Методическая разработка урока «Жизнь и творчество Николая Заболоцкого»
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ и КАРТОГРАФИИ»
Методическая разработка урока
«Жизнь и творчество Николая Заболоцкого».
К 120-летию со дня рождения.
Разработчик: Демина С.В.
2023, март.
Классный час.
Тема: Творчество Николая Заболоцкого.
Цель урока: ознакомить студентов с личной жизнью Н.Заболоцкого и её отображением в его поэтических произведениях.
Задачи:
ознакомить обучающихся с основными вехами биографии и творчества Н.Заболоцкого;
воспитывать эстетический вкус, чувство слова;
совершенствовать культуру речи и публичного выступления;
развивать навыки критического мышления и память.
Методические приемы: сообщения учащихся, чтение стихов.
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная.
Материально-техническое оснащение: мультимедийный проектор, экран, компьютер, доска.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока:
Слово учителя.
- Наш урок сегодня посвятим творчеству Николая Алексеевича Заболоцкого (1903–1958 гг.) – выдающегося русского поэта. 7 мая 2023 исполняется 120 лет со дня его рождения.
Поэзия Николая Алексеевича Заболоцкого необычайно многогранна: это стихи, воспевающие родную природу, любовь, дружбу, писал он и для детей. Заболоцкий известен не только как оригинальный поэт, но и как замечательный переводчик.
Ребята, посмотрите на плакаты, на которых написаны мудрые мысли Николая Заболоцкого, прочитаем их:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Я разве только я? Я — только краткий миг
Чужих существований. Боже правый,
Зачем ты создал мир, и милый, и кровавый,
И дал мне ум, чтоб я его постиг!
Во многом знании — немалая печаль,
Так говорил творец Экклезиаста.
Я вовсе не мудрец, но почему так часто
Мне жаль весь мир и человека жаль?
Бесконечно людское терпенье,
Если в сердце не гаснет любовь.
Я боюсь, что наступит мгновенье,
И, не зная дороги к словам,
Мысль, возникшая в муках творенья,
Разорвёт мою грудь пополам.
Сообщение студента.
-Николай Заболоцкий родился в 1903 году. Его отец, Алексей Заболоцкий, работал агрономом. Мать будущего поэта, Лидия Дьяконова, преподавала в сельской школе. После замужества она оставила работу и воспитывала шестерых детей. Николай Заболоцкий был старшим из них.
В доме было много книг. Заболоцкий вспоминал: «С 1900 года отец выписывал «Ниву», и понемногу из приложений к этому журналу у него составилось порядочное собрание русской классики. Этот отцовский шкаф с раннего детства стал моим любимым наставником и воспитателем». В семь лет Николай Заболоцкий сочинил первое стихотворение.
В 1913 году он поступил в Уржумское реальное училище. Его любимыми предметами были история, рисование, химия и литература. Из всех поэтов выделял Александра Блока и Константина Бальмонта.
В 1920 году после окончания училища поступил на историко-филологический факультет Первого Московского университета (сейчас МГУ). И одновременно подал документы еще и во Второй Московский университет на медицинский факультет, так как там выдавали студентам паёк. Заболоцкому приходилось совмещать учебу на двух направлениях сразу. Сокурсник Заболоцкого по медицинскому факультету Михаил Касьянов вспоминал: «Жили мы от пайка до пайка, который, в том числе и печеный хлеб, выдавался раз в месяц. В день получения пайка каждому из нас давали по полтора больших солдатских каравая хлеба, сливочное масло, сахарный песок, селедку или воблу».
В свободное от занятий время Николай Заболоцкий ходил в Политехнический музей на выступления Владимира Маяковского, в кафе поэтов «Домино» на Тверской, в Театр Мейерхольда.
В январе 1921 года паек студентам-медиками отменили: Гражданская война закончилась, и острая потребность во врачах исчезла. Тогда Николай Заболоцкий бросил учёбу в университете и уехал в Петроград, где поступил на факультет русского языка Третьего Петроградского пединститута. Чтобы заработать денег, Заболоцкий разгружал корабли в портах, устраивался разнорабочим. На старших курсах он посещал собрания литературного кружка «Мастерская слова», его заинтересовало творчество Велимира Хлебникова и Осипа Мандельштама. Заболоцкий продолжал сочинять и собственные стихи. В автобиографии он писал: «В 1925 году я окончил институт. За моей душой была объемистая тетрадь плохих стихов, мое имущество легко укладывалось в маленькую корзинку. После института Николая Заболоцкого призвали в армию. Во время службы он написал стихотворения «Часовой», «Движение», «Лицо коня» и другие. Через два года поэт вернулся в Ленинград и стал работать в отделе детской книги Объединения государственных книжно-журнальных издательств (ОГИЗ), руководителем которого был известный писатель Самуил Маршак.
С Заболоцким сотрудничали Евгений Шварц, Лидия Чуковская, Борис Житков. Отдел выпускал не только книги, но и два детских журнала — «Чиж» и «Еж».
Николай Заболоцкий быстро подружился с коллегами — Александром Введенским и Даниилом Хармсом — и часто бывал у них в гостях. В 1927 году трое друзей вместе с писателями Николаем Олейниковым, Борисом Левиным, Игорем Бахтеревым и Константином Вагиновым создали «Объединение реального искусства» — ОБЭРИУ.
В 1928 году была опубликована декларация философско-поэтического кружка. Обэриуты, как называли себя члены объединения, считали, что мир хаотичен и фрагментарен. Литераторы отказывались от традиционных форм в искусстве в пользу гротеска и поэтического абсурда. В этом же году Николай Заболоцкий написал статью «Поэзия обэриутов».
В 1929 году у Николая Заболоцкого вышел первый сборник стихотворений «Столбцы». Это была сатира на обывателей, которые сохранили старые привычки в новой стране. В книгу вошло 22 стихотворения. Тираж разошелся в несколько дней. После выхода сборника Заболоцкий писал: «Книжка вызвала в литературе порядочный скандал, и я был причислен к лику нечестивых». В 1930 году поэт перевел для детей поэму грузинского писателя Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
В этом же году Заболоцкий женился на Екатерине Клыковой. В это же время он загорелся идеей изучать строение Вселенной, начал переписываться с Константином Циолковским. В конце 1931 года Николай Алексеевич сочинил поэму «Безумный волк» — философскую притчу о познании. В конце 1930-х годов Заболоцкий занимался переводами, в 1937 году выпустил сборник «Вторая книга», куда вошло 18 стихотворений.
Слово преподавателя.
-В 1938 году Заболоцкого арестовали и обвинили в создании контрреволюционной писательской организации. Заболоцкий позднее вспоминал:
«Это случилось в Ленинграде 19 марта 1938 г. Секретарь Ленинградского отделения Союза писателей Мирошниченко вызвал меня в союз по срочному делу. В его кабинете сидели два не известных мне человека в гражданской одежде.
- Эти товарищи хотят говорить с вами, - сказал Мирошниченко. Один из незнакомцев показал мне свой документ сотрудника НКВД. - Мы должны переговорить с вами у вас на дому, - сказал он.
В ожидавшей меня машине мы приехали ко мне домой, на канал Грибоедова. Жена лежала с ангиной в моей комнате. Я объяснил ей, в чём дело. Сотрудники НКВД предъявили мне ордер на арест. - Вот до чего мы дожили, - сказал я, обнимая жену и показывая ей ордер. Начался обыск. Отобрали два чемодана рукописей и книг. Я попрощался с семьёй. Младшей дочке было в то время 11 месяцев. Когда я целовал её, она впервые пролепетала: «Папа!». Мы вышли и прошли коридором к выходу на лестницу. Тут жена с криком ужаса догнала нас. В дверях мы расстались. Меня привезли в Дом предварительного заключения (ДПЗ), соединённый с так называемым Большим домом на Литейном проспекте. Обыскали, отобрали чемодан, шарф, подтяжки, воротничок, срезали металлические пуговицы с костюма, заперли в крошечную камеру. Через некоторое время велели оставить вещи в какой-то другой камере и коридорами повели на допрос. Начался допрос, который продолжался около четырёх суток без перерыва. Вслед за первыми фразами послышались брань, крик, угрозы. Ввиду моего отказа признать за собой какие-либо преступления меня вывели из общей комнаты следователей, и с этого времени допрос вёлся главным образом в кабинете моего следователя Лупандина (Николая Николаевича) и его заместителя Меркурьева. Этот последний был мобилизован в помощь сотрудникам НКВД, которые в то время не справлялись с делами ввиду большого количества арестованных. Следователи настаивали на том, чтобы я сознался в своих преступлениях против советской власти. Так как этих преступлений я за собою не знал, то понятно, что и сознаваться мне было не в чем. - Знаешь ли ты, что говорил Горький о тех врагах, которые не сдаются? - прашивал следователь. - Их уничтожают. - Это не имеет ко мне отношения, - отвечал я... Я протестовал против незаконного ареста, против грубого обращения, криков и брани, ссылался на права, которыми я, как и всякий гражданин, обладаю по советской конституции. - Действие конституции кончается у нашего порога, - издевательски отвечал следователь. Первые дни меня не били, стараясь разложить меня морально и измотать физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом - сутки за сутками. За стеной, в соседнем кабинете, по временам слышались чьи-то неистовые вопли. Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог более переносить боли в стопах. Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали... В особую вину мне ставилась моя поэма «Торжество Земледелия», которая была напечатана Тихоновым в журнале «Звезда» в 1933 г. Зачитывались «изобличающие» меня показания Лившица и Тагер, однако прочитать их собственными глазами мне не давали. Я требовал очной ставки с Лившицем и Тагер, но её не получил. На четвёртые сутки, в результате нервного напряжения, голода и бессонницы, я начал постепенно терять ясность рассудка. Помнится, я уже сам кричал на следователей».
Поэт не признал вину даже после пыток, но его все равно осудили и приговорили к пяти годам лагерей.
Сообщение студента.
-В марте 1944 года Заболоцкий вышел на свободу, однако еще почти два года он не мог добиться разрешения вернуться в Москву. Все это время он жил в Караганде. Там писатель перевел с древнерусского языка «Слово о полку Игореве».
В 1946 году Заболоцкий наконец переехал в столицу. На первое время его приютил литературовед Николай Степанов. Следующие несколько месяцев Заболоцкий жил на даче у философа Эвальда Ильенкова, потом у писателя Вениамина Каверин.
В 1948 году Николай Заболоцкий подготовил третий сборник стихотворений, куда вошли «Некрасивая девочка», «Портрет» и другие произведения. Книга выходила в год 70-летнего юбилея Сталина. Чтобы увеличить шансы на ее печать, поэт включил в издание много стихотворений о Грузии — родине вождя. Сборник прошел незамеченным критиками. Однако поэт вспоминал: «Для писателя, имеющего судимость и живущего под агентурным надзором госбезопасности, и такое издание книги было большим достижением».
В начале 1950-х годов Заболоцкий переводил стихи грузинских поэтов: Григола Орбелиани, Ильи Чавчавадзе, Акакия Церетели и Давида Гурамишвили. В это же время он задумал составить «Свод русских былин», однако не реализовал его: в 1954 году у Заболоцкого случился инфаркт.
Поэт долго восстанавливал здоровье и вернулся к творчеству уже в 1956 году. Осенью этого же года от него ушла жена Екатерина Клыкова. Заболоцкий стал жить с Натальей Роскиной, которой посвятил стихотворение
«Признание».
Послушаем песню «Очарована, околдована» на стихи Н. Заболоцкого в исполнении Александра Малинина.
Очень красивые и нежные строчки этого стихотворения проникают в глубь сердца и завораживают нас искренней любовью к женщине. Написано оно в 1957 году за год до смерти поэта. Это произведение, как одно из лучших стало его «лебединой песней».
Встаёт вопрос: кто эта женщина, которая вдохновила его на написание шедевра?
Этой женщиной оказалась Наталья Роскина, дочь известного литературоведа Александра Иосифовича. В то время ей было 28 лет, она окончила филологический факультет МГУ, а от стихов Заболоцкого у неё просто кружилась голова. 54-летний Николай Алексеевич влюбился в молодую Наталью. Сильные чувства побудили поэта к написанию цикла с характерным названием «Последняя любовь», содержащим шедевры любовной лирики.
Сообщение студента.
В 1957 году вышла последняя прижизненная книга поэта «Стихотворения» — сборник из 64 произведений. В издание Заболоцкий включил и отредактированный перевод поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Вскоре поэта наградили орденом Трудового Красного знамени «за выдающиеся заслуги в развитии грузинского искусства и литературы».
14 октября 1958 года Николай Заболоцкий скончался от второго инфаркта. В 1963 году его посмертно реабилитировали по заявлению жены.
Слово преподавателя.
-Спасибо студентам, которые подготовили такой интересный материал, а теперь предоставим слово участникам литературного кружка, которые прочитают наизусть свои любимые стихи Николая Заболоцкого.
Егор Аринушкин:
-Я прочитаю стихотворение «Я воспитан суровой природой». Оно очень нежное, искреннее и красивое, а самое главное это то, с какой любовью поэт описывает трепетное отношение ко всему живому. Больше всего мне понравились яркие эпитеты, которые использовал поэт при описании цветов.
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.
И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.
Своё любимое стихотворение прочитает Дина Нестерова.
-Я прочитаю «О красоте человеческих лиц».
Стихотворение написано на закате писательской деятельности Заболоцкого – в 1955-м году. В основе стихотворения лежит идея того, что жизнь человека как будто отражается в его внешности. Все привычки, образ жизни, черты характера буквально пишутся на его лице.
О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Слово преподавателя.
-До самых последних дней Николай Заболоцкий трудился вдохновенно. И своим читателям он оставил мудрый совет: «Не позволяй душе лениться…»
Я благодарю всех студентов, которые принимали активное участие в подготовке и проведении классного часа.
8