"Здравствуй, зимушка-зима"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 7 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХАРЦЫЗСК»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Игра – викторина к Новому году
«Здравствуй, зимушка-зима!»
для обучающихся начальных классов
Гаврилова Елена Васильевна
учитель начальных классов
2024 г.
Игра-викторина «Здравствуй, зимушка-зима!»
Цели игры-викторины:
повысить уровень знаний участников о зимних явлениях, праздниках, традициях;
создать атмосферу веселья и дружеского соперничества;
привнести элементы неожиданности и сюрприза через интересные факты и задания;
укреплять память и внимание через запоминание фактов о зиме.
Условия игры-викторины:
в игре-викторине принимают участие обучающиеся начальных
классов. Играют две команды. За каждый правильный ответ 2 балла. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Каждое время года замечательно и красиво по-своему. Но сегодня, мы поговорим о красавице-зиме, с её пушистыми снежинками, ледяными горками, зимними детскими играми и одним из волшебных праздников – Новым годом.
1 ученик
С небес спустился на землю Мороз
И стукнул посохом студеным,
Рассыпав серебро на ветви елей и берёз
Он пробирал природу холодом ядрёным.
2 ученик
Не слышно щебетанья зимних птиц,
В укрытиях сидят все жители лесные.
А он косматый пуще всё трещит
И распевает песни удалые.
3 ученик
Прошёлся с зимней песней по реке,
Оставив след после себя зеркальный.
Притихла речка, очутившись в западне,
Накинул на неё ковер хрустальный.
4 ученик
Вот пробежался по степи,
Дохнул холодным паром.
Зашёл он в сёла, в города
Хозяйничал недаром.
5 ученик
Принарядил деревья в белые кафтаны,
Укутал землю мягким покрывалом.
Заставил и людей одеться в тёпленькие шубки,
Прошёлся по земле Мороз не ради шутки.
Гаврилова Елена Васильевна
Новый год всегда был, есть и будет самым чудесным, любимым праздником для взрослых и детей. Под Новый год загораются разноцветные огоньки ёлок, приходят к детям с подарками Дед Мороз и Снегурочка.
А знаете ли вы, что в Древней Руси после принятия христианства в 10-м веке и до конца 15-го века начало года приходилось на 1 марта, затем оно было перенесено на 1 сентября. И только после указа Петра I с 1700 г. новый год стал начинаться с 1 января – это было удобнее приновых обширных связях с Европой.
Так благодаря Петру I и пошёл обычай встречать Новый год зимой, под свист и шум завывающей на дворе метели, а в наших домах появилась ёлка как символ Нового года и Новый год стал самым любимым праздником взрослых и ребятишек.
Ведущий делит ребят на две команды.
Давайте будем мы играть!
Раз, два, три, четыре, пять…
Кто загадки отгадает по 2 балла получает.
Первый конкурс «Отгадайте загадки»
Загадки для 1 команды:
В белом бархате деревня –
И заборы и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт. (Иней)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лёд)
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (Снег)
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром. (Зимние месяцы)
Загадки для 2 команды:
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
С неба падает зимой,
И кружится над землёй.
Эта звёздочка летает,
А в ладонь возьмёшь – растает. (Снежинка)
Вился, вился белый рой.
Сел на землю – стал горой. (Сугроб)
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима)
Второй конкурс «Доскажи словечко».
Участники команд дописывают в стихотворение слова.
Задание для 1 команды:
Настало время на земле
Вступать в свои права ….. (зиме).
Пришла она с друзьями
Холодными …..(ветрами).
С морозами трескучими,
С метелями ….. (колючими).
Вступила зимушка в права
Друзьям задания …..(дала).
Тебе могучий ветер
Качать деревья в тёмный …..(вечер).
Тебе мороз трескучий
Сковать ледком получше ….. (воду),
Укутать беленьким снежком ….. (природу).
Задание для 2 команды:
Ну а тебе, моя подруга, ….. (вьюга),
Вертеть, кружить, летать
И песни ….. (распевать)
Моим серебряным ….. (снежинкам)
И холодом их ….. (сохранять).
Так действуйте, мои любимые ….. (друзья)
Трещите, сковывайте, вьюжте:
Пришла пушистая ….. (хозяюшка-зима)
Теперь её законные ….. (права).
Гаврилова Елена Васильевна
Третий конкурс
Домашнее задание. Продолжить стихотворение «Сохраним мы ёлочку, зелёную иголочку».
Ведущий. Приближается Новый год, и с ним приходит время волшебства и радости. Но давайте не забывать о нашей ответственности перед природой! Сохраним мы ёлочку, зелёную иголочку, ведь она не только украшает наши праздники, но и является домом для многих животных, а также очищает воздух.
Лучше выбрать искусственную ёлочку. Давайте сделаем этот праздник не только радостным, но и заботливым к нашей планете!
1 команда
Проведём экскурсию с вами в зимний лес.
Там в глуши лесной поляна сказочная есть …..
2 команда
Ведь на полках в магазинах ёлки тоже есть
Пусть они искуственны и не пахнут вовсе, ……
1 команда (продолжение стихотворения)
На поляне той деревья пышные растут,
А в природе тех красавиц ёлками зовут.
Гнёт их ветви ветер, дождик поливает
И как больно ёлочке, ведь никто не знает.
Не губите ёлочки, не рубите лес.
2 команда (продолжение стихотворения)
Есть в аптеке масло настоящей ёлки.
Выбери красавицу, принеси домой,
Наряди гирляндами, яркой мишурой.
Взбрызни хвойным маслом и укрась шарами.
Сбереги живую ёлку на лесной поляне.
Гаврилова Елена Васильевна
Четвёртый конкурс «Музыкальная шкатулка»
Песню «В лесу родилась ёлочка» знают и любят петь на новогоднем празднике все дети. Примерно половину своей долгой – почти в сто лет – жизни это стихотворение «прожило» безымянным. Кто думал, что текст сочинил композитор, другие считали, что слова народные. Её автор - Раиса Адамовна Кудашева (1878-1964). Музыку написал композитор Л.К. Бекман.
Учащиеся 1 и 2 команд (по очереди) поют и инсценируют песню.
Пятый конкурс «Интересные загадки от Деда Мороза»
1 команда
1. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом 3 сливы. Сколько деревьев зацвело?
(В январе деревья не цветут).
2. Когда у человека бывает столько глаз, сколько дней в году?
(Второго января).
3. Что случилось тридцать первого февраля?
( Ничего, тридцать первого февраля не бывает).
4. Что можно найти в декабре, но нельзя найти ни в одном другом месяце?
(Букву «Д»).
2 команда
1. Когда сутки короче: зимой или летом?
(Сутки зимой и летом одинаковые).
2. Сколько месяцев в году имеют 28 дней?
(Все).
3. Как принести воду в дырявом ведре?
(Заморозив её).
4. Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки?
(3 внука).
Пятый конкурс «Сложи новогоднюю картинку»
Ведущий раздаёт каждой команде конверт с разрезанной новогодней картинкой и предлагает её собрать.
Шестой конкурс «Белая книга зимы»
Командам нужно угадать по следам зверей и птиц, кто бегал по заснеженной лесной полянке.
(Учитель заранее рисует на листах картона следы зверей и птиц).
После подсчёта очков объявляется победитель и команде вручается приз.
Ведущий. В канун Нового 2025 года хочется всем пожелать мирного неба , душистого хлеба, чистой воды, крепкого здоровья. Любите, охраняйте, берегите природу!
Проходит старый долгий год.
По улицам снуёт народ.
С авоськами, кошёлками,
С зелёными пушистыми колюченькими ёлками.
Приносят ёлочки в дома
И веселится детвора.
Сияет деревце блестящей мишурой,
Сверкает разноцветными гирляндами-огнями.
Хозяйки у плиты весь день
Готовят блюда повкусней.
Так люди на земле прощаются со старыми годами.
Веселье, шутки, хоровод,
Встречают люди Новый год!
Гаврилова Елена Васильевна
Литература
Кардаков А. «Храм природы» https://www.stihi.ru/2011/04/07/2432
Петров В.В. «Лес и его жизнь.» Книга для учащихся. Москва «Просвещение» 1986 г.
Что такое. Кто такой. Для младших школьников. В 3-х томах. Том 2. Издательство «Педагогика» Москва 1976 г.
600 самых интересных загадок. – Донецк: Веско, 2013 г.