Статья «Здоровье — мудрых гонорар, или здоровьесберегающие технологии глазами учителя русского языка»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Здоровьесберегающие технологии в обучении»
Здоровье — мудрых гонорар, или здоровьесберегающие технологии глазами учителя русского языка
В.С.Легоцкая,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Аннотация. Данная статья будет интересна учителям русского языка, а также педагогам, ведущим внеурочные занятия. Она содержит описание опыта по организации работы с применением здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, технологии обучения здоровью, технологии воспитание культуры здоровья.
О том, что здоровье детей – важнейший показатель благополучия любого общества, знают все. Как и то, что с этим показателем напрямую связаны трудовые запасы государства, его экономическое благополучие и безопасность, политическая стабильность. Внимание к вопросам здоровья в нашей стране в последние годы заметно возросло, потому что сегодня проблема сохранения здоровья детей стоит особенно остро. Это произошло потому, что в последние десять лет увеличилось число факторов, негативно влияющих на детское здоровье. Часто непосильные учебные нагрузки, увлечение гаджетами, пассивные отдых, нарушение режима дня, неправильное питание приводит к появлению многих хронических заболеваний еще в детском возрасте. Что может сделать учитель и классный руководитель в этой ситуации? Об этом речь в данной статье.
Прежде всего отметим, что в статье пойдет речь только о технологиях обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла, в частности, в уроки русского языка, и внеурочные занятия); технологиях воспитание культуры здоровья (воспитательные занятия по развитию личности учащихся, различные воспитательные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).
Существенное отрицательное влияние на организм школьников оказывают вредные привычки. На уроках русского языка можно так организовывать образовательную деятельность, чтобы учащиеся повышали мотивацию к здоровому образу жизни, свой уровень здоровья и заканчивали школы здоровыми.
Приведем примеры.
Русский язык. 6 класс. «Особенности научного стиля». Для анализа учащимся предлагается текст следующего содержания.
Курение – это скрытая наркомания, она очень опасная, потому что многие её не принимают всерьёз. Зло, приносимое курением столь велико, что борьба с ним во всём мире приобрела значение социальной проблемы. Ещё во времена Петра 1 говорили «Кто курит табак, тот хуже собаки».
Сигареты готовятся из высушенных листьев табака, в процессе курения происходит их сухая перегонка, сопровождаемая большим количеством вредных веществ: никотина, угарного газа, аммиака и др. В организм человека при курении попадает около 30 таких веществ.
Что такое никотин? Это особое вещество, которое синтезируется и накапливается в листьях растений и их корнях. Больше всего он содержится в табаке. Действие никотина опасно для человека. Содержание его в 100 папиросах – смертельный яд для лошади, для человека – в 20-25 папиросах средней крепости. Недаром говорят «Капля никотина убивает лошадь».
1. Определите тему, тип текста, стиль речи.
2. Составьте вопросный план текста.
3. Перескажите текст, пользуясь планом.
Русский язык. 7 класс. «Причастный оборот. Пунктуация при причастном обороте». Для анализа учащимся предлагается текст следующего содержания.
Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
Самую большую опасность никотин, содержащийся в табачных изделиях, представляет для нервной системы. Это химическое соединение, с лёгкостью истощающее нервные клетки, что приводит к раздражительности, чрезмерной возбудимости, переутомлению.
Страдающие от курения основные психические процессы приводят к заметному снижению успеваемости. Стремительно ухудшающаяся память, работающее со сбоями мышление вовсе не способствуют успехам в учении. И чем больше курит ребенок, тем явственнее проявляются негативные тенденции.
Ещё одна страдающая от никотина сторона – дыхательная система. Несовершенные еще органы дыхания подростка не могут переработать табачный дым и содержащиеся в нём вредные вещества. Большая часть этих химических соединений оседает на лёгких, что провоцирует многочисленные простудные заболевания.
У пристрастившегося к сигаретам подростка часто ухудшается состояние кожных покровов. Выскакивают многочисленные прыщи, кожа начинает лосниться. При чрезмерном увлечении этой привычкой наблюдается отчётливая желтизна кожи и ногтей.
1. Определите тему и тип текста, стиль речи.
2. Выпишите причастные обороты вместе с определяемыми словами, графически объясните постановку знаков препинания ли их отсутствие. Словами.
3. Что нового вы узнали, прочитав текст. Ответьте 1-2 предложениями, включив в них причастные обороты.
Хочется отметить, что возможности урока русского языка позволяют тематически осветить любой проблемный вопрос, воспитывающий потенциал такого вида упражнений, как работа с текстом, несомненно, велик.
Не меньшей воспитывающей силой обладают и внеклассные мероприятия, конкурсы проектных и исследовательских работ учащихся и педагогов. На сайте «УРОК.РФ» опубликовано несколько работ учащихся автора статьи. Например, презентация «Это должен знать каждый» была представлена на классном часу, посвященному вопросам вредных привычек среди подростков. Автор презентации, ученик 10 класса, остановился на определении понятий наркомания, наркозависимость, наркотики, алкоголь, никотин, привел статистические данные о лицах, стоящих на медицинском учете. В презентации также представлена классификация наркотических веществ, галлюциногенов и т.д., рассказано об их вреде на системы и органы растущего организма. В конце презентации сделаны выводы.
https://урок.рф/library_kids/eto_dolzhen_znat_kazhdij_231040.html
Много говорится в школе о необходимости соблюдать режим дня. Рекомендации шестиклассникам «Какое утро будет добрым»- выступление учащегося 6 класса, также опубликованное на сайте нашего сообщества, было представлено учащимся в рамках предметной недели.
https://урок.рф/library_kids/rekomendatcii_shestiklassnikam_kakoe_utro_budet_dob_123201.html
О правильной организации питания (также фактор здоровьесбережения) можно говорить на уроках и во внеурочной работе, причем учащиеся активно включаются в такую работу. Например, в Брянске ежегодно проходит муниципальный этап регионального конкурса «Кушайте на здоровье», на который учащиеся и педагоги представляют свои работы: рисунки, мультимедийный презентации, исследовательские и проектные работы. Примеры такой работы- презентация ученицы 7 класса «Пейте компот и будьте здоровы!» (Приложение 1) и презентация ученицы 6 класса «Цукаты -полезные сладости» (Приложение 2).
В сообществе «Урок.РФ» автором были опубликованы шуточная викторина «Любите ли вы поесть так же, как любим поесть мы?»
https://урок.рф/library/shutochnaya_viktorina_lyubite_li_vi_poest_tak_zhe_ka_215003.html
и сценарий интеллектуального турнира «Правильное питание-путь к успеху»
https://урок.рф/library/stcenarij_intellektualnogo_turnira_pravilnoe_pi_231605.html
Говоря о здоровьесберегающих технологиях, хочется сказать и о еще одном важном факторе- об условиях, в которых осуществляется образовательный процесс. В этой связи важны и микроклимат в классных коллективах, наполняемость классов (сейчас во многих школах учащиеся занимаются в классах от 32 до 36 человек), санитарная норма (или ее нарушение) площади учебных помещений, материально-техническая база школ, условия, в которых проходят уроки физической культуры, спортивные кружки и секции. Особенно это касается внеклассных мероприятий, в которых участвует большое количество учащихся. В этом плане учителям русского языка повезло, уроки проходят в больших по площади классах, чего нельзя сказать об уроках, которые предполагают деление классов на подгруппы. Во многих учебных заведениях под занятия в таких группах приспособили небольшие помещения, нормы САНПИНа часто нарушаются.
Существует несколько очень важных гигиенических факторов, которые ни в коем случае не должны нарушаться. Во-первых, это освещенность, ведь в условиях недостаточной и неправильной освещенности рабочего места заметно ухудшается зрение, повышается утомляемость, нервное напряжение.
Во-вторых, температуру и другие характеристики воздуха в классах можно обеспечить только при наличии в здании эффективных систем вентиляции и отопления, правильной их эксплуатации. Известно, что в продолжение урока температура в классе повышается на 3-4°С, и это существенно ухудшает условия для проведения уроков. Ухудшается и качество воздуха, значит, учителю необходимо интенсивно проветривать помещение в отсутствии учащихся.
Здоровьесберегающие педагогические технологии призваны обеспечить развитие природных способностей личности: ее ума, нравственных качеств. Нужно только умело пользоваться ими всем участникам образовательного процесса. Недаром французский поэт Пьер Жан Беранже говорил: «Здоровье – мудрых гонорар».
Приложение 1PPTX / 2.21 Мб
Приложение 2PPTX / 2.91 Мб
Использованная литература
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/75093644/#p_75 (Дата обращения 28.10.2023)
Селиванова Галина Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Морозова Татьяна Леонидовна
Легоцкая Вера Сергеевна
Волкова Надежда Павловна
Легоцкая Вера Сергеевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна