12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ташкинов Константин Сергеевич303
Чтобы быть хорошим преподавателем нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В. Ключевский.
Россия, Москва, Москва

Пояснительная записка к методической разработке

Название контрольной работы:

"Применение биомеханики в реальных ситуациях: Анализ и решение задач"

Предмет: Биомеханика

Класс/курс: 4 курс

Образовательные цели:

  • Оценить понимание студентами основных принципов биомеханики.
  • Развить умение анализировать реальные ситуации с точки зрения биомеханики.
  • Сформировать навыки применения теоретических знаний биомеханики для решения практических задач.

Задачи:

  1. Аналитические задачи: Студенты должны проанализировать представленные сценарии, выявить биомеханические проблемы и предложить оптимальные решения.
  2. Практические задачи: На основе анализа разработать упражнения, тренировочные планы или дизайн продукта для улучшения биомеханических параметров.
  3. Креативные задачи: Предложить инновационные подходы и решения для существующих биомеханических задач.

Источники информации:

  • Учебные материалы по курсу биомеханики.
  • Материалы лекций и практических занятий.
  • Научные статьи и исследования, посвященные применению биомеханики в спорте, медицине и повседневной жизни.
  • Видеоматериалы, демонстрирующие принципы биомеханики на практике.
  • https://physiotherapist.ru/biomechanics-in-sport/
  • https://nauchniestati.ru/spravka/biomehanika-dvizheniya-cheloveka/

Контрольно-измерительные материалы (КИМ)

Формат заданий:

  1. Аналитические задания: Студентам предоставляются описания реальных ситуаций, связанных со спортом, здоровьем и дизайном продуктов. Задача — проанализировать ситуацию и выявить биомеханические аспекты, требующие оптимизации.
  2. Практические задания: На основе анализа разработать рекомендации или планы действий для улучшения исходных условий.
  3. Креативные задания: Предложить новаторские решения для улучшения биомеханических характеристик в заданных сценариях.

Инструкция к заданиям:

  • Внимательно прочитайте описание каждого сценария.
  • Выделите ключевые биомеханические принципы, которые могут быть применены для анализа ситуации.
  • Примените теоретические знания по биомеханике для разработки решения задачи.
  • Оформите решение в виде письменного отчета, включающего анализ ситуации, обоснование выбранных решений и предложения по их реализации.

Контрольная работа:

Интерактивные задания с анализом видеокейсов по биомеханике

Задание 1: Анализ прыжка в длину

Цель задания: Анализировать технику прыжка в длину, используя принципы биомеханики.

Видеокейс: Видео, демонстрирующее прыжок в длину чемпиона мира. Включает замедленные и повторные кадры ключевых моментов: разбега, отталкивания, полета и приземления. https://www.youtube.com/watch?v=v0j6iZeGpNs&ab_channel=%D0%9C%D0%98%D0%A0%D0%A4%D0%90%D0%9A%D0%A2%D0%9E%D0%9

Инструкция:

  1. Просмотрите видеокейс.
  2. Определите и проанализируйте следующие аспекты:
    • Скорость и угол разбега.
    • Момент и техника отталкивания (угол и сила).
    • Фаза полета: положение тела и его влияние на дальность прыжка.
    • Техника приземления и ее влияние на здоровье спортсмена.
  3. Напишите отчет, в котором оцените каждый из этих аспектов с точки зрения биомеханики.

Задание 2: Биомеханический анализ броска мяча в баскетболе

Цель задания: Оценить технику броска мяча в баскетболе, акцентируя внимание на биомеханике движений рук и тела.

Видеокейс: Запись выступления известного баскетболиста, включающая несколько типов бросков: штрафные и трехочковые.

https://www.youtube.com/watch?v=udx0qwvkwFY&ab_channel=Basketball_Chanel

Инструкция:

  1. Внимательно изучите предоставленные видеокадры.
  2. Проанализируйте и опишите:
    • Положение ног и тела в момент броска.
    • Движение рук и угол выпуска мяча.
    • Связь между движением тела и точностью/силой броска.
  3. Сформулируйте выводы о том, как биомеханические принципы влияют на успешность броска.

Задание 3: Биомеханика удара ногой в футболе

Цель задания: Анализировать механику удара по мячу ногой с точки зрения биомеханики.

Видеокейс: Видео выдающегося футболиста, выполняющего штрафные, удары. https://www.youtube.com/shorts/Di9GRorsXLM

Инструкция:

  1. Изучите технику ударов, представленных в видео.
  2. Оцените следующие параметры:
    • Подход к мячу и начальное положение тела.
    • Движение ноги и момент контакта с мячом.
    • Влияние положения тела на направление и силу удара.
  3. Подготовьте анализ, объясняющий, как можно улучшить эффективность удара, опираясь на биомеханические принципы.

Эти задания предлагают студентам практическое применение биомеханических концепций через анализ реальных спортивных действий. Такой подход не только способствует глубокому пониманию материала, но и развивает аналитические навыки, позволяя студентам видеть связь между теорией и практикой.

Сценарии реальных ситуаций для применения знаний биомеханики

Сценарий 1: Оптимизация удара в волейболе

Контекст: Вы тренер по волейболу, и ваша команда готовится к важному матчу. Вы заметили, что один из игроков часто не может эффективно выполнить сильный удар, потому что его техника не оптимальна.

Задача:

  1. Проанализируйте технику удара игрока, используя знания биомеханики.
  2. Определите, какие аспекты техники удара (например, положение тела, угол и сила удара) нуждаются в улучшении.
  3. Разработайте и предложите комплекс упражнений для коррекции техники удара, основанный на принципах биомеханики.

Сценарий 2: Анализ и коррекция беговой походки

Контекст: Вы физиотерапевт, и к вам обратился бегун-марафонец с жалобами на повторяющиеся травмы нижних конечностей. Вы подозреваете, что причина травм — неправильная беговая походка.

Задача:

  1. Используя знания биомеханики, проведите анализ беговой походки спортсмена.
  2. Выявите типичные ошибки в походке, которые могут приводить к травмам (например, слишком большой ударный угол стопы, неправильное распределение веса).
  3. Разработайте план коррекции беговой техники, включая упражнения на укрепление мышц, изменение угла атаки стопы и оптимизацию распределения веса при беге.

Сценарий 3: Улучшение техники плавания для соревновательных пловцов

Контекст: Вы спортивный тренер по плаванию, работающий с командой соревновательных пловцов. Один из пловцов сталкивается с трудностями в улучшении времени на дистанции вольным стилем, несмотря на сильную физическую подготовку и отличные результаты в тренировках.

Задача:

  1. Анализ техники плавания: Используя видеоанализ и знания биомеханики, проанализируйте технику плавания спортсмена. Особое внимание уделите фазам гребка, дыханию, поворотам и старту.
  2. Выявление аспектов для улучшения: Определите ключевые биомеханические недостатки в технике пловца, которые могут замедлять его скорость. Это может быть неправильное положение тела в воде, неэффективная техника гребка или дыхания.
  3. Разработка плана тренировок: Создайте индивидуальный тренировочный план, направленный на улучшение выявленных недостатков. Включите упражнения на суше для укрепления нужных групп мышц, упражнения в воде для коррекции техники гребков и дыхания, а также специфические тренировки на повышение скорости и выносливости.
  4. Мониторинг и адаптация: Организуйте регулярный мониторинг прогресса спортсмена через видеоанализ и временные показатели на тренировках и соревнованиях. На основе полученных данных адаптируйте тренировочный план для достижения оптимальных результатов.

Этот сценарий направлен на глубокое понимание связи между биомеханикой и эффективностью в плавании. Он предлагает студентам применить свои теоретические знания для анализа и улучшения спортивных результатов, развивая при этом ценные навыки в области спортивного тренинга и реабилитации.

Ответы на интерактивные задания по биомеханике

Задание 1: Анализ прыжка в длину

  1. Скорость и угол разбега: Оптимальная скорость разбега и угол отталкивания должны быть таковы, чтобы максимизировать горизонтальное перемещение центра масс тела. Идеальный угол отталкивания составляет около 20-22 градусов.
  2. Момент и техника отталкивания: Эффективное отталкивание достигается за счет сильного толчка ногой от земли, при этом нога должна быть полностью выпрямлена в момент отталкивания. Это создает максимальную силу, действующую в направлении прыжка.
  3. Фаза полета: Во время полета спортсмен должен оптимизировать положение своего тела (например, техника "виска"), чтобы максимизировать дальность прыжка и обеспечить наилучшее приземление.
  4. Техника приземления: Приземляться следует на переднюю часть стопы с последующим переносом веса на всю стопу, что помогает абсорбировать удар и предотвращает травмы.

Задание 2: Биомеханический анализ броска мяча в баскетболе

  1. Положение ног и тела: Для достижения максимальной эффективности броска ноги должны быть широко расставлены на ширине плеч, колени слегка согнуты. Тело наклонено назад в момент замаха и переносится вперед при выпуске мяча.
  2. Движение рук и угол выпуска мяча: При броске важно использовать обе руки: ведущая рука выполняет бросок, а вторая стабилизирует мяч. Идеальный угол выпуска мяча составляет около 45-55 градусов для оптимальной дальности и точности.
  3. Связь между движением тела и точностью/силой броска: Сила броска происходит из ног и передается через тело в руки и мяч. Плавное и скоординированное движение всего тела влияет на точность и силу броска.

Задание 3: Биомеханика удара ногой в футболе

  1. Подход к мячу и начальное положение тела: Подход к мячу должен быть таким, чтобы удар производился оптимальной частью стопы (обычно внутренней или верхней частью) с учетом желаемого направления и типа удара (пас, удар по воротам).
  2. Движение ноги и момент контакта с мячом: Для мощного удара необходимо согнуть ногу в колене, затем резко выпрямить ее в момент удара по мячу, используя силу бедра и таза.
  3. Влияние положения тела на направление и силу удара: Наклон тела назад увеличивает вероятность поднятия мяча, в то время как наклон вперед помогает держать удар низким и мощным. Баланс и координация при ударе критически важны для его точности и силы.

Эти ответы представляют собой аналитический обзор применения биомеханических принципов в различных спортивных дисциплинах и могут служить основой для обсуждения и дальнейшего изучения в рамках курса биомеханики.

Ответы на сценарии реальных ситуаций по биомеханике

Ответ на Сценарий 1: Оптимизация удара в волейболе

  1. Анализ техники удара: Оптимальная техника удара включает правильное положение тела, сильный замах руками и мощное отталкивание ног от земли. Неэффективность удара может быть связана с недостаточной силой замаха, неправильным таймингом или слабым отталкиванием.
  2. Улучшение техники:
    • Упражнения для укрепления мышц ног и кора для улучшения отталкивания и устойчивости.
    • Тренировка замаха и удара с акцентом на синхронизацию движений и правильное использование рук.
    • Визуализация и повторение ударов с разных позиций для развития мускульной памяти.

Ответ на Сценарий 2: Анализ и коррекция беговой походки

  1. Анализ походки: Неправильная походка может включать излишнюю пронацию или супинацию стопы, неправильное распределение веса или недостаточную амортизацию при приземлении.
  2. Коррекция:
    • Упражнения на баланс и координацию для улучшения контроля над стопой.
    • Техники бега, снижающие ударные нагрузки на суставы.
    • Использование специализированной беговой обуви для коррекции пронации/супинации.

Ответ на Сценарий 3: Улучшение техники плавания для соревновательных пловцов

  1. Анализ техники плавания: Ключевые аспекты для анализа включают положение тела в воде, эффективность гребка, технику дыхания и выполнение поворотов.
  2. Улучшение техники:
    • Упражнения на суше для укрепления мышц кора, плеч и ног.
    • Тренировки в воде с акцентом на улучшение положения тела и увеличение пропульсивной силы гребков.
    • Специализированные упражнения для совершенствования техники дыхания и поворотов.

Каждый из этих ответов подчеркивает важность индивидуального подхода и тщательного анализа ситуации для успешного применения знаний биомеханики в решении разнообразных задач.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.