Урок на тему «Зимняя картина» (1–4 классы)
Министерство образования Иркутской области
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 1 г. Усолье – Сибирское» (ГОКУ СКШ № 1 г. Усолье-Сибирское)
Зимняя картина.
(Изобразительная деятельность)
1 класс.
Автор: Карпенко Наталья Эдуардовна, учитель
ГОКУ СКШ №1 г. Усолье-Сибирское
2023 г.
Зимняя картина.
Цель урока: Уточнение знаний детей о зимних явлениях в природе, совершенствование умений детей создавать картинки зимней природы на основе знаний, полученных при восприятии окружающей действительности.
Задачи:
Обучающие-активизировать познавательный интерес к искусству и природе.
Учить осознано выполнять построение аппликации, используя ватные диски.
Формировать умения самостоятельно находить решение художественных задач.
Развивающие-развивать память, внимание и кругозор учащихся. Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию.
Воспитательные-формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, аудиозапись «Кабы не было зимы», пейзажи зимы.
Для учащихся: картон, ватные диски, клей карандаш, клей ПВА, дырокол «снежинки».
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Есть волшебные слова,
Скажешь, сразу тишина.
Будь внимательным, дружок!
Начинается урок.
Артикуляционная гимнастика.
- Ребята для того, чтобы наш язычок не ленился и красиво и грамотно разговаривал мы с вами проведем артикуляционную гимнастику.
II. Введение в тему урока.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Ответ: Зима)
-Ребята, а какое сейчас у нас время года? (Ответы детей).
-А как вы это узнали? По каким признакам? (Ответы детей)
-Молодцы ребята, с наступление зимы становится все холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи. Это происходит потому, что солнце в это время года находится низко над землей и не прогревает землю. Холодный воздух приносит тучи, в которых капельки дождя под действием холода превращаются в снежинки. Зимой бывают сильные морозы. В такую погоду снег становится рыхлым и скрипучим.
С каждым днем всё холоднее,
Греет солнце всё слабее,
Всюду снег, как бахрома-
Значит к нам пришла зима.
- Посмотрите ребята на зимние пейзажи, зима очень красивое время года, вся земля и деревья покрыты пушистым снегом, который блестит на солнце. (слайд 1)
Давайте послушаем замечательную песню про зиму. (учитель включает аудиозапись «Кабы не было зимы»).
- Ребята, а сейчас давайте с вами посмотрим какие признаки есть у зимы. (слайд 2)
1. На улице морозно.
2. Вода превращается в лед, замерзают водоёмы.
3. Ночи становятся длинными, а дни короткими.
4. Идёт снег, образуются сугробы.
5. Люди надевают теплую одежду и обувь.
6. Дети катаются на санках, коньках и лыжах. Катаются на горках, лепят снеговиков.
7. Некоторые звери впадают в спячку. Другие меняют окрас своей шерсти.
8. Птицы, которые не улетели зимовать на юг, держаться ближе к человеку и нуждаются в корме. Поэтому так важно зимой подкармливать птиц и делать для них кормушки.
- Ребята, а в какой одежде мы ходим зимой? (ответы детей). Посмотрите на картинку кто из детей оделся правильно? (слайд 3).
Игра «Четвертый лишний» (слайд 4).
- Ребята, сейчас я буду вам показывать одежду, а вы должна назвать какая из них не относится к зимней одежде.
- Молодцы ребята, вы многое знаете о зиме и сейчас мы с вами будем делать аппликацию «Зимняя картина». Но прежде, чем преступить к работе мы разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Физминутка.
«Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем совсем не сладкий.
Раз – подбросим.
Два – поймаем.
Три – уроним
И …сломаем.
Загибают пальчики, начиная с большого.
«Лепят», меняя положение ладоней.
Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.
Грозят пальчиком.
Смотрят вверх, подбрасывают
воображаемый снежок.
Приседают, ловят воображаемый снежок.
Встают, роняют воображаемый снежок.
III. Творческая практическая деятельность учащихся.
- Ну, а сейчас ребята мы с вами будем делать вот такую аппликацию.
Которая называется «Зимняя картина». Посмотрите на наше одинокое зимнее дерево, что можно добавить на нашу картину? Правильно, не хватает снега. С помощью чего мы можем изобразить снег? Чтобы изобразить снег, нам помогут ватные диски. Нам с вами понадобится картон, клей карандаш, клей ПВА и ватные диски.
- Ребята, в какой формы у нас ватный диск? (круглый).
- А какого цвета? (белый).
-Молодцы, для того чтобы приклеить детали к картине мы будем использовать клей.
Техника безопасности при работе с клеем.
1. С клеем обращайся осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия аккуратно, если нужно пользуйся кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
6. По окончании работы обязательно вымыть с мылом руки и кисть.
Ход работы.
Для работы нам понадобится: синий картон со стволом дерева, клей, ватные диски.
1. Сначала мы аккуратно намазываем клеем ватный диск, с одной стороны, переворачиваем и приклеиваем его на нашу заготовку. Прижимаем рукой.
2. Берем следующий диск и также приклеиваем. Нужно приклеить столько дисков, чтобы получился снег на картине. Он будет на дереве, а под деревом - сугробы.
- А чтобы украсить нашу картину мы с помощью вот такого дырокола сделаем снежинки и приклеим их на нашу зимнюю картину.
IV. Итог. Выставка работ и обсуждение.
- Ребята, у вас получились чудесные зимние картины.
- Сегодня вы очень хорошо потрудились.
- Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение.
Вот волшебница зима,
Белая царица.
Все укутала деревья,
Пусть им сладко спиться.
- Чему новому научились на уроке?
- Что вам понравилось?
- А теперь из ваших работ мы вырастим сказочный зимний лес. Посмотрите, какой он получился замечательный!
Медведева Татьяна Петровна
Ирина Владимировна Казарцева