Статья «Самомассаж с использованием природного материала как нетрадиционный метод оздоровления детей с речевыми нарушениями»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью
«Здоровьесберегающие технологии в обучении»
Название- «Самомассаж с использованием природного материала как нетрадиционный метод оздоровления детей с речевыми нарушениями»
Ибрагимова Насиба Исмаиловна
учитель-логопед
МАОУ» Гимназия» Новоскул»
г. Великий Новгород
Ключевые слова: здоровый образ жизни, здровьесбережение, самомассаж, природные материалы.
Введение
Здоровье школьников-вопрос государственной важности: по ФГОС, школа должна гарантировать «охрану и укрепление физического, психологического, и социального здоровья учащихся». В настоящее время в педагогике существует множество технологий, которые позволяют приобщить детей младшего школьного возраста к здоровому образу жизни. Такие технологии не только помогают сформировать педагогический взгляд на возникшую проблему, но и позволяют разрешить возникшую проблему в современном обществе. Рассмотрим, какие существуют здоровьесберегающие технологии. Понятие» Здоровьесберегающие технологии» ввел Н.К.Смирнов. Он предложил следующее определение:» Здоровьесберегающие технологии-это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога»
Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе.
Принципы сформулированы Н.К.Смирновым
-Не навреди
-Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете
-Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
-Соответствие содержания обучения возрасту
-Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
-Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за своё здоровье.
В данной статье автор не ставит своей целью делать обзор идей и концепций по здоровьесберегающим технологиям. Наша цель-поделиться практическим опытом, своими методическими разработками. Изучив опыт педагогов и психологов по данному вопросу, автор в своей работе ориентируется на авторские упражнения А.С.Фалевой» Самомассаж с использованием природного материала».
Также большой интерес для логопедов представляет исследование доктора медицинских наук, профессора М.А. Ерёмушкина «» Домашние массажёры своими руками»
Методы и приёмы технологии самомассажа с природными материалами, используемые на разных этапах коррекционно-развивающих занятий.
В настоящее время все чаще используются нетрадиционные методы оздоровления детей. Одним из таких является игровой массаж и самомассаж. Выбирая технологии здоровьесбережения для работы с детьми, основываясь на медицинских показаниях, возрастных особенностях, логопедической диагностике, я пришла к выводу, что игровой самомассаж с использованием природного материала может быть очень эффективным методом оздоровления детей с речевыми нарушениями.
Что отличает детей с общим недоразвитием речи, кроме нарушения формирования всех сторон речи? Это отставание в развитии двигательной сферы, плохая координация движений, снижение скорости и ловкости выполнения.
В процессе работы учитель-логопед использует разные средства для развития интеллектуальных и речевых возможностей детей, коррекции речевых нарушений, моторной и эмоционально-волевой сферы. Одним из таких средств является самомассаж, который проводится под руководством и контролем взрослого, педагога. Самомассаж является средством лечебно-профилактической работы. Очень важно, что эта технология не требует особого дорогостоящего оборудования.
Самомассаж с использованием природного материала:
-способствует развитию мелкой моторики рук и ног, формированию и развитию пространственных и качественных представлений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышления, речи.
-помогает снизить эмоциональное напряжение у детей
-всегда доступен, не требует финансовых затрат.
Регулярный массаж рук, ног, ступней способствует повышению работоспособности коры головного мозга-у детей улучшается внимание, память, слух, зрение, речь. Массаж повышает защитные свойства организма, происходит значительное снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ
Игровой массаж и самомассаж учит детей сознательно заботиться о своем здоровье, является профилактикой простудных заболеваний, прививает им чувство ответственности за свое здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
Для того чтобы сделать процесс самомассажа интересным для детей, а также для лучшего запоминания и выполнения упражнений, важно оформить процесс в формате стихов. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным. Кроме того, ритм стихотворной речи ускоряет развитие координации, вырабатывает верный дыхательный ритм и развивает слуховую память. Для эффективной работы крайне важно, чтобы самомассаж вызывал у детей позитивные эмоции. В этом могут помочь природные материалы, например, орехи и шишки, каштаны, листья деревьев, ракушки, крупа, кукурузные початки.
Природные материалы, помимо оздоровления и активизации организма помогают решить множество задач:
-формирование познавательной активности
-развитие творческого воображения
-развитие психологических процессов
-развитие просодической стороны речи (ритм, сила голоса, дикция, темп, выразительность)
-воспитание усидчивости
Главное, что несут в себе природные материалы-это укрепление здоровья, повышение имммунитета детей.
- Таким образом, благодаря самомассажу с использованием природного материала, дети стимулируют зону коры головного мозга и работают над развитием мимических мышц и языка. Стихотворная форма упражнений позволяет наладить дыхательный ритм и лучше запомнить методику самомассажа, а дополнительные предметы создают позитивное настроение детей и сохраняют интерес к занятию.
Для того чтобы использовать данную методику в рамках логопедических занятий я сформировала цель и определила для себя ряд задач. Главная цель -это сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей с речевой патологией. Внедрить методику самомассажа с использованием природного материала на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях. Задачи, которые я поставила перед собой:
1.Раскрыть значение здоровьесберегающей технологии.
1.Изучить методические пособия и статьи, посвященные эффективности самомассажа ладоней и пальцев рук, ног и ступней.
2.Сформировать комплекс упражнений самомассажа для работы с детьми с речевыми нарушениями.
3.Создать карточки с описанием упражнений в стихотворной форме, чтобы детям было интересно заниматься самомассажем и легче запоминали упражнения.
4.Подобрать все необходимые предметы в нужном количестве для самомассажа
Ожидаемые результаты применения самомассажа с использованием природного материала:
Образовательное направление:
1.Усвоение правил выполнения самомассажа
2.Владение простейшими приемами самомассажа.
Оздоровительное направление:
1.Улучшение кровообращения
2.Улучшение обменных веществ
3.Укрепление кистей рук, пальцев, свода стопы
4.Положительное влияние на центральную нервную систему
Воспитательное направление:
1.Побуждение активности
2.Развитие творческих способностей
3.Развитие положительных эмоций
Итак, какие существуют приемы и виды массажа?
-надавливание
-поглаживание
-постукивание
-разминание
-растирание
-пощипывание
Простейшие виды самомассажа:
1.Массаж стоп.
2.Массаж пальцев ладоней.
3.Массаж рук
4.Массаж ног
5.массаж спины
6.Массаж тела
7.Массаж головы
Методы и приёмы технологии самомассажа с природными материалами, используемые на разных этапах коррекционно-развивающих занятий, я определила следующие:
1.Массажные паузы. (приложение 1)
2.Биоэнергопластика.
3.Авторская сказка для самомассажа кистей и пальцев рук с использованием кленового листа.
4.Развитие мелкой моторики ног. Экомассаж кукурузными початками.
1.Массажные паузы на развивающих занятиях для детей с речевыми нарушениями. (приложение 1). Игровой самомассаж с шишками, желудями, грецкими орехами (с произнесением стихов, скороговорок)
б) Игровой самомассаж с желудем (с использованием опорных карточек)
в) Игровой самомассаж с ракушками (с использованием опорных карточек)
г) Игровой массаж с крупой и каштанами для ног.
2.Биоэнергопластика с использованием природного материала.
Биоэнергопластика-это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой с использованием природного материала будет способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность артикуляционной гимнастики, способствует развитию пальчиковой моторики, развитию всех психических процессов, артикуляционного аппарата что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Применение биоэнергопластики с использованием природного материала в работе по автоматизации звуков.
Изолированное произношение звуков «Л» и «Ль»
Игра «Переправа через реку».
Герои Шура и Шарап
Инструкция: Ребята вам необходимо перебраться с одного берега реки на другой произнося «л-л-л», надавливая на шишки указательным пальцем правой руки. Приём самомассажа-надавливание.
А теперь надо перебраться на другой берег реки, произнося «ль-ль-ль», надавливая на шишки указательным пальцем левой руки.
Автоматизация звуков «Р» и «Рь» в слогах.
Игра «Барабан»
Герои Роман и Римма.
Инструкция: Ребята, вам необходимо сыграть на барабане шишками и каштанами. Используется прием самомассажа- сжимание.
Роман:» ра-ра-ра»,» ара-ара-ара»,» ро-ро-ра»,» оро-оро-ора».
Римма:» ря-ря-ря», аря-аря-аря»,» ри-ри-ри»,» ири-ири-ри»
3.Авторская сказка для самомассажа кистей и пальцев рук с использованием кленового листа.
Занятие: «Кленовый лист»
Цель: научить детей слушать и понимать текст,
развивать воображение, фантазию, развивать мелкую моторику, восстанавливать внимание, способствовать улучшению кровообращения.
Детям предлагается прослушать сказку про кленовый листок и выполнять упражнения. «Однажды случилась история похожая на сказку. На одном самом обыкновенном дереве, на самой обыкновенной кленовой веточке жил маленький зеленый листок. (прием растирания пальчиками по листочку снизу-вверх). Был он красивый, резной, ему очень нравилось жить на ветке (прием поглаживания пальцами по листочку), а когда дул ветер, поворачиваться по сторонам и разглядывать мир, который его окружал. (поворот кленового листочка правой ладошкой по часовой стрелке, левой ладошкой против часовой стрелки, приём надавливания). Когда шел дождик, наш листочек сворачивался и ёжился от капелек дождя. (постукиваем пальчиком по листику, приём постукивания). А вечером наш листочек ложился спать (завернуть листочек трубочкой). Рядом с ним жили такие же зеленые листья, и наш листик радостно приветствовал их. Как-то утром проснулся кленовый листок и увидел, что все вокруг изменилось. Вокруг стало все желтым. А его братья листья тоже поменяли свою одежду, тоже пожелтели. Как же листочку захотелось стать еще красивее, такими как они. И чудо, в лужице он увидел свое отражение.» Ах какой же я красивый, я похож на солнышко»-подумал он. Потрогал себя листочек, даже ущипнул себя от радости. (прием пощипывания пальцев рук). Проходили дни, осенний ветерок пел свою песенку, листок кружился в танце. Потереть листок между ладошками, приём растирания) и не заметил, как мир вокруг стал красным.» Ах, как же мне хочется одеть красную одежду.» Но рядом не было лужицы и листок не смог увидеть, как он красив. Вдруг налетел сильный ветер, сорвал листочек с ветки и закружил его. (круговые движения кистей рук, поочередно, правой и левой рукой). «До свидания, деревце!»-успел сказать наш листок. Нашему листочку было весело летать с другими осенними листочками и кружиться в осеннем танце.
Ритмическое упражнение «Листики»
4.Упражнения на развитие моторики ног:
- укрепляют мускулатуру стопы, связки и сухожилия.
-улучшают пространственную ориентацию
-развивают ловкость и навыки телесной самоорганизации
Экомассаж кукурузными початками. Нужно взять среднего размера зрелый кукурузный початок, очистить его от листьев и хорошо высушить. По комфортности и экологичности к початкам приближаются только изделия из дерева. Кукурузные зерна отличаются высокой водостойкостью.
Упражнения для экомассажа кукурузными початками для ног.
1.Взять два кукурузных початка. Каждый катать своей ногой, совершая движения-вперед-назад, сжимая и разжимая пальцы:
«Раз, два, три, четыре, пять.
Зернышек не сосчитать.
Дружненько на кочане сидят,
И о чем-то тайном говорят
2.Кукурузный початок взять меду ступнями ног, совершать растирающие движения:
«Кукурузку детки и взрослые обожают,
Наслажденье от нее получают.
Она здоровье укрепляет,
И от болезней защищает»
Заключение.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях способствует повышению речевой активности, активизирует познавательный процесс, снимает напряжение, восстанавливает работоспособность. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приёмов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как определяет будущее страны,
Список использованной литературы:
Еромыгина М. В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 64 с.
Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2 – е, дополненное. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 80с.
Безруких М.М. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения.М.2002.120с.
Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике.М.,2008-288с.
Приложение 1
Методы и приёмы технологий, используемые на разных этапах коррекционно-развивающих занятий
1.Массажные паузы на развивающих занятиях для детей с речевыми нарушениями.
а) Игровой самомассаж с шишками, желудями, грецкими орехами (с произнесением стихов, скороговорок)
б) Игровой самомассаж с каштаном (с использованием опорных карточек)
в) Игровой самомассаж с ракушками (с использованием опорных карточек)
г) Игровой массаж с крупой и каштанами для ног.
а) Игровой самомассаж с шишками, желудями, грецкими орехами (с произнесением стихов, скороговорок)
Прямолинейное растирание ладонями друг друга с произнесением скороговорки.
Скороговорка: «Шишки скользкие шуршали,
Шумно шлепались с сосны,
Слоем снега, словно шалью
Скроет шишки до весны».
Круговое растирание ладони шишкой с произнесением стихотворения.
«Возле кедра бурый мишка
Ходит, собирает шишки.
Потому что знает мишка
Вкусные орешки в шишках»
(С. Михайлов)
Надавливание шишкой на основание большого пальца, указательного, среднего мизинца в середину ладони
«Падают шишки с веток еловые,
Гирьками стали очень тяжелыми,
Иглами в травы ветки осыпались
Бисером мелким росы рассыпались.
И раскатились под елью те шишки.
Спрятались в ямах, как будто воришки,
Семечки с шишек в земле прорастут.
Лес малахитовый вырастет тут.»
Сжимание и разжимание жёлудя
«На дубочке жёлудь ждет.
Ждет, когда же упадёт.
Рядом жёлудь помоложе
Поспевает жёлудь тоже.»
(Т.Куликовская)
Прокатывание шишки от кончиков пальцев до локтя и обратно
«Собирала белка шишки
Для енота и для мишки.
Три еноту и три-мишке,
Остальные кому шишки?
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку я найду опять.»
Игровой самомассаж кистей и пальцев рук с использованием грецких орехов.
Задание 1. Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки, проговаривая скороговорку:
«Ри-ри-ри-на орехи посмотри.
Задание 2. Прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе от кончиков пальцев до запястья, проговаривая чистоговорку:
«Натаскала белка орехов в дупло-будет ей всю зиму тепло»
Задание 3. Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно, проговаривая скороговорку:
«Оч, оч, оч-орехи надо растолочь»
Задание 4. Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин, проговаривая скороговорку:
«Пле-пле-пле-белочка живет в дупле
Ех-ех-ех-белочка грызёт орех
Ата-ата-ата-пушистые бельчата»
Задание 5. Удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щёпоть, проговаривая стих:
«Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.»
б) Игровой самомассаж с каштаном.
(стихи собственного сочинения)
Слова | Действия |
1,2,3,4,5- каштаны будем мы считать! В руке каштаны мы зажмём и обратный счет начнем 5,4,3,2,1 и ладошки разожмём | Считаем каштаны от 1 до 5, зажимаем в кулачок. Считаем обратный счёт от 5до 1,разжимаем кулачок |
10 каштанов на столе разложу, а потом их пальчиками сильно нажму, буду я каштаны считать и пальчики свои разминать | Раскладываем 10 каштанов на столе и считаем от 1 до 10, делая продавливающие движения . |
2 каштана в ладошках потри,а потом добавь еще 3,5 каштанов будешь катать ,ладошки свои разминать | Взять 2 каштана и перекатывать между двумя ладонями, затем добавить еще 3 каштана и продолжить движения. |
Двумя пальцами каштаны я возьму и в ладошку положу, буду упражнение выполнять, пальчики сжимать и разжимать | Двумя пальцами правой руки берем каштаны и перекладываем в левую руку. Потом двумя пальцами левой руки перекладываем в правую руку. |
Между пальцами каштан я зажму,и ладонь наверх подниму, ты попробуй не уронить и на место каштан положить | Каштан расположен между указательным и большим пальцем,ладонь поднимается наверх и опускается вниз |
Закрою я каштан в «замок», чтобы выйти он не смог. Крепко пальцы я сомкну, никак не выбраться ему! | Каштан в ладошках, которые скреплены в упражнении «замок» |
Подбрасывать каштан нетрудно мне, вот поймать ладошкой, мне трудней вдвойне,но в кулак его зажму,трудно выбраться ему | Подбрасывать каштан ,и ловить его ладошкой сжимая в кулачок |
По рукам моим каштан стучит словно барабан | Точечные движения каштаном по руке от пальцев до локтей(сначала правой ,потом левой) |
в) Игровой массаж с ракушками
(стихи собственного сочинения)
Слова | Действия |
Ракушкой я поглажу пальчики свои, и посчитаю до 5 | Ракушкой проглаживать пальцы руки под счет от 1 до 5 |
Положу в коробочку много- много ракушек, чтобы руки опустить и больших ракушек наловить | В коробочке сухой бассейн из разных по размеру ракушек. Опустить руки, перебирая вытаскивать ракушки большого размера. |
Выберу я ракушки похожие на камешки, буду по руке катать, и до 20 считать | Выбрать ракушки катать по руке от пальцев до запястья,считать от 1 до 20 |
Люблю я ракушки считать и в кулаке своем сжимать ,1,2,3,4,5 ,ты сожми кулак опять! | Посчитать ракушки от 1 до 5,сжать кулак. |
Я закрою глазки, ракушки возьму, а открою глазки ,обратно положу | Закрыть глаза, взять ракушки, открыть глаза положить ракушки обратно |
Я закрою ракушки руками, покатаю их по столу,их так много не сосчитать мне,не под силу мне одному | Разложить ракушки на столе прокатывать руками, выполняя движения вперед-назад |
Ракушку сожму в кулак ,подержу немного так,а потом разожму и в другой кулак возьму | Взять ракушку в правую ладонь, сжать в кулак, разжать кулак, переложить в левую руку, повторить движения. |
г) Игровой самомассаж для стоп.
Цель: осуществлять профилактику плоскостопия, укреплять свод стопы, улучшать кровообращение, развивать мелкую моторику пальцев.
1.В тапочки (с высоко закрытой пяткой) насыпать крупу: гречку, горох, перловку. Можно выстроить дорожки из шишек и каштанов и собирать их в корзинку. Будет интересно если добавить детскую считалочку «Розовые шишки».
«Собирали мишки
Розовые шишки.
Шишки собирали,
Песню напевали:
Одна шишка для лисенка,
А вторая для бобрёнка,
Третья белочке пушистой,
В рыжей шубке шелковистой,
А четвертая-сове,
Пятую берем себе,
Шесть и семь дадим ежатам,
Восемь маленьким зайчатам,
Девять волку отнесем,
Десять мы домой возьмем,
Пополам разделим лапой
Угощайтесь мама с папой!»
(Ирина Сеньчукова)
2.перекатывание шишки от колена вниз по ноге:
«Идет ёжик по дорожке
У него босые ножки,
Вся в иголочках спина,
Ой, колючая она.!
(Н. Карпова)
3.Выполнение артикуляционного упражнения «качели» (язык движется вверх-вниз), одновременно выполняется упражнение-захват каштана пальцами ног, которые поднимают каштан вверх и вниз, ступня на пятке, Логопед произносит стих:
«Во дворе стоят качели.
Вы качались? В самом деле?
Ну-ка, заинька садись.
Вверх-вниз, вверх-вниз
Вот лисичка:
-Стойте! Дайте!
Меня тоже покачайте!
Что ж, исполним твой каприз
Вверх-вниз, вверх-вниз!»
4.Выполнение артикуляционного упражнения «часики» (язычок как маятник ходит из одного угла губ в другой). Перекатывание шишек вперед и, назад и по кругу (по часовой и против часовой стрелки). Логопед проговаривает стих:
«Как часы заладим в такт,
Тик-так, тик-так!
Разговариваем так:
Тик-так, тик-так!
Мы не просто так болтаем.
А секундочки считаем,
Отставать нельзя никак
Тик-так, тик-так!»
Елена Гаврииловна Гончарова