Проектно-исследовательская работа «Экскурсия в Храм»
«Экскурсия в храм»
Оглавление.
Глава 1. Введение
1.1. Обоснование актуальности темы исследования.
1.2. Цели и задачи.
1.3. Методы исследования.
Глава 2. Содержание исследования.
2.1. Кому принадлежало село Чуфарово?
2.2. С. Т. Аксаков о селе Чуфарово.
2.3. Церковь Святой Троицы в селе Чуфарово.
2.4. Анкетирование.
Глава 3. Заключение.
3.1. Выводы.
Приложения.
Литература.
Глава 1. Введение
1.1. Обоснование актуальности темы исследования.
С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией – ролью ученика, школьника.
Возрастает интерес детей к социальному миру, истории, культуре, религии. Младшие школьники вступают в период более широкого освоения духовных ценностей не только русского народа, но и других народов России, разных стран мира. Дети являются членами коллективов, в которых есть представители разных национальностей, конфессий и национальных культур. Они участвуют в традиционных народных праздниках, обрядах, религиозных действиях. Тем самым приобщаются к духовной культуре разных народов.
Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей духовно-нравственного воспитания. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
Недавно мы были на экскурсии в храме Святой Троицы в селе Чуфарово. Это заброшенная церковь произвела на нас неизгладимое впечатление. И нам очень захотелось узнать об этом храме и рассказать о них людям. Так родилась тема для исследования.
1.2. Цели и задачи.
Цель работы:
рассказать о заброшенном православном храме Святой Троицы для того, чтобы расширить кругозор, информационные границы культурного и религиозного наследия.
Задачи:
исследовать заброшенный храм, ознакомиться с его архитектурой, росписью;
ознакомиться с историческими фактами создания храма;
провести анкетирование среди учащихся четвертых классов с целью узнать, что им известно о православных храмах нашей области;
ознакомить окружающих с проблемой заброшенных храмов и выяснить, нужно ли сохранять заброшенные храмы и как это сделать.
1.3. Методы исследования.
В работе мы использовали методы практического исследования (экскурсия), методы опроса (анкетирование). Во время экскурсии мы вели фотосъемку. Из этого материала мы сделали презентацию, которую, по нашему мнению, можно использовать на уроках и на классных часах.
Глава 2. Содержание исследования.
2.1. Кому принадлежало село Чуфарово?
Когда-то село Чуфарово принадлежало двоюродной бабке знаменитого земляка-писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Здесь когда-то была фантастически красивая усадьба, которую сравнивали с «дворцом Шахерезады» — так великолепно выглядели расписанные диковинными сюжетами его стены, удачно гармонирующие с роскошной обстановкой.
2.2. С. Т. Аксаков о селе Чуфарово.
С. Т. Аксаков писал: «Дом поставлен на небольшом косогоре, из которого били и кипели более двадцати чудных родниковых ключей. Дом, косогор, родники — все это обхватывалось и заключалось в богатом плодовом саду на двенадцати десятинах, со всевозможными сортами яблок и вишен». А вот еще: «Мы рано выкормили лошадей в слободе упраздненного городка Тагая и еще засветло приехали в знаменитое тогда село Чуфарово. Уже подъезжая к нему, я увидел, что это совсем другое, совсем не то, что видал я прежде. Две каменные церкви с зелеными куполами, одна поменьше, а другая большая, еще новая и неосвященная, красные крыши господского огромного дома, флигели с колоколенками бросились мне в глаза и удивили меня».
В эту усадьбу, к своему другу детства Михаилу Куроедову, приезжал генералиссимус Александр Суворов. Сама двоюродная бабушка Надежда Ивановна Куроедова была описана в романе «Семейные хроники» под фамилией Куролесова. Она первая в Симбирской губернии попыталась локально отменить крепостное право. После ее смерти 21 января 1806 года по духовному завещанию она определила, что все ее крепостные вместе с землями становятся навеки вольными хлебопашцами. Им же она подарила две водяные мельницы, луга Бекетовской пустоши, два каменных флигеля и разведенный ею фруктовый сад. Господский же дом она завещала своему племяннику, титулярному советнику Тимофею Степановичу Аксакову (отцу С.Т. Аксакова).
Однако многочисленные родственники сумели оспорить завещание, и вольную хлебопашцы не получили, а их выступление было подавлено полицией.
2.3. Церковь Святой Троицы в селе Чуфарово.
В Государственных списках недвижимых памятников истории и культуры на территории с. Чуфарово Майнского района Ульяновской области значится выявленный объект культурного наследия (памятник истории и культуры), поставленный на государственную охрану Распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 № 959-р.
Храм в честь Пресвятой Троицы построил Максим Максимович Куроедов. Куроедов М.М. был мужем двоюродной сестры дедушки С.Т. Аксакова – Надежды Ивановны. В 1770-х годах Куроедов перевез из Симбирских имений крепостных крестьян и основал на башкирской земле деревню, название которой дал в честь своей жены Надежды (Надеждино).
С середины прошлого века уже утрачена колокольня, местами разрушен свод храма, нарушена кровля. Полностью разрушен карниз и фриз южного фасада. Верхний слой кирпича на здании церкви сильно выветрен. Белокаменная облицовка цоколя также не сохранилась.
2.4. Анкетирование.
Нам захотелось узнать, знает ли еще кто-нибудь из наших сверстников об этом храме. Чтобы это выяснить, мы провели анкетирование. В анкетировании приняли участие учащиеся четвертых классов нашей школы. Были получены следующие результаты.
84% опрошенных бывали в православных храмах, 66% из них знают о заброшенном храме Святой Троицы. На вопрос, нужно ли восстанавливать заброшенные храмы, положительно ответили 80% опрошенных. Из них 44% считают, что это нужно для религии, а 56% считают храмы культурным наследием.
В классе мы провели беседу на тему: «Сохраним храмы. Как?». А также поместили статью с фотографиями в нашей школьной газете.
Глава 3. Заключение.
3.1. Выводы.
В ходе работы над данным проектом были сделаны следующие выводы:
1. Информация о заброшенных храмах нужна для расширения кругозора.
2. Нужно сохранять и восстанавливать заброшенные храмы, ведь это то, что создали наши предки, это история нашего края. И лучше, чтобы сохранившиеся старинные фрески оставили при восстановлении в их первоначальном виде, ведь это наше наследие.
3. Восстановление храмов зависит от количества прихожан, потому что храмы нельзя оставлять без присмотра. Ведь это не только памятник архитектуры, но и святое место, которое служит людям домом для общения с Богом.
Приложения.
Приложение 1.
Храм в честь Пресвятой Троицы построил Максим Максимович Куроедов.
Церковь Святой Троицы (православный храм) 1799-1802 гг.
Приложение 2.
Заброшенная церковь.
Приложение 3.
Внутренне убранство церкви Святой Троицы в селе Чуфарово. Пол внутри храма выложен оригинальной цветной метлахской орнаментальной плиткой.
Приложение 4.
С.Т. Аксаков историю о М.М. Куроедове, и о двух храмах в Чуфарово описывает в своей «Семейной хронике». История этого храма связана с человеком, который оставил свой след не только в истории регионов Поволжья, но и всей России, навсегда оставшись в произведении русского писателя С.Т. Аксакова.
Приложение 5.
С середины прошлого века уже утрачена колокольня, местами разрушен свод храма, нарушена кровля.
Литература.
1. Мартынов П.Л. «Селения Симбирского уезда». Симбирск, 1903 г.
2. Дмитрий Илюшин. Аксаковские храмы.
3. Литературно-краеведческий журнал «Мономах»
4. Ресурсы Интернета
Забелина Маргарита Владимировна