12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вера Геннадьевна Воеводская1024
Россия, Краснодарский край, Краснодар
Материал размещён в группе «Творческая мастерская»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 станицы Брюховецкой Краснодарского края









Конкурс «Семейные экологические проекты»,

номинация «А у нас во дворе»

Зимняя экскурсия в Брюховецкий парк



t1664162183aa.png






СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ. Брюховецкий парк – любимое место отдыха детей

и взрослых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Объекты живой природы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Растительность парка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Живое ископаемое парка – растение гинкго билоба . . . . . . . . . . . . 6

1.3. Животный мир парка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.4. Следы животных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Дневник наблюдений животных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2.2. Результаты анкетирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

ВЫВОДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14























Цель экскурсии: расширить свой кругозор; понаблюдать влияние факторов неживой природы на живые организмы; познакомиться с образом жизни растений и животных в зимний период; воспитывать бережное отношение к природе и родному краю.


Подготовка к экскурсии.


ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ? Блокнот (дневник наблюдений), мягкие карандаши, фотоаппарат, термос с горячим чаем, тёплую одежду.

Определение маршрута экскурсии. Центральный парк станицы Брюховецкой. В дневник наблюдений записываем место и время проведения экскурсии.

ВВЕДЕНИЕ


У каждого человека в родном городе или посёлке есть свои любимые места — те, куда приходишь, когда грустишь или когда переполнен радостными чувствами. Это место — только твоё, только ему ты поверяешь свои радости и печали. У меня тоже есть такой любимый уголок — это наш центральный парк, и я хочу о нем рассказать.

Расположен парк в самом центре станицы Брюховецкой Краснодарского края. Рядом с парком – наша школа и детский сад. Вокруг парка много жилых домов. Дети и взрослые, жители нашей станицы, очень любят это место. Я с одноклассниками часто бываю там после школы, а с родителями провожу там выходные дни и праздники.

Нежный и светло-зеленый весной, яркий и красочный летом, шуршащий и желтый осенью, тихий и белый зимой. Вот передо мной колышется стайка березок-сестричек, их нежные, легкие листики дрожат на ветру, как крылышки на белом платье. Прислонишься к белому стволу, и кажется, что слышишь, как по нему ползут трудяги-муравьи, а сама березка рассказывает сказку о своей жизни.

Я сижу на лавочке и любуюсь голубой елью — деревом моего детства, сразу вспоминается любимый праздник детей и взрослых – Новый год.

Здесь гуляют мамы с колясками. Они открывают своим детям тайны природы: молодую зелёную травку, незатейливые цветочки, птичку на ветке и насекомых на коре дерева. На этой лавочке отдыхают умудренные опытом бабушки и дедушки, которые любят своих внуков даже больше, чем собственных детей. Я тихонько иду по протоптанным узким тропинкам и чувствую себя отдохнувшей и готовой к новым, интересным и трудным делам, которых не боюсь, потому что у меня есть место, в котором я всегда отдыхаю и где набираюсь сил. Как хорошо, что у нас есть такой парк!





Объекты живой природы.

Природа – это та часть окружающего мира, которая не создана руками человека. Природа делится на живую и неживую.

Живая природа – это растения, животные, грибы и бактерии. Основное отличие всего живого от неживого – обмен веществ. Живые организмы дышат, питаются, выделяют вредные вещества, растут, размножаются, движутся, обладают раздражимостью. Всё живое стремится приспособиться к окружающей среде.

Мы выбрали себе маршрут движения: МБОУ СОШ №1 – вход парка у кафе «Лёха» - берёзовая аллея – фонтан – средний выход из парка (см. рис.1 – план-карта парка).


рис.1 План – карта парка

(выполнено автором).

t1664162183ab.png

Жизнь развивается благодаря солнечному теплу и свету. Около 150 дней над парком светит солнце. Остальное время парк получает рассеянный облаками солнечный свет. Режим поступления солнечного тепла формирует времена года. Величина снежного покрова зимой колеблется от 15 до 90 см.



1.1.Растительность парка.


В нашем парке все растения расположены ярусами. Верхний ярус составляют самые высокие деревья – сосны. Они очень любят свет. В парке есть сосны, которые растут близко друг к другу и сосны, растущие одиночно.

Их кроны отличаются друг от друга.

t1664162183ac.jpg t1664162183ad.jpg

Рис.2 Одиночная сосна Рис.3 Группа сосен


В скоплении сосен стволы у них высокие, ровные, а кроны раскинулись лишь на самом верху ствола, где много света. У одиночной сосны крона широкая, ствол короче. Это объясняется тем, что сосны, растущие группой, вынуждены бороться за свет.

Сосны относятся к вечнозелёным растениям. Иголки у сосны – это видоизменённые листья.

Рис.5 t1664162183ae.jpgt1664162183af.pngt1664162183ag.gif

Они узкие и длинные. Это приспособление к защите от холода и потери влаги. В листьях сосны очень мало собственно воды, а преобладают незамерзающие эфирные масла. Все процессы в хвойных растениях идут очень медленно, но зато они могут идти при низких температурах, даже зимой. Для еще меньших потерь влаги листья хвойных растений игловидные, жесткие, защищены слоем воска.

Второй ярус составляют деревья пониже, они теневыносливые.

Третий ярус – кустарники: бузина, лещина, малина, жимолость.

Четвёртый ярус – травянистые растения и мелкие кустарнички, зимой травы отмирают.

Пятый ярус – мхи, лишайники.


Живое ископаемое парка – растение гинкго билоба.


Гинкго – это листопадное растение с уникальной для современных голосеменных формой листьев — похожей на веер, шириной 5—8 см. От хвойных оно очень сильно отличается, предполагают, что оно является потомком древних семенных папоротников.

t1664162183ah.pngt1664162183ai.png

Рис.6 сухой лист гинкго ветка гинкго


Экстракт из листьев гинкго применяется при лечении сосудистых заболеваний. Считается, что он помогает от старения мозга.



Животный мир парка.


Вспоминаем, какие животные впадают в зимнюю спячку. Из животных нашего парка – это ежи и летучие мыши.

t1664162183aj.pngt1664162183ak.gif

Рис.7

Есть лягушкиt1664162183al.png и змеиt1664162183am.png, которые могут безболезненно замерзать и затвердевать так, что их внутренние органы пронизываются кристаллами льда.








Я

Я спросила у своей мамы, спят ли зимой кроты, которые тоже обитают в нашем парке. От мамы я узнала, что эти подземные жители зимой не спят, а трудятся: t1664162183an.pngэти землекопы начинают рыть галереи в сугробах в 20-30 см от почвы. Червяков и насекомых в снегу не раздобудешь, они роют ходы над промёрзшей или одетой ледяной коркой почвой. При рытье снежных тоннелей кроты соблюдают технику безопасности: в сугробе накапливается много углекислого газа, и, чтобы не отравиться, они прокладывают вертикальные вентиляционные шахты. Дырочка в снежном насте может быть отдушиной крота.

t1664162183ao.jpg Рис.8

Зимой кроты едят намного меньше, чем летом. Почему – науке это пока неизвестно.

Некоторые животные остаются зимовать. Из животных парка – это птицы, полевые мыши. Перья с пухом, шерсть, слой подкожного жира - почти все животные холодных краев имеют какую-нибудь защиту от мороза.

t1664162183ap.pngt1664162183aq.pngt1664162183ar.png

снегирь дятел синица

Рис. 9

В нашем парке можно встретить снегирей, дятлов, синиц.

Красногрудый чернокрылый

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять (Снегирь)

Почему снегирь так называется? Слово состоит из двух слов (Снег и гость), т.е. снежный гость. Живут они на севере, а зимой перебираются к нам, любят ягоды рябины, калины, боярышника. Очень красивая птица, их легко узнать благодаря красной грудке.

Слышен стук в лесу:«тук-тук»...

Может это дровосек рубит – толстый сук?

Нет, дружок, взгляни скорей –

Это дятел, средь ветвей,

Примостился поудобней,

Достаёт жуков проворно.

Под корой жучки живут –

И деревьям не дают

Жить красиво, не болеть.

Вот и лечит их умело

Дятел–доктор очень смелый!

Дятла называют санитаром леса. Он лечит деревья, уничтожает вредителей. Это очень умная и красивая птица.

t1664162183as.pngВоробьи и вороны t1664162183at.pngтоже постоянные жители парка. Про воробья есть загадка:

В сером армячишке

По дворам шныряет

Крошки собирает,

По ночам кочует

Коноплю ворует

Воробей – маленький, очень подвижный, имеет сильные, но короткие ножки. Очень чистоплотный, купается в лужах. Обитает под крышами домов, ловит крошки хлеба, семена. Ворона - ловкая, чернохвостая, горластая разбойница. Страдает тем же недостатком, что и сорока, т.е. тащит себе в гнездо все блестящее. А разбойница потому, что может утащить домашних птиц, цыплят, утят. Но, в то же время, эта птица считается мудрой, особенно мужская половина. Вороны живут более 100 лет и очень умные. А чем они питаются в зимнее время? Остатками ягод, крошками, семенами, отбросами из точек общественного питания и всем, что они могут найти в зимнее время.

Мы подумали, что страшнее для птиц зимой: холод или голод? И решили, что страшнее голод. А чем мы можем помочь птичкам? Конечно же их подкармливать.


Следы животных.


Собираем коллекцию следов (шишек и орехов, погрызенных разными животными и птицами).

Размещаем этикетки с указанием вида растения, вида зверя, оста-вившего след, места и даты сбора.

Зарисовываем и фотографируем следы животных на снегу и на земле (приложения 1, 2, 3):

Следы передвижения – отпечатки лап, хвоста, брюха; сломанные кустарники, набитые тропы и т.п.;

Следы кормовой деятельности – остатки и запасы пищи, обкусы и заломы растений, следы преследования и перетаскивания добычи;

Следы, связанные с устройством убежища – норы, логова, лёжки, ходы под снегом;

Следы жизненных отправлений животных – экскременты, мочевые точки, следы остатки волосяного покрова, трупы животных;

Информационные следы – царапины и закусы на деревьях и земле (территория занята), выделения мускусных желез, звуковые сигналы.

После выполнения этой работы заполняем дневник своих наблюдений.


2.1. Дневник наблюдений.


Наша экскурсия проходила 18 января 2012 года. Дня два до этого выпал снег, было морозно. Снег не растаял, а сохранился местами.

Дневник наблюдений

t1664162183au.gif



Дата

Погода

Вид

Описание животного

Виды следов

В каких участках следов больше

18 января 2012 года

- 50С, мороз, снег места-ми

Клоп – солдатик (красноклоп бескрылый)

Размером 9—11 мм; Живёт коло-ниями на земле, у оснований стволов деревь-ев, сосёт расти-тельные соки, редко пищей служат мелкие насекомые. В колониях имеет место канниба-лизм.

сами животные в состоянии оцепенения

в коре на стволах деревьев, ближе к земле

Ворона чёрная

Одиночная пти-ца, иногда живёт парами или небольшими группами, очень шумная. Оперенье чёрное, блестя-щее. Клюв и ла-пы тоже чёрные.

перья, труп мёртвого животного, разгрызан-ные орехи, следы на снегу; сами животные и их гнёзда

следы на земле, птицы – на верхушках высоких деревьев

Воробей домовый

У самца верх головы и щёки серые, зашеек коричневый; самка и молодые птицы однотон-ные, буровато-серые с более тёмным верхом головы, размы-той полосой через глаз, тёмными в пест-ринах спиной и крыльями. Изда-ёт разнообраз-ный щебет, чаще всего известное всем чириканье.

маленькие следы на снегу, сами животные под крышами

возле кафе «Лёха»

Дятел пёстрый

Птица с длин-ным, прямым, долотообразным клювом. Спина чёрная, бока бе-лые буроватые, на голове крас-ная шапочка

дупло на дереве, а вскоре прилетела сама птица

там, где мало людей; высоко на деревьях




2.2. Результаты анкетирования.


Птицам трудно приходится зимой, нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.

Я обратилась к своим одноклассникам с вопросом о том, зачем нужно подкармливать птиц. 96% опрошенных ответили, что птицам зимой не хватает пищи и их нужно подкармливать, чтобы они не умерли от голода; 4% ответили «не знаю» или не стали отвечать на вопрос.


t1664162183av.gif


Чтобы птицам легче жилось зимой, их надо подкармливать. Я провела анкетирование среди своих одноклассников, попросив их ответить на вопрос, готовишь ли ты кормушки для птиц? В результате анализа данных анкеты было выявлено, что среди учащихся 5 класса «всегда» готовят кормушки 32%, «иногда» - 59%, «никогда» - 9%.


t1664162183aw.gif





ВЫВОДЫ.


Брюховецкий парк – прекрасный объект для экскурсий и прогулок. Его воздух чист, в нем много озона и фитонцидов – веществ, подавляющих развитие болезнетворных микробов.

Любой живой организм нашего парка имеет очень большое значение и в природе, и для человека. Растения и животные составляют связанные между собой цепи питания. Они участвуют в круговороте веществ, поэтому если погибнет какой-нибудь вид, нарушится общее равновесие в природе.

Птицы нашего парка живут рядом с нами и приносят большую пользу, иногда даже радость. На птиц невозможно взглянуть мельком и тотчас же отвести равнодушный взгляд. Встреча с ними – всегда событие. Когда среди ветвей деревьев мы видим солидных или взъерошенных птиц, как не спешишь по своим делам, непременно постоишь под деревом и полюбуешься.

И надо не забывать, что птицам нужна наша помощь.

В настоящее время охрана зимующих животных становится все более необходимой в связи с постоянным усилением отрицательного воздействия человека на природу. Для успешной охраны необходимы знания о животных, их образе жизни.

t1664162183ax.png

ЛИТЕРАТУРА.


Гринь Л. Природа родного края. – Краснодар, 2005.

Лотышев И. П. Путешествие по родному краю. – Краснодар, 1999.

Паскевич Н. Я. Любимый уголок земли. – Кранодар, 2005.

Пономарева И.Н. «Природоведение», М: издательский центр «Вентана-Граф», 2010.

Красная книга Кубани.

Батый Ирина: Птицы зимой - http://samlib.ru/m/mamaewa_e_m/7.shtml

Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E8%ED%EA%E3%EE

Ленаголд (картинки) - http://www.lenagold.ru/fon/clipart/alf.html

Электронная книга: Детская энциклопедия животных - http://pochemu4ka.ru/load/detskaja_ehnciklopedija_o_zhivotnykh/18-1-0-799







t1664162183ay.png



Приложение 1.

Фото 1. Дупло (выполнено автором)

t1664162183az.jpg


Фото 2.Гнёзда ворон

(выполнено автором)

t1664162183ba.jpg

Приложение 2.


Фото 3.Труп вороны, шишки

(выполнено автором)

t1664162183bb.jpg


Фото 4. Скопление клопов-солдатиков

(выполнено автором)

t1664162183bc.jpg


Приложение 3.


Фото 5. Клопы в коре дерева

(выполнено автором)

t1664162183bd.jpg




Фото 5. Следы на снегу

(выполнено автором)

t1664162183be.jpg

Опубликовано в группе «Творческая мастерская»


Комментарии (1)

Морозова Татьяна Леонидовна, 26.09.22 в 08:26 2Ответить Пожаловаться
Хороший содержательный материал, спасибо автору!
Но сомневаюсь в целесообразности использования изображения с "трупом вороны", извините.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.