Пояснительная записка к презентации

t1704806796aa.gift1704806796ab.gif

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ЛЮБЕЧСКОМ СЪЕЗДЕ КНЯЗЕЙ


В лето 1097. Собрались [князья] в Любече для устроения мира, и говорили между собой: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя усобицы поднимая? А половцы землю нашу растаскивают и радуются, что нас раздирают междоусобицы. Да ныне соединимся в единое сердце и будем соблюдать Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк — Киевом, отчиной Изяславовой, Владимир — Всеволодовой, Давид, Олег и Ярослав — Святославовой, и кому Всеволод раздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль. И на том целовали крест: «Если теперь кто на кого поднимется, против того будем все».


t1704806796ac.gif


t1704806796ad.jpg


















































Прочитайте текст ситуации (Приложение № 1)


Ответьте на следующие вопросы:


- Какая ситуация сложилась на Руси в середине XI века?


- От кого исходила угроза для русских земель?


- Исходя из ситуации, вам нужно выяснить, какую политику избрали князья в Любече? Определите это по документу (Приложение № 2) и проиллюстрируйте с помощью карты-схемы (Приложение № 3), выбрав одну из трех предложенных.


Ответы впишите в примерный текст выступления группы


Текст вашего выступления может выглядеть примерно так:


В середине XI века на Руси продолжилась __________________ земель. Этим воспользовались кочевые племена _________________, которые неоднократно _____________ набеги на южные рубежи нашего государства. В ______ году в г. Любече состоялся съезд князей, на котором было принято решение ________________________________________. Поэтому в данной ситуации мы выбираем карту номер _____.


t1704806796ae.gif

Ситуация


Ярослав мудрый умер в 1054 году. Перед смертью он разделил между сыновьями русские земли. Самые важные центры достались трем старшим сыновьям. Изяслав получил Киев, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль. При этом князь наказал сыновьям жить в мире и согласии и слушаться старшего брата Изяслава как своего отца. Первое время сыновья Ярослава Мудрого правили согласно его заветам.

Тем временем на южных границах Руси резко обострилась ситуация. Из глубин Азии в Причерноморские степи вторглись воинственные половецкие племена. Вытеснив печенегов, они заняли бескрайние степи между Доном и Днепром, дошли до византийских сторожевых крепостей на Дунае. Важную роль в жизни половцев, как и других кочевников, играли грабительские войны. Вооруженные луками и стрелами, саблями, арканами и копьями, половецкие воины с пронзительным криком бросались в бой, стреляя на скаку из луков, осыпая противника градом стрел. Так же стремительно они исчезали, оставляя на месте набега развалины и пожарища. Половцы уводили с собой многочисленных пленников, которых продавали потом на невольничьих рынках Востока.









Прочитайте фразы в левой колонке таблицы. Постарайтесь поменять смысл каждой на противоположный. Таким образом, Вы получите положительные моменты, которые принесло нашествие монголо-татар.


Ознакомьте с данными плюсами собравшихся






















Используя Приложения, выполните следующие задания:


О каком событии идет речь в данном отрывке? (Приложение № 1)


На основании Приложения № 2 определите, с чьей стороны описываются события?



Какие качества характера участников данных событий можно выделить?



Прочитайте басню «Волк на псарне» (Приложение № 3) и ответьте на следующие вопросы:



- Кого скрыл И.А.Крылов под образом Волка? Под образом Ловчего?



- Как вы понимаете строки: “Поднялся вдруг весь псарный двор...”?


Ответы впишите в примерный текст выступления.






Текст вашего выступления может выглядеть примерно так:


Наш экспонат связан с таким историческим событием, как _______________________________________ года. В одном из исторических документов представлены воспоминания солдата __________ армии, в другом – воспоминания солдата ______________ армии. На основе данных источников можно сделать вывод, что русским солдатам были присущи такие качества, как ____________________________________________

___________________________________________.


В басне Крылова И.А. «Волк на псарне» под образом Волка скрывается ________________, под образом Ловчего ________________. В строке “Поднялся вдруг весь псарный двор...” заложен следующий смысл: ________________________________________________________________________________________________, с захватчиками сражалась не только армия, но и отряды __________________, состоящие из крестьян.




t1704806796af.jpg

t1704806796ag.gif




«При осмотре с Поклонной горы места, выбранного для сражения, я признал позицию неприемлемой. Позиция растянута подобно паутине. Конница обязана будет спокойно ожидать уничтожения. В случае неудачи вся армия будет уничтожена до последнего человека. Считаю невозможным держаться русской армии на позиции, выбранной Беннигсеном, и предлагаю отступать»

































t1704806796af.jpg

t1704806796ah.gif







«Смоленск явился пред нашими глазами со своими древними и толстыми стенами. Это был святой город. Религия заставляла русских стараться изо всех сил не дать ему подпасть под чужеземное иго; они выполнили свой долг. <...> После двадцати четырех часов упорной и кровавой борьбы наши солдаты вошли в Смоленск, который был покинут русскими ночью»






«Мы не отступали ни на шаг, дрались как львы. Французы... в бешеном исступлении лезли на стены, ломились в ворота, бросались на валы... Наконец, утомленный ратоборством нашим, Наполеон приказал жечь Смоленск, которого не мог взять грудью... И дома, и церкви, и башни обнялись пламенем... Опламененные окрестности, густой, разноцветный дым, багровые горы, треск лопающихся бомб, гром пушек, кипящая ружейная пальба, стук барабанов, вопль старцев, стоны жен и детей – вот что представлялось нашим глазам, что поражало слух, что раздирало сердце! Толпы жителей бежали из огня, наши же полки русские шли в огонь, одни спасали жизнь, другие несли ее на жертву»


Вt1704806796ai.jpgt1704806796aj.gif олк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор -

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;

Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!" –

И вмиг ворота на запор;

В минуту псарня стала адом.

Бегут: иной с дубьем,

Иной с ружьем.

"Огня! — кричат, — огня!" Пришли с огнем.

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;

Но, видя то, что тут - не перед стадом,

И что приходит, наконец,

Ему расчесться за овец, -

Пустился мой хитрец

В переговоры

И начал так: "Друзья! к чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,

Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;

Забудем прошлое, уставим общий лад!

А я, не только впредь не трону здешних стад,

Но сам за них с другими грызться рад

И волчьей клятвой утверждаю,

Что я..." — "Послушай-ка, сосед, -

Тут ловчий перервал в ответ, -

Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю;

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой".

И тут же выпустил на Волка гончих стаю.




К. Симонов «Жди меня, и я вернусь»


Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.


Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.


1941 год







Ольга Берггольц «Блокадная ласточка»


Сквозь года, и радость, и невзгоды

вечно будет мне сиять одна -

та весна сорок второго года,

в осажденном городе весна.


Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: "Жду письма".


Этот знак придумала блокада.

Знали мы, что только самолет,

только птица к нам, до Ленинграда,

с милой-милой родины дойдет.


...Сколько писем с той поры мне было.

Отчего же кажется самой,

что доныне я не получила

самое желанное письмо?!


Кто не написал его? Не выслал?

Счастье ли? Победа ли? Беда?

Или друг, который не отыскан

и не узнан мною навсегда?


Или близок день, и непременно

в час большой душевной тишины

я приму неслыханной, нетленной

весть, идущую еще с войны...


О, найди меня, гори со мною,

ты, давно обещанная мне

всем, что было,- даже той смешною

ласточкой, в осаде, на войне...


1942 год


К. Симонов «Дни и ночи»


«Вечер был прохладным, но после степного палящего солнца, после пыльного перехода Сабуров все еще никак не мог прийти в себя, ему беспрестанно хотелось пить. Он взял каску у одного из бойцов, спустился по откосу к самой Волге, утопая в мягком прибрежном песке, добрался до воды. Зачерпнув первый раз, он бездумно и жадно выпил эту холодную чистую воду. Но когда он, уже наполовину поостыв, зачерпнул второй раз и поднес каску к губам, вдруг, казалось, самая простая и в то же время острая мысль поразила его: волжская вода! Он пил воду из Волги, и в то же время он был на войне. Эти два понятия — война и Волга — при всей их очевидности никак не вязались друг с другом. С детства, со школы, всю жизнь Волга была для него чем-то таким глубинным, таким бесконечно русским, что сейчас то, что он стоял на берегу Волги и пил из нее воду, а на том берегу были немцы, казалось ему невероятным и диким»

«…Два фронта в эту зимнюю ночь, как две руки, сходившиеся по карте, двигались, все приближаясь друг к другу, готовые сомкнуться в донских степях, к западу от Сталинграда. В этом охваченном ими пространстве, в их жестоких объятиях еще были немецкие корпуса и дивизии со штабами, генералами, дисциплиной, орудиями, танками, с посадочными площадками и самолетами, были сотни тысяч людей, еще, казалось, справедливо считавших себя силой и в то же время бывших уже не чем иным, как завтрашними мертвецами.

А в газетах в эту ночь еще набирали на линотипах, как всегда, сдержанные сводки Информбюро, и люди, перед тем как ложиться спать, слушая последние известия по радио, по-прежнему тревожились за Сталинград, еще ничего не зная о том, взятом с бою, военном счастье, которое начиналось в эти часы для России…»

1943-1944 год

t1704806796ak.png









































«Прощание»

Г.Коржев-Чувелёв


t1704806796al.jpg













































«Блокадный Ленинград»

Н. Цуцин




t1704806796am.jpg























«Родина-мать зовет!»

И. Тоидзе

t1704806796an.jpg





















«Сталинград»

В.Н. Дени (Денисов) и Н.А. Долгоруков



t1704806796ao.jpg




















































«Отстоим Волгу-матушку!»

 В.А.Серов

t1704806796ap.png

































«Защитники Брестской крепости»

П. Кривоногов

t1704806796aq.jpg














«Вода с Невы»

С. Боим

t1704806796ar.jpg




























«Ладога – дорога жизни»

С. Боим

t1704806796as.jpg














«Капитуляция Паулюса»

В. Любчик

t1704806796at.jpg























«Солдаты Сталинграда»

Б. Махов


Вид ис-ва

Начало войны

Блокада Ленинграда

Сталинградская битва

Изобразительное искусство






Вид ис-ва

Начало войны

Блокада Ленинграда

Сталинградская битва

Музыка






Вид ис-ва

Начало войны

Блокада Ленинграда

Сталинградская битва

Литература







Минусы

Плюсы

Разрушение государственности, покидали свой пост татаро-монгольские наместники


Обложение православной церкви данью и повинностями



Слабая система управления




Разрушение и ослабление религиозной идеи




Ослабление страны вследствие раздробленности




Обнищание русской культуры

















t1704806796au.png

Предварительный просмотр презентации

«Живая» история «Живая» история Мастер-класс

Цель: Повысить мотивацию педагогов к овладению методами интерактивного обучения Познакомить педагогов с понятием «интерактивное обучение» Познакомить педагогов с методами интерактивного обучения Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой Задачи:

Concept Проектная технология Мозговой штурм Учебная деловая игра Рефлексивно-ситуационная технология Проблемное обучение Групповые технологии

Правила работы в группе: быть активным уважать мнение участников быть доброжелательным быть пунктуальным, ответственным не перебивать быть открытым для взаимодействия быть заинтересованным стремиться найти истину придерживаться регламента

«Симфония № 7» Д. Шостакович

«Священная война» В. Лебедев-Кумач, А. Александров

«Случайный вальс» Е. Долматовский, М. Фрадкин

Виды искусства Начало войны Блокада Ленинграда Сталинградская битва Живопись «Прощание» Г. Коржев-Чувелёв «Защитники Брестской крепости» П. Кривоногов «Блокадный Ленинград» Н. Цуцин   «Вода с Невы» С. Боим «Капитуляция Паулюса» В. Любчик «Солдаты Сталинграда» Б. Махов Графика «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе «Ладога – дорога жизни» С. Боим «Сталинград» В.Н. Дени и Н.А. Долгоруков «Отстоим Волгу-матушку!» В.А.Серов Музыка «Священная война» сл. В. И. Лебедев-Кумач, муз. А.В. Александров «Седьмая симфония» (Ленинградская) Д. Шостакович «Случайный вальс» сл. Е. Долматовский, муз. М. Фрадкин Литература «Жди меня и я вернусь» К. Симонов «Блокадная ласточка» О. Берггольц «Дни и ночи» К. Симонов Искусство Великой Отечественной войны

Основные признаки разработка группами вариантов решений наличие сложной задачи (проблемы) контрольные вопросы по проблеме обсуждение вариантов решений подведение итогов Метод анализа конкретных ситуаций

Мозговой штурм

Приемы мозгового штурма инверсия (сделай наоборот); аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении); эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущения), фантазия (сделай нечто фантастическое)

«Ложный» текст Минусы Плюсы Разрушение государственности, покидали свой пост татаро-монгольские наместники Обложение православной церкви данью и повинностями Слабая система управления Разрушение и ослабление религиозной идеи Ослабление страны вследствие раздробленности Обнищание русской культуры

Желательна цепочка действий, что даёт простор для обсуждения Не стоит бояться необычных предложений Нельзя делать никаких критических замечаний по ходу выдвижения действий. Это мешает формулировке мыслей Чем больше предложений, тем вероятнее, что быстрее отыщется наиболее верное действие

Проблемное обучение

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации