Внеклассное мероприятие для старшеклассников «Женское дело — война?»

2
0
Материал опубликован 27 July 2018 в группе

«ЖЕНСКОЕ ДЕЛО – ВОЙНА?» (на слайде)

Звучит песня военных лет в исполнении молодого человека по рекомендации Надежды Юрьевны

АЛИНА БУЛАНОВА.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Каких-то пять минут осталось! 

ВЕДУЩИЙ 1. Добрый день, дорогие зрители! Сегодня мы собрались в этом зале на день воспоминаний о тех, кто 4 долгих года мечтал об окончании войны. И вот этот день настал! 9 мая 2018 года вся наша страна будет отмечать 73-летие со дня Великой Победы над фашизмом.

В день Великой Победы невозможно остаться в стороне от этого величайшего события.

ВЕДУЩИЙ 2. А начнём мы свою историю со знакомства с нашими героями, ветеранами войны, которые так или иначе связаны с ШГПУ.

(Далее слайды презентации, на которых собрана информация о ветеранах, работавших в ШГПУ)

Рымкевич Андрей Павлович (1923-1993) - выдающийся отечественный физик и педагог, профессор.

С отличием окончил школу, но его выпускной бал совпал с началом Великой Отечественной войны, и он продолжил свою учёбу уже в зенитно-прожекторном училище.

В 1942 году был назначен командиром прожекторного взвода. С частями действующей армии прошёл от Астрахани до Бреслау.

В 1945 году получил тяжёлое ранение и был демобилизован.

ВЕДУЩИЙ 1. Вдовенко Леонид Иванович (1922-2011)

Капитан в отставке. Ушёл добровольцем в армию и служил в ней до сентября 1946 г., пройдя путь от рядового до старшего лейтенанта, командира батареи самоходных установок. Участвовал в боях на Крымском, Северокавказском, и III Прибалтийском фронтах, несколько раз был ранен.

Награжден двумя Орденами Великой Отечественной войны первой и второй степеней, медалью «За победу над Германией».

ВЕДУЩИЙ 2. Зяблов Леонид Антонович (1920-2014)

Кандидат экономических наук, доцент кафедры истории и политэкономии.

Был направлен по распределению в Шадринский финансовый техникум преподавателем политэкономии. На фронте Леонид Антонович участвовал в боях как связист, под огнем минометов налаживал телефонную связь между подразделениями полка. Был тяжело ранен в голову, стал инвалидом второй группы Отечественной войны. Награжден двумя орденами Великой Отечественной войны первой и второй степеней, медалью за освобождение Кавказа, медалью «За победу над Германией в 1941-1945 гг.».

ВЕДУЩИЙ 1. Таланов Павел Петрович (1910-1976)

Комиссар артдивизиона, участник боев под Оршей, Москвой, в Восточной Пруссии. Награжден орденом Красной Звезды.

ВЕДУЩИЙ 2. Ильяшенко Федор Иванович (1923-1985)

В 1940 г. начал службу в армии, был направлен в военное пехотное училище. Окончил его в 1941 г. в звании лейтенанта и должности командира взвода.

Призван в ноябре 1941 г. в Ростовской области. Майор, командовал стрелковой ротой, батальоном. Участвовал в боях под Новороссийском.

Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалью «За героическую оборону Кавказа».

ВЕДУЩИЙ 1. Талалай Ефим Львович (1923-1993)

Участвовал в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., был ранен, попал в плен, прошел лагеря интернированных в Польше, Франции, в 1944 г. был вывезен в Америку.

С 1954 года жизнь Ефима Львовича была неразрывно связана с Шадринском, с ШГПИ. Окончив в 1959 г. физико-математический факультет ШГПИ, проработал преподавателем этого факультета до своей кончины.

Главным детищем было создание в 1961 г. астрономического центра, состоящего из кабинета астрономии - планетария ШГПИ, единственного в городе, который существует по сей день и является гордостью института.

ВЕДУЩИЙ 2. Пушкарев Николай Григорьевич (1920-2014)

Ветеран Великой Отечественной войны, подполковник в отставке, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории КПСС и политэкономии ШГПИ.

В 1945 году участвовал в боях с Японией. Имеет орден Великой Отечественной войны второй степени, медаль «За отвагу», медаль «За боевые заслуги», «За победу над Германией» , медаль «За победу над Японией» ОТДЕЛЬНО

ВЕДУЩИЙ 1. Большой вклад в разгром фашистов внесли не только мужчины, но и женщины, которые наравне с сильным полом старались сделать всё возможное, чтобы приблизить День Победы. Одной из таких героинь стала Башкатова Валентина Александровна (1924-2013)

В марте 1943 года была мобилизована в армию и работала санинструктором железнодорожного восстановительного батальона, в июне 1944 года была в рядах Ленинградской армии противовоздушной обороны. Исполняла обязанности санинструктора и повара. В конце 1945 года была демобилизована и начала работу в Шадринском Доме ребенка, в 1952 году закончила Шадринское педагогическое дошкольное училище.

ВЕДУЩИЙ 2. Женщина на войне…Велика роль женщин на фронте. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых. Организовались отдельные женские батальоны.

Это мероприятие посвящено девушкам – бойцам сурового времени, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.

ВЕДУЩИЙ 2. Вот такие они, наши героини: храбрые, самоотверженные, решительные, когда это от них требуется, но в то же время нежные, чувственные и любящие по натуре. Женщины, которые прошли через ад за тем только, чтобы их родные и близкие жили в лучшем мире. В мире без войны.

Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести. Он хотел показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами…

ВАСКОВ:

Я - старшина Васков,

Я - комендант разъезда,

Я старшим был в семье,

И старшим здесь пришлось. 

МАЙОР:

В тылу его осталась мать,

А братья - все под Брестом,

В далеком сорок первом

Им нелегко пришлось. 

ВАСКОВ:

Я жить стараюсь по уставу,

Но не выходит иногда.

Мой взвод - сопливые девчонки,

Им двадцать лет едва-едва. 

МАЙОР:

Войны закон ко всем нещаден,

И погибают прежде те,

Которых лучшими считают

На этой проклятой войне!

Девчонки, милые девчонки,

Их было пятеро, красивых…

Но всех - один по одному-

Их смерть безжалостно скосила. 

ВАСКОВ:

Когда пришел сраженья час,

Про юность вы свою забыли.

Земля стонала и рвалась,

А зори тихие здесь были…

(Разошлись)

ВЕДУЩИЙ 1. На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных валунов. В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня, и поезда перестали здесь останавливаться, Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две зенитные счетверенки.

ВЕДУЩИЙ 2. Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград.

ВЕДУЩИЙ 1. А здесь был курорт. От тишины и безделья солдаты млели, как в парной, а в двенадцати дворах оставалось еще достаточно молодух и вдовушек, умевших добывать самогон чуть ли не из комариного писка. Три дня солдаты отсыпались и присматривались; на четвертый начинались чьи-то именины, и над разъездом уже не выветривался липкий запах местного первача.

ВАСКОВ: — Шлите непьющих. Непьющих и это… Чтоб, значит, насчет женского пола.

МАЙОР: — Евнухов, что ли?

ВАСКОВ: — Вам виднее.

МАЙОР: — Ладно, Васков!…. — Будут тебе непьющие. И насчет женщин тоже будут как положено. Но гляди, старшина, если ты и с ними не справишься…

ВАСКОВ: — Так точно.


 

ВЕДУЩИЙ 2. Майор увез не выдержавших искуса зенитчиков, на прощание еще раз пообещав Васкову, что пришлет таких, которые от юбок и самогонки нос будут воротить живее, чем сам старшина. Однако выполнить это обещание оказалось не просто, поскольку за три дня не прибыло ни одного человека.

Уже утром хозяйка сообщила, что зенитчики прибыли. В тоне ее звучало что-то вредное, но старшина со сна не разобрался.

Строевым шагом входят зенитчицы.

КИРЬЯНОВА: - Равняйсь, смирно!

Входит Васков и оторопел, медленно осматривает бойцов.

КИРЬЯНОВА: — Товарищ старшина, первое и второе отделения третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта, — тусклым голосом отрапортовала старшая. — Докладывает помком взвода сержант Кирьянова.

ВАСКОВ: — Та-ак, — совсем не по-уставному сказал комендант. — Нашли, значит, непьющих…

Из расположения без моего слова ни ногой, — объявил он, когда все было готово.

БРИЧКИНА: — Даже за ягодами? — бойко спросила рыжая

ВАСКОВ: — Ягод еще нет, — сказал он.

КИРЬЯНОВА: — А щавель можно собирать? Нам без приварка трудно, товарищ старшина, — отощаем.

ВАСКОВ: — Не дальше речки. Аккурат в пойме прорва его.


 

ВЕДУЩИЙ 1. Ночами зенитчицы азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам, а днем разводили бесконечные постирушки: вокруг пожарного сарая вечно сушились какие-то их тряпочки. Подобные украшения старшина считал неуместными и кратко информировал об этом сержанта Кирьянову:

ВАСКОВ: — Демаскирует.

КИРЬЯНОВА: — А есть приказ.

ВАСКОВ: — Какой приказ?

КИРЬЯНОВА: — Соответствующий. В нем сказано, что военнослужащим женского пола разрешается сушить белье на всех фронтах.

ВЕДУЩИЙ 2. Комендант промолчал: ну их, этих девок, к ляду! Только свяжись: хихикать будут до осени.

ВАСКОВ ОБРАЩАЕТСЯ К ЗРИТЕЛЯМ: Разве это команда? Развод караулов полагается по всей строгости делать, по уставу. А это насмешка полная, это надо порушить, а как? Попробовал он насчет этого со старшей, с Кирьяновой, поговорить, да у нее один ответ: «А у нас разрешение, товарищ старшина. От командующего. Лично». Смеются, черти…

ВЕДУЩИЙ 2. Так и началась эта страшная история о героях Великой Отечественной войны, которая знакомит с мужеством и силой простых русских солдат, среди которых судьбой доверено быть не только мужчинам, но и совсем юным девушкам. Девушки и командир собираются во что бы то ни стало постоять за свое Отечество, однако им придется заплатить за это великую цену.

ОСЯНИНА: Я - Рита Осянина. Из всех довоенных событий самое дорогое для меня - школьный вечер встречи с пограничниками. Именно в этот день я познакомилась со своим будущим мужем - застенчивым лейтенантом Осяниным. Мы вместе танцевали вальс, и он пошел провожать меня домой…

А потом были письма. По субботам - его короткие, а по воскресеньям - мои длинные.

Мы поженились. И тогда я не знала, что 22-го – война, а 23-го я стану вдовой.

 

КОМЕЛЬКОВА: Я – Комелькова Женя. Помню, как однажды я приехала к отцу на учения – он у меня военный. Иду, а навстречу мне полковник. Господи! Высокий, русоволосый, кареглазый!

Я так и замерла. А он мне: «Разрешите познакомиться?». А я ему: «Разрешаю. Женя Комелькова». А он мне: «Не хотите на лошадях покататься?». А я ему: «Отчего же? Можно». А он мне: «А вы всегда такая веселая?». А я: «Всегда!». Так и влюбилась.

Но пришла война, и распорядилась по-своему: я теперь одна. Одна на всем белом свете. И мне почему-то совсем не весело…

БРИЧКИНА: Меня зовут Лиза Бричкина. Все свои 19 лет я прожила в ожидании счастья, которое так ко мне и не пришло… Сначала я ждала возвращения в школу, которую бросила из-за болезни матери, потом - свиданий с подружками, потом- редких свободных вечеров на пятачке, возле клуба. Потом ждала, что придет Он, которого я буду любить всю жизнь, потом…

Потом ждать стало нечего: война. 


ЧЕТВЕРТАК: Я - Галя Четвертак, Эту фамилию дали мне в детском доме. Всю жизнь я мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. А потом я решила влюбиться. Придумала себе жениха, и весь детский дом был вскоре наводнен записками, письмами, слезами, свиданиями. Нет, вы не думайте, я не врала! Я просто мечтала!

Война меня застала на третьем курсе библиотечного техникума. Она разрушила все мои мечты. 

 

ГУРЕВИЧ: Я - Соня Гурвич, бывшая студентка второго курса Минского университета. Вместо танцев я бегала в «читалку» и в театр. Как память о довоенной жизни у меня осталась только эта тоненькая книжечка со стихами Блока. Ее подарил мне очкастый сосед по лекциям, с которым я провела единственный вечер в парке имени Горького.


 


 

Ах, война, что ж ты сделала, подлая?

Вместо свадеб – разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги.… Ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают. Что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки! Девочки,

Постарайтесь вернуться назад. 


 

ВАСКОВ ОБРАЩАЕТСЯ К ЗРИТЕЛЯМ: Но они не вернулись.… На 171-й разъезд пришел я один. Пять девчонок, всего только пять! А ведь справились, не пропустили гадов! И кто?

Лиза с теплой улыбкой подходит к Васкову

Лиза Бричкина, родная душа. Она первая погибла. В болоте утонула. Не дошла до наших за подмогой, не смогла. А ведь мы даже как следует и не простились. Все думал, успеется. Как же так, Лизавета? 


БРИЧКИНА:

Торопилась я очень, все хотела успеть,

И, как вы обещали, с вами песню допеть.

Я ведь вас полюбила.… Ах, зачем эта смерть?

Торопилась я очень, все хотела успеть… 

 

Во время предыдущей реплики Лиза стоит рядом с Васковым, не отходит от него ни на шаг, а затем берёт его за руки, и они танцуют вальс, свой первый и последний.

Играет вальс "Щербатый месяц" из х/ф "А зори здесь тихие".

Бричкина возвращается назад. 



Соня с теплой улыбкой подходит к Васкову

ВАСКОВ: А Соня Гурвич? Зачем я при ней про свой забытый кисет сказал? А она, легкая, как птица, вспорхнула: «Я принесу, я знаю, где он лежит!». Даже остановить не успел. Какое там, только сапоги затопали…

Никогда не забуду ее предсмертный крик, крик раненой птицы. Два удара ножом. Полежи тут, Сонечка, я сейчас вернусь! 


ГУРЕВИЧ:

Я подожду, я подожду,

Теперь мне некуда спешить. 

(открывает томик стихов А.Блока и читает)

«О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!» 

Соня возвращается назад. 

Галя с теплой улыбкой подходит к Васкову


ВАСКОВ: Галина Четвертак. Четвертачок. Я так и не узнал, как себя с ней вести. Маленькая, хрупкая, с неудачным первым боевым крещением. Испугалась. Немцев испугалась, и не смогла удержаться – побежала.

Коротко ударил автомат. С десяти шагов ударил в тонкую, напряженную спину. 

ЧЕТВЕРТАК:

Я так мало успела в этой жизни прожить,

Я так много мечтала верить, ждать и любить.

Я так сильно боялась, что в войне этой сгину.

Почему мне досталась эта очередь в спину? 
Галя возвращается назад. 

Женя с теплой улыбкой подходит к Васкову


ВАСКОВ: Женя Комелькова. Красавица, Погибла, отводя немцев от раненой Осяниной. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась: ведь это так глупо умирать в 19 лет. А немцы ранили ее вслепую, и она могла бы затаиться, переждать и уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, не пытаясь убежать, и … пела.

Немцы добили ее в упор, а потом смотрели на ее и после смерти прекрасное лицо. 


КОМЕЛЬКОВА:

Когда на смерть идут – поют,

А перед этим можно плакать. 
Ведь самый страшный час в бою –

Час ожидания атаки.

Был бой короткий, а потом

Лежала я под синим небом.

Неужто все? Неужто все?

Из нас еще никто и не жил…



Женя возвращается назад, в глубину сцены. 

Рита с теплой улыбкой подходит к Васкову


ВАСКОВ:

Осянина Рита. Смертельно раненая осколком гранаты, застрелилась, боялась стать обузой, глупая.

Я к ней подойду и шинелью укрою. 

 

ОСЯНИНА:

О чем-то мне скажешь,

Но я не услышу. 

ВАСКОВ:

Спрошу – не ответит,

А нас рядом двое. 

ОСЯНИНА:

Один только дышит.


Рита возвращается назад, в глубину сцены. 


ВАСКОВ:

Я знаю, не встанет,

Я все понимаю.

Зачем же я хлеб

На две части ломаю? 


 

ВЕДУЩИЙ 2. Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…». Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Выходят два чтеца. 

 

1 ЧТЕЦ

Они легли на поле боя, жить начинавшие едва.

И было небо голубое, была зеленая трава. 

2 ЧТЕЦ

А мать-и-мачеха цветет, и сон-трава

Мохнатым зевом росу мерцающую пьет.

Но никогда под русским небом

Трава забвенья не взойдет! 


1 ЧТЕЦ

Листья нашего дерева, а не серая тень его -

ДЕВУШКИ:

Это мы! 


2 ЧТЕЦ

Эхо нашего голоса, зерна нашего колоса -


ДЕВУШКИ:

Это мы! 


1 ЧТЕЦ

Меж годами посредники, своей славы наследники -


ДЕВУШКИ:

Это мы! 

2 ЧТЕЦ

Совесть наша глубокая, правда наша высокая -


ДЕВУШКИ:

Это мы! 


1 ЧТЕЦ

Верность вашему мужеству и великому дружеству

ВСЕ СМЕСТЕ:

Мы храним!


 


 


 


 

Звучит песня «Аист» в исполнении хора педагогического факультета

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.