почему - надо сортировать мусор

Поделись - своим мнением о нашем сегодняшнем занятии

Придумай - рифму к слову

Предложи -решение, как зимой помочь птицам.

— Молодцы! Отлично справились! Сегодня вы узнали много нового и теперь точно мы сможем вместе защитить нашу природу! Предлагаю вам выполнить творческое задание.

 

Заключительное задание «Знак защитника природы»

— Вы знаете, что есть дорожные знаки. Они рассказывают водителям и пассажирам правила поведения на дорогах. Сейчас для вас творческое задание: придумайте свой знак - знак защитника природы. Представьте себя экологом, который с помощью экологических знаков, хочет навести порядок на планете и спасти мир природы и животных!

(Творческие работы можно выставить на школьном стенде под заголовком «Защитим природу вместе».)

 

Комментарии к занятию:

Если мероприятие затянулось по времени, то задание «Знак защитника природы» может стать домашним.

В силу возрастных особенностей ребят 1-2 классов это занятие следует разделить на два.

Данное мероприятие не включает использование технических средств, (не у всех они есть) поэтому его можно проводить и при их отсутствии.

Но, при наличии таковых, рекомендую посмотреть экологические серии мультфильма «Фиксики», (если позволяет время).

Мероприятие вполне проходит и для проведения в 5-6 классов.

Вступительное стихотворение и небольшие стихотворения в игре «Какой включить сигнал» авторские.

 

Список литературы:
  1. Кологрив В. Из Красной книги России.-Детская энциклопедия №2-2008.-64с.
  2. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся.-М.:Просвещение, 2012.-222с.
  3. Тихонов А.В. Животные России. Красная книга.-М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2011.-240с.
  4. Уроки экологии после школы/ ред.-сост. Шелухина Л.Барышева Л.-МУК ОГО «ЦСДШБ»,ЧОДБ._озерск.-Челябинск,2011.-226с.
  5. Ушакова О.Д. Красная книга России: Животные/Словарь-справочник школьника._СПб: Издательский дом «Литера»,2009-63с.
Приложение

Примерные сроки разложения бытовых отходов.

Большинство материалов просто распадается на фрагменты - полное разложение невозможно!

Пластиковые бутылки – от 100 до 500 лет (в зависимости от вида пластика)

Пленка, полиэтиленовые пакеты – 200 лет

Пластиковый стаканчик-450-500 лет

Газетная бумага, книги – до 3 месяцев

Жестяные банки- 100 лет

Тетрапак – распадается на отдельные кусочки около 5 лет

Губки для мытья посуды – 200 лет

Батарейки – 200 лет

Алюминевые банки – 500 лет

Рыболовная леска – 600 лет

Зубные щетки-500 лет

Пластиковые крышки – 500-1000 лет

Стекло – oт 1000 до 1 млн лет

Шариковые ручки – до 1000 лет

Компактные диски – до 1 млн лет!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации