«Зацепки»
Главный способ привлечь внимание – пробудить в ребятах любопытство.
Варианты: обращаться к интересам детей (классный руководитель), сменять один стимул другим, вид деятельности также можно изменять в соответствии с тем настроем, который испытывают ученики в текущий момент.
Американский педагог-психолог Роберт Ганье говорил о том, что цель преподавания – облегчить внутренние процессы обучения. Ученик должен перейти из одного состояния ума в другое.
Для этого учитель должен сделать 9 шагов:
1.Привлечь внимание.
2.Информировать учеников о целях обучения (Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)).
3.Повторить уже изученное.
4.Представить новое (ЭОР).
5.Руководить обучением, т.е его поддерживать.
6.Организовать отработку на практике.
7.Предоставление обратной связи (Раdlet).
8.Оценка результатов.
9.Обобщение.
Полностью соблюдать эту последовательность не обязательно. Она будет зависеть от типа урока.
Но, хочу обратить ваше внимание на то, что перед работой с новым материалом нужно повторить предыдущий. Необходимость извлекать из памяти уже пройденный материал, говорит о важности в обучении такого фактора, как смежность. Две идеи, изученные с небольшими временными интервалами, формируют связь. В результате, когда вы сталкиваетесь с одной из идей, в памяти всплывает и вторая.
На каждом этапе урока нужна внимательность. Для поддержки процесса обучения лучше всего ориентироваться на поведение и настрой детей. Сонных и инертных ребят вряд ли получится вывести из этого состояния с помощью наводящих вопросов. В этой позиции важен лидерский настрой учителя. Случайно брошенная фраза, которая затронет психологические особенности детей, или отправит их к вашему личному опыту при прохождении определённой темы. Например, эту картину (имеется в виду посадка, разболтанное поведение, высказывания не по теме), я наблюдала 20 лет назад, когда в возрасте 14 лет давала урок в 8 классе на день самоуправления.
Дальше наблюдаем за реакцией учеников и смотрим, в каком «ключе» продолжать урок. Стоит не забывать и о темпераменте ребят. Кому – то эта ситуация покажется интересной, и он будет ожидать продолжения, кто - то отнесётся к ней безразлично. Важно, не настаивать на привлечении того, кому всё равно. Его можно озадачить чуть позже, более индивидуальными моментами.
И вот, как раз это продолжение и свяжите с темой изучаемого материала. Здесь мастерство учителя: мгновенная привязка учебного материала на доступном для детей языке к продолжению ситуации. Сохраняйте интригу! Не «открывайте» все карты! Ведите до следующего этапа. Экспромт!
Конечно, чтобы вести за собой детей, учитель просто обязан быть интересен ученикам как Личность. Поработайте над собой, выявите в себе лучшие стороны и заставьте их работать на себя.
На этапе обратной связи привлечь и собрать детей можно с помощью способа «Четыре угла». Каждый угол кабинета будет обозначать определённый вариант ответа. Все сидят на своих местах в центре класса. Задаю вопрос. Кто из детей знает ответ, встаёт в тот угол, который соответствует правильному ответу. Самый шумный ребёнок ведёт учёт правильных ответов на доске и подводит итоги. Похожий способ «Пересадки».
Есть моменты, которые я ставлю на первое место. Например, не позволяю себе крик, ни при каких обстоятельствах. Если ребёнок вызывающе себя ведёт, принимаю его вызов и перехожу на Имя-Отчество, стараясь общаться с ним так, как равным себе. Никогда не обвиняю, не вспоминаю вчерашние обиды, исхожу из правила «здесь и сейчас».
Использую метод Сократа (задаю вопросы, указываю на противоречия и подвожу учеников к чётким и разумным выводам. Сократический диалог состоит из пяти этапов:
1.Учитель задаёт вопрос.
2. Ученик высказывает свою идею/гипотезу.
3.Учитель ставит гипотезу под сомнение, приводит контрпримеры и задаёт дополнительные вопросы. Ученик отвечает на вопросы и ищет доказательство: опровержение/подтверждение своей теории.
4.Ученик принимает или отклоняет теорию.
5.Участники беседы обсуждают итоги.
Порядок девяти шагов обучения (Р.Ганье) может быть ещё и гибким. Будет зависеть от того, куда «уведёт» вас общение с ребёнком. В любом случае, держите в голове конечную цель урока, и изловчитесь задать нужное вам направление.
Имейте под рукой различный дидактический материал, который может вам пригодиться в процессе общения. Например, мячики – попрыгунчики, массажные мячики, карандаши, трубочки коктейльные. Налаживание новых нейронных связей способствует развитию интеллекта.
Важно знать, кого мы учим: особенности внимания, памяти, поведения, таланты, трудности детей.
Разговаривать без всяких умных слов. На понятном языке. Например, при изучении темы «Предложение». Есть слова «кошка», «коврик», «спать». Их можно собрать в одну фразу: Кошка спит на коврике. Эта фраза называется предложением. Собрать слова в такую понятную фразу, значит составить предложение.
Отслеживать даже маленький прогресс ученика и замечать успехи на пути его личностного роста.
Учить анализировать свои ощущения, полученные от успешной деятельности. Если нужно, проявить эмоции.
Избегать всякого рода оценочных суждений. Типа, «нехорошо так, так поступают только плохие; вон, Вася старается и у него всегда отлично, а ты…» Только нейтральный тон и суждения.
На разных этапах урока люблю применять задания с подвохом. Даю несколько утверждений на доске/экране/карточке. Одни – правдивые, другие – с небольшими ошибками, третьи – полностью ложные. Задача учеников – найти верные утверждения, исправить свои ошибки и объяснить свой выбор.
Давайте всегда ребятам выбор. Предлагайте различные форматы обучения, пускай ученик сам определит свою стратегию или траекторию учения. Например, «Ротация станций». Класс делим на 3 группы: часть ребят (те, которые быстро соображают и не любят, когда им много раз повторяют) работают на станции онлайн-обучения, другие в паре или группе, третьи общаются непосредственно с учителем лично.
Для себя составьте короткий чек-лист и применяйте его в своей работе. Выпишите те моменты, которые вам ближе и достаточно ясны из моей лекции.
Чек-лист – список задач, критериев, вопросов или дел. Составляют, когда нужно что-то проконтролировать либо проверить.
Легоцкая Вера Сергеевна
Тарасова Ирина Викторовна
Галина Владимировна
Тарасова Ирина Викторовна